На вершине мастерства

Борис Илюхин
  В современном музыкальном мире, столь богатом на значимые имена, среди которых легко затеряться музыканту-исполнителю, имя Леоноры Дмитерко отмечено звёздной значимостью. Её искромётный талант интерпретатора, музыкального просветителя и исполнительское мастерство снискали ей преданную любовь почитателей Настоящей Музыки и уважение композиторов, чьи произведения на суд слушателей выносит именно она.
  Именно Леоноре Дмитерко нужно отдать должное за неустанную и талантливую популяризацию творчества современных композиторов, чьи произведения в силу каких-либо причин невозможно было бы услышать без её транскрипций и переложений. Недаром у многих современных композиторов есть произведения, написанные специально для Леоноры и посвящённые ей.
  Её неутомимое творчество открывает для слушателей и музыку незаслуженно рано забытых композиторов и тех, чьи произведения написаны для больших составов оркестров. А переложения этих произведений для скрипки и фортепиано, сделанные нашей выдающейся скрипачкой, возвращают их благодарной публике и музыкальной истории.
   Благодаря неустанной работе на поприще создания иконографии творческих портретов композиторов прошлого, в переложениях для скрипки и фортепиано Леоноры Дмитерко, современному и будущему слушателю стали доступны рано забытые имена  многих в прошлом прославленных композиторов. Такие уже давно неисполняемые композиторы, как А.Мосолов, Г. Литинский, Р. Ромм, Н. Макарова, Л. Римский, О. Эйгес, О. Курбан-Ниязов, М. Щурик, М. Марутаев, Ю. Александров, теперь заново переосмысленны и записаны Леонорой Дмитерко. Среди  живущих среди нас классиков такие, как А. Эшпай, А. Муравлёв, Г. Чернов, Р. Леденёв, А. Самонов, постоянно сотрудничают с Леонорой и посвящают ей свои скрипичные произведения. Творчество Леоноры Дмитерко охватывает также и мало известные в столице произведения композиторов России таких, как Хуреш Оол Дамба, Р. Афиярова, Г. Вдовин, Д. Хаупа, А. Шахбадян. А постоянное участие скрипачки в фестивале Московская осень подарило нам её блестящее исполнение произведений А. Балтина, С. Беринского, С. Слонимского, Л. Нестерова, М. Кусс, Л. Новосёловой, А. Тихомирова и Н. Антоненко.
   Скрипичные переложения Леоноры Дмитерко не только звучат в постоянных концертных программах, но и записываются на диски для распространения и, тем самым, сохранения в памяти людей, как музыкальное наследие России.
   С удивительной энергией и темпераментом Леонора Дмитерко неутомимо концертирует в Москве и гастрольных поездках. Довольно часто её можно услышать не только на больших концертных площадках, но и в небольших общедоступных залах, где она несёт свою неутомимую просветительскую миссию, благодаря которой из года в год растёт известность и популярность артистки. Среди огромного числа почитателей блистательного таланта Леоноры Дмитерко само собой возникло и утвердилось звание «Скрипичной Царицы Москвы», которое она несомненно заслуживает и достойно несёт.



                СОНЕТ-ДИПТИХ
                Скрипичной Царице Москвы, Леоноре Дмитерко

                Ничто не сможет лучше, чем сонет,
                Признанием любовным изъясниться.
                Так Библию мы чтим в годину бед,
                Поём романс, коль о былом грустится.

                Лепечет вздор весёлый нам кларнет,
                Триумф из серебра фанфар струится,
                Свирелька скажет, что печали нет,
                На что орган токкатой ополчится.

                Искусствам всем дань должного отдав,
                Я столько лет восторженно учился
                И тайны научился постигать.

                Но мне открылось, как я был неправ,
                Когда смычок царицы в струны впился,
                Разъяв меня на боль и благодать.


                *****


                Мы собрались на краешке земли…
                Бог весть как долго грезились начала;
                Волной приливной нетерпенье вяло
                Качало предвкушений корабли.

                Чужие, мы друг другу не могли
                Поведать, что со всеми нами стало.
                Прощаясь с этим берегом устало,
                С собой у нас лишь пепелищ угли.

                Но песен паруса разъяли высь,
                А кормчий, зачерпнув волну рукою,
                Пылающие лица нам омыл.

                И мы забыли прожитую жизнь,
                Когда псалом, исполненный покоя,
                Нам в тайне звуков истину открыл.

                ******