Предновогоднее, в шутку и всерьёз, прозой и в стих

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Предновогоднее, в шутку и всерьёз, прозой и в стихах

Интернет у нас никогда не был скоростным. А месяца три как стал совсем дистрофичным. С Фейсбуком же и вовсе что-то несуразное творится. Писал об этом я уже не раз. В стихах и прозе. Обещают, обещают, что вот-вот в плане интернета и доступа в социальные сети сделаем невиданный рывок и чуть ли не встанем вровень с самыми развитыми странами. Но воз – ни с места.
А уж о том, что при дистрофичности ещё и связь крайне неустойчива (то чуть-чуть коптит, то надолго пропадает подчистую), вообще слабО высказываться без крепких русских слов. Форменное безобразие, мягко выражаясь.
И мы уже как-то свыклись со всем этим. Смирились. И ежедневно, а некоторые вроде меня – ежечасно, взываем в мыслях к небожителям, Олимпу и олимпам: «Пусть хотя бы так и дышит на ладан! Лишь бы не сдох! Лучше же, чем совсем ничего!..»
Хотя положа руку на сердце признаюсь в своих побочных размышлениях: а лучше ли?

Захожу я недавно (в середине декабря) на страницу одной из другинь в Фейсбуке. Думал, может, хоть так удастся увидеть реакцию на мой комментарий к ее публикации. Гляжу, а там синим шрифтом выделено: «Сегодня у неё день рождения». Поздравил, конечно. Высказался. Искренне, коротко и, простите, неординарно: «Я всегда думаю о Вас как об умном человеке, красивой женщине, прекрасной дочери и замечательной матери». Цветы подарил. Благо, в интернете это делается запросто и фактически бесплатно. Хоть завались!..
А через некоторое время читаю ее ответ: «Спасибо за теплые слова! Но у меня день рождения в марте…».
Как такое может быть?
Наверно, наш дистрофик-интернет в сговоре с малодоступностью соцсети ни на что другое не был способен, кроме как выдать давнишние куки, хранившиеся с марта месяца. Куки-муки! Хоть зашибись!..

Чтобы только перечислить чудеса, творящиеся на Фейсбуке в пределах моей квартиры (а также всего государства с великим будущим), не хватит и десяти тысяч знаков. Без пробелов. А с ними – уж и не знаю, достанет ли читателям настроя и терпения, чтобы пробежаться по ним, фейсчудгосвелбудам...
Ну, позвольте, еще один случай.

Есть на Фейсбуке чУдная женщина по имени Татьяна. Родом из Ташкента. Но давно живет в другой стране, прекрасной и давним прошлым своим, и климатом, и видами природы. Да и сама она, бывшая землячка, весьма эффектно выглядит. И естественно, и вполне понятно, часто меняет фотографии так называемых профиля и обложки. Я ей всякий раз ставлю "лайки". А на днях не удержался и четверостишие выдал. Оно в нижеследующей подборке представлено предпоследним. А здесь скажу: стихотворение принялОсь и даже для меня появилось (нередко бывает, что во внешнем мире видят мою публикацию, но сам я – нет). Когда же через пару часов, не дождавшись никаких уведомлений о реакции другини, обычно очень отзывчивой, продрался туда же (да, да, всякий раз с большим трудом, через несколько попыток! и туда, и хоть куда!), то, к моему удивлению, четверостишия не было. Тут же выдал еще катрен. И его Сеть вобрала в свои анналы. А погодя немного он так же бесследно сгинул. Я его, к сожалению, не сохранил. "Коша" и "мыша" в нём были. Помню и первую строку: «Хде мая читвирастиша?». То, что осталось в памяти, использованы в последнем стишке подборки.
М-да, безобразие…
А провайдер докучает десятками СМС на дню, да на двух языках: заплатите за такой пакет, подключите сякой пакет, купите ночной интернет. Щас! Вприпрыжку! Ночью-то – вообще хана! Ноль почти!
Как так можно издеваться над людьми! Хоть задушись!..
А три дня назад пришло такое сообщение: «Уважаемый абонент! Если у вас есть вопросы или предложения, пишите нам…». Ага, чуют, что народ уже на пределе! Вот и придумали очередной "клапан" для сброса избыточного давления!..

Ладно. Хватит прозы. Перейдем к рифмованному выражению мыслей и чувств.
Но без предваряющих пояснений все-таки не обойтись.
В ней, нижеследующей подборке стихов, дважды упоминаемые Татьяна и Марина – разные женщины, живущие в разных государствах. С одной из них в эпоху горбачевской гласности мы работали в газете «Учитель Узбекистана». Да, да, в те самые радужные, отрадные, неповторимые времена, когда народ жил в гипнотическом потрясении от вдруг наступивших перемен, а интеллигенция – вдобавок и в трепетных надеждах на необратимость процесса. В ту пору и не пахло лозунгом, который не замедлил вылупиться вослед ещё более неожиданному упразднению Советского Союза: «Узбекистан – государство с великим будущим». Не знаю, прихватила ли Марину эта "пыль в глаза": ведь моя коллега с семьёй, как и многие-многие другие, мне не знакомые, бросились вон от настоящего – тогдашнего, печального, неопределенного, смутного…

В предисловии к своим недавним миниатюрам в шутливой манере у Марины прошла фраза: «Я уже сорок лет в журналистике». Она и послужила толчком к моему четверостишию-комменту.

Сорок сороков еще
Вам, Марина, шуток,
Мы горим, горим свечой
С Ваших прибауток...

В другой фейсбуковой публикации Марины я молча, по-редакторски, "зацепился" за ее оговорку «Наташа не только журналист, но и творческий человек, всё умеет делать»: а газетное дело – разве не творчество?!.

Творение в журналистике – раз,
А во всёумеетделии – два,
В талантах грозди есть наверняка
Ну, например, на клюкве сделать квас...

Наталья прореагировала: «У меня две опубликованные книги по кулинарии». Что я, естественно, срикошетил: «Значит, случайно попал не в бровь, а в глаз».

Теперь о другой Марине. На днях она выставила свою фотографию, сопроводив пояснением: «Даша вырядила меня мандаринкой. Новогодненько!». Мой ответный стишок, за которым последовал и комментарий прозой. В порядке самооправдания и выхода из конфузного положения (моя оплошность, "дистрофик" в ней ни при чём).

В сумочке спрятана мечтаний кринка,
Душа же открылась в мир мандаринкой,
Как перископ инфу шлёт субмарине,
Так же и Орэнж льёт "лайков" Марине.

– Опять "упс"! Только после появления катрена я заметил: не Душа, а Даша, Дарья, дочь! Но ведь мать нередко говорит дочери: «Душа моя». Вот таки аллюзия…

Замечу: для коллажа использован другой снимок "мандаринки", без сумочки. Зато с ёлочкой…

А Таня в следующем стихотворении – мама Марины, бабушка Даши. Три поколения неординарных особ. Имя старшей пришлось дать уменьшительным, чтобы строго соблюсти стихотворный размер. А Мариша – для того, чтобы, так сказать, держать фасон, а также для читательской иллюзии, будто я с ней в детский сад вместе ходил…

Таня, Мариша и Дарья!
Дума: мне б в Киев податься!
И в Павлоград! И в Израиль!
В мыслях наряд выбираю!
Чтобы смотреться красавцем!
Да уж, навеки не стар я!
Вот ведь какая каналья!

И, наконец, другая особа, упомянутая много выше.

Белой завистью пылаю я к Татьяне:
Жизнь и дни её, похоже, без изъянов,
При такой красе: сама, страна, природа, –
Смена профиля картинок – воля Бога...

Этот-то катрен и пропал. Как и последующее моё удивление, шутливое, коверканное, несохранённое, послужившее основой для продолжения темы.

Вах, прапал читвирастиша!
Как ат коши в подпэл мыша...
Ну сафсем атбилса с рук
В отчим крае Фэисбук!
Пишаш комент, ставиш лайки,
Фсё пат хвос стипному зайке!
Рифарматыр призидент!
Ждёт народ ат Вас канкрет:
Света луч придёт в Ташкент?
Иль лишь лак на фальшь-паркет?

В преддверии Нового года... Кабана! Мой год! А также старшей внучки Шахнозы. У которой в сентябре появился сынишка Амирхон...
В преддверии 2019 года хочется верить, что у нас в Узбекистане шаг за шагом, веха за вехой, построят условия жизни, волеизъявления и самочувствия, достойные человека. Ну, хотя бы в следующем веке. Который увидят праправнуки моей самой младшей на текущее время внучки Аминочки.


Postcriptum

1. На улицах Ташкента теперь не видать той самой "пыли в глаза" («Узбекистан – государство с великим будущим»), муссируемой на все лады при ПиППУ (первый и пожизненный президент Узбекистана). Может, ее ещё не успели смести в каких-нибудь отдаленных районах и кишлаках. А в городах нам в уши жужжат иные термины, глаза мозолит иная мода: инновации, инвестиции, информации, институции, инициативы, инкассация, интеграция, интуристы. И т.д. и т.п.
А ЗА ВСЁ, КАК ВСЕГДА, НАДРЫВАТЬСЯ НАРОДУ.

2.
Да уж, навеки не стар я!
Вот ведь какая каналья!
Добавление к этим строкам: 25 декабря 2018 г. принял участие в массовом забеге на 12 км, организованном в рамках "Патриотического месячника" Министерством обороны Узбекистана. Большая группа спортсменов от этого ведомства ушла вперед, была недосягаемой. Но в пути нагонял юношей и девушек от Союза молодёжи. Оставлял их за плечами. На финише был далеко не последним.

3. Основная забота любого правителя – держать в узде народ. Один из инструментов достижения того – создать образ умного, мудрого, прозорливого, справедливого главы государства, жившего и действовавшего в прошлом, отдалённом или недавнем. И превратить его в идола для поклонения, особенно молодёжи. А значит, и в предмет национальной гордости и ура-патриотизма. Ради всего этого действующий правитель головами и руками своих служб перекрасит и облагородит, если понадобится, хоть Нерона, хоть Тамерлана, хоть Ахримана. И памятников понаставит.
ПиППУ сбросил с пьедестала Ленина и тут же стал возводить на него средневекового деятеля. А теперь уже и сам успел забронзоветь и в Ташкенте, и в Самарканде, и в Карши. Если еще отсутствует в каком-либо из областных центров, то и там встанет. Чтобы люди знали, помнили и были благодарны. Чтобы жили, работали, думали и чувствовали в рамках, негласно очерченных властями.
Но столице-то другого государства на кой он ляд?! Тиран?! АзиЯт?! По горло погрузивший свои пределы в болото пустопорожнего бахвальства, теневой экономики, должностных злоупотреблений, разномастного воровства, махровой коррупции, задушенного инакомыслия, правового нигилизма, карманного судопроизводства и множества прочих негативов?!
С января по ноябрь 2017 года я был всецело занят доказательством того, что непременно следует отвергнуть идею и проект, возникшие в сентябре-декабре 2016-го на волне поминовений усопшего. Публиковал статьи на Проза.Ру и Стихи.Ру. Писал письма депутатам, председателям комитетов и комиссий, Президенту. Предлагал воздвигнуть монумент всему Узбекистану, который, действительно, достоин того. Создал книгу, срочно издал ее в Германии и ознакомил с ней все инстанции.
Думаю, были такие, кто соглашался со мной про себя.
Но!..
В предзакатный период уходящего 2018-го ПиППУ застыл памятником в центральной части Москвы.
Уверен: не обошлось без приватного сговора лидеров двух стран.
Политика!..