Нильс Юхан Рюд - они с колодцем дышат в унисон

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Нильс  Юхан Рюд «Колодец»-, Современная художественная  литература за рубежом, 1973, №3

Эту рецензию можно было бы поместить в рубрике  МЕМУАРЫ:вспоминая  прошлое... В начале пути… Помещаю  в разделе литературоведение, вдруг кому-то интересны  норвежские писатели , представители маленькой страны с ее великой культурой.

     Нильса Юхана Рюда с  полным правом можно назвать продолжателем  гамсуновской традиции  в норвежской литературе. Гамсун не создал школы в прямом смысле , но в своем творчестве он запечатлел такие стороны  норвежского  национального  характера  и наметил такие мотивы в изображении  действительности . которые не могли не иметь развития  в дальнейшем . Его традиция жива , жива, например, в творчестве  Рюда с его обостренным  вниманием к внутреннему миру человека, в подходе  к изображении. Челоек и природы . Писатель далек от прямого подражания Гамсуну , да и эпоха даёт Рюду иной материал , но он осознаёт преемственность своего творчества , а некоторые   произведения ( «Сентябрь Пана» ) непосредственно навеяны  поэтикой Гамсуна.
 По единодушному мнению норвежской критики Нильс Юхан Рюд (1908-1993 )- прекрасный стили, мастер языка внесший огромный вклад в  развитие жанра новеллы. Его имя стоит в одном ряду с именами   таких писателей как Сигурд Хёль, Тарьей Весос , Аксель Сандемусе, популярность и признание к которым пришли в военные годы. Тогда же вышли и произведения Рюда о войне: сборник рассказов « Свободная земля» и трилогия « Сыновья мира», «Женщины в ожидании рождества» и «Нас любила земля». Но и в этих произведениях  основное внимание обращено  не на события, какими бы важными они не были сами по себе , а на духовный мир героев. По выражению известного критика Ролфа Неттума Рюд всегда остаётся  «где-то на грани эпического  и лирического.» Новелла – жанр, очевидно , наиболее близкий  творческой индивидуальности Рюда, определивший во многом  и особенности его романов , в которых  главное не фабульное развитие сюжета  , а то , что происходит в душе и сознании героев. Это и определило подход к  изображению характеров в целом. Так в романе « Приглашение на танец», в  котором бытовая реалистическая  сторона образов отнесена  на задний план, герои Бодиль и  Магнус, воплощают  по мнению одного из критиков  « отношение  людей друг к другу , к прошлому, к природе».
Все сказанное в полной мере относится  и к новому роману Рюда «Колодец», в котором мало внешних событий . Повествование достаточно камерно : чередуются главы, написанные от автора и от имени главного героя, шестидесятилетнего Северина. Северин получил от родителей наследство : хутор, на котором прошло его детство и на котором он не был  уже много лет . Вместо ожидаемой тишины и идиллического пейзажа  в усадьбе на берегу моря Северин застаёт ряды современных домов , подступающих к  его владениям , рёв моторок и пятна бензина на поверхности  воды. Лес загажен, а на прибрежном песке  как символ погибающей природы, лежит  мёртвая утка, со слипшимися  от  машинного масла перьями. « Раньше земля и вода  слышали здесь  только пение птиц », с грустью думает Северин
 Тема  человека и природы , их неразрывного единства – одна из постоянных , ведущих тем не только норвежской, но и всей  скандинавской литературы. Достаточно  вспомнить  хорошо известные у нас книги «Игра красок земли»а Оулавюр Йоуханн Сигурдссон и «Великая игра» Тарьея Весоса. Только осознав себя частью природы  человек может жить  полной жизнью. Этот мотив , хотя и приглушенно , звучит в романе « Колодец». Но здесь намечается  несколько иной аспект этой темы: человек  и природа противопоставляются цивилизации , хотя  понятие цивилизации у Рюда  слишком упрощено, а отношения к ней природы и автора  противоречиво .Старый Северин  с   отвращением  наблюдает перемены в родном раю , хотя и понимает их неизбежность. Он пытается сохранить старый быт в своей усадьбе,  который священен для него в своей патриархальности . Символ этого быта  старый колодец  посреди двора -  центральный и многозначный образ романа. В своих грёзах наяву  Северин вспоминает « запах лошадей и коров»,приведенных на водопой, « горячее дыхание  парней и девушек», которые    поднимают вёдра из колодца … Но в образе колодца есть одновременно и что-то зловещее: крыша над ним прогнила, а вода заржавела и распространяет вокруг смрад, сырой и затхлый воздух ритмически вырывается  из под крыши колодца , словно дыши какое-то живое существо , и старому Северину кажется, что  они  с колодцем  из последних сил, ибо дни их сочтены -, дышат в унисон.
 Северину  не очень-то повезло в жизни. Он – мелкий предприниматель , лишенный по натуре деловой хватки, необходимой по роду деятельности ,очень одинокий  человек. Жена, с которой он когда-то был счастлив, оставила его.Но вот приезжает  дочь с внуком, и жизнь  как будто бы обретает новый смысл. Однако Северин уже слишком  поглощен собой, живёт воспоминаниями , мечтами и грёзми  и совсем плохо    ориентируется в действительности . В сущности , он  себялюбив и эгоистичен. В нем очень развито чувство собственника, он с удовольствием  ощущает себя землевладельцем. Даже вывеска « частное владение» приводит его в умиление . Поглощенный своими  воспоминаниями Северин не уберёг самое дорогое, что было у него – внука , маленького  Северин, который по его недосмотру упал в колодец . Заключительным аккордом и раскрытием  главного символа в романе  звучат лова  шофёра грузовика , приехавшего засыпать колодец: вода в колодце мертвая, потому что никто не пользовался им. Да, и я мёртвая вода , и я тоже говорит Северин .
   Жизнь – это движение , деятельность. Человек должен думать  о других людях, а не уходить от них  в  свой мирок. к этому ведёт  логика повествования романа  который не смотря на затянутость  и несколько наивную многозначительность  некоторых эпизодов , представляется интересным явлением. В этом глубоко гуманистическом  произведении Рюда есть  особая живописная выразительность: колодец в разном освещении, в полосах света и тени, трава покрытая «росой, словно из нее брызнул сок». В книге много прекрасных строк о природе: «Предчувствием сентября проникнуты а воздух и вода , лето затянулось ,  утренние часы еще долги , свет  как будто соткан из воды, блестящей, сверкающей  и прозрачной, но все же уже конец августа …». Природные силы, стихии, проявляют себя в человеке, но и сама природа, пейзаж одухотворены , они воплощают ту гармонию, которую Северин не находит в жизни.