Зернышко, без которого - ни дуба, ни желудей

Михаил Гонопольский
Победил буржуазный интернационализм.
Где-то к концу 20 века. В мировом масштабе.
И племенную, и феодальную ограниченность он пересилил, и даже пролетарский интернационализм положил на лопатки. Подсечка с проворотом - и тот на ковре.

Скорость изменений в мире наворачивается, правда, все круче, время жмет на газ до полика, так, что уже сейчас наметился откат от великой победы. Поэтому в учебниках вряд ли успеют отметить это отдельной главкой о “всемирно-историческом значении великой победы”. Ну и ладно, да и мы о другом…

С победой буржуазного интернационализма границы стали прозрачными. Производить, покупать и продавать стало можно везде, и, по сути, одно и то же. Мир стал единым, куда ни приедешь - лишь небольшие этнические различия в разных частях единого человечества, как то бывает в любом большом народе. И даже на разных краях города или большого села.

Стало доступно всем то, чем раньше славились только евреи: живя в разных странах, они способны были оставаться единым народом, недаром их называли космополитами, народом мира, и еще по-разному их называли… Держались одной народной традиции, торговали друг с другом, общались друг с другом, и везде были свои, куда бы ни приехали.
Правда, возможность ездить была у единиц, но зато возможность ощущать, - других как своих, - была у многих.

А вот теперь - пожалуйста, для всех: мировая банковская система, мировая валютная система, английский как язык общения, ну, гуляй - не хочу… Да и возможность ездить по миру появилась у очень многих. Потому некоторые политологи и экономисты так это и называют, - “победа еврейского проекта”.

Но вот незадача: крушение традиционных вертикалей в обществе большинства стран, и зависимость каждого, теперь уже, исключительно от личных характера, труда и удачи, - привело также и к разрыву горизонтальных связей. Вот это эффект…
Внешне масса людей в стране все еще похожа на некую общественную структуру, а внутренне это уже скопище свободных атомов. И термин даже есть такой, “атомизация общества”.

Но и самих евреев, которым дано было после войны сколотить довольно крепенькое государствочко, а в нем достаточно сплоченное общество, к нашему времени постигла та же участь.
- Как ваше имя, больной? - Израиль. - На что жалуетесь? - Атомизация общества. - Очень болит? - Да мне-то не очень, но вот другие, глядя на меня, уже предрекают “закрытие проекта Израиль”.

Стоп. При чем тут эти дурные пророчества про “закрытие проекта” с, признаемся, естественным перерождением общества в облачко свободных атомов?
Предложим такой вариант ответа: вначале это происходило со всеми по принципу русской поговорки "что русскому здорово, то немцу смерть". В нашем случае получилось типа "что еврею здорово, то другим костоломка".
То есть, то, что для евреев было не просто здорово, а и жизненно необходимо, поддерживало народ, живущий разбросано по всему миру, то у других привело к атомизации.

Что же это за кочки такие на болоте жизни, по которым одни идут вперед вразвалочку, а других они топят? Это, в общем, две опоры, которые были у евреев: единственность Творца и универсальность среды, народной жизни.
Это держало общину и народ.
Но когда и у других стал один бог, - деньги, потом доллар, - и когда полмира с середины 20 века, а к концу его - и весь мир, стали более-менее универсальной средой, - на тебе! - все общества рассыпались на единицы, индивидуальности.
То есть все с точностью до наоборот...

Понятно, что и у евреев было не так гладко на практике с универсальностью среды, - обычаи, этнические группы, характер жизни очень разнились, но дело в другом.
Дело в том, что вертикали у евреев и не было, а вот что да было - так это горизонтальные связи.
Такая широкая основа, плот, которая ни в каком болоте не потонет.

А когда победа буржуазного интернационализма привела к тому, что все стали тоже вроде “людьми мира”, и производить, продавать-покупать, работать, путешествовать и жить стало можно везде, тогда... Тогда горизонтальные связи у других, их “плоты”, если таковые и были, то рассыпались на щепки.
И все стали пытаться нащупывать дорогу в болоте поодиночке, ходя каждый на своих цыпочках. Ну, результат предсказуем...

И что самое гадкое, что эту же чуму подхватили и сами евреи. Каждый стал сам за себя. О том, почему это гадко, - чуть позже, а пока посмотрим на изменения в потребностях.

Человеку стали нужны вещи: кредитные карты, автомобиль, компьютер, мобильник, банковская система, источники информации и базы данных. Это полностью заменило прежнюю потребность в людях. А эта потребность и была основой горизонтальных связей в обществе.
И когда эти связи пропали, - как вытянули костяк из тела, как какой-то колдун пошаманил - и жизненная сила оставила “большого человека”, народ. И он как стоял - так и осел…
Теперь бы его, как в русской сказке, покропить бы мертвой водой, чтоб срослось, а потом живой, чтоб дух жизни вернулся.

Нас, в Израиле, соседи, спасибо им, кропят иногда мертвой водой войн, мы тогда от этих брызг и осколков таки срастаемся во что-то похожее на единое тело народа. А как перестает моросить, - опять куча атомов.
А уж о “живой воде”, - единой цели народа, зачем живем, - об этом и речи нет.
О той цели, которая дала выжить народу и государству в годы его становления.

Это болезнь. Она, как уже говорилось, не только наша, - всего мира.
Ведет она к нехорошему, к дикости и к вымиранию. Срочно необходимо лекарство.
И вот тут начинается то самое гадкое, которое мы оставили на десерт.

Единственный, кто может дать лекарство, точнее, метод лечения, - модель здоровой жизни общества, - народ Израиля, - этот единственный сам мается атомизацией общества, мечется в горячке и бреду о своей военной и технологической мощи.

Почему народ Израиля - да ясно же: евреи вообще, так сказать, “человечество в миниатюре”. А еще точнее - зерно, в котором может быть сконцентрировано большущее дерево. Но без зернышка, в котором вся его, дуба, программа заложена, - ни дуба, ни желудей не будет.

Мы, собственно, и пошли от “сборной солянки” - от группы учеников Авраама, которые собрались к нему из всех племен тогдашнего Вавилона.
Поэтому, - наладит народ в Израиле человеческие связи между людьми, общинами, пр., короче, горизонтальные - и весь мир спасет.
Нет? - тогда действительно появляется беспокойство за этот “проект”.
Все на жизненной силе ведь держится.