О структуре и структурализме

Андрей Ворожейкин
О СТРУКТУРЕ

Структура является совокупностью устойчивых отношений и связей между элементами системы. В структуру входит общая организация предмета, процесса, пространственное и временное расположение частей и т.п. Структуру образуют не любые связи и отношения, а прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее важные связи и отношения (среди сущностных) называются интегрирующими. Они воздействуют на другие закономерные связи, обусловливая общую специфичность структур в пределах системы. Так, например, система производственных отношений в обществе складывается из трех типов структур: из форм собственности на средства производства, форм обмена результатами деятельности и форм распределения. Среди них в качестве интегрирующей структуры выступают отношения (формы) собственности.

Структура вместе с составом элементов обусловливает качество системы. Но она соотносится с элементами не строго однозначно. Например, явление изомерии в химии (существование, в частности, алканов, алкенов, альдегидов) достаточно ярко свидетельствует об относительной самостоятельности структуры по отношению к элементам: при одном и том же составе элементов, при одинаковой их природе различные структуры обусловливают разнообразие качеств систем. Значительная роль структур в определении качеств систем служит одной из причин их абсолютизации и формирования концепции структурализма в науке и в философии.

О СТРУКТУРАЛИЗМЕ

Структурализм представляет собой совокупность научных и философских идей, связанных с применением структурного метода, первоначально разработанного в лингвистике, а затем распространенного на другие области гуманитарного знания (литературоведение, этнографию и др.). Возникнув в 20-е гг. XX в., структурализм получил наибольшее развитие в 60-е гг. Его основными представителями являются французские ученые К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан.

Основу структурного метода образует понятие структуры. Это совокупность неизменных отношений внутри системы, несмотря на некоторые возможные преобразования последней. Поэтому внимание фиксируется не на элементах систем или их свойств, а на отношениях между элементами.

Каковы основные процедуры структурного метода? Во-первых, выделение некоторого множества элементов, в которых можно предположить наличие единой структуры; во-вторых, разложение объектов на такие простые части, которые связывают разнородные группы элементов; в-третьих, раскрытие отношений преобразования между частями, построение абстрактной структуры; в-четвертых, выведение из структуры всех теоретически возможных следствий. Свое применение структурный метод нашел в области гуманитарного знания. Структурный аспект вычленяется на какой-то знаковой системе. Структурализм пытается обнаружить и раскрыть внутренние структуры, механизмы знаковых систем, которые скрыты за нашим использованием знаков, символов, образов. Объектом изучения конкретно-научного структурализма выступает культура как совокупность знаковых систем, как универсальный язык. В состав этого языка входят также наука, искусство, религия, мифология и т.п. В этих сложных объектах анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчинены человеческое мышление и человеческая деятельность, в том числе историческая.

В философском плане структурализм представлен как идеями самих ученых-структуралистов, так и особой идеологией структурализма, распространившейся во Франции в 60-е гг. XX в. Философские идеи ученых-структуралистов сформировались в процессе перехода некоторых разделов гуманитарного знания на теоретический уровень, в поисках существенных системных абстракций. Эти идеи имели ярко выраженное кантианское влияние, поскольку в них делался акцент на бессознательные структуры, управляющие мышлением и историей. Одновременно ставились пределы рациональному познанию самого человека, его духовной и общественной жизни. Философский структурализм представляет собой определенный мировоззренческий подход к пониманию глобальных проблем человека и истории. Он более целостно оформляет разрозненные структуралистские идеи. При этом зачастую абстрактная, антигуманная структура вообще противопоставляется человеку и истории (так называемая концепция “смерти человека”). За это структурализм подвергался критике со стороны экзистенциализма и персонализма.