Тридцать баксов

Геннадий Юдин
Ура! Наконец-то победила демократия! К нам пришли настоящая свобода и настоящий рынок! Теперь каждый получит столько, сколько он стоит и смог заработать!
Странно, деньги, полученные, от злых коммунистических директоров и руководителей кончились, уже очень хочется кушать и пора купить новые ботинки, но новые хозяева и директора говорят, что денег нет. Надо купить топливо, запчасти и много чего ещё, а всем нам надо потерпеть, на всех не хватает. Мы пока должны их понять, простить, потерпеть, а в светлом рыночном будущем мы сразу столько всего получим, что прямо уххх!!! А пока надо терпеть и работать в счёт будущих репараций.
Надеюсь, вы вспомнили ррреволюционные дерьмократические преобразования от Ельцина и Гайдара. Поэтому должны понять описанную мной ситуацию.
Я сам до сих пор удивляюсь, как в той ситуации полной разрухи в авиации не начался массовый падёж самолётов с неба. Наверно всё это благодаря тому, что так проклинаемая советская власть, создала такую систему отбора и подготовки авиа персонала, что до сих пор высокий уровень безопасности полётов поддерживается за счёт этих советских остатков, да и за счёт людей воспитанных той «проклятой» системой.
Много чудес творилось в те времена "демократического развития". Вылетает, к примеру, рейс из Ростова в Стамбул под российским позывным, а после пересечения границы летит уже под турецким позывным, вот это чудо – российский самолёт стал турецким прямо в полёте! Сейчас это невозможно даже представить.
Ну вот, летим в командировку в Стамбул на неделю. Два экипажа, посменно, будут носиться между Стамбулом и европейскими аэропортами. В принципе, условия нормальные. Отдых между рейсами, как и положено, по нашим документам, предусмотрен полный, двенадцать часов, гостиница, тоже хорошая, питание в ресторане при гостинице – шведский стол, доставка на работу и в гостиницу – транспортом компании. Вроде всё отлично, работай себе неделю, вернёшься домой – отдохнёшь пару дней, как положено.
Да и расписание полётов известно. В первый день летим Ростов – Стамбул, везём наших челноков, два часа десять минут - и мы в Стамбуле. Вылетели раненько, в семь утра. Погода отличная, гроз нет, с утра в Стамбуле движение небольшое, зашли сели без всякой очереди. Пока самолёт готовят к рейсу, чистят и заправляют, едем в АДП. Надо погоду изучить в Амстердаме, выбрать запасной, уточнить маршрут. Тут есть такая особенность, в авиакомпании Green Air плохо налажена оплата за пролёт стран в Европе. Поэтому перед рейсом надо смотреть, какая страна запретила пролёт за неуплату. Ну, и, как следствие, полёт по обходным маршрутам. Сегодня повезло, никакую страну облетать не надо. Правда прогноз не очень: грозы по всему маршруту и в районе Амстердама, придётся покрутиться.
Пассажиров погрузили, старшая бортпроводница, командир, почему зовёт её Гульчетай (ведь бригада турецкая), доложила, что бригада и самолёт к полёту готовы, спросила, когда будем обедать. Обрадовали её – обед, через часик полёта, лететь по расчёту три часа десять минут.
Как всегда в Стамбуле, на вылет очередь, задержались минут на пятнадцать, но это не критично. До Венгрии полёт спокойный, ясненько, сияет солнышко. А вот над Венгрией как началось, так через всю Европу по грозам и ехали. Только успевай согласовывать обход грозы с диспетчерами, хотя и забрались повыше. Приходится между грядами гроз искать проходы. Хотел даже от обеда отказаться, но над Германией приличное окно между грозами, так что перекусил турецкими разносолами, какие-то салатики с курицей. Хорошо хоть чай нормальный.
Ну вот, еле успел закончить обед, как опять грозы, опять - разрешите влево,  разрешите вправо, ещё правее…
Вот уже и снижаться пора. В самом Амстердаме погода хорошая, но вокруг…. С востока, откуда мы заходим, стоит мощный грозовой фронт. Командир предложил запросить у диспетчера возможность снижения после грозового фронта. Нет проблем сэр! Если не успеете снизиться, будете в зоне ожидания Charlie Hotel снижаться. Ну и хорошо. Это лучше чем в грозе ковыряться. Прошли фронт и начали снижение. Однако, тут гроз нет, но турбулентность за фронтом просто сумасшедшая, болтанка такая, что кидает, мама, не горюй. Что же тогда там, позади нас, в грозе творится? Правильно решили, пройти всю эту кутерьму верхом.
А в районе аэродрома свалка, бортов много, диспетчера всю стаю прилетающих и влетающих регулируют по скорости и высоте. Мы в очереди на посадку – седьмые. Это нормально. Лишь бы гроза, которая подходит с северо-запада, не накрыла аэродром. Слава Богу, успели. Только зарулили на стоянку, как на аэродром просто рухнул такой ливень с градом, аж фюзеляж загудел.
Теперь летим из Амстердама в Анкару. Загрузка полная, сто шестьдесят  темпераментных турецких пассажиров. При посадке был такой гвалт, будто цыганский табор грузится.
За время стоянки гроза прошла, так что на вылет погода просто шепчет. Ну, дальше грозы хоть и мешают, но обойдём, где верхом, где боком. Смотрю, а мои пилоты в такой мирной обстановке, после кофе, разомлели и спят. Ну, пусть немного отдохнут, ведь встали рано, часа в четыре утра, а им ещё в Анкаре на посадке штурвал крутить.
В Анкаре погода великолепная, видимость миллион на миллион, тихо. Заходим в лучах садящегося за горизонт солнца, уже пол девятого вечера. Плавно сели, не спеша зарулили на стоянку, выключили двигатели, и пока пассажиры выходят – сидим в креслах, отдыхаем. Чувствуется усталость, в голове ещё гул от двигателей и приборов, а глаза устали от локатора. Весь полёт морду лица в тубусе локатора держал, грозы высматривал. Ну, это не удивительно. Налетали итого девять часов, а рабочее время – двенадцать часов. Так что всё, отработали, больше двенадцати часов работать нельзя. Сейчас в отель и баиньки. Завтра опять в Амстердам, а потом в Измир.
Ждём автобус за экипажем, так что улёгся в салоне и прикемарил.  Разбудили, приглашают в автобус и в ресторан аэропорта то ли на обед, то ли на ужин. Ну, после той пищи, что турки дают на борту, обед не помешает.
Пока заказывали обед, наш пилот-инструктор о чём-то беседовал с представителем компании. Идёт к столу довольный, видать о чём-то хорошем хочет сообщить.
Сел за стол и объявил нам:
Мужики, тут у турков проблема, нет сменного экипажа, и нам предлагают выполнить рейс в Амстердам, и отдыхать уже там. А за это нам предлагают бонус, по тридцать долларов на брата.
Он их уже и получил, и гордо положил на стол тонюсенькую пачечку баксов.
Вот какой молодец! И этот человек дома требовал от нас строгого выполнения всех инструкций по безопасности полётов!
Что всемогущий доллар делает с бывшими членами КПСС!
Я конечно тоже в этих рядах состоял. Правда на трибуну не лез и пяткой в грудь себя не бил, просто честно работал.
Вот интересно, в новых экономических условиях без меня, меня женили. Вообще-то положено спросить у члена экипажа: может ли он работать сверхурочно. Готов ли он выполнять такой полёт. Причём оговаривается, что можно увеличить рабочее время и лётное в разрешённых пределах, для завершения рейса. А тут новый рейс, а общее рабочее время будет двадцать четыре часа.
А если уставший экипаж ошибётся? Кто будет отвечать, и вообще, чем это может закончиться?
Сейчас всё это объяснять человеку, который всё это знает, смысла нет, зачем ненужная перепалка.
Командир почему-то молчит, смотрит в сторону, не хочет вступать в конфликт. Бортинженер тоже.
Что же, придётся самому выходить из ситуации.
Просто потому, что очень хочется вернуться домой, всё таки семья ждёт меня живого и здорового, и хочется спать спокойно.
Пригласил представителя компании присесть за стол и поинтересовался:
Знает ли он нормативы по лётному и рабочему времени экипажа, и какой  продолжительности должен предоставляться отдых?
Оказывается, знает, но вот ситуация…
А какая ситуация, что, война идёт и надо выполнить боевую задачу и умереть?
Нет?
Ах, претензии от пассажиров из-за задержки?
А если уставший экипаж ошибётся и сделает что-то не так, кто будет отвечать?
В общем, вот ваши денежки. Мы ничего нарушать не будем.
Константиныч, ты чего это… ведь уже заплатили…
Это наш инструктор - начальник…
Да я то ничего. Потом объясню.
Подождав, пока впавший глубокое расстройство представитель осознает всю свою неправоту, сообщил ему – выход из ситуации есть.
Бедолага аж подпрыгнул.
Мы можем сократить отдых с двенадцати часов, до восьми, без учёта времени на дорогу в отель. И конечно это тоже не просто так, премия девяносто баксов, каждому, как говорили в «Операции Ы». И учтите, всё это исключительно в рамках закона, то есть, никаких нарушений нет.
Радостный представитель быстренько порешал все организационные вопросы по рации, и заказал нам дополнительно какое-то местное знаменитое блюдо из молодого ягнёнка, заказал отель и автобус, и тут же выложил на стол увеличившуюся в размере пачку зелёных десяток. Заодно уселся с нами за стол и поужинал, ведь уже давно стемнело.
Уже в автобусе, по дороге в отель, бортинженер, сидевший позади меня, хлопнул меня по плечу со словами:
Генчик! Мы тут с капитаном решили сброситься и купить тебе бутылку твоего любимого виски Балантайн.
Ну, как будет выходной, так втроём и оценим его качество!
А меня чего ж не приглашаете? Это наш синьор инструктор.
Вот интересно, продал нас в рабство за тридцать долларов…
Ну, я же знаю, Вы Балантайн не любите, зачем продукт переводить. 

Утром началась катавасия, за нами не пришёл вовремя автобус, поспали ещё часик. Задержка в обслуживании рейса на перроне, поспали прямо в самолёте ещё часик. Ну, всё, летим в Амстердам. Сегодня погода радует, отдельные грозы полёту не мешают. Правда, сегодня трафик очень плотный над Европой, диспетчера постоянно векторят, меняют маршрут. То попросят снизить скорость, кого-то догоняем. То надо скорость увеличить.
В  Амстердаме всё тихо и пристойно. Никакой очереди при заходе на посадку. Прямо какой-то благостный полёт, не часто такое бывает. Так что за три часа сорок минут долетели.
Теперь осталось долететь до Измира, и на полный отдых!
Измир город большой, южный, прибрежный, немного курортный, и конечно, торговый и промышленный. При заходе полюбовались на громадные корабли в морском порту. Трафик в районе аэропорта, конечно гораздо меньше, чем в Амстердаме, но тоже достаточно интенсивный. Так что пришлось покрутиться в зоне ожидания, мы ведь выбились из расписания.
Всё, пассажиров высадили, вещи собрали, ждём представителя и автобус, ехать в отель, на отдых.
Вот он, наш турецкий друг.
Это что же такое! Опять засада!
 Опять нет сменного экипажа!
В общем, надо долететь до Дюссельдорфа, и отдых будет там. Компания всё понимает, но очень надо! Вот и бонус, за переработку. Интересно, они что, уже с Анкарой пообщались? Уже знают про девяносто баксов?
Да почему не слетать!
Ведь и лётное и рабочее время позволяет. Налетали только шесть часов сорок минут, рабочее время тоже позволяет. А отдыхать нам всё равно где.
Опять задержка! Ну, не страшно. Нас усадили в ресторане, пора и пообедать, ведь уже восемь вечера.
Перед вылетом уточнил у представителя, примет ли нас Дюссельдорф в случае задержки, ведь после полуночи аэропорт рейсы не принимает, ограничения по шуму, бюргеры спать ложатся и не любят, если их беспокоят. Представитель принёс телеграмму, разрешение на посадку после нулей. Вот и хорошо.
Плывём над ночной Европой. Видимость отличная. Чуть справа Будапешт, а ещё правее Вена и чуть дальше Братислава.
Уже над Германией летим. Диспетчер просит связаться с компанией. Попытались вызвать, не отвечает. Наверно ещё далеко от Дюссельдорфа. Ладно, на земле всё порешаем.
Ночью  в Дюссельдорфе движения практически нет. Так что спокойненько, безо всяких задержек снижаемся и заходим на посадку.
Вот уже и в глиссаду вошли, готовимся к посадке. Впереди видна полоса, пару минут, и мы на земле.
Вдруг диспетчер запрещает нам посадку и отправляет нас на запасной аэродром Кельн.запрашиваем у диспетчера причину ухода на запасной.
Оказывается, наши пассажиры – в Кёльне! И отдых будет в Кёльне!
Вот казус.
В общем, сумбурный уход на второй круг, сумбурный полёт в Кельн, лететь пятнадцать минут, а надо всё успеть. И погоду принять, и расчёт сделать, и схемы захода найти в сборнике и посмотреть, как заходить будем, и контрольную карту выполнить. Весь экипаж напрягся и вспотел от такой неожиданности.
Кто же думал!
Заходим на посадку в Кёльне. Надеюсь, больше сюрпризов не будет.
Фу, зарулили. Я так думаю, что пассажиры сейчас с удивлённо читают надпись – Кельн.
Забегает опешившая турецкая бортпроводница.
Вай! Вы зачем перепутали!
Э, слушай, компания так сказала! Нэ удивляйся, да!
Understand!
Скорее бы в отель, принять душ и бросить тело в койку. А то уже и голова, и задница гудят. Голова от напряга и усталости, а пятая точка: двое суток по десять- двенадцать часов сиднем сидеть.
Выспались замечательно, завтрак отличный, погода великолепная, солнышко сияет, не жарко. Можно и в Стамбул наконец-то вернуться, надеюсь на сегодня это всё.
Однако, веселье продолжается. Прибыли в аэропорт и выяснилось, летим не в Стамбул, а в Измир. Поинтересовались у представителя, а что дальше?
Вот в Измире и узнаете, он не в курсе.
Ну, вперёд, на Измир!
О, сегодня над всей Европой безоблачное небо, полёт спокойный, всё по расписанию, лети себе, любуйся европейскими красотами. Два часа тридцать минут, и мы в Измире. Здесь жара за тридцать, лёгкий ветерок. Сменный экипаж смеётся, мы уже устали вас ждать, что-то вы  залетались. Представитель сразу нас сажает пассажирами на рейс в Стамбул, там будем отдыхать, и готовиться к следующим полётам.
В хорошо знакомом стамбульском отеле тихо и прохладно. Отдыхать будем почти сутки, завтра после обеда летим в Берлин. Вообще-то в основном летаем в Германию, ведь там громадная турецкая диаспора. Прилетаешь туда, а на перроне весь обслуживающий персонал: грузчики, уборщики, водители – турки! Только супервайзер или какой либо агент, это немцы.
После обеда в маленьком уютном ресторане отеля решили прогуляться по Стамбулу. Пора хоть так размять ноги и весь организм. Заодно и сувенир какой-нибудь купить. К тому же, я где-то оставил пакет с тапочками, кроссовками и джинсами. Не ходить же всё время в форме.
Наш Tashan, так называется отель, расположен очень удобно, немного в стороне от центральных шумных улиц. Но, совсем рядом много торговых центров и магазинчиков. А на трамвае можно быстро доехать в центр, остановка рядом с отелем.
Решили побродить в ближайших торговых рядах. Тут шумно и зазывалы тянут в магазин за руки, даже трудно отбиться. Но приходится иногда быть строгим и пресекать панибратство. Зачем мне заходить в магазин турецкой мебели, если я не собираюсь её покупать?
Нашли и кроссовки, и джинсы, и белую форменную рубашку, а то надоело стирать, одену новенькую, чистенькую.
Торговались всем экипажем так, что турки даже вспотели. Но принцип соблюли, ровно половина от первоначальной цены. После такого торга нас, конечно, напоили чаем и кофе, а мы подарили брелки и ручки от авиакомпании. Все довольны, мы - покупками, турки – сувенирами, а скорее всего, выручкой.
Ещё немного побродили, вышли на набережную и полюбопытствовали, что тут ловят местные рыбаки. В основном мелкую барабульку. Тоже неплохо, она хоть и мелкая, но жареная она очень вкусная. Правда, вода тут грязновата, морской порт рядом. Так что насчёт качества рыбы, большие сомнения.
Как-то незаметно стемнело, и кругом засияла реклама и иллюминация, на улицах стало тесно от гуляющих. Идём в густом дыму от жарящегося кебаба с добавлением запаха крепкого турецкого кофе, за столиками на улицах уже нет свободных мест. Турки  пьют вечерний кофе, ужинают компаниями и семьями, и курят кальян.
Пора и нам в отель, на ужин и отдых.

С утра в Стамбуле безоблачно и солнечно. После обеда приехали в аэропорт, готовимся к вылету в офисе компании. На сегодня ограничений на пролёты по маршруту нет. Это радует, не будем крутиться как белка в колесе по новому маршруту. Правда на прогностической карте нарисованы два грозовых фронта, причём достаточно активных и больших. Ну, есть локатор, будем обходить грозы и боком и верхом.
Однако. Ещё идём в наборе, ещё не покинули территорию Турцию, а грозы уже начались, да такие мощные, чёрно-синие, и в них сверкают разноцветные разряды молний. И красота и страхота, мощное зрелище!
Отлично! На локаторе между засветами виден проход, ну а дальше, надеюсь, залезем выше гроз.
Ну, всё, хоть и с трудом, но протиснулись между гроз, вот уже и выше облачности, как и положено, на пятьсот метров выше. Конечно, над грозой будет получше лететь, не надо всё время в локатор пялиться. Однако постоянная болтанка потряхивает нас весь полёт, до входа в зону Дрездена. Почему-то называют такую болтанку «чайной». Это потому, что как только приносят экипажу чай, так начинается болтанка, примета у нас такая.
Пора снижаться. Принял на метео канале погоду, в Берлине погода отличная, безоблачно, тихо. Прямо благодать. Предоставил пилотам расчёт на посадку. Всё. Выполнили контрольную карту и снижаемся.
Аэроплан скользит как по маслу, вон уже и полоса видна. Левым доворотом выходим на посадочный курс. Видимость отличная, впереди полоса, справа Берлин, хорошо виден «Длинный Алекс», так немцы зовут свою телевышку. Пилоты в такую погоду на посадке просто кайфуют, самолёт сам плывёт по глиссаде как лебедь, можно и на местные красоты полюбоваться. Вот уже зашуршали по бетону колёса, взревел реверс, освобождаем полосу и медленно заруливаем на стоянку. Осталось долететь до Стамбула, а там два десять до Ростова, и на отдых.
Обслужили нас в Берлине быстро. Причём в отличие от Франкфурта или Дюссельдорфа, все наземные бригады состоят из немцев, а не из турков. В итоге и уборку чище и быстрее делают, да и всё остальное, топливо и питание для пассажиров доставили моментально.
Но всё равно, мы не ищем лёгких путей! Запросили разрешение на запуск, а диспетчер заявил, что у нас задержка и экипаж должен явиться в АДП, подать новый флайт план.
Оказывается, за время нашего полёта в Берлин, для самолётов нашей компании запретили пролёт Австрия и Венгрия. Теперь полетим через Украину, Румынию и Болгарию. Ну, это не сложно, просто больше суеты: карты другие достать, маршрут посмотреть, да в полёте всё время на карту посматривать, всё-таки маршрут не такой облётанный. Хорошо, что компания уже прислала флайт план, так что маршрут уже известен.
   Дело к вечеру, грозы утихли, атмосфера спокойная, так что до Стамбула добрались хоть и с этаким выкрутасом по маршруту, но спокойно.
Вечером в Стамбуле как всегда свалка, куча бортов на прилёт и вылет, на земле очередь на обслуживание, так что пришлось ждать. Ура, вот и наши челноки! Выскочили из автобуса и топча друг дружку бегут к трапу, волоча на себе всё что можно и нельзя. Мало того, что багажники забили полностью, сейчас и салон забьют своей добычей до потолка. Как это ещё никто не тащит мини трактор за собой в салон. Унитаз был, а вот трактора пока не было.
После небольшой очереди на взлёт, не больше десяти самолётов, взлетели в ночное небо. Внизу сияет огнями ночной Стамбул, отлично видны нескончаемые вечерние пробки на улицах, пересекли Босфор, его отлично видно по ярко освещённым берегам и мостам. Вот и конец командировки.
До свиданья Турция, место, где меня хотели продать за тридцать баксов.