Дочь мельника

Владим Ир Долгих
Волшебная сказка


                Дочь мельника


В давние времена жил мельник.  Дело, которым занимался мельник,  всегда было прибыльным.  Весь род его служил этому делу, и он так же не отошёл в сторону. Прошло время. Случилось так, что его жена покинула его, и  он навсегда остался бобылём.  И  осталась на его руках маленькая дочь. Мельник очень любил свою жену, и девочка для него стала продолжением жизни. Чтобы как-то уменьшить боль  о потере любимой жены, мельник решил покинуть свою родину навсегда. Он продал  дом, мельницу, погрузил свои пожитки в машину и отправился туда, где его никто не знал. Но как ошибался он в своих размышлениях.
Когда-то ещё совсем молодым, несмышлёным  человеком он дал опрометчивое слово одному старику, что выполнит любое его пожелание, если тот сделает так, чтобы девушка, которую он  очень  любил, выйдет за него замуж.
Так и случилось. Но оказалось их чувства  друг к другу были взаимные. Они поженились и прожили  счастливую жизнь. Только того, что он сделал когда-то в юности уже не исправить.
И вот недавно старик этот объявился. Напомнил он мельнику  долг перед ним.
- Что же ты хочешь, старик? – спросил мельник.
- Отдай мне в услужение свою дочь,- услышал он в ответ.
Старик немигающим взглядом смотрел на него, и в этом пристальном взгляде он видел твёрдую решимость старика. Страх охватил мельника.
- Проси взамен всё, что душа твоя пожелает: дом, мельницу, деньги.
 В ответ мельник услышал – нет!  Тогда  испросил он у старика месяц сроку, чтобы подготовить  дочь к переезду.
- Не вздумай меня обмануть, мельник. Ты меня ещё не знаешь. Даже если убежишь на край света  искать я тебя не стану. Сам ко мне явишься. Тогда уж не взыщи.
Помнил эти слова мельник и решил уехать в самую, что ни наесть глухомань.   Так и сделал.
Скоро он осел в таёжном поселении.  Купил себе дом с мельницей у старого пруда.  У местных дом этот слыл, как «нехороший», и к пруду без надобности люди не ходили. Мельник на эти суеверия деревенских оракулов внимания не обращал. Починил мельницу, укрепил запруду, и закрутилось колесо, приводя жернова в движение. Посыпалось тёплой струйкой мука, значит и жизнь продолжалась. Так на новом месте устроился старый мельник с дочерью.
 Со временем  поверхность пруда покрылась водяными лилиями. Они красовались среди огромных листьев и были велики по размеру. Но что странно. В этом пруду не было рыбы. Даже неприхотливый карась, который любит такие места – здесь не прижился.  Заметил мельник ещё одну особенность. В полнолуние вода в пруду становилась алого цвета. Продолжалось это с полуночи и до шести утра. Мельник всю эту «чертовщину» отнёс  к неизвестным водорослям, которые изобиловали в пруду; они-то  и окрашивали воды пруда в столь необычный цвет. Но местные жители так не считали и свели всё к проискам нечистой силы.  Деревенский дурачок Филька как-то раз забрёл к этому пруду в поисках ягод, так на следующее утро мельник обнаружил его спящим. Как не старался он разбудить Фильку – ничего не вышло. Люди до того испугались, что с того времени в сторону мельницы никто и шагу не сделал.
Прошло время. И вот в один прекрасный день слегла дочь мельника. Заболела  неведомой болезнью. С каждым днём она угасала, как маленькая свеча. Вчера ещё говорливая и весёлая, сновала по хозяйству, а сегодня  лежала неподвижно с лихорадочным блеском в глазах. Не пила и не ела она ровно три недели. Что только не делал мельник, куда только не возил дочь - к врачам, знахарям – не помогало. От такого горя лицом почернел  мельник. А что делать? – ума не приложит.
« Чему быть, того не миновать» - думал старый мельник.  – Если Богу угодно и дочь  покинет меня навсегда, то и мне на этом свете делать нечего!
Но через  три недели, а это было как раз в полнолуние,  девочка попросила воды. От радости отец  бросился исполнять просьбу дочери. Набрал в ковш воды и подал его дочери. Напилась дочь воды и тут же лицо её изменилось до неузнаваемости.  Стало оно похожим на лицо столетней старухи, вернее старой ведьмы. И только глаза остались прежними, как у ребёнка – светлыми и чистыми. С той поры здоровье девочки быстро пошло на поправку. Но в её характере произошли разительные перемены. Она стала замкнутой, злобной и порой жестокой. Совсем перестала разговаривать, а на речи отца только кивала головой. Видели её часто сидящей на берегу заросшего пруда. Если кого увидит тут же убежит.  В свои пятнадцать лет выглядел она старухой худой и нелюдимой. Бродила она часто по лесу, вокруг пруда и что странно - птицы и звери её не пугались,  с ними она могла  часами  говорить на своём  языке жестов. Волосы девушки, на удивление остались прежними.  Руки её всегда оставались холодными, как лёд, а в глазах цвета водоросли, затаилась смертная тоска.
Мельник смотрел на свою дочь и думал: « Нашёл- таки меня старый колдун. Что же мне делать?»
Мельник свыкся с той мыслью, что его дочь так и останется такой странной,  и что уж тут поделаешь – так судьба распорядилась.  Решил  он отдать свою любимую дочь за того, кто первый посватается.  Всё при деле будет,- думал старый мельник.
И обещал, что тот,  кто женится на его дочери – получит богатое приданное.
 К удивлению и радости мельника женихов нашлось не мало. Иные женихи, увидев  дочь мельника,  не переступив порога дома, тут же покидали двор. Кто до денег жадный, тот пытал своё счастье. А надо сказать, что нрав девушки к тому времени совсем испортился. Скверный нрав стал, просто некуда! Чуть, что не по её нраву – завоет  дико, ногами затопочет. 
Но самое ужасное то, что при встрече с любым человеком она наводила на него жуткий страх, что после этого человек три ночи глаз не смыкал. Скоро ни одного жениха во всей округе не осталось. Даже падкие на деньги мужики стали стороной обходить двор мельника.
Шло время. Ни что казалось, не могло растопить сердце девушки; ни золото, ни ткани, ни украшения. Ко всему она оставалась равнодушной и безучастной. Только со зверушками малыми – мышами да лягушками она была доброй и снисходительной. Возьмёт на руки лягушку, в глаза ей посмотрит, а та и уснёт. Через некоторое время очнётся и долго сидит на месте, будто о чём-то думает. Возле пруда девушка становилась совсем иной – глаза её загорались неистовым блеском, а лицо становилось мертвенно бледным. Среди осоки, в изобилии росшей на пруду в водной глади озера, где часто сидела девушка,  отражалось прекрасное молодое лицо. Она садилась на берегу пруда, склоняла низко голову к воде и так замирала, глядя на своё отображение в  воде. И звуки, похожие на стон или плачь, разносились далеко по лесам и полям. Люди, которые слышали эти звуки, ощущали в сердце своём  жалость и острую печаль. Бывало весь день просидит девушка на берегу пруда и волосы её опускались в самую воду и шевелились в такт водорослям.
Молва о несчастной девушке-дикарке разнеслась далеко за пределы края. И всякий, кто рассказывал эту историю, добавлял что-то своё, и стала она походить на сказку.
В ту пору жил в заморской стране жил юноша по имени Александр. Отца и матери он не помнил. Только и осталось у него от них – камень прозрачный силы неведомой. Пока он достигал  зрелого возраста, много горя и несправедливости  испытал. Это его ни сколько  не сломило, не озлобило его сердце против людей. Вырос он чутким  и добрым юношей. Всё, что он имел к этому времени, добился своим трудом. И был он непогодам мудр. Не всякий старец мог сравниться с ним в познании тайн этой жизни. Изучил он многие языки, увлекался науками и тайнами магии. Многие из людей находили у него помощь и защиту. Так бы он и жил в своей стране, если бы однажды не увидел во  сне прекрасную девушку такой красоты, что дух захватывает. Смотрит она на него – улыбается, как вдруг сетка прочная опутывает её, с ног до головы. Бьётся она в сетях, как птица раненная, к нему руки протягивает, а из глаз слёзы, что жемчуга по водной глади. И жемчуга эти белыми лилиями прорастают. Каждую ночь снился ему этот сон. И вот один странник рассказал ему историю о заколдованной девушке, что живёт в далёкой стране, где-то в глуши. Выслушал юноша эту историю и запала ему в голову отчаянная мысль, что он должен спасти эту девушку во что бы то не стало. Не долго думая собрался он в дальний путь.
Долго  длился его путь в заброшенную деревню, но, судьба знать вела его в то самое место, где и жил мельник с дочерью.  И вот вышел он к берегу пруда и решил отдохнуть. Только хотел зачерпнуть воды, чтобы напиться, как вдруг перед ним старик появился. Будто из-под земли вырос. Сам весь волосом зарос, одни глаза-буравчики сверкают,  в рубахе по колено, как в старину мужики ходили.
- Ай, никак воды решил напиться, мил человек? – Спрашивает его мужик.
- Хочу освежиться, - ответил Александр.
- Не стоит из этого пруда воду пить. Потом от беды не отобьёшься. – И тут же спросил, хитро поглядывая на юношу,- Откуда и куда путь держишь, мил человек?
Мужик  ласковый, как бархат, а сердце юноши неладное чует. О себе рассказал, а зачем сюда пожаловал, умолчал. Мужик только головой покачал и хитро улыбнулся.
Видать  устал с дороги, если такой путь одолел?  И предложил он юноше у него погостить день другой.
- Погости у меня.
- А что, близко людей не заметно? – спросил Александр.
Здесь на другом берегу мельник живёт, но нему лучше не ходить. Жуткий человек. Слова своего не держит. Так, что милости прошу ко мне. У меня живёт старуха. Безобидное существо.
А надо сказать, что дочь мельника почти подчинилась воле колдуна. И скоро должна стать ещё одной озёрной девой. Колдун её прятал под ликом безобразной старухи.
 Юноша согласился. Приветливый хозяин накормил странника, а когда ночь наступила, указал ему на спаленку. В комнате было чисто, уютно, но что насторожило Александра – в комнате не было окон. Зато были две двери.
- Это, чтобы ничто не отвлекало от сна,- объяснил хозяин.
- Если захочешь выйти из комнаты – дверь не заперта. Только не открывай эту дверь,- указал он дверь напротив.
Пожелал гостю покойной ночи и вышел. Ночью юноше приснился тот же сон, что и раньше. Девушка во сне плакала так горько, что слёзы её, падая ему на грудь жгли, как угольки. Проснулся он и решил выйти из комнаты на улицу – освежиться. Вышел он из комнаты, да только перепутал двери и тут же очутился в саду. Рассвет уже занимался, и в саду было уже светло. Идёт Александр по тропинке, в мыслях своих сон вспоминает. Дума о девушке не покидает его.
- Не найти мне её, - думает он,- Когда домой вернусь, начну всё сначала.
Видит, впереди  дерево ветвями раскачивает.
- Странное дерево.  В саду ни ветерка, дерево качается.
Подошёл он ближе к дереву, как на плечи ему упало две  змеи.  Вот-вот задушат его. Собрался Александр с силами, рванулся  и  вырвался из смертельных объятий страшных чудищ.  Дерево было необычным. Вместо ветвей в  его кроне копошились гады, хвостами к стволу приросшие. От страха юноша потерял дар речи. Кинулся он бежать из этого сада.  Быстро бежал и скоро очутился у  озера. Не успел он подойти к берегу озера, как на поверхности его вода забурлила , и из глубины появилось  чудище, а в зубах его трепетала яркая луна. Глянул Юноша на небо, и вместо Луны на небе увидел чёрное отверстие. А вокруг чудища уже  плавали водяные девы. Они кружились по озеру и волосы их, похожие на водоросли, колыхались на поверхности водоёма.
И  тут юноша заметил среди водяных дев знакомый лик девушки, что часто видел в своих снах. Бросился он к озеру, но споткнулся о камень и упал. Видит на земле платочек белый лежит. Взял он платочек и за пазуху спрятал.
Вернулся он в комнату и лёг спать. Проснулся утром и понять не может  - то ли наяву, тол ли во сне пригрезилось всё это?
Старик пригласил его к завтраку и спросил, - Как спалось на новом месте? Не тревожил ли, кто сон твой?
- Нет. Никто не тревожил,- отвечал ему Александр. – Только сон мне приснился странный.  И рассказал ему о озере, где водяные девы хоровод водили. Старик виду не подаёт, только головой качает.
- Что только с дороги не приснится. Не бери в голову.
 Тут в горницу вошла дочь мельника. Только взглянула она на гостя, и обмерла. Хотела улыбнуться, а вместо этого лицо её исказилось от злости. Не узнал юноша в страшной старухе   девушки, что на озере видел.
После завтрака Александр отправился в сад погулять, а старик  дочери мельника наказ даёт, чтобы с гостя глаз не спускала. Как нитка за иголкой следовала.
- Далеко в сад не пускай,- наказывал мельник, - Сама на глаза ему не показывайся.
Ищет Александр то страшное дерево со змеями вместо веток, найти не может. А старуха всё за ним след в след ходит.
Достал Александр заветный камень, положил на ладонь и прошептал заветные слова: «Воротись то, что пропало. Обернись земля ручьём.  Укажи любимой дом».
Вдруг, из-за пазухи белый платочек сам вырвался и полетел по саду. Юноша за ним в след пустился бежать. Еле успевает. Опустился платочек у старой груши. Как раз у большого дупла, которое от удара молнии в груше образовалось. Заглянул юноша в дупло, а оттуда старичок маленький прыгнул ему  прямо на шею. Борода длинная, зелёная к груше привязана.
- Ты чего шалишь, дедушка? – спрашивает юноша. – Кто ты такой?
- Это я кто такой? Сначала скажи кто ты?
- Я гостем буду в этом доме. Вот решил по саду погулять.
- Гость? – удивился старичок. Пусть будет так. А я хранитель  этого сада. У тебя съестного ничего нет?
- Почему нет? Есть. И протягивает ему кусочек хлебца.
Проглотил хлеб старичок. Облизнулся. – Больше нет? А то защекочу.
- А я щекотки не боюсь, - ответил ему юноша и протянул старичку  яблоко, что по пути с яблони сорвал.
- Сто лет охраняю этот сад, и никто мне кусочка хлеба не дал. А самому плоды с деревьев срывать мне хозяином не велено. Так корой,  да травой перебиваюсь.
- А чего сам в дом не сходишь?
- Так, сходил бы.  Да вот борода не пускает. К груше намертво приросла. А ты как попал в этот сад?
Рассказал ему Александр всё без утайки.
- Дивно рассказываешь,- улыбнулся старичок-зелёная борода. – Я тебе помогу, как могу. Слушай меня внимательно. В саду этом калитка есть незаметная. Найдёшь калитку и откроешь вот этим ключом.
Старичок из бороды вынул маленький ключ и отдал Александру. Открыть такую непростую калитку можно только один раз в году. Это время как раз настаёт сегодня. Сказал это старик и пропал с глаз долой, как и не было его.
Взял юноша белый платочек, и хотел было ключ в него завернуть. Только платочек  взвился и полетел по саду. Юноша едва за ним поспевает. А старуха следом – не отстаёт. Откуда и силы у неё берутся?  Скоро платочек прямо к заветной калитке юношу привёл.  Хотел было Александр калитку отпереть ключом. Как  только прикоснулся, так мигом и заросла калитка стеной колючего терновника. Тут же появился из-неоткуда старичок зелёная борода.
- А как же твоя борода, что к груше приросла? –  спросил Александр.
- Твой хлебушко мне силы вернул. Вот я и здесь.  Не печалься. С этой стеной колючек у меня разговор короткий. Всё же я сто лет здесь жил. Кое-чему научился.
Прошептал он три слова и колючая преграда исчезла.
- Откроешь калитку – внутрь не заходи. Останешься навеки там. Сумей вызволить только горшочек с мочёным горохом и два конских волоса – белый и чёрный. Всё это стоит сразу за калиткой. Только руку протяни и всё в твоём распоряжении.
Старичок опять исчез, а юноша открыл калитку и тут грянул страшный гром. Стая чёрных птиц поднялась в небо и давай на Александра нападать.