Пер Ханссон - Мама Карасьёк

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Современная художественная  литература за рубежом, 1972, №5

Эту рецензию можно было бы поместить в рубрике  МЕМУАРЫ:
вспоминая  прошлое... в  самом  начале пути ( это моя самая  первая рецензия на норвежскую книгу )…
   Библиотека иностранной литературы(ВГБИЛ)  приобретала  какое-то количество книг за рубежом, соответственно на иностранных языках, кто-то должен был их читать  рецензировать. В связи  с этим и существовал  информационный  сборник (первоначально бюллетень, а впоследствии журнал ) «Современная художественная  литература за рубежом».Собственно это было окошко в   чужой, неведомый мир. Часть книг помещалась в спецхран , часть( особенно пьесы ) -  рецензировалась  для сугубо закрытых сборников  при той же библиотеке « д.с.п. «-для служебного пользования 
Помещаю  написанное  мной тогда  в разделе «литературоведение», вдруг кому-то интересны  норвежские писатели , представители маленькой страны с ее великой культурой.


  Пер Ханссон  - сравнительно  молодой писатель , его первая книга вышла в 1963 году , впрочем к этому времени за его плечами лежал  значительный опыт журналиста, печатающего в течении  ряда лет  статьи в газете « Дагбладет». Наверное , именно этим опытом объясняется  глубина и зрелость книги «Даже если отнимут жизнь» ( Сага о емье Морсет  ), которая завоевала популярность в Норвегии и за рубежом (рус пер.1965)
Путь  Пер Ханссон  в литературу лежал через журналистику , отсюда документальность  его произведений , та особая жизненная достоверность, явственно ощутимая во всех его книгах . Его герои не просто имеют жизненные прототипы , писателя привлекают  сильные и цельные характеры , достойные быть запечатлёнными  в искусстве. Так книга «Даже если отнимут жизнь»  рассказывает о  супругах Петере и Марит  Морсет и их семи сыновьях , активно участвовавших в норвежском движении Сопротивления .
 Герой книги «Самая крупная игра»  (1965) Гунвальд Томстад проникает в ряды  нацистской партии Норвегии  и даже  становится  одним  из её видных лидеров , чтобы  ежеминутно  рискуя своей жизнью бороться  за освобождение родины.Суровым пафосом ежедневного подвига   проникнута книга  о военных буднях  норвежских моряков «Каждый десятый должен был умереть.
 И вот перед нами последняя книга писателя , похожая и непохожая на все написанное  Пером Ханссоном ранее. По жанру как и все предыдущие книги , это документальная повесть. Кирсен Свинненг – женщина из народа саами и поныне живёт в посёлке  Карасьёк  в Финмарке. Её имя стало  известно всей Норвегии, когда в 1957 году  ей пришло письмо из Белграда  от югославского общества  движения сопротивления. «Мамой Карасьёк» её называли  югославские военнопленные, узники немецкого концлагеря, устроенного фашистами в родном поселке Кирстен. Каждый день Кирстен  приходила к лагерю, чтобы незаметно передать пленным еду , помогая выжить в нечеловеческих  условиях фашистской неволи.Некоторым из них  с помощью Кирстен удалось бежать в Швецию . а оттуда  вернуться в Югославию.
 В книге особенно впечатляют  страницы  о последних днях немецкой оккупации . Принудительная эвакуация жителей , Финмарка, который  фашисты  хотели превратить в «выжженную землю»; саамы, угоняющие стада   оленей по приказу немецкого командования ; семьи , прячущиеся в горах, чтобы не покидать родные места , все это события уже описанные в книгах Эйвина  Болстада « Доброе солнце»  и Сигбьёрн Хольмебакк  «Страшная зима» приобретают по- новому  трагическое  звучание  у Пера Ханссона , в его  неожиданно поэтической  проникнутой мягким лиризмом повести .С героями предыдущих книг Кирстен  роднит твёрдость и целостность характера Образ этой женщины , целиком посвятившей себя служению  людям, отмечен  суровым величием  и своеобразно монументален . Но есть  в нём и нечто иное. Это особая простота и непосредственность , а также наивная  религиозность праведницы , быть может, слишком идеализированная автором , хотя надо отметить , что  религиозность Кирстен   достаточно своеобразна и   никак не носит самодавлеющего и тем более ортодоксального характера.Так слово « блаженство», часто  упоминаемое в священном писании,  связывается в сознании Кирстен со знакомым ей с детства высокогорным  пастбищем , золотистым  песком на берегу реки и  изумрудно- зелёными холмами вокруг , а абстрактная    религиозная заповедь « возлюби ближнего»- для нее реальная   действенная любовь ко всему живому  вокруг. Поразителен  эпизод, когда , когда Кирстен впервые остро осознает это. Маленькая Кирстен   помогает  братьям вынимать из капканов , расставленных в лесу  уже застывших белых куропаток, и внезапно  глаза одной из них напоминают ей  глаза умирающего отца. С этого момента все живое и  прежде всего  человек , священно для Кирстен, и это чувство станет главной  путеводной нитью всей его жизни.
 Хотя героиня книги – реальное лицо  и повествование сосредоточено на одной Кирстен  Перу Ханссону  удалось создать обобщающий образ  и многообразную картину жизни  маленького народа саами, плотью от плоти которого, является Кирстен  .
    Особенно подкупают своим светлым и радостным тоном  страницы , посвященные детству и  юности Кирстен. Вот маленькая Кирстен  резвится в снегу с оленями , вот, задыхаясь от радости , она бежит скорее рассказать братьям , что  видела как  после долгой полярной  ночи уже  блеснул луч  солнца  или уже взрослой  девушкой  едет на плоту  по реке Тана, чтобы впервые  увидеть море.Картины  северной природы  ярки и зрительно  ощутимы в книге Пера Ханссона. « Прилетел ветер с юга и унёс с собой холод в царство мерзлоты  к Северному Ледовитому океану, и , послушные законам природы  и жизненному ритму животных двинулись саами  с зимних стойбищ на равнину». Природа предстает исполненной гармонии, хотя жизнь людей рядом с ней далеко не идилична. В итоге есть значительный элемент социальной критики  в норвежском государстве . Вскользь брошенные замечания о непомерных налогах , принудительное изучение норвежского языка , больные туберкулёзом девушки , прячущие за спиной плевательницы  все это остаётся в сознании читающего  и делает повесть Пера Ханссона  художественно убедительной и жизненно правдивой .