Два села Ахмат в Саратовской обл. Страницы истории

Маргарита Бирюкова
Здесь представлен первоначальный (авторский) вариант статьи
"Хан Ахмат и память о нём в географических названиях Саратовской области. Два села Ахмат – страницы истории",
опубликованной в сокращении с Сборнике Национального Парка "Угра": "Природа и история Поугорья". Выпуск 9. Калуга - Москва. 2018. С. 12 - 134. У статьи два автора:

КУЗЬМИЧЁВА Г.Е., Лицей-интернат № 5  ОАО «РЖД» г. Красный Кут 
БИРЮКОВА М.А., Российский союз писателей


На географической карте Саратовской области немало мест, связанных с именами известных людей. Есть здесь и объекты, связанные с именем последнего влиятельного правителя Золотой (Большой, Волжской) Орды – хана Ахмата. Это: село Ахмат Красноармейского района, село Ахмат Краснокутского района, Ахматская гора и затопленный в начале 1960-х годов водами Волгоградского водохранилища Ахматский остров. В начале XX-го века существовали, по сведениям А.Н. Минха, «речка Ахмат, впадающая в р. Медведицу в с. Старых Бурасах Саратовского уезда; д. Ахматовка (Кочетовка) при р. Белгазе, Аткарского уезда (ныне Кочетовка), и сельце Ахматовка (Ивановка) при р. Кададе, Кузнецкого уезда» [1]. На современной карте России в соседней Пензенской области также есть два села Ахматовка, в Никольском и Каменском районах; а в Дубёнском районе соседней республики Мордовии протекает река Ахматовка. Не исключено, что их названия также имеют отношение к легендарному хану Ахмату.

Хан Ахмат, или правильнее Ахмад-хан – потомок Чингис-хана в двенадцатом поколении, из рода Джучидов, второй сын Кичи-Мухаммад-хана, правитель Большой Орды - большей части расколовшейся к тому времени на несколько ханств Золотой Орды, «повелитель громадного государства, которому подчинялись 12 поморий и 70 различных орд» [17]. Впервые хан Ахмат упоминается в русских летописях в качестве «царя» около 1460 г., где сообщается, что он приходил под Переяславль-Рязанский и разорил его округу, второй раз говорится о его набеге на юго-западные окраины Руси в 1472 г., когда им был разорён и сожжён дотла город Алексин. Но больше всего в истории хан Ахмат известен как организатор последнего и неудачного похода ордынцев на Русь в 1480 г., завершившегося многодневным «Великим стоянием на Угре» и последующим бегством ордынского воинства 11 ноября 1480 г. в свои пределы, в результате чего на Руси навсегда было свергнуто так называемое «татаро-монгольское иго» и был полностью восстановлен национальный суверенитет Русской земли. Современные историки, нумизматы, археологи, археографы тщательно исследуют эпоху правления хана Ахмата по сохранившимся письменным памятникам, монетам и артефактам; по многим частным вопросам разные учёные исследователи ещё не пришли к единому мнению, но за последние два десятилетия значительно продвинули вперёд научные знания об этом историческом периоде.  Уже практически научно доказана подлинность и тщательно изучены письма хана Ахмата Турецкому султану Мехмеду II Фатиху и Послание хана Ахмата Ивану III; изучены данные многочисленных раскопок на месте бывших городов Нижнего Поволжья XV века; опубликованы рисунки и подробные описания монет хана Ахмата, выпущенных в Тимур Бик-Базаре и т.д. Исследования продолжаются, и можно ожидать новых открытий.

Наиболее полную характеристику хана Ахмата и его правления, основанную на десятках источников, даёт в своей книге «Цари Ордынские» Р.Ю. Почекаев: «Правление Ахмад-хана – довольно нетипичное явление для поздней Золотой Орды: он не только удерживал власть в Сарае около двух десятилетий (1460 – 1481), но и вёл весьма активную внутреннюю и внешнюю политику. Ахмад находился в дипломатических отношениях с Римом, Венецией, Османской империей, активно вмешивался в дела Крыма, Восточного Дешта и Руси. В 1470-х гг. ему едва не удалось восстановить единство Золотой Орды, однако могуществ властителей Сарая к этому времени было настолько подорвано, что личных талантов и энергии Ахмада оказалось недостаточно для реализации его амбициозных планов» [2, С. 253]. Интересно, что после смерти отца, в начале своего правления, хан Ахмат управлял Ордою совместно со своим старшим братом Махмуд-ханом (ск. 1471 или 1476): «Махуд господствовал в южноусских степях и Северном Приченоморье, а главная ставка его располагалась в Хаджи-Тархане, Ахмад же получил в управление Поволжье и все земли на восток, которые еще подчинялись ордынским ханам» [2, С. 254]. У него было несколько жён, одною из них стала в 1450-е гг. Бади ал-Джамал (Бадке)-бегим, сестра Хусайна Байкары, будущего правителя Хорасана. Другая жена была сестрою ногайских мирз Мусы и Ямгурчи, тех самых, которые в 6 января 1481 г., сговорившись с Тюменским ханом Ибаком, также бывшим союзником Ахмата, предательски убьют великого хана, спавшего в белом шатре в своей ставке. У хана Ахмата было несколько дочерей и девять сыновей, один из них, Шейх-Ахмад стал преемником отца и последним ханом Золотой Орды [2, С. 254 – 255, 266].

«Московский великий князь Иван III, вступив на престол в 1462 г., - пишет Р.Ю. Почекаев, - в течение всего правления Ахмад-хана вёл себя совсем не как верный вассал и союзник – не приезжал в Орду за ярлыком сам и не присылал своих представителей, не слал и «поминков» - подарков, взяток и т.п., несмотря на регулярные требования Ахмата о выплате дани и явке самого великого князя в Орду» [2, С. 261- 262]. В 1480 г. Ахмат-хан в очередной раз прислал послов к Ивану III c таким требованием, однако Иван Васильевич, согласно преданию, разорвал ханское послание, «истоптал басму» и отправил ханских послов обратно со своим дерзким, «ругательным» словом. В итоге последовал поход на Русь, и вместе со своим ханом выступила «вся Орда»: шесть ханских сыновей и его племянник Касим из Хаджи-Тархана [2, С. 262]. Ещё в 1471 г. Ахмат заключил союз с польским королём Казимиром IV Ягеллоном, и в 1480 г. надеялся на его активную помощь, которую тот обещал. Именно с целью соединиться с войсками поляков хан вышел к Угре в июне 1480 г. Однако помощь Казимира IV так и не пришла.   О «Великом Стоянии на Угре» существует огромный пласт научно-исторической литературы, повторять которую здесь не считаем нужным. Однако отметим, что в 16-й книге «Лицевого летописного свода XVI века» хана Ахмата называют «царём» и изображают в царской короне, тогда как Великого князя московского Ивана III – в княжеской шапке [18].

Победа на реке Угре стала крупнейшим событием ХV века. В 1980 г. в Калужской области на 176-м километре автотрассы Москва-Киев у моста через Угру был открыт памятник Великому Стоянию. В 2014 г. во Владимирском скиту Калужской Свято-Тихоновой пустыни был открыт музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре».
Самое подробное описание села Ахмат, расположенного на правом берегу Волги при впадении в неё речки Стрелицы, а также Ахматской горы и Ахматского острова дал на рубеже XIX-XX вв. видный Саратовский историк Александр Николаевич Минх (1833–1912). Приведём выдержки из его труда «Историко-географический словарь Саратовской губернии»:

«АХМАТСКАЯ ГОРА на правом берегу р. Волги, близ с. Ахмата, Камышинского уезда; высота над уровнем моря ок. 130 саж.; название ее старинное и встречается у Олеария в его путешествии 1636 г. Он говорит следующее: «1 сентября при попутном ветре мы миновали (ниже Саратова) два острова, лежащих недалеко друг от друга и называвшихся Кривизна (Kriusna) и Сапуновка (Sapunofka), и вскоре затем достигли до Ахматской горы (Achmatzki gori), заканчивающейся у одного острова, носящего ее название и отстоящего от Саратова в 50 верст. Гора эта представляет прекрасный вид своей зеленой вершиной и с середины ее круто ниспадающими разноцветными полосами земли, которые внизу опять замыкаются длинной зеленой возвышенностью, или как бы уступом, нарочно и старательно сделанным. Когда, по захождении солнца, мы стали на якорь, то увидали на левом берегу 10 казаков (воровских), которые поспешно бросились к реке и, севши в лодку, пустились на другую сторону. Посланник Бругман тотчас же приказал 8 мушкетерам сесть в лодку, пуститься в погоню за казаками и, захватив их, привезти на корабль; но казаки успели уже перебраться, втащили свою лодку на берег и скрылись в кустарнике, так что наши, не исполнивши данного им поручения, темною ночью уже воротились на корабль. 2 сентября прибыли мы к острову Ахматскому».

АХМАТСКИЙ ОСТРОВ на р. Волге, у правого берега, от которого отделен Воложкой (рукавом), лежит верст 1,5 ниже с. Ахмата, Камышинского уезда, и устья речки Стрелицы. Длина его около 9 верст, он суживается к югу и отделен от правого берега более узким протоком, и рядом с ним, к левому берегу Волги, лежит остров Гусиный. Между ними течет широкое русло Волги; южный конец Ахматского острова лежит под 51° северной широты. Верстах в 15 ниже лежит Золотовский остров. Название Ахматского острова старинное и встречается у Олеария в 1636 г., который называет его «Achmatsko». (Примечание авторов: Ахматский остров был затоплен в начале 1960-х годов, при создании Волгоградского водохранилища. А ещё в 1950-е годы жители Ахмата, по воспоминаниям старожилов, переправлялись туда на лодках и косили на нём сено для своего скота).

АХМАТ, волостное село, Камышинского уезда, 2 стана, Ахматской волости, на правом берегу р. Волги (близ Ахматской горы), в 60 верстах от г. Саратова <…> На юго-восточной окраине села впала в Волгу р. Стрелица, а выше и ниже Ахмата Волга образует два больших острова, ниже лежащий – Ахматский, имея здесь течение с с.-з. на ю.-в. Крестьяне - бывшие крепостные графини Олсуфьевой, на дарственном наделе, и составляют одно сельское общество; все они великороссы, православные, старообрядцы <…> Полагают, что здесь был когда-то стан татарского хана Ахмата (1460-1470 гг.), имя которого и осталось за этой местностью. По древнему преданию, близ нынешнего с. Ахмата любил охотиться какой-то хан Ахмет (по объяснению проф. Ф.Е. Корша, Ахмет - татарский выговор арабского имени «Ahm;d», означающего - «Достохвальный»). <…> По данным 1894 г., с. Ахмат основано в 1709 г. и расположено на высоком правом берегу Волги, к которой имеет 3 удобных съезда. У села расположены пароходные пристани трёх компаний: Самолётской, Волгской и Купеческой. По преданию старожилов, нынешние крестьяне переселились сюда в 1730-1740 гг. из с. Воскресенского (теперешнего Вольского уезда), будучи первоначально дворовыми крестьянами, а впоследствии пожалованы помещику Обольянинову. Еще во второй половине XVIII ст. край этот был опасен от беглых и бродяг: здесь, по архивным документам, в 1781 г. в безопасных буераках скрывались шайки разбойничьего атамана хохла Дегтяренки, и тут, даже в середине XIX ст., часто ютился сброд бродяг и военных дезертиров. Атаман Дегтяренко выезжал по временам на дороги для наблюдения за проезжими и однажды напал со своими четырьмя разбойниками на какого-то офицера, ехавшего из Астрахани, и взял у него «без всяких побоев» порядочную сумму денег, платье и серебряные вещи; разделили все это между собою, а лишнее спрятали недалеко от своего притона в стоге сена. В дачах с. Ахмата есть семь холмов, называемых «Братья». У села на берегу Волги обнаруживаются толщи мела. <…> В селе перевоз через р. Волгу; приходская каменная православная церковь Воскресения, крытая железом, освящённая в 1827 г. (1 священник и 1 псаломщик); земская школа (открыта в 1862 г.); волостное правление Ахматской волости; сельское управление; фельдшерский пункт с 1 фельдшером; квартира полицейского урядника; земская почтовая станция (с 1872 г.) в 4 лошади; промышленных заведений - 16, питейных - 3, лавок – 4; мирской запасный хлебный магазин и пожарный сарай. <…> Крестьяне (в 1862 г. – 217 дворов, 1774 чел.) получили от помещицы графини Олсуфьевой дарственный надел в 921,6 дес. земли (в т.ч. 440 дес. пашни). Надел в одном участке и расположен весь на берегу Волги, на юг от села, имея в длину вёрст 7 и в ширину вёрст 1,5. Почва почти вся чернозёмная с примесью белого мелового камня; подпочва – серый известняк. Общий характер местности – гористый. Земля платежей не окупает; делится по ревизским душам. Кустарника в наделе до 50 дес.; огороды и сады крестьяне снимают у помещицы, платя ежегодно от 5 до 10 руб. за место; с 1861 г. разведённые ими сады после выхода на волю все остались за владелицею графиней Олсуфьевой, которая и сдает им эти сады на 12 лет и более. Весь надел составляет одно поле, которое пашется из года в год; выгон арендуется у экономии. В 1870-х гг. перестали арендовать землю целым обществом, а каждый домохозяин стал снимать отдельно за Волгой у крестьян сл. Покровской, с. Воскресенского и в немецких колониях от 4 до 10 руб. за сороковую (в 3200 кв. саж.) дес.; исполу берут в местной экономии гр. Олсуфьевых. Некоторые из крестьян занимаются торговлею горшками, другие промышляют на рыбницах (особого рода судах); летом отходят на полевые работы за Волгу. При селе находятся также земли: церковной – 66 дес. и бывшей помещицы графини Олсуфьевой – 6200 дес., с усадьбою. Против Ахмата левый берег Волги изрезан рукавами и расположено много немецких колоний Самарской губернии.
По земской переписи 1886 г., в с. Ахмате считалось 467 домохозяев, всего 2175 чел. обоего пола крестьян; грамотных - 196 муж. и 2 жен.; из 467 жилых изб 1 - каменная, остальные деревянные, 305 крыты тесом, остальные - соломою; плугов – 73, сох - 278, веялка - 1; лошадей - 533, коров - 257, гулевых - 68, телят - 125, овец - 601, свиней - 72, коз - 107; пчельников - 1 и 8 колод пчел. В земской школе обучались в 1886 г. 63 мальчиков и 5 девочек.

К 1887 г. из с. Ахмата переселились в Новоузенский уезд, Самарской губернии, на казённый участок, наличных 481 душ муж. п., так что к 1891 г. население с. Ахмата уменьшилось и осталось всего 1417 всех вообще жителей. В 1894 г. здесь было 480 дворов, из которых 4 общественных; наличных крестьян l894 г. было всего 1468 чел., составляющих 1 сельское общество. Две трети всего населения отклонились из православия в раскол; все великороссы. Кроме хлебопашества, крестьяне занимаются судопромышленностью, рыболовством и плетением корзин. От Ахмата считают до ближайшей колонии Севастьяновки (Антон) – 4 версты, до колонии Голый Карамыш (Панцырь) – 12 вёрст. <…>

По сведениям 1899 г.: село Ахмат расположено на Волге, между двумя крутыми и высокими горами и речками Ахматовкой и Севастьяновкой (также называемой Стрелицей), получившей свое название от кол. Севастьяновки, где она берёт своё начало из ключей. Население занимается судоходством, рыболовством, и небольшая его часть – хлебопашеством; последнее развито слабо ввиду малоземелья, так как общество имеет всего по одной дес. на ревизскую душу, в т.ч. выгон для скота, пахотной же земли причитается 1/8 дес. на душу, в ней же часть еще и неудобной. Крестьяне, занимаю-щиеся хлебопашеством, арендуют землю в Самарской губернии, за Волгою. Крестьяне большею частью принадлежат к расколу, так что можно считать 2/3 населения раскольников, принадлежащих к разным сектам: спасовцы, поморцы, филиповцы, федосеевцы, андреевцы, с подразделением еще брачных и не-брачных, есть также секта «скрывших», т.е. подпольников, которых небольшое количество. Большая часть принадлежит к поморской секте. <…> Воскресенская церковь в с. Ахмате построена в 1829 г. на средства генерала от инфантерии Обольянинова, каменная, крепкая, холодная, с двумя, кроме главного, престолами: в правом приделе - во имя Архистратига Михаила, в левом - во имя святителя Николая Чудотворца. Утвари в церкви не вполне достаточно; зданий, принадлежащих к церкви, кроме сторожки, никаких нет. К приходу Ахматской церкви принадлежит 2 деревни: Обольяниновка - в 20 и Студёнка - в 12 верстах; всех прихожан при церкви в 1896 г. числилось 2859 чел., в т.ч. раскольников - 747 чел. В приходе 2 школы: земская в с. Ахмате, и школа грамоты в д. Студёнке, открытая в 1894 г. графом Дмитрием Адамовичем Олсуфьевым. Земли при церкви усадебной не имеется, пахотной - 60 дес. и сенокосной - 6 дес. Дома у причта общественные, построенные на крестьянской земле; отопление свое.

АХМАТСКАЯ ВОЛОСТЬ состоит в ведении земского начальника 6 участка; она протянулась узкой полосой, от 3 до 8 вёрст ширины, на 32 верстах длины по правому берегу Волги, в которую впадают здесь маленькие речки: Еланка, Мордова, Стрелица, Студёнка (овраг Якова) и др. Волость граничит: с с.-з. и зап. - Сосновской (немецкой), с ю.-з. и юга - Золотовской вол., а с с.-в. она омывается р. Волгою, за которою лежит Самарская губерния. В волости 4 селения: с. Мордова и Ахмат, д. Студёнка и Обольяниновка (Бабановка тож); в 3 верстах от с. Ахмата лежит хутор графини Олсуфьевой в 1 двор. По земской переписи 1886 г., здесь считалось 1349 домохозяев, жилых строений - 1391, население - 6662 чел. крестьян, великороссов, православных и раскольников. Преобладающая почва волости - легкий чернозем, 1/2 аршина толщиною» [1].

В разные годы многие государственные деятели, учёные исследователи и любознательные туристы предпринимали путешествия по Волге и описывали её окрестности. В некоторых дошедших до нас записках можно найти и описание волжского села Ахмат. О самом раннем из них уже упомянул А.Н. Минх и привёл краткий отрывок. Но стоит подробнее остановиться на описании, составленном  немецким учёным, Адамом Олеарием (1599 – 1671), который дважды посетил «Московию» сначала в качестве секретаря, а потом и советника посольства, отправленного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к русскому царю Михаилу Феодоровичу и персидскому шаху Сефи I. Вот отрывок из заметок Олеария в современном переводе:

«1 сентября  до полудня около 9 часов мы проехали мимо города Саратова. Этот город лежит в 4 верстах от главной реки в ровном Поле, на рукаве, который Волга кидает от себя по левую руку. Здесь живут одни лишь стрельцы, находящиеся под управлением воеводы и полковника и обязанные защищать страну от татар, которые именуются у них калмыками: они живут отсюда вплоть до Каспийского моря и реки Яика и довольно часто предпринимают набеги вверх по Волге. <…> В этот день мы прошли с попутным ветром мимо двух островов, лежащих недалеко один от другого (они звали их Криушой и Сапуновкой), и вскоре прибыли к Ахматовской горе, конец который приходится у острова того же названия; последний считается в 50 верстах от Саратова. Гора эта красива с виду, ради зелени, покрывающей ее верхушку, крутого склона из пестрой почвы посередине, и длинного зеленого пригорка, замыкающего ее внизу в виде искусственного придатка. Здесь мы вновь встретили большой струг, выславший на лодке к нам несколько человек, известивших нас, что по эту сторону Астрахани они встретили 70 казаков, которые, однако, ехали тихо вперед и ничего им не сказали. 4 дня перед тем, однако, всего 10 казаков напали на них и отобрали у них несколько сот рублей. Казаки, правда, не пришли к ним на судно, где они вполне были в состоянии отразить разбойников, но отняли у них вышедшие вперед лодки с якорями, без которых им нельзя было обойтись, и продержали эти лодки, пока деньги не были уплачены. Когда по заходе солнца мы стали на якорь, то увидели по левую сторону у берега 10 казаков, которые спешили вверх по реке и в лодке переправлялись на другой берег. Посол Брюггеман тотчас велел 8 мушкетерам, частью из солдат, частью из людей свиты, на лодке поспешить за ними и доставить их на судно. Казаки, однако, вытащили лодку на берег и спрятались в лесу, вследствие чего наши, ничего не добившись, темной ночью вернулись на судно. Наш маршал по этому поводу имел горячий спор с послом Брюггеманом, которому говорил, что очень неудобно и опасно высылать людей ночью на подобные предприятия, в которых им нельзя оказать поддержки Брюггеман отвечал резкими словами.
2 сентября мы пришли к острову Ахматовскому, и в 20 верстах от него к другому — Золотому, который длиной в 3 версты» [3].

В 1767 году село Ахмат посетил граф Владимир Григорьевич Орлов – первый директор Императорской Академии Наук (с 1766), младший из знаменитых братьев Орловых. Он был в числе лиц, сопровождавших императрицу Екатерину Великую во время ее путешествия по Волге в мае-июне 1767 года; в Симбирске гр. Орлов простился с императрицей и продолжил путешествие вниз по Волге до Астрахани самостоятельно. Дорогой он вел подробный дневник. Вот небольшие выдержки из него:

«13-го [июня]. После обеда часу около 4-го, сев в шлюпку Соляной Конторы, поплыли вниз по Волге, проехали гору Цвег, лежавшую в 7 верстах от города, и много речек. Часу в 7-м прибыли в селение Сосновка… Часу около 9-го поехали далее и приехали, наконец, в Ахмат, Село Государево, часу в 11-м, 15 верст от Сосновки; по обе стороны оного текут две Севастьяновки речки; тут ночевали.

14-го [июня]. Поехали в селение Севастьяновку (иначе – Антон, немецкая колония), здесь находится 44 семьи и 40 домов, выстроенных в прежнее время; поселяне исповедания Лютеранского, а ныне Кальвинского. Здесь также на одной речке из помянутых мельница <…> Все жители зачали хлеб пахать, и я, сколько видел яровых, то они очень хороши <…> По обеим сторонам селения текут две Севастьяновки. Жители здешние кажутся состояния лучшего пред Сосновскими. Отсюда возвратились в Ахмат и завтракали у г. подполковника, находящегося здесь с эскадроном для поселения. Тут, простясь с Мещериновым, который поехал в Вознесенье назад, сели в шлюпку в 11-м часу подле села Золотого, 30 верст от Ахмата» [4]. Обратим внимание, что в 1767-м году Ахмат был «селом Государевым», царским, в котором стоял для поселения эскадрон под командованием подполковника.

Через два года, в 1769-м, Ахмат посетил Иван Иванович Лепёхин (1740–1802) - русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, академик Петербургской академии наук. Совершая по заданию Императорской Академии наук, под покровительством Государыни Императрицы Екатерины II, Оренбургскую экспедицию «для испытания естественных вещей в обширном нашем Отечестве», он проделал вниз по Волге путь от Симбирска до Каспийского моря, записывая в своём дневнике всё увиденное. Предлагаем выдержки из его «Дневных Записок» за 1769 год:

«Село Ахмат. Переночевав в селе Мордове, по утру отправилися в село Ахмат, отстоящее от Мордова в осьми верстах. Места, к сему селу лежащие, представляли не последнюю красоту природы. Пологие горы с возвышенных своих верьхов показывали Волжские струи с мимоходящими по ним судами. Глубокие и лесистые буераки испущали везде журчащие ключи прохладной воды, от которых влаги везде зеленели растения. Между оными наиболее глаза пленял восточной Сухоцвет. Для обоняния прелестна была зубчатая увечная трава. Сибирский куколь занимал побочени буераков. Равнины питали сплюснутой горох, называемой Алопекуроидес. Сколь приятны сии места были для растений, столь жалостный вид показывал дубняк. Особливый и, как мне кажется, никем не примеченный род жуков (scarabaeus crucifer и др.) обнажал дубовые дерева от их листьев. Сия маленькая тварь питалася одною листа мягкостию, и так чисто оную отделяла, что оставшиеся жилки листьев представляли совершенные оных скелеты. <…> Другой род насекомых не растениям, но сродным себе животным неприязнен, увивался по большой части на подсолнечных  травах. Он принадлежит к роду богомолов. <…> Он чрезмерно скоро летает, и поедает других насекомых, которые его величиною не превосходят.

Подъезжая к селу Ахмату нашли мы на полях множество малолетных обоего пола. Из них иные таскали воду, другие в земляные норы клали солому и всякую горючую материю. Мы подошед к сему позорищу спрашивали о причине их работы, и получили в ответ, что они вооружилися на истребление сусликов, которые отменно в нынешний год опустошают их пашни, у всякого было по куче сих умерщвленных бедняков, которых они относя в село получали душегубные деньги. Тут за копейку можно было их купить сотню. Сие смирное животное никогда до пашен не касается, но избирает себе степные места, дабы жить от людей в покое: но чрезмерные жары, иссушившие почти все прозябаемые на степных местах, по-видимому принудили их поселиться на крестьянских пашнях.

В селе Ахмате у наших гостеприимцов приметили мы ящичек с толченым угольем, стоящий на божнице. Мы думали, что и сие приуготовлено было на пагубу сусликов, и хотели знать употребление оного. Хозяин, человек пожилой, в благочестивом виде ответствовал нам, что это непагубное средство, но спасительное. Этот уголь, продолжал он, остатки Божеского гнева и с того пожарища, где небесным огнем пожжена была в соседстве нашем деревня. Человеколюбивый Творец, чем наказует одно племя, тем же самым пользует другому. Прошлого года посещены мы были Божиею волею моровым поветрием на рогатой скот и лошадей: но сей уголь, которой мы с мякиною больному скоту давали, много спас нашего скота; и мы его теперь храним до будущего нещастного случая. Изрядное средство, которое я толковать нужды не имею.
Ахматской лес. В селе Ахмате, переменив лошадей, рассталися с Волжским берегом и поворотили к Илавлинским вершинам. Путь лежал нам поперек Ахматского леса, который в длину с лишком на 15 верст простирается, и состоит из чернолесия. В сем угорном лесу в особливом множестве росла мариона: и хотя корень сей травы, как то всякому известно, весьма изрядной дает красной цвет, однако жители употребления ее не знают, и она пропадает втуне. Тут же мы нашли колоколчатой лен и при одном ручейке Бронкрес с листами ластовичника. Под тению леса радостно махал своими крылами Аполлон. Американской жительнице Клио (Papilio Clio) столь же был приятен Ахматской лес, как и сродная ей жаркая страна. Протей не гнушался и нашими сенными травами. Комедиальной клоп был в числе обитателей сего леса. Шеститочечной его земляк непрерывно с ним водился. Прекрасный Емеробий спутешествовал прочим.

Ахматской лес довел нас до Пфальцского поселения, отстоящего от Ахмата в 5 верстах, Севастьяновка называемого. Поселение сие стоит в весьма приятном месте; окружено отвсюду лесистыми горами, которых обширные подолы дают тучную пашню. Мимо самого селения протекает небольшая речка, Севастьяновкою называемая, которая без недостатку соответствует всем сельским надобностям.

Известные каменные горы, на полдень лежащие, приохотили сих поселян, впрочем искусных насадителей виноградов, завести тут виноград; но по объявлению их самих весь их труд и иждивение пропали тщетно: ибо суровость зимы, проницая далеко в недро земное, истребляет и самое коренье сего растения. По пашням поселяне нередко плугом выкапывают ноздреватую тяжелую железную руду, совсем, кроме тяжести, с железными огарками схожую; из чего заключать можно, что в сем месте много такой руды лежит не большим слоем сокрыто. Огарочное руды подобие заставляет думать, что тут в старину подземного огня сила имела свое действие.
Оставя Севастьяновское селение, ехали все степными местами до деревни Голой Карамыш…» [5].

О том, что в 1772-1773 гг. Ахмат продолжал оставаться «селом Государевым», сообщает в своих записках и выдающийся немецкий учёный-энциклопедист на русской службе Петер Симон Паллас (1741-1811). Рассказывая подробно о немецких колониях в окрестностях Саратова, об Ахмате он пишет кратко: «При самой Волге для малого токмо числа селений было место, поелику уже большая часть земли Ахмутскими и Золотовскими дворцовыми волостьми была занята» [6].

Член Саратовской ученой архивной комиссии  Н.Ф. Хованский отмечал, что «сначала Ахматские крестьяне были дворцовыми, но при Павле I вся Ахматская волость, в которую входили также село Мордово, основанное до 1750 г., и деревня  Студенка, «существовавшая уже много лет до Пугачева», была пожалована генерал-прокурору Обольянинову. Позже Ахматская волость перешла во владение графине Олсуфьевой» [7].

Подробно о владельцах с. Ахмат можно прочитать в статье М.А. Бирюковой «Из истории села Ахмат Камышинского уезда». Первый из них - Обольянинов Петр Христофорович (Хрисанфович) (1752-1841) – Генерал от Инфантерии, генерал-прокурор Правительствующего Сената при Павле I и член Государственного Совета. Был награждён многими орденами. В 1796 г. Павел I пожаловал ему 2000 душ в Саратовской губернии.  Выйдя в отставку, П.Х. Обольянинов долгие годы жил в Москве, за свой честный и прямой характер, за ревностное исполнение должностных обязанностей пользовался неизменным уважением и неоднократно избирался предводителем дворянства Московской губернии. Тщанием П.Х. Обольянинова были построены новые каменные церкви в сёлах Ахмат (1827–1829) и Мордово (1844). После кончины бездетного Петра Хрисанфовича новыми владельцами Ахмата и соседних деревень стали его близкий родственник Михаил Михайлович Обольянинов, а впоследствии его дочь графиня Олсуфьева (урожденная Обольянинова)  Анна Михайловна (1835-1899). Семья Олсуфьевых была близко знакома и поддерживала тёплые отношения с семьёй писателя графа Л.Н. Толстого. Сын А.М. Олсуфьевой – Дмитрий Адамович Олсуфьев (1862-1936) – видный государственный и общественный деятель, статский советник, неоднократно избирался Членом Государственного Совета от Саратовского Губернского Земского Собрания (с 1906 по 1915 гг.) [8].

Район волжского села Ахмат издавна привлекал внимание археологов и впервые был обследован членами Саратовской ученой архивной комиссии (Щеглов С.А. и др.) при содействии управляющего графа Д.А. Олсуфьева, А.П. Мегалова, ещё в начале XX века (1904-1912 гг.). В течение XX-го столетия и вплоть до настоящего времени здесь неоднократно проводили раскопки и исследования и другие учёные. Самый подробный рассказ о результатах их работ можно найти в диссертации Л.Ф. Недашковского «Золотоордынский город Укек и его округа» [9]. Были обнаружены два поселения: Ахматское городище и селище «Мартышкино», грунтовый могильник, клад монет и два местонахождения артефактов. Вот их краткое описание: 1) Ахматское городище. Располагается на берегу Волги между селами Ахмат и Мордово Красноармейского района, в 4 км к северо-западу от с. Ахмат. Помимо материалов городецкого времени (укрепления городища относятся к раннему железному веку) и эпохи бронзы на памятнике были собраны и золотоордынские. 2) Селище в урочище «Мартышкино». Располагается в 6 км к югу - юго-востоку от с. Ахмат Красноармейского района. Размеры поселения составляют 200 м в длину (вдоль берега Волги) и не более 10-20 м в ширину. Основные напластования памятника четко делятся на два слоя: финальной бронзы и золотоордынский (найдены также немногочисленные фрагменты керамики различных культур от неолита до городецкого времени), к которому относились 2 раскопанные В.А. Лопатиным постройки и металлургический горн. Мощность золотоордынских напластований местами достигает 1,5 м. Из находок золотоордынского периода, помимо керамики (в том числе различной и многочисленной древнерусской), встречены каменные жернова, железные изделия и серебряная монета «вероятно, начала XIV века». 3) Грунтовый могильник. В 100 м к западу от поселения в урочище «Мартышкино» в 1912 г. зафиксированы золотоордынские погребения в гробах с северной ориентировкой (руки захороненных были вытянуты вдоль туловища) и без инвентаря. В 1994 г. на краю террасы было вскрыто 19 безинвентарных погребений в гробах с юго-западной ориентировкой; руки захороненных располагались в области таза или на груди. В одном погребении найден железный срезень в виде узкой вытянутой лопаточки. 4) Клад монет: Ахмат. Около 1912 г. был найден клад в кувшине, состоявший из 900 серебряных джучидских монет 710-750 гг.х. (1310-1350 гг.). 5) Местонахождение: Ахматское I. В 4 км к северо-западу от с. Ахмат Красноармейского района в 20 м от обрыва к Волге был найден венчик золотоордынского керамического сосуда и небольшая бронзовая позолоченная пластина. 6) Местонахождение: Ахматское II. В 4 км к юго-востоку от села были найдены 2 фрагмента золотоордынской гончарной керамики [9].

Известно, что первые Золотоордынские ханы были язычниками. Хан Берке (1209 – 1266), внук Чингис-хана, первым из монгольских правителей принял ислам, а хан Узбек (ок. 1283 – 1341) признал ислам государственной религией. Хан Ахмат, разумеется, также исповедовал мусульманскую религию. Первую православную церковь во имя Архистратига Божия Михаила – покровителя воинов - построили на Ахматской горе на берегу Волги уже русские поселенцы в 1751 г., освящена она была в 1753 г. [10]. С большой долей вероятности можно предположить, что и до и после этой даты в Ахмате и окрестных селениях существовали тайные старообрядческие «моленные» (тайные – потому что до издания знаменитого «Манифеста» 1905 года старообрядцы преследовались за открытое исповедание своей веры, значительное послабление им было только во время правления Екатерины Великой). О церкви с. Ахмат Камышинского уезда современными исследователями написаны две статьи, взаимно дополняющие друг друга [11], [12]. Интересные сведения о том, что ахматская церковь имела к 1827 г. три престола (приделы во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Солунского), содержатся и в статье И. Козловского. Он же сообщает, что в 1827 г. старый храм был разобран, а новый каменный трёхпрестольный Воскресенский храм в русском классическом стиле, с колокольней, возвели на возвышенности, в отдалении от подверженного оползням берега Волги. Приделы в новом храме были во имя Архангела Михаила (правый) и Св. Николая Чудотворца (левый). А на месте престола старого храма поставили часовню [14]. Так как в самом Ахмате и в приходских деревнях проживало много старообрядцев, то церковь имела мало прихожан и, следовательно, была небогатой и постоянно нуждалась в средствах. Есть в её истории замечательный факт – в 1899 г. «проитоиерей города Кронштадта Иоанн Сергиев (в будущем – Св. праведный Иоанн Кронштадский) пожертвовал 100 рублей в церковь села Ахмата, Камышинского уезда, на внутреннее благоукрашение ее» [13]. Такого же святого пожертвования в разное время удостоились и многие другие небогатые приволжские церкви Саратовской епархии.

После революции 1917 г., в 1922 г. старый Ахмат был приписан к Бальцерскому кантону АССР Немцев Поволжья, а с 1942 г. – вошёл в состав Красноармейского района Саратовской области. Во время советской власти здесь работали колхоз, рыбхоз и плодсовхоз. Сегодня Ахмат входит в МО город Красноармейск, это обширное село. На Волге имеются лодочная станция и пристань (в настоящее время не используется). Все основные объекты инфраструктуры находятся в соседнем с. Садовом, в самом Ахмате есть почта. Закрытый в годы советской власти храм сохранился, хотя находится в заброшенном состоянии. В 2017 г. был назначен настоятель храма о. Анатолий, 10 сентября 2017 г. состоялся первый молебен у стен храма, начался сбор денег на реконструкцию храма. Местные жители, в большинстве своём пенсионеры, занимаются садоводством и огородничеством, пчеловодством, разводят крупный рогатый скот. Зимой жизнь в селе замирает, а летом село напоминает курорт. Тихий залив, живописные окрестности, чистый воздух, в сельских домах и на местной турбазе много отдыхающих.

Новый Ахмат

С 1885 г. началось переселение жителей из волжского Ахмата и нескольких соседних деревень за Волгу на арендованный казённый участок. В первый год переселилось всего несколько семей, зато к 1887 г., согласно архивным данным, переселилось 184 ревизские души муж. пола вместе с семьями. Прежде всего, переселение было вызвано недостатком пахотных земель на нагорном берегу Волги, среди лесистых буераков, и большой стоимостью здесь аренды земли. Тогда как в просторных Заволжских степях, на берегу Еруслана, земли было много, и арендная плата меньше. Другой причиной переселения старожилы называют частые пожары в волжском Ахмате. Летом мужчины-первопоселенцы, поработав на арендованных землях, подготовились к переезду: построили саманные землянки, которые и сейчас есть в любом старом ахматском дворе. Зимой потянулись обозы: на больших широких санях, запряжённых верблюдами и лошадьми, сначала по льду Волги, а далее по степи через сёла Ровное, Воскресенку и Гуссенбах (это кратчайший путь), перевозили деревянные дома, сараи и амбары, а также скарб. Так начиналась история села Новый Ахмат (именно так называлось новое поселение в первые годы своего существования в клировых ведомостях с. Красный Кут, к приходу которого оно было определено), через несколько лет ставшего «просто» Ахматом. По архивным данным, в 1890 г. в новом Ахмате было уже 153 двора и 1711 жителей. До 1920-х годов население нового Ахмата, состоявшее в основном из русских православных и старообрядцев, год от года увеличилось.

В 1902 г. была построена кирпичная церковь-школа, освящённая в 1902 г. во имя Св. Николая Чудотворца выдающимся миссионером – епископом Самарским Гурием (Буртасовским), она частично сохранилась до наших дней и после реконструкции стала сельским Домом культуры. В 1910 г. в селе были также: молитвенный дом, земская и церковно-приходская школы, кирпичный завод, одна паровая и пять ветряных мельниц. До революции новый Ахмат входил в состав Новоузенского уезда Самарской губернии, в начале 1920-х гг. был причислен к Краснокутскому кантону АССР Немцев Поволжья, а с сентябре 1941 г. – вошёл в состав Краснокутского района Саратовской области. В 1930-е годы во время коллективизации в селе организовали два колхоза: «Знамя коммунизма» и «Факел революции», а на соседнем хуторе - колхоз им. 8-е Марта. После Великой Отечественной войны эти колхозы объединились в колхоз «Россия», который в 1970-е годы занимал одно из ведущих мест в районе по производству и сдаче государству мяса и молока. В 1990-е годы после развала колхоза «Россия» в селе появились три КФХ (крестьянско-фермерских хозяйства) и АО «Импульс». В настоящее время в заволжском Ахмате проживают около 1200 человек, из них 79 % русских, остальные – украинцы, белорусы, казахи, немцы, корейцы и др. В настоящее время в с. Ахмат работают Дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, отделение связи, три магазина, спортзал. В 2015 г. рядом со зданием бывшей церкви поставлен Памятник жителям села, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (на камне высечены имена более 100 воинов). В январе 2018 г. начал работу музей истории села (рук. Г.Е. Кузьмичёва). С. Ахмат Краснокутского района является спутником районного центра – г. Красный Кут, с которым его связывает бетонный мост через небольшую речку Гашон (приток Еруслана). Поэтому многие «ахмачи» работают на предприятиях и в учреждениях города, а это: Краснокутский электромеханический завод (КЭМЗ), Арматурный завод, Краснокутское лётное училище гражданской авиации (КЛУГА), несколько школ, Комбинат бытового обслуживания, Краснокутская районная больница (её местные жители называют «Ахматской») и др.

Всегда жили в степном Ахмате мастера на все руки: строители, столяры, плотники, печники, кузнецы, шорники, сапожники, гончары, валяльщики валенок. Женщины -  настоящие «Марьи-искусницы» - швеи, вязальщицы, кружевницы (кружева вяжут из ниток крючком или на спицах), вышивальщицы, огородницы, кулинары и т.д. С давних времён ахматские хлеборобы славились своим умением выращивать пшеницу и другие зерновые культуры, в уборочное время всегда давали высокие показатели. И волжский  и степной Ахмат славятся хорошими садами. Саженцы для садов нового Ахмата были переселенцы привозили с собой из старого. Ахмачи всегда держали много скота: коров, быков, овец, коз, свиней, гусей, уток, кур, занимались пчеловодством.   Эта традиция сохранилась до наших дней. Многие современные ахматские семьи держат  большие хозяйства. Разводят племенных быков и свиней, перепёлок, кроликов,  индюков, большие стаи гусей. Об ахматских умельцах, наделённых многими талантами и творческой душой, можно долго рассказывать.

Расстояние между двумя родственными сёлами – старым и новым Ахматом – по прямой составляет 75 км, но так как в настоящее время хороших прямых дорог нет, как нет в нужном месте и переправы через Волгу, то приходится ехать в объезд через Саратовский мост, и путь от Ахмата до Ахмата увеличивается до 200 с лишним километров.   Фамилии старожилов сёл Ахмат одинаковые: Шаровы, Шаткины, Мельниковы, Углановы, Лапкины, Носковы, Карповы, Решетовы. Старожилы говорят: «Два Ахмата, а село одно, и Волга не разделила».

Стоит ещё добавить, что оба Ахмата во второй половине XIX-го и в начале XX-го столетий были не просто сёлами, где проживали старообрядцы, а настоящими старообрядческими центрами всероссийского значения, где были воспитаны и проживали знаменитые на всю Россию деятели Древлеправославной Церкви, старообрядческие начётчики: в старом Ахмате - Терентий Акимович Худошин (1858–1927) и Артемий Петрович Черчимцев (ск. 1905) (Поморское согласие), а в новом Ахмате – Иван Алексеевич Лукин (ок. 1878 – ок. 1956) (Австрийское согласие). Подробно об этом можно прочитать в работах М.А. Бирюковой [15], [16]. 

В заключение рассмотрим динамику изменения численности населения двух сёл:

- с. Ахмат (старого) Красноармейского района: 1860 г. – 1779 чел., 1886 г. – 2175 чел.; 1897 г. – 1630 чел.; 1910 г. – 1819 чел.; 1926 г. – 1501 чел., 1987 г. – около 80 чел.; 2002 г. – 67 чел.; 2010 г. – 48 чел.; 2017 г. – около 50 чел.  (Численность населения значительно сократилась в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время). В наши дни село превратилось фактически в дачный посёлок.

- с. Ахмат (нового) Краснокутского района: 1897 – 1319 чел.; 1910 г. – 1543 чел.; 1926 г. – 1735 чел.; 1987 г. – около 1100 чел.; 2002 г. – 1143 чел.; 2010 г. – 1189 чел.; 2018 – около 1200 чел. (Несмотря на то, что численность коренного населения – потомков первопоселенцев - уменьшилась, однако и в послевоенные годы, и в настоящее время его убыль компенсируется новыми переселенцами из разных регионов бывшего СССР. Одним из привлекательным факторов является близость города Красный Кут с различными объектами инфраструктуры и железнодорожной станцией). Новый Ахмат – село по-настоящему живое, развивающееся несмотря ни на какие экономические трудности, село многонациональное, «интернациональное».

Оба села верны своим историческим традициям и заповедям предков. Об этом в том числе говорит и сохранённое через столетия гордое имя двух сёл - «Ахмат», что в переводе с арабского означает «Достохвальный», а также «Тот, кто постоянно благодарит Бога»  [19]. Канули в лету войны, междуусобицы, но имена великих людей и правителей не дают нам забыть историю нашей великой Родины.

При подготовке статьи использовались архивные материалы и воспоминания жителей сёл Ахмат Краснокутского и Красноармейского районов.

Использованная литература:

1. Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды Царицынский и Камышинский. Современная версия. Под ред. И.О. Тюменцева. Волгоград, 2010. С. 24 – 26. (1-е изд.: Саратов: Тип. Губ. земства. 1898 – 1902 гг.).

2. Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. СПб. 2010. С. 213 – 227.

3. Адам Олеарий. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию (с гравюрами). Перевод: Ловягин А.М. Изд. 2003 г. Интернет-ресурс:

4. Биографический очерк графа В.Г. Орлова. Составлен внуком его графом В. Орловым-Давыдовым // Русский Архив. 1908. № 7 (июль). С. 330-331.

5. Записки путешествия Академика Лепехина // Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академиею Наук, по предложению ее Президента. С примечаниями, изъяснениями и дополнениями. Т. 3. Записки Путешествия Академика Лепехина. СПб. 1821. С. 407 – 414. (1-е изд.: «Дневные Записки путешествия доктора и Академии Наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, в 1768 и 1769 году». СПб. 1771 г.).

6. Петра Симона Палласа… Путешествие по разным провинциям Российского Государства. Часть 3. Половина 2. 1772 и 1773 годов. Перевел Василий Зуев. СПб.: При Императорской Академии Наук. 1788. С. 246.

7. Хованский Н.Ф. Помещики и крестьяне Саратовской губернии. Выдержки из труда Н.Ф. Хованского. Саратов. 1911. С. 36–38, 65-66.

8. Бирюкова М.А. Из истории села Ахмат Камышинского уезда. Интернет-ресурс: http://www.proza.ru/2014/05/14/821

9. Недашковский Л.Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (Институт археологии РАН). М. 1998. С. 143-144, 157, 166, 202.  Интернет-ресурс: https://elibrary.ru/download/elibrary_30452273_93666055.pdf

10. Саратовские епархиальные ведомости. № 7 от 1 апреля 1900 г. С. 478-481.

11. Бирюкова М.А. Церковь в селе Ахмат Камышинского уезда. Интернет-ресурс: http://www.proza.ru/2014/05/14/741

12. Священник Владислав Чернец. Церковно-историческое описание села Ахмат в Саратовской губернии: история, народные традиции и суеверия, юформирование религиозых взглядов // Труды Саратовской православной Духовной семинарии: Сборник. Вып. VI. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии. 2012. С. 227 – 251.

13. Саратовские епархиальные ведомости. № 5 от 1 марта 1899 г. С. 79.

14. Козловский И. Ахмат – село в Красноармейском районе // Интернет-ресурс: Большая Саратовская энциклопедия.
15. Бирюкова М.А. Старообрядческий начётчик Артемий Петрович Черчимцев. Материалы к биографии. http://www.proza.ru/2014/01/13/333

16. Бирюкова М.А. Всероссийский старообрядческий начётчик Иван Лукин. http://www.proza.ru/2013/03/13/856

17. Кучкин Владимир. «Ахматово слово ко Ивану» (о Послании 1480 г. хана Большой Орды Ахмата Ивану III) //  Российская история. 2018. № 1 (январь-февраль). С. 3.

18. Лицевой летописный свод [Ивана Грозного] XVI века. Русь. Кн. 16. С. 111 - 112, 433, 440 – 472. Интернет-ресурс:
19. Значение имени Ахмет (Ахмат). Интернет-ресурс: https://kakzovut.ru/names/ahmet.html?oprd=1