Героя сгубишь - дух его не укротишь

Хамзат Фаргиев
                Гробница доблестных
                - вся земля. Перикл
               
 Всегда ненавидел фотографии, на которых был изображен убитый чеченский абрек Зелимхан Харачоевский, презирал людишек, позирующих на фоне его бездвижного тела, и мог лицезреть сие зрелище лишь несколько мгновений. Молил Господа, чтобы Он зачел его борьбу против имперского зла и несправедливости газаватом - священной войной. Затем пару-другую минут чертыхался, извергая поток нелестных слов в адрес его душегубов.

И лишь недавно, работая над статьями об отважном ингушском абреке Сулумбеке Сагопшинском - побратиме и сподвижнике Зелимхана, меня как током пронзило: «Да ведь эти фотографии являются единственными в своем роде памятниками герою чеченского народа, которые оставила на страницах истории сама Российская империя. Они представляют собой фотографические свидетельства позора имперского «спецназа» и величия их противника: Лев повержен, но дух его, лишь Богу Всевышнему подвластный, отошел к Нему не побежденным, не сломленным.

Разве можно признать убийство Зелимхана победой так называемого «спецназа» и империи, которая маячила за ним?! Никак нет, ведь имперский «спецназ» числом 150 - 200 чел. всю ночь напролет обстреливал саклю, в которой укрывался абрек, нанес ему 32 ранения и только после его смерти, осмелился приблизиться к его бездыханному телу? Неужели этим можно было величаться?!.. Можно шакалам, ибо им чуждо благородство и потому на фото они буквально пышут кичливостью. Убийственную характеристику сим убожествам, подобную разящему удару хлыстом, дал Г. Гейне: «Когда уходят герои, на арену выходят клоуны».

Клоунам не дано было осмыслить разумом и прочувствовать сердцем позорность ситуации, в которую они вляпались. На их лицах прописана спесь, торжество и воображаемая значительность своих особ. Фото подчеркивает убожество их страстей и помыслов. Наверняка, в их воображении предстают картины, как они, разбредясь по своим логовам, с упоением поведают своим родичам, друзьям и прочим о своей героической роли в убийстве Зелимхана Харачоевского, как их - героев, приветят женушки и с каким восторгом на них будут взирать детишки.

Но, естественно, в России имелись люди, которые не разделяли чувств моральных уродов. Это проникновенно засвидетельствовала газета «Русское слово»: «Погиб Зелимхан и такою болью отзывается это известие в душе у нас. Жалко его и стыдно за себя, за нас, воевавших с одним человеком. И вот теперь победили. И вместо ликования - смущение; и невольно любуешься этим человеком-сказкой, человеком-легендой».

В свой черед, газета «Отклики Кавказа» в статье Макеева «Убит герой» сообщала:  «Не верится, что убит Зелимхан. Мы видим в нем героя. Он любил свободу, был храбр и благороден. Те, кто ловил его, - черные люди. Они останутся безвестными. О них ни сказок не расскажут, ни песен не споют. Пушкин и Лермонтов восхищались такими горцами».1

Власть и печатный официоз Российской империи преподнес убийство Зелимхана, словно великое деяние, избавление от зла, терзавшего имперское величие, подрывавшего ее всесилие на Кавказе. Было ли такое отношение к своим противникам чем-то характерным только для русских завоевателей?!.. Напротив, такое отношение является неотъемлемой общеродовой приметой колонизаторов любых имперских государств, конфессий и национальностей. Изображения с убитым Зелимханом были сделаны в 1913 году, но традиция позировать на фоне уничтоженных врагов появилась в начале XIX века вместе с возникновением фото. Рассмотрим только несколько примеров, которые представлены интернетом на запрос о зверствах колонизаторов.

Вот «славная» пятерка убийц из «просвещенной» Франции, которая демонстрирует на фото свою жестокую и отвратительную суть. Они позируют, держа в руках отрубленные головы алжирцев. Вероятно, пяти голов на тот момент не было в наличии и потому в руках у двоих убийц одна голова: ведь никак нельзя было кому-нибудь остаться в стороне от демонстрации своего соучастия и сопричастности к делу «героического» истребления алжирского народа.

Генерал Горацио Гордон Робли - выкормыш английской демократии, носитель «бремени белого человека», также изрядно наследил в истории в качестве редкостного коллекционера - собирателя высушенных человеческих голов. На фотографии 1895 г. он восседает на фоне стенда с его «бесценной» коллекцией из 38 татуированных голов народа маори.

Совсем не отставали от прочих своих подельников по государственным преступлениям против завоеванных народов и бельгийцы. На снимке 1908 г. запечатлено их человекоподобие с бесчеловечным нутром, сподвигшее их в Конго на повешение семилетнего мальчика за недоимки отца.

Что есть общего в психологическом портрете всех вышеперечисленных позеров. На их лицах отчетливо начертана спесь, крикливое самодовольство, выдаваемое кривыми ухмылками. Они представили всей планете образцы своей совести, впавшей в мертвецкий сон. Только она и была бы единственно способной осветить кромешную тьму их душ и обеспечить верный выбор между добром и злом. Ведь именно из-за спящей совести их выбор и пал на жестокость и, самое страшное, они, накаченные идеями ложного героизма, кичатся ею. Еще одна их черта - это тщеславие и абсолютная убежденность в собственной добродетельности, ибо, как они совершенно искренне полагают, Господь-то на их стороне.2

Основа такой убежденности заложена лживым и лицемерным словом пропаганды любого государства и церкви. Именно они взращивают в своих народах иллюзию, что святотатство является добродетелью. Власть имущие, военщина, клерикальщина и бизнес, развязывая войны против других стран или собственных колоний, выпускало на простор вседозволенности алчность и жестокость вышеописанного отродья, которым располагают все народы.

Однако ни жестокость государства, ни потоки его лживой пропаганды не могут вытравить из народной памяти имя и деяния героя - неотъемлемой и бесценной частицы духовной сокровищницы народа. И потому дух воителя-героя Зелимхана обрел себе вечное пристанище в душе народа.
 
Хамзат Фаргиев

27 июля 2018
http://www.proza.ru/2018/12/25/1018

Примечания

1. Абрек Зелимхан Харачоевский.

2. Психологический портрет убийц по фотографии был составлен при помощи Адама Фаргиева - знатока психологии.

***

Послесловие к статье

Написано 25 декабря 2018 в свете противостояния ингушского народа властям Чечни и Ингушетии за прошедшие пять месяцев из-за передачи части ингушской территории Чечне - Аншлюсу-2018.

Абрек Зелимхан Харачоевский занял в памяти чеченского и ингушского народов место, подобающее его героическому духу. Нынешних заправил ЧР и Ингушетии, их СМИ-шлюх и троллей время тоже расфасует по сусекам памяти народов. Власть имущим история непременно отведет страницы позора, а прочие нечестивцы просто канут в небытие вместе с полнейшим убожеством своей злокозненной лжи, двуличия, спеси и алчности.