У точки невозврата Гл. 22

Ольга Егорова 3
Глава 21 http://www.proza.ru/2018/12/20/898

                Глава 22

                Заводская "Штучка"

  Конечно я не мечтала о том, что буду работать на заводе. Но целая "цепь событий" привела меня в один из дней к доске объявлений:"Требуются." А поскольку я была на вокзале, а комбайновый завод как раз рядом с ним, зашла именно туда. На вопрос, кем бы я хотела пойти работать, ответила:
- Куда направите туда и пойду, так как ни одно из названий специальностей мне ни о чём не говорит и, в любом случае, меня надо учить.
 
  И тут, на моё счастье или на несчастье, моё же, дверь приоткрылась и заглянула в комнату очень миловидная женщина:
- Новенькая? Куда?
- Ещё не знаю, - честно призналась я.
  Она вошла.
- Пойдём ко мне! В крановщицы. Цеховая интеллигенция! Чистенько. Денежка хорошая!
- Да я ж не умею! И высоты боюсь страшно.
- Так научим! А высота то какая? Пойдём, покажу!
  И повела меня, как потом я поняла, в самый старый цех.
  "Ну на такой-то высоте, наверное, смогу!" - вздохнула я с облегчением и согласилась.
 
  Наталья Ивановна не сказала мне сразу, что девчата в набранной группе проучились уже четыре месяца, поэтому полугодовую программу мне пришлось освоить ускоренными темпами и уже через два месяца я вместе со всеми сдала экзамен и прошла практику. Правда, почти пару недель мне пришлось просто кататься с другими крановщицами и "пинать гайки по конвейеру" в ожидании совершеннолетия.
  Это был конец августа, а во второй декаде сентября я получила допуск к самостоятельной работе. Направили меня в сборочный цех.

  Обучали нас и проходили мы практику на двухтоннике (мостовой электрокран, ещё его называли кран балка), а посадили меня сразу на пятитонник. С первых же минут стало ясно, что и скорость, и мощность у крана совсем другие!

  Не знаю, какое чудо спасло меня от несчастного случая в первый же рабочий день, но до сих пор помню имя бедолаги, который чуть не по-пластунски отползал, спасаясь от груза, с которым я не сразу справилась - раскачался. Какой же выдержкой  обладал Пётр! Даже не упрекнул. Лишь сказал:
- Давай, поосторожней, ладно?!

  В обеденный перерыв я уже рыдала в кабинете начальника цеха и говорила, что в жизни больше на кран не поднимусь.
  Начальник вызвал крановщицу со стажем, бригадира и вопрос решили. Посадили меня на двухтонник. Так все десять месяцев я и проработала "на крышах".
  Освоилась на удивление быстро, успокоилась.
Прошла неделя самостоятельной работы в первую смену. Жизнь налаживалась!

  И вот первая ночная.
  Случилась какая-то накладка. Работы долго не было. Паренёк с соседнего участка начал от безделия донимать меня разными "глупостями". Чтобы пресечь эти "поползновения", кран отвела от площадки и... не заметила, как уснула.
  Оказалось, пытались разбудить меня всей бригадой! И по очереди кричали, и скандировали все вместе! Ничего не помогало! Я не смогла из общего шума выделить их голоса.

  Хорошо, хоть проснулась не под утро. План выполнить успели, но мне категорически запретили отъезжать от площадки в минуты "отдыха". На какое-то время ко мне прицепилось:"Спящая красавица".
  Мужички подтрунивали, мол не отогнала бы кран в сторону, глядишь, поцелуем бы кто-нибудь и разбудил.
 
  Немного позже этот титул затмило другое "словечко".

  Как-то во время работы мне показалось, что что-то работает не так как обычно. В обед я заглянула к слесарям и сказала:
- Ребята, там у меня на кране, наверху, штучка, которая туда-сюда бегает (всё это я показывала "на пальцах"), как-то не так бегает!
- Штучка! - покатились те со смеху, - Девочка, эта ШТУЧКА называется - электротельфер! И чему вас только учат! Штучка!..
 
  Так ко мне и приклеилось:"Штучка!"
  Зато я до сих пор помню, что такое - электротельфер. И, как бы там ни было, я оказалась права и ремонт был нужен.

  Кое-кто называл меня Южанкой. Я была в то время жуткой мерзлячкой. Видимо, из-за постоянно низкого давления, но все думали, потому что я с юга. Ну, с юга, так с юга!

  С тех же пор у меня появилась страшная зависимость - жареные семечки.
Сколько я их сощелкала за свою жизнь! А началось всё именно с завода, с ночных смен.
  Однажды довелось услышать:"Сразу видно, кто в ночь был: Валюха - все крыши в окурках, Ольга - в шелухе, Людмилка - чисто!"
  Стыдно то как!

  После этого коробочку под шелуху завела. И чего раньше не догадалась? Эх!

  А Людмила - это отдельная история! Работали на одном кране, жили в одной комнате, а виделись очень мало. Она ещё и училась в политехническом институте на вечернем и занималась парашютным спортом. Даже в сборной края была. А это частые тренировки, сборы, соревнования. О  ней рассказывали, что всегда на прыжок с улыбкой шла!
  Кроме всего прочего мама у неё тяжело болела. С онкологией в больнице очень долго лежала. Брат на дневном в институте учился. Ему помогала.
  Когда только всё успевала?

  Другая соседка по комнате Наталья. Бывшая стюардесса. Очень красивая девушка. Глазищи на пол лица, да цвета небушка. Тоже крановщица, но работала на другом участке.
  Её тоже всегда вспоминаю со слезами на глазах.

  Так уж получилось, что попала я на завод с кипящей от обид и разочарований душой и лишь десятью рублями в кармане. Каменданша в училище высчитала с меня за утерянный тазик и сожжённый утюг. Тазик кто-то увёл, пока я на минутку отлучилась из комнаты, где мы стирали.
  Вот тебе и будущие педагоги!
  А утюг даже не знаю у кого погорел, но платить за него пришлось почему-то тоже мне, иначе обходной не подписывали, а без него не отдавали документы.

  Помня мамин ответ, после того, как я сообщила ей, что забрала документы из педагогического училища:"Не хочешь учиться, познавай радость физического труда!" - для домашних я "потерялась." Писем не писала. Звонить я и раньше не звонила.
 Исчезла на несколько месяцев. Для себя решила:"Просить ничего не буду! Вот встану на ноги, тогда объявлюсь!"

  Через полмесяца учёбы, когда все получали аванс, меня не оказалось в списках. Забыли. В получку - та же история. Получилось, что я почти два месяца жила впроголодь: стакан молока или томатного сока и булочка (10 копеек за молоко или сок и 4 копейки маленькая булочка или четвертинка булки ржаного хлеба). Считала, что повезло, если в магазине уже был разрезан хлеб. На четвертинки резали редко, а половину булки не брала, чтобы не превысить дневную норму или не съесть завтрашнюю порцию. Может поэтому люблю "черняшку" до сих пор, а булочки стряпаю большими. Комплексы, наверное.
 
  В столовую я никогда не ходила. В комнате тогда ещё жила в другой. Две девчонки были в отпуске и уехали по домам, а с третьей у нас не совпадали не только смены, но и взгляды на жизнь тоже. Она в первый же день дала мне понять, что жизнь с нею на одной территории мне точно раем не покажется. Попросить её о помощи или залезть в её кастрюлю у меня даже мысли не возникло.
  Ходила на учёбу пешком. Рано утром туда, к вечеру обратно.
  Вот так и жила.

  Однажды Наталья, с которой мы вместе учились, попросила помочь ей. Я зашла к ней в комнату, вместе повесили шторы, а потом она налила в тарелки суп и позвала к столу. А у меня слёзы ручьём.

  Наталья на следующий же день пошла к начальнику цеха, обсказала мою ситуацию и уже через день я получила деньги. За два месяца сразу!
  Вот так мы с ней и подружились. А позже она сама поговорила с комендантом общежития и я переселилась к ним с Людмилой.
  Жить стало легче.

  Самое первое, что я сделала после того, как получила свои честно заработанные, это купила талоны на обеды в столовой на целый месяц. Семьдесят копеек комплексный обед из трёх блюд, да ещё и с булочкой!
А потом пошла в кино. В большой кинотеатр в центре города с красивым названием "Луч". На все годы он так и остался для меня любимым.
  Перед сеансом купила ромовую бабу.
  Господи! Какая же она была вкусная!
  А на обратном пути взяла несколько фирменных печатных пряников в кондитерском магазине на улице Мира. Один в комнату для девчат и два домой.
 
  Домой!

  Казалось все беды позади. Сделала нужные покупки и с подарками для родных и билетом ожидала поезд.
  Как, кто и когда вытащил кошелёк из сумки я не знаю.
 
  Денег у меня не было даже на автобус, чтобы вернуться в общежитие. И я поехала  домой "зайцем", так как билет тоже был в кошельке.
 
   Это было ужасно! За дорогу контролёры проходили трижды. Два раза удалось "схитрить", то в туалете "отсиделась", то на перрон вышла, совпало со стоянкой, а вот на третий - попалась. Выручили, случайно проходившие по вагону, студенты из сельскохозяйственного института. Друг Виктора - Владимир с приятелями тоже ехал домой. Скинулись и заплатили. Всегда вспоминаю о них с чувством огромной благодарности.

   Дома было стыдно признаться, что я такая ворона, вспомнила про свою детскую "копилку", там набралось целых двадцать семь рублей и это казалось целым состоянием! Да ещё в тумбочке в общежитии талоны на обеды.
   Живу!

  Много чего было за эти десять месяцев. Разного.

  Был случай, когда чуть без ноги не осталась. Во время обеденного перерыва возвращались из столовой. Шли по главному конвейеру. Окликнули - обернулась, разговариваю, а сама иду - спиной вперёд. Кто-то не закрыл отверстие, через которое слесаря подключали шланг к шуруповёртам. И отверстие то небольшое, но тогда ещё худенькой была, так туда вся нога и проскочила.
  Страшно, больно!
  Ребята подскочили, вытянули и... конвейер включился.
  То есть, если бы чуть замешкались...
  Вспоминаю, а мурашки  и сейчас по спине.

  Однажды, чуть не уволили за нарушение техники безопасности.
  "Крыши" и соломотрясы цепляли рамой с четырьмя крюками. Чтобы не терять время поднимали эту раму не очень высоко и один парнишка всё время подпрыгивал и раскачивал её, а то совсем на крюке повиснет. Ну я его и приподняла чуток - метра на два, а может чуть выше. А не видела, что начальник цеха на всё это смотрит.
  Попало обоим. Чуть не уволили, но потом, ограничились тем, что лишили нас премии.

  Вскоре Наталья наша вышла замуж и переехала на съёмную квартиру, а к нам в комнату поселили ещё двух девчат Римму и Галку. Римма приехала из Хакасии, а Галя из Тувы. Хорошие девчонки. С обеими сложились добрые отношения, а Галка даже свидетелем была с моей стороны во время моего первого "похода замуж".

  Много лет прошло. А я то с теплом, то с отчаянной грустью вспоминаю то время. Ведь именно там я познакомилась со своим будущим мужем.
 
  И это тоже уже совсем другая история.


Глава 23 http://www.proza.ru/2018/12/27/283