Золотое зерно 2

Владим Ир Долгих
продолжение
   


. Одни мыши рвали зубами плотную ткань мешков, и зерно сыпалось на землю, а сотни других  серых воришек тут же поедали зерно. Бросился Андрей в самую гущу мышиной стаи, схватил обеими руками самую крупную мышь. Взмахнул рукой, чтобы со всей силою кинуть мышь о землю, но услышал, как закричала мышь голосом человеческим, - Не губи меня Андрей.
- Не со зла мой мышиный народ твоё зерно истребил. Не спеши. Выслушай меня. Я верну тебе всё сполна.
- Что-то у меня с головой случилось,- подумал Андрей,- Если такое слышу от лесной серой мыши.
А мышь продолжает: - Я расскажу тебе всё. Ты в руках держишь не простую мышь.
- И что же тут не простого?
- Я царица мышиного царства. Меня зовут – Шим. История, которую я хочу тебе рассказать, началась сто лет тому назад. Однажды в наши пределы вторглось орда чёрных крыс. Они были сильнее нас и потому мы потерпели поражение в войне с ними. Крысы оттеснили нас  в болота, самые захудалые и гнилые места в этом лесу, При этом они всякий раз делали страшные набеги, в результате которых наш род значительно уменьшился. Но мы не сдавались. Мы сражались, как могли. И до сего дня  - мы, мышиный народ, боремся за свои земли. Чтобы нас полностью уничтожить, чёрные крысы обратились к злой ведьме – Векше. Она навела на нас своё заклятие – к чему бы, наш мышиный народ, не прикоснулся, чтобы утолить голод – это превращается в камень. Но если мыши попытаются сделать набеги на припасы принадлежащие человеку – здесь ещё хуже ситуация. Если съестные припасы принадлежат злому, жадному и завистливому человеку – всё немедленно превращается в золото.
- Ого. Это сколько же золота вы добыли для людей такого сорта?
- Не обольщайся, Андрей. Только для нас, мышей – это были золотые россыпи. Для хозяина зерна всё это золото превращалось в гальки.
- Дела. Всё я понимаю. И вашу беду разделяю. Кто же мне поможет? Чем мне с братом расплачиваться? Зерно исчезло. Мешки испорчены.
-  Уйми свою печаль, Андрей. Не всё так уж и плохо.
- А что хорошего.
- В первые, за всё время только твоё зерно спасло нам жизнь. Оно не превратилось, как всегда это было, в золотые россыпи. За это время весь наш мышиный народ чуть  не умер с голоду. Сколько мы не пытались овладеть хоть малой толикой съестного у кого-нибудь из проезжавших через этот лес людей, всё превращалось в золото. Но стоило хозяину только взглянуть на это золото – на его глазах золото превращалось в камень. Наше население уменьшилось до таких размеров, что уместилось бы на твоей телеге.
- Что ж, я очень рад, что помог твоему народу и вам - царица Шим.
- Я вижу, что печалит тебя. Предоставь мне свои печали. За то, что твоё доброе сердце  спасло нас от неминуемой гибели, я помогу тебе.
Отпустил Андрей мышиную царицу и в тот же миг вся серая орда исчезла.
- Утро вечера мудренее, - подумал Андрей, и расстелив дырявые мешки на телеге, растянулся во весь рост и уснул.
Проснулся Андрей утром и ничего не может понять. Вчера он ложился на пустую телегу. Сейчас он лежит тоже на телеге, но под ним мешки, туго набитые зерном.
«Ничего не пойму», - ощупывая под собой мешки, подумал Андрей, – «Толи сон мне приснился? Толи от усталости мне пригрезилось всё это? Мыши. Мешки. Бывает же такое». И засмеялся  он так громко, что старая лошадь с испугу заржала.
Решил он посмотреть на зерно в мешках. Снял завязку с мешка, а из мешка как полыхнёт огнём. Это солнце свой луч на землю бросило, а солнечный луч прямо в мешок и угодил.  Сияет, даже глазу больно. Взял Андрей несколько зёрен из мешка, поглядел, а он золотые.
- Не обманула царица Шим, - опять засмеялся Андрей. Но уже от радости переполнявшей его сердце. – Ай, да - царица!
Кому расскажешь – не поверят, а от зависти, что всё так случилось, опять одни козни только и  увижу. Нет уж, помолчу – целей буду.

Тем временем его брат лежал на широкой кровати после очередной ссоры со своей женой. Был он очень сердит на жену, что была глупой, и ленивой. На брата, что оказался  не братом вовсе.
- Почему я такой не счастливый, - думал Михаил. - У меня же всё есть. Ни в чём я не нуждаюсь, а на душе  - хоть волком вой. У Андрейки ничего нет – гол, как сокол, а на его лице всегда улыбка. Нищему рубаху свою последнюю отдаст – не пожалеет. И жена  такая же - ему под стать.
Такая же неугомонная, работящая, как пчёлка с цветка на цветок- весь день.  А мою жену и печь не заставишь растопить.
 Лежит он – думу думает и слышит на улице смех, крики. Выглянул он в окно,  а возле старой баньки, где брат живёт, народ столпился. Все руками машут, смеются. А народ из деревни всё стекается к старой бане, как  после половодья ручейки в большую реку.
 - Вот уж не думал, что брат так скоро помрёт,- с тревогой подумал Михаил.
- А как же моё зерно и мои деньги, которые он мне задолжал? Пойду-ка я к брату наведаюсь, авось вдова мне долг вернёт.
Подходит он к жилищу своего брата, и от удивления, а больше от злости чуть было язык не прикусил. Стоит брат его живой и, как всегда весёлый и жизнерадостный что-то из мешка достаёт и каждому пришедшему соседу в его тару ссыпает.
В глазах потемнело у Михаила от негодования. Крикнул он брату,-
Не рано ли, Андрейка моим добром распоряжаться начал? Ты сначала  долг мой верни, а потом уж распоряжайся, если  останется, как тебе в голову сбредёт. Или забыл, сколько мне задолжал?
А брат на его угрозы ни как не реагирует, только смеётся и покрикивает, - Подходи! Не зевай! Не задерживай других, братцы! Становись и ты, брат за моим зерном. Я долг тебе с лихвой верну.
Подошёл Михаил  ближе, а брат ему в подол рубахи зерна насыпал. Глазам своим  не поверил Михаил, на зуб пробует одно зёрнышко. Второе, третье, а они золотыми оказалось. Упал он на мешки с золотым зерном, руками обхватил, и кричит,- Это моё зерно! Всё моё! Мешки мои, а значит всё, что в мешках тоже моё.
Трясётся весь. Чуть удар его не хватил. Соседи быстро по домам  разошлись. Андрей же давай брата успокаивать и рассказал он брату всё без утайки – и как колесо его подвело, и как мыши всё зерно съели, взамен ему оставили вот эти мешки.
- Твои дырявые мешки – вон, в углу лежат, а эти мне сама царица Шим подарила.
Не дослушал до конца Михаил рассказ брата, кинулся в свой дом. Собрал всю пшеницу, какая только у него была, погрузил всё на огромную платформу и на тракторе отправился в тот самый лес, в котором и случилась встреча Андрея с мышами. Жена, как только услышала об этой истории с зерном, что рассказал Андрей, за мужем увязалась. Ни за что дома не захотела оставаться.
- Чёрт с тобой. Полезай на платформу,-  приказал Михаил.
Жена перечить не стала. Сидит она на платформе с зерном и в уме уже барыши подсчитывает.
Быстро они доехали до намеченного места. Стали ночи ждать. Луна уже на небе тучи  синим цветом окрасила. Тьма опустилась на землю. Ничего не происходило.
«Обманул меня Андрейка», - подумал Михаил, –« Вернусь домой , я с него десять шкур спущу».
Скоро, они и не заметили, как оба уснули крепким сном. Очнулся Михаил от крика жены. Открыл глаза и чуть от страха речь не потерял. Не сметное количество серых мышей копошились на его платформе  с зерном.
- Не обманул, - обрадовался Михаил и приказал жене молчать, чтобы мышей не спугнуть. Вот мыши острыми зубами мешки рвут, - зерно рекою посыпалось на землю. Только прикоснутся мыши  к зерну своей острой мордочкой, а зерно в ту же секунду в золотые россыпи превращается. Глядит на это превращение своего зерна в золото Михаил, и в сердце его  кровь закипела. Руки дрожат. Слова сказать не может.
Не сдержался он, кинулся к россыпям золотым, а за ним и жена его бросилась на груды сияющих  золотых зёрен и давай, каждый себе грести золото.
 - Это моё! – кричит жена.
- Нет, моё золото! - кричит Михаил. Прочь. Чтобы гореть тебе!
- Чтобы утонуть тебе! – вторит ему жена.
Ползают оба по земле, в мешки золотые зёрна сгребают, а они тут же в камни превращаются. Тогда мыши кинулись на Михаила с женой и вмиг превратились они в два каменных идола.
А  мудрые люди говаривали, что  телега с  каменными истуканами иногда появляется в деревнях перед окнами злых и завистливых людей. Встреча с этой телегой ничего доброго не предвещает.
 Андрей, так и не узнав причину пропажи брата с женой, опечалился. Но жизнь берёт своё.
 Привёл в порядок он свой отчий дом. И наполнился домой смехом детским.
От того и счастье уходить не захотело из дома.  Как-то  раз принёс ему младший сын два медных кольца. Посмотрел на кольца Андрей, а затем размахнувшись кинул их в глубокое озеро. Затем открыл ладонь – а на ней лежали два кольца. Сын тогда удивился этому фокусу, а Андрей ни чего не сказал, лишь улыбнулся. Но улыбка вышла печальной.