О цели и целесообразности

Андрей Ворожейкин
О ЦЕЛИ

Цель является идеальным образом и предвосхищающей моделью жизненных ситуаций человека, а также специфическим способом детерминации человеческой деятельности. Цель как закон определяет сущностный характер деятельности человека, превращая ее из простого приспособления к окружающей среде в творчески активное преобразование мира. Человеческая активность носит не стихийно-бессознательный, а сознательный, целесообразный характер. Философское понимание диалектики целей, средств и результатов позволяет обосновать человеческую свободу как в плане выбора целей, так и в плане выбора средств их достижения.

Цель выступает как высшая форма интеграции частных человеческих действий, усилий в составе культурных целостностей, в рамках которых они приобретают свой смысл и назначение. Благодаря понятию цели происходит объективация идеального и идеализация материального, социализация личности в обществе и персонификация социального бытия.

В истории философии наибольших результатов в исследовании цели достиг Аристотель, истолковавший ее как род объективной причинности и положивший начало особой философской дисциплины по изучению цели. При этом он справедливо полагал, что цель выступает как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена человеческая деятельность.

Гуманистическая философия отвергает ложное истолкование цели в рамках принципа “цель оправдывает средства”, ибо цель, для достижения которой требуются неправые (неправильные) средства, становится не просто ложной целью, но и утрачивает свой статус цели.

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

Целесообразность – это соответствие предмета определенной норме, которая выступает в данной ситуации как цель. С одной стороны, целесообразность можно рассматривать как имманентное (свойственное, внутренне присущее) соответствие предмета своей норме, своему наиболее развитому бытийному образцу. С другой стороны, целесообразность является соответствием предмета типам внешних условий и взаимодействий, сложившихся в окружающей его среде.

В человеческом мышлении и практике цель и целесообразность превратились в закон бытия. Форма целесообразности в человеческой деятельности широко используется как научный принцип для изучения многообразных целеподобных явлений в природе. Целесообразность выступает здесь как особый тип взаимодействий, позволяющий обнаружить детерминацию предметов со стороны их конечных результатов, которые предстают как целеподобные формы самих предметов. В исследованиях процессов развития широко применяется целевой принцип, ориентирующий на анализ отношений целесообразности в системах и структурах, функционирующих по законам циклических кругооборотов.

В истории философии учения об имманентной целесообразности развивались Аристотелем, Г. Лейбницем, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем и др. В частности, большое внимание уделялось целесообразности исторического процесса, его отдельных этапов.