Мальчику жизни не жалко-2

Анатолий Апостолов
   
           "МАЛЬЧИКУ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛКО..." -2
ГЕНЕЗИС  АУТОАГРЕССИВНОГО  ТЕРРОРА: от народника-бомбиста до подростка-смертника
                "Жизнь моя - это я сам... тот, который через мгновение  может превратиться в ничто. Ужасно думать, что может  настать  день, когда я  не буду в состоянии сказать: "я"!  Если это так, то мир -  только   комок грязи."
                Михаил ЛЕРМОНТОВ, 1831 г.
 1. Наш мир -  не свалка для падали.   
    "Российско-американская" революция рубежа 80-90-х годов  ХХ  века, по словам Бориса Ельцина,   разрушила  постылую советскую жизнь, создала  новые отношения   собственности и  новую гражданственность, но, возникшая параллельно с ней криминальная революция, породнившая криминал с юстицией и силовыми структурами власти,  по мнению писателя Виктора Астафьева, окончательно   обесценила  человеческую жизнь. Целое поколение, пройдя  трагический конфликт с Верховным  Советом,  тотальное  грабительское изъятие денежных вкладов и "гробовых денег", пережив  две  чеченских военных компании, драму приватизации, дефолт и коренную  трансформацию  экономики, породило  на свет новое поколение, ещё более больное и невостребованное и по сути ненужное  стране и её правителям. И не потому ли, то там, то здесь на  символическом невольничьем рынке  возникает очередной бунт-теракт "живого товара", крайне возмущённого  своей  явно  заниженной ценой, указанной на ценнике  легитимными работорговцами. (
     При старании, в каждом новом поколении    можно найти  прототипы героев  прошлого, знаковых героев своего  времени - своих Байронов и Чайльд Гарольдов, Лермонтовых и Печориных, "странных и лишних людей",  бунтарей-мыслителей, которых не устраивают  нравы, обычаи и законы  окружающего  их мира. У каждого поколения присутствует своё ощущение присутствия  на  ленте исторического конвейера,  у каждого в душе своя доля оптимизма и пессимизма,  свой бунт и протест, но выражается он по-разному.  Почти каждый желает  быть только   ярким субъектом, а  не серым, безликим  объектом исторического процесса, "навозом истории".
    Среди таких можно заметить редких сегодня юных  наследников  просвещённых гуманистов и христиан-демократов, отрицающих тотальное государственное насилие и  социально- политический террор: «Да, наш мир – юдоль скорби  и страдания, но и не райский заповедник для  блаженствующих скотов и  не свалка для падали». Эти подростки и молодые люди  стараются в корректной форме   выражать  своё право  на  достойное   "место под солнцем", право   на жизнь творческую, осмысленную,  радостную  и  охотную. Но это своё право они транслируют обществу  как должное, как право наследственное и сословное. Среди них много социальных мечтателей и  романтиков  либерально-демократического толка, но не им предстоит  конструировать своё будущее.
     Каким будет будущее страны и народа, во многом будет зависеть  от тех, кто намерен уже сейчас разрушить старый и косный мир. К ним принадлежит новая интеллектуально и социально неоднородная, психофизически проблемная, численно  значительная часть  последнего     поколения Z.   В  данный момент  она является слабо изученной  и социально трудно предсказуемой.   Она состоит как из глубоко аполитичных и социально анемичных групп, так и из легко внушаемых, эмоциональных и гиперактивных подростков, как   из состоятельных  нигилистов-циников, так  и  из множества  малоимущих  одиночек-эгоцентристов и яростных ниспровергателей.  Они отрицает этот мир вообще: «Этот страшный, чужой и жестокий мир не  должен вообще  существовать, пусть он  погибнет вместе со мной».
     Представители этой молодёжной  группы способны на любое преступление против человечества,  так как их личная  гибель им нипочём.  Самые просвещённые (и отчасти посвящённые)   из них  знают, что  после "программы самоликвидации человечества", исчезнут первичное и вторичное, жизнь и смерть, память и беспамятство, позор и слава. Всё сущее превратится в Мгновенной Вечности в символ Нуль и сожмётся в одну незримую,  условную Точку, и станет в свете идей Стивена Хокинга предметом изучения высшей философии и высшей социологии инопланетного разума и саморазвивающегося искусственного интеллекта.   Приблизительно такова "философия Вечности" у самого образованного, интеллектуально развитого  сегмента  поколения Z. Она является  своеобразным, слегка обновлённым логическим продолжением  "философии жизни"  семнадцатилетнего поэта Михаила Лермонтова, который в письме в 1831 году  к  Марии Александровне Лопухиной  писал: "Жизнь моя - это я сам, говорящий вам, и  тот, который через мгновение  может превратиться в ничто. Бог знает, будет ли существовать моё "я"  после  смерти. Ужасно думать, что может  настать  день, когда я  не буду в состоянии сказать: "я"!  Если это так, то мир -  только   комок грязи." (Ломунов К. Н. М. Ю. Лермонтов: Очерки жизни и творчества. — М:, 1989)
      Такая философия жизни и Вечности" не окрыляет юную  душу, а ввергает её  ещё глубже в экзистенциальную пустоту,  в гнетущее одиночество с его  ощущением богооставленности. 
     Сегодня  подростковый цинизм и фанатизм иного свойства, в нем  содержится  высокий процент  юношеского идеализма и  фатализма. Умопомрачительная сложность мира, тяжесть его познания и порой невыносимый груз жизни настолько угнетают подростка, что он втайне  от себя ищет предлога для гибели, и чем "благороднее" этот предлог, тем с большим фанатизмом испытывается СУДЬБА.  Сегодня в российских СМИ эта фанатическая  приверженность подростков своим придуманным (или внушённым извне) высоким идеалам называется возрастным безумием, юношеским  умопомешательством. При этом политологами  полностью  исключается социально-экономическая составляющая этого распространённого "возрастного безумия".

2. Это новое и последнее поколение Z.

     Сегодня, как и сто лет назад, накануне революционного "красного террора" и невиданно  жестокой гражданской войны,  мыслящая часть российского общества снова оказалось впереди морально устаревшей системы  управления. На стыке двух веков и двух тысячелетий  народилось ещё одно новое поколение, которое мы не знаем и не понимаем, которое не хочет знать и понимать нас, воспринимает нас сегодня как  чуждый и даже враждебный  ему   биологический  вид.
   Это поколение  социально  активных, непредсказуемых и неуправляемых подростков страшит и пугает  родителей и работников просвещения, широкую общественность и представителей органов государственного управления.  Сегодня старшее поколение  российских граждан с одинаковой силой  любит, боится и ненавидит  свою юную поросль, ибо она олицетворяет собой гробокопателей старого мира и   Будущее, то призрачное "прекрасное далеко", которое грозит новой Бедой. Особенно боятся и ненавидят  детей нового поколения те, кто по долгу службы  должен заниматься их воспитанием в духе человечности, гражданской доблести и  природного отчизнолюбия. Особенно боятся детей те, кто по долгу службы должен охранять счастливое  детство и  обеспечивать государственную безопасность.
    Общий спад позитивного настроения, отсутствие в обществе ощущения роста и движения, видения  перспективы -личной и общей  - значительно омрачает в юных душах  светлый  дух животворного  внутреннего самоощущения, у кого-то   создаёт  социальный паралич и сонное безразличие к себе и к миру, у кого-то  хроническую депрессию и  склонность  к суициду, у кого-то агрессию и аутоагрессию. Сонная (снулая) атмосфера общества, экономически-географическое неравенство регионов, денежное, интеллектуальное  и моральное неравенство порождают в  молодёжной  среде идеологию активного протеста и бунта или вопли  крайнего  отчаяния и  безысходности в этом самом жестоком из миров: "ПОЧЕМУ ВЫ ВСЕ ТАКИЕ ЗЛЫЕ?" 
      Совершить спонтанно тройное немотивированное убийство у себя  дома, где "всё надоело", или вполне обдуманно и хладнокровно  устроить   теракт в общественном месте, в колледже или на людной улице, где "всё до рвоты ненавистно" превратить акт убийства и самоубийства в протест против своего, ставшего чужим сообщества, города и даже  страны  - основной и жгучий мотив болезненно  тщеславного юного  мстителя-смертника.   Превратить теракт в  ПРОТЕСТ ПРОТИВ ТАКОЙ  ЖИЗНИ  И ТАКИХ ЛЮДЕЙ ВООБЩЕ, которым надо за все  как следует отомстить, а потом "красиво" уйти из этой подлой жизни.
     Плохо, когда общество   морально и духовно-нравственно нездорово, когда в нем  граждане "все такие злые" и жестокие к животным и людям.      
    Плохо, когда взрослые   боятся и ненавидят детей. Плохо, когда старшее поколение, ограбив страну, и лишив молодые поколения будущего на триста лет вперёд, согласно пойти  на любое преступление против человечества ради сохранения награбленного и неправедно нажитого имущества.  Плохо, когда  "мальчику жизни не жалко", когда "мальчику смерть нипочём". Плохо, что жизнь  в стране для многих малоимущих ограбленных и обманутых граждан настолько тошна и неприглядна, что МАЛЬЧИКУ НЕ ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ. Такой мальчик способен унести с собой в Небытие не один десяток сверстников и взрослых. А  глубоко впавшие в манию величия и властительный маразм взрослые, способны  в безумной ярости уничтожить всю планету под печально   известным гнусным лозунгом: "После меня хоть потоп!"      
     Здесь, у "бездны мрачной на краю", в борьбе за  "всемирное могущество", за власть  над жизнью и смертью других людей, государственный и индивидуальный  терроризм во всех случаях смертельно опасен, ибо он есть порождение монстра власти и  основан на идеологии безумия и мании величия.  конкретного авторитарного  властителя. Человек, не критически  бунтующий против вечных и неизменных законов мира  и беспроверочно самоуверенный есть человек опасный. Человек, совершающий ради своего актуального  могущества   преступления против природы, жизни и человечности, есть человек  вдвойне опасный, ибо вне рефлексии такой человек  остаётся даже  в кресле Председателя  Земного  Шара,  недочеловеком, интеллектуально и духовно обездоленным и тотально  одиноким. Обладатели верховной власти, "князья мира сего" финансовые магнаты и олигархи  не хотят новой мировой войны на взаимное  уничтожение, но и не хотят при любых, самых экстремальных  условиях терять свою власть. А посему, чтобы сохранить свою власть они вынуждены прибегать к войнам, к "горячим" и "холодным" (информационным), где годятся  любые виды терроризма и насилия.
      Любая агрессия - военная или мирная  информационная -  основана  на  экстремистской идеологии, в основе которой лежит  непримиримая борьба за  власть над  всем миром.  Стратегия  ведения "войны без границ" против всего мира за  полное обладание им, порождена  древней  логикой противодействия  превосходящим  силам противника, согласно которой  для полной и окончательной победы (даже пирровой) применимо любое оружие массового уничтожения. В борьбе за  мировое лидерство, за сохранение своего финансового и политического могущества сегодня вполне возможно и реально применение   даже  такого  АБСОЛЮТНОГО  ОРУЖИЯ, как, например, "проект Т-15"  (100-мегатонная  термоядерная 25-метровая  "царь-торпеда", придуманная в 1961 году академиком Андреем Сахаровым). Такая "царь-торпеда", обеспеченная малогабаритным ядерным реактором, со скоростью хода в 200 км/ч, способна стереть с лица Земли целый континент, изменить в течение трёх суток  климат на планете на целое столетие. Вполне возможно, что скоро абсолютное оружие может стать  веским аргументом любого, самого жёсткого  ультиматума и  немыслимого ранее  политического шантажа со стороны  одной из ведущих держав мира, обладающей самым    мощным ядерным потенциалом. Многое будет зависеть от психического здоровья  руководителя страны-агрессора, от  разума и мудрости его  ближайшего окружения.
      Почти все войны начинаются с провокации, с террористического акта или  с "героического" наступления одной из сторон, а заканчиваются  залповым ракетным  ударом, химической атакой, ядерной бомбардировкой.  Наступила пора пирровых побед, всеобщих поражений и бед, когда война ради славы и мирового  могущества заканчивается гибелью  всего  несуразного  и  беспокойного человейника.
25.12.2018.