Нильс Юхан Рюд «Колодец»-, Современная художественная литература за рубежом, 1973, №3
Эту рецензию можно было бы поместить в рубрике МЕМУАРЫ:вспоминая прошлое... В начале пути… Помещаю в разделе литературоведение, вдруг кому-то интересны норвежские писатели , представители маленькой страны с ее великой культурой.
Нильса Юхана Рюда с полным правом можно назвать продолжателем гамсуновской традиции в норвежской литературе. Гамсун не создал школы в прямом смысле , но в своем творчестве он запечатлел такие стороны норвежского национального характера и наметил такие мотивы в изображении действительности . которые не могли не иметь развития в дальнейшем . Его традиция жива , жива, например, в творчестве Рюда с его обостренным вниманием к внутреннему миру человека, в подходе к изображении. Челоек и природы . Писатель далек от прямого подражания Гамсуну , да и эпоха даёт Рюду иной материал , но он осознаёт преемственность своего творчества , а некоторые произведения ( «Сентябрь Пана» ) непосредственно навеяны поэтикой Гамсуна.
По единодушному мнению норвежской критики Нильс Юхан Рюд (1908-1993 )- прекрасный стили, мастер языка внесший огромный вклад в развитие жанра новеллы. Его имя стоит в одном ряду с именами таких писателей как Сигурд Хёль, Тарьей Весос , Аксель Сандемусе, популярность и признание к которым пришли в военные годы. Тогда же вышли и произведения Рюда о войне: сборник рассказов « Свободная земля» и трилогия « Сыновья мира», «Женщины в ожидании рождества» и «Нас любила земля». Но и в этих произведениях основное внимание обращено не на события, какими бы важными они не были сами по себе , а на духовный мир героев. По выражению известного критика Ролфа Неттума Рюд всегда остаётся «где-то на грани эпического и лирического.» Новелла – жанр, очевидно , наиболее близкий творческой индивидуальности Рюда, определивший во многом и особенности его романов , в которых главное не фабульное развитие сюжета , а то , что происходит в душе и сознании героев. Это и определило подход к изображению характеров в целом. Так в романе « Приглашение на танец», в котором бытовая реалистическая сторона образов отнесена на задний план, герои Бодиль и Магнус, воплощают по мнению одного из критиков « отношение людей друг к другу , к прошлому, к природе».
Все сказанное в полной мере относится и к новому роману Рюда «Колодец», в котором мало внешних событий . Повествование достаточно камерно : чередуются главы, написанные от автора и от имени главного героя, шестидесятилетнего Северина. Северин получил от родителей наследство : хутор, на котором прошло его детство и на котором он не был уже много лет . Вместо ожидаемой тишины и идиллического пейзажа в усадьбе на берегу моря Северин застаёт ряды современных домов , подступающих к его владениям , рёв моторок и пятна бензина на поверхности воды. Лес загажен, а на прибрежном песке как символ погибающей природы, лежит мёртвая утка, со слипшимися от машинного масла перьями. « Раньше земля и вода слышали здесь только пение птиц », с грустью думает Северин
Тема человека и природы , их неразрывного единства – одна из постоянных , ведущих тем не только норвежской, но и всей скандинавской литературы. Достаточно вспомнить хорошо известные у нас книги «Игра красок земли»а Оулавюр Йоуханн Сигурдссон и «Великая игра» Тарьея Весоса. Только осознав себя частью природы человек может жить полной жизнью. Этот мотив , хотя и приглушенно , звучит в романе « Колодец». Но здесь намечается несколько иной аспект этой темы: человек и природа противопоставляются цивилизации , хотя понятие цивилизации у Рюда слишком упрощено, а отношения к ней природы и автора противоречиво .Старый Северин с отвращением наблюдает перемены в родном раю , хотя и понимает их неизбежность. Он пытается сохранить старый быт в своей усадьбе, который священен для него в своей патриархальности . Символ этого быта старый колодец посреди двора - центральный и многозначный образ романа. В своих грёзах наяву Северин вспоминает « запах лошадей и коров»,приведенных на водопой, « горячее дыхание парней и девушек», которые поднимают вёдра из колодца … Но в образе колодца есть одновременно и что-то зловещее: крыша над ним прогнила, а вода заржавела и распространяет вокруг смрад, сырой и затхлый воздух ритмически вырывается из под крыши колодца , словно дыши какое-то живое существо , и старому Северину кажется, что они с колодцем из последних сил, ибо дни их сочтены -, дышат в унисон.
Северину не очень-то повезло в жизни. Он – мелкий предприниматель , лишенный по натуре деловой хватки, необходимой по роду деятельности ,очень одинокий человек. Жена, с которой он когда-то был счастлив, оставила его.Но вот приезжает дочь с внуком, и жизнь как будто бы обретает новый смысл. Однако Северин уже слишком поглощен собой, живёт воспоминаниями , мечтами и грёзми и совсем плохо ориентируется в действительности . В сущности , он себялюбив и эгоистичен. В нем очень развито чувство собственника, он с удовольствием ощущает себя землевладельцем. Даже вывеска « частное владение» приводит его в умиление . Поглощенный своими воспоминаниями Северин не уберёг самое дорогое, что было у него – внука , маленького Северин, который по его недосмотру упал в колодец . Заключительным аккордом и раскрытием главного символа в романе звучат лова шофёра грузовика , приехавшего засыпать колодец: вода в колодце мертвая, потому что никто не пользовался им. Да, и я мёртвая вода , и я тоже говорит Северин .
Жизнь – это движение , деятельность. Человек должен думать о других людях, а не уходить от них в свой мирок. к этому ведёт логика повествования романа который не смотря на затянутость и несколько наивную многозначительность некоторых эпизодов , представляется интересным явлением. В этом глубоко гуманистическом произведении Рюда есть особая живописная выразительность: колодец в разном освещении, в полосах света и тени, трава покрытая «росой, словно из нее брызнул сок». В книге много прекрасных строк о природе: «Предчувствием сентября проникнуты а воздух и вода , лето затянулось , утренние часы еще долги , свет как будто соткан из воды, блестящей, сверкающей и прозрачной, но все же уже конец августа …». Природные силы, стихии, проявляют себя в человеке, но и сама природа, пейзаж одухотворены , они воплощают ту гармонию, которую Северин не находит в жизни.