В образе ночи бессонной

Лидия Хохлова
      
По ночам мне не спится.Видимо моя жизнь уже вернула мне свой долг, за то бессонное время, что она занимала у меня когда-то давно.А может просто моему сну мешают набегающие мысли? Кто знает?... Они порой такие разные: и радостные, и грустные. Ведь у каждого бывают свои неприятности, боли и страдания.Однако жизнь стоит того, чтобы ее ценили и любили, особенно за те прекрасные мгновения, которыми она всегда одаривает.
В бессонную ночь мне часто думается о вечном... хотя говорят: и
вечного ничего не бывает. Как же тогда природа: реки, озёра, горы?...
Перед глазами часто возникает далекая деревенька, затерявшаяся где-то в глухом Удомельском крае.   Ряд избёнок, извилистая улица…
… Муж мой, как только поженились, вдруг спросил:
     - Лиля, а не поехать ли нам ко мне, на мою малую родину? Здесь, в городе большом и шумном, летом некомфортно, суета, полно народу, от жары асфальт кипит. Вредно жить, никакой тебе природы. Другое дело деревенька: чистый воздух, тишина…
Я внимательно слушала Виктора и его предложение подействовало на меня, как ушат холодной воды. Зачем ехать в деревню, когда и в городе можно прекрасно провести время: парки, городской пляж, и в лес за грибами можно поехать…?Благо, что отпуск, за работой и отдохнуть некогда. А  там в деревне – навоз, мухи…
Однако я, как покорная жена, об этом промолчала.
 - Ну, а ночи там какие!  -  воскликнул муж. - Небо звездное, покой… Тишина и слышен каждый шорох за рекой. Яйца, парное молоко, с огорода все свое. Настоящее, живое, просто рай, а не житье. Порыбачим там немного, рыбки свежей поедим.
- Что же примечательного в твоем краю? С грустью спросила я.  Для такой поездки у меня не было ни малейшего желания.
- Дорогая Лиля!  Я с детских лет восхищался  просторами своего Удомлянского края, его знаменитым озером Удомля, синевой до горизонта, уютными тенистыми заливами, сосновыми берегами, лодками рыбаков, покачивающихся на волнах, колокольным звоном над водой...
«Каждый кулик своё болото хвалит…» -промелькнула мысль.
А муж, словно прочитав мои мысли, уверенно продолжал: 
 - Все, кто приезжал сюда, чувствовали особую притягательность и загадочность этих мест. Здесь были написаны тысячи картин, десятки из которых вошли в сокровищницу русской культуры. Природа Удомлянского края всегда привлекала к себе людей искусства. Первооткрывателем   был академик живописец Веницианов. Будучи уже известным художником, он оставил Петербург. Здесь и прошел лучший период его творческой жизни. Жизнь Алексея Гавриловича не была беззаботной, она всегда наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданный был его конец. Лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понеслись, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу. Прах великого художника покоится в селе, названным в его честь.
   Венецианов...- вспоминаю я...Он же знаток и любитель русской живописи.
 Его картины я видела в художественной галерее. Мне особенно понравилась " На жатве лето" Это - одна из вершин творчества великого живописца, написанная в этих краях. Я запомнила это полотно до малейших подробностей.
 …Жаркий июльский полдень. Природа как бы замирает в своем торжественном покое: недвижим горячий воздух, не шелохнется густая темно-зеленая рожь. Словно слышу эту звенящую тишину, царящую над полем, небо поднимается высоко над расплавленной землей, и на ней происходит, какая-то тихая игра облаков. Сначала на фигурке крестьянки, лишь потом замечаю на дальнем плане фигуры других женщин, окутанных шаром жаркого воздуха. Они как бы растворялись в бескрайном пространстве. Спокойно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив около себя серп. Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителям.
  Второе  открытие края совершил великий пейзажист-лирик Исак Ильич Левитан,  рассказывал муж. Для него Удомельские места оказались тем же, что Болдино для Александра Сергеевича  Пушкина. В этих местах он написал картину " На озере". Изображены блаженство природы, облака, которые видны в озере. Нехитрые рыбацкие снасти, спокойная гладь воды...Розовая полоска зари на горизонте - ее главное очарование.
Мастер слова Антон Чехов выразил свои впечатления от пребывания на Удомельской земле в великой "Чайке", в рассказе "Дом с мезонином","Край лесов в туманной сини», «Тайна светлая России»…   
- Откуда взялось такое древнее название Удомля? – спросила мужа, явно уже заинтересовавшись.
    Виктор надолго задумался.
- В свое время я просмотрел много литературы и энциклопедий. Ответ нашел в книге из серии " Русская биография- историческая география  за 1910 год". Оказывается, Удомля  -  молебное место и молебное озеро. Тогда мне стало понятно! Конечно - молебное. Оказывается, что наши древние предки были неразрывно связаны с природой и прекрасно чувствовали энергетику места. В их жизни была постоянная борьба за выживание. Несомненно, удачей было найти такое место, где душа находит вдохновение, где молитва доносится до самого неба и человек чувствует себя спокойно и счастливо. Таким местом была Удомля. Недаром на его берегах стояли монастыри, церкви.
Слушала Виктора... и мне рисовались картины древних предков, под звук колоколов идущих в храм на берегу озера, сидящих у озера рыбаков с удочками, выпрыгивающих рыб из глубины водной пучины, летящих чаек над озером, плывущий выводок диких уток…
-Лиля, что ты решила с поездкой – прервал мои видения Виктор.
Я вдруг очнулась, сказав: 
 - Едем в твою замечательную Удомлю.
Середина июля - время отпуска. Сборы были недолгими. Закупив подарки родственникам и принадлежности для рыбалки, мы поспешили к поезду. Решили приехать внезапно, не предупредив родителей.
 В деревню мы добрались только к вечеру. На улице уже кое-где горели фонари.  Деревня нас встретила лаем собак. Шарик, узнав своего хозяина, заскулил и стал подпрыгивать, стараясь лизнуть лицо в знак благодарности приезду.
Виктор  оживился, заговорил стихами:

- Деревенька моя без меня одинокой не стала.
За побег мой, пожалуйста, зла на меня не держи.
И спасибо за то, что меня родила, воспитала,
За сирень под окном, за поля колосящиейся ржи. 

На лай собак вышла мама с вязанкой дров для растопки печи.
Увидев нас, она охнула, опустив руки, и дрова посыпались на землю.
- Сынок, дочка, мои вы родные!Говорила она со слезами на глазах.
Без поцелуев не обошлось. Мне стало как-то спокойно на душе, и я назвала ее мамой.
Войдя в сени, муж включил свет. На столе стояла крынка парного молока и домашние булочки. Я пила молоко и мысленно представляла себе: стадо пасущихся на лугу коров, женщину с коромыслом, на которых покачивались два ведра полных холодной воды, сидящего рыбака у озера и бегущих по пыльной дороге мальчишек.
Допили молоко, поужинали.От усталости закрывались глаза, а еще меня убаюкивал черный кот и все время терся об ноги.
За окном сквозь белые занавески светилась  луна. Огромная, набитая пухом перина поглощала наши тела. Откуда-то, будто в глубине сна, доносилась отдаленная песнь сверчка.
Утром нас разбудил крик петуха, мы быстро встали, так захотелось скорее увидеть озеро. Мама, подоив корову, суетилась на кухне, от которой доносился запах печеных пирогов. Немного перекусив, взяв рюкзак со всеми принадлежностями (приготовленных с вечера) поспешили к озеру. Мама, остановив нас, подала пакет со свежими булочками и банку парного молока.
 Время перед рассветом кажется самым тихим. Как будто спят все - даже деревья. В такие минуты можно смотреть на небосвод не отрываясь.
 Туман рассеялся. Прозрачный утренний воздух взял свежестью. Наступало волшебное загадочное время рассвета. Во всей природе чувствовалась радость пробуждения, радость жизни.
Перед нашим взором раскинулось озеро - удивительной красоты, с чистой прозрачной водой, у берега мелководье и видны каждые камешки, на мелководье шныряют стайки мальков. Такая идиллия!
На память Виктору приходят поэтические строки: 
На планете немало озер,
Знаменитыми земными красотами,
Только что мне до этих озер,
Если я полюбил с малолетства ,
Не могу разлюбить до сих пор,
Свое первое озеро детства.   
Озеро удивило меня своими размерами: общая площадь десять квадратных километров, наибольшая глубина тридцать метров, средняя  - десять.  На берегу уже сидело несколько рыбаков, вероятно спешили занять свои насиженные места.
- Как рыбалка? - спросил Виктор у первого рыбака.
- Сегодня хороший клев, я уже поймал щуку и судака немалых размеров.
Пожелав ему хорошей рыбалки, муж оттолкнул лодку от берега, мы поплыли вглубь озера. По берегам произрастала богатая растительность. Экологически чистый лес, граничил с небольшими лугами, на которых были видны ярких расцветок цветочки. В лесах осенью много грибов и ягод.
Отплыли от берега метров восемьсот, мы закинули удочки. Вскоре задергалась удочка мужа и он вытащил сазана примерно килограмма на два.
Над озером пронеслись стремительно птицы, вылавливая в полете на ужин стрекоз и водных пауков. На глубине разыгралась обыкновенная драма -  хищные щуки гонялись за резвой плотвой и окунями. Те, что стали жертвой, выпрыгивали на поверхность, чтобы обмануть преследователей. На полусонной еще воде всплески расходились кругами.
  - Клюет!  - сказал Виктор.
Я сделала подсечку и удочку у меня повело, я чуть не свалилась с лодки в воду. Подоспел муж и мы вытащили приличную щуку, примерно килограмма на три. Вероятно, попалась та, которая гонялась за окунями.
Клев удался, вероятно понравилось наша подкормка рыбам.
Наши садки вскорости наполнились судаками, лещем, плотвой, сазаном, окунями и белым амуром (эту рыбу я видела впервые). Радостные, с  богатым уловом, мы вернулись домой.
Уху мы варили на костре, на поляне за нашим огородом, пригласив наших соседей и родственников, празднуя наш приезд.
Ближе познакомились с жителями деревни. Маленькая родина - это не только красивые просторы, но это и люди, которые здесь живут. Они добрые, отзывчивые, чуткие, не когда не оставят в беде, не желают зла, всегда придут на помощь. От этих людей исходит тепло и свет. У них любовь  - игла от сердца к сердцу соединяя неведомой нитью. Всегда поднимут настроение, шутят, когда бывает грустно, несмотря, что в селе тяжелый труд, чаще всего от зари до зари. Нет такого быта как в городе, однако вкусно готовят, от их ароматных пирожков и булочек " не оттянуть за уши". И это чистая правда. Я городской житель восхищалась этими людьми. И про себя подумала, что правильно сделала свой выбор.
Природа, окружающая человека, всегда была ему божественной, кормилицей, убежищем и лекарством и, что не мало важно источником радости. И мы в этом убедились, побывав во время отпуска с экскурсией " Путешествие по Удомельскому краю".
Из слов экскурсовода : " Свыше двадцати исторических и культурных памятников на Удомельческой земле есть действующие и разрушенные храмы и часовни. Архитектурный облик каждого здания оригинален".
 А памятники природы? Многие места как бы созданы для любования, мы видели дом отдыха " Голубые озера"- чудесный уголок. Торжественность соснового бора, таинственность болот и сказочность сумрачного леса. Суровые леса богатые животными и растениями. В районе более шестидесяти озер, из них два десятка крупных…
Говорят, что сейчас там все изменилось к худшему.  На берегу озера остался только один храм, как последний из прошлого, хотя раньше стояли церкви и монастыри. Теперь берега озера " Удомля" сильно отличаются от тех, что осталось в памяти, леса выкорчеваны, деревни уничтожены , прорыты каналы. Озеро прорезает уродливая дамба. Как будто какая то злая сила не успокаиваясь ведет жестокий бой за уничтожение красоты.     Красота никуда не ушла она только стала другой. Молебное озеро   по-   прежнему,  притягивает к себе, призывает не отчаиваться и верить в силу красоты и гармонии.
Когда не спится, стараюсь вспоминать только хорошее.