Современная художественная литература за рубежом, 1972, №5
Эту рецензию можно было бы поместить в рубрике МЕМУАРЫ:
вспоминая прошлое... в самом начале пути ( это моя самая первая рецензия на норвежскую книгу )…
Библиотека иностранной литературы(ВГБИЛ) приобретала какое-то количество книг за рубежом, соответственно на иностранных языках, кто-то должен был их читать рецензировать. В связи с этим и существовал информационный сборник (первоначально бюллетень, а впоследствии журнал ) «Современная художественная литература за рубежом».Собственно это было окошко в чужой, неведомый мир. Часть книг помещалась в спецхран , часть( особенно пьесы ) - рецензировалась для сугубо закрытых сборников при той же библиотеке « д.с.п. «-для служебного пользования
Помещаю написанное мной тогда в разделе «литературоведение», вдруг кому-то интересны норвежские писатели , представители маленькой страны с ее великой культурой.
Пер Ханссон - сравнительно молодой писатель , его первая книга вышла в 1963 году , впрочем к этому времени за его плечами лежал значительный опыт журналиста, печатающего в течении ряда лет статьи в газете « Дагбладет». Наверное , именно этим опытом объясняется глубина и зрелость книги «Даже если отнимут жизнь» ( Сага о емье Морсет ), которая завоевала популярность в Норвегии и за рубежом (рус пер.1965)
Путь Пер Ханссон в литературу лежал через журналистику , отсюда документальность его произведений , та особая жизненная достоверность, явственно ощутимая во всех его книгах . Его герои не просто имеют жизненные прототипы , писателя привлекают сильные и цельные характеры , достойные быть запечатлёнными в искусстве. Так книга «Даже если отнимут жизнь» рассказывает о супругах Петере и Марит Морсет и их семи сыновьях , активно участвовавших в норвежском движении Сопротивления .
Герой книги «Самая крупная игра» (1965) Гунвальд Томстад проникает в ряды нацистской партии Норвегии и даже становится одним из её видных лидеров , чтобы ежеминутно рискуя своей жизнью бороться за освобождение родины.Суровым пафосом ежедневного подвига проникнута книга о военных буднях норвежских моряков «Каждый десятый должен был умереть.
И вот перед нами последняя книга писателя , похожая и непохожая на все написанное Пером Ханссоном ранее. По жанру как и все предыдущие книги , это документальная повесть. Кирсен Свинненг – женщина из народа саами и поныне живёт в посёлке Карасьёк в Финмарке. Её имя стало известно всей Норвегии, когда в 1957 году ей пришло письмо из Белграда от югославского общества движения сопротивления. «Мамой Карасьёк» её называли югославские военнопленные, узники немецкого концлагеря, устроенного фашистами в родном поселке Кирстен. Каждый день Кирстен приходила к лагерю, чтобы незаметно передать пленным еду , помогая выжить в нечеловеческих условиях фашистской неволи.Некоторым из них с помощью Кирстен удалось бежать в Швецию . а оттуда вернуться в Югославию.
В книге особенно впечатляют страницы о последних днях немецкой оккупации . Принудительная эвакуация жителей , Финмарка, который фашисты хотели превратить в «выжженную землю»; саамы, угоняющие стада оленей по приказу немецкого командования ; семьи , прячущиеся в горах, чтобы не покидать родные места , все это события уже описанные в книгах Эйвина Болстада « Доброе солнце» и Сигбьёрн Хольмебакк «Страшная зима» приобретают по- новому трагическое звучание у Пера Ханссона , в его неожиданно поэтической проникнутой мягким лиризмом повести .С героями предыдущих книг Кирстен роднит твёрдость и целостность характера Образ этой женщины , целиком посвятившей себя служению людям, отмечен суровым величием и своеобразно монументален . Но есть в нём и нечто иное. Это особая простота и непосредственность , а также наивная религиозность праведницы , быть может, слишком идеализированная автором , хотя надо отметить , что религиозность Кирстен достаточно своеобразна и никак не носит самодавлеющего и тем более ортодоксального характера.Так слово « блаженство», часто упоминаемое в священном писании, связывается в сознании Кирстен со знакомым ей с детства высокогорным пастбищем , золотистым песком на берегу реки и изумрудно- зелёными холмами вокруг , а абстрактная религиозная заповедь « возлюби ближнего»- для нее реальная действенная любовь ко всему живому вокруг. Поразителен эпизод, когда , когда Кирстен впервые остро осознает это. Маленькая Кирстен помогает братьям вынимать из капканов , расставленных в лесу уже застывших белых куропаток, и внезапно глаза одной из них напоминают ей глаза умирающего отца. С этого момента все живое и прежде всего человек , священно для Кирстен, и это чувство станет главной путеводной нитью всей его жизни.
Хотя героиня книги – реальное лицо и повествование сосредоточено на одной Кирстен Перу Ханссону удалось создать обобщающий образ и многообразную картину жизни маленького народа саами, плотью от плоти которого, является Кирстен .
Особенно подкупают своим светлым и радостным тоном страницы , посвященные детству и юности Кирстен. Вот маленькая Кирстен резвится в снегу с оленями , вот, задыхаясь от радости , она бежит скорее рассказать братьям , что видела как после долгой полярной ночи уже блеснул луч солнца или уже взрослой девушкой едет на плоту по реке Тана, чтобы впервые увидеть море.Картины северной природы ярки и зрительно ощутимы в книге Пера Ханссона. « Прилетел ветер с юга и унёс с собой холод в царство мерзлоты к Северному Ледовитому океану, и , послушные законам природы и жизненному ритму животных двинулись саами с зимних стойбищ на равнину». Природа предстает исполненной гармонии, хотя жизнь людей рядом с ней далеко не идилична. В итоге есть значительный элемент социальной критики в норвежском государстве . Вскользь брошенные замечания о непомерных налогах , принудительное изучение норвежского языка , больные туберкулёзом девушки , прячущие за спиной плевательницы все это остаётся в сознании читающего и делает повесть Пера Ханссона художественно убедительной и жизненно правдивой .