Вот и снова грибная пора...

Алексей Анатольевич Карпов
Сейчас уже и не верится, что это было, но ведь было и отчетливо отложилось в памяти! Хвалынский базар конца 60-х годов, мама держит меня за руку, чтобы я не потерялся в людском потоке. Знаю, что мы идем за солеными грибами, которые я ни разу еще не пробовал. Под соленья в крытом рынке выделен целый ряд, торговки в белых фартуках и нарукавниках громогласно зазывают покупателей, предлагая попробовать их груздочков, рыжиков, лисичек…

ВКУС ДЕТСТВА
Грибов невероятное количество: в огромных эмалированных бачках, деревянных кадках, тазах – выбирай на любой вкус! Для привлечения внимания на вешелах связками висят гирлянды сушеных грибов, которые до этого я видел лишь в книжных картинках. Тут же стоят холщевые мешочки с сушеными грибами – забирай, прям с мешком, оптовому покупателю почет и уважение!

Мама любит поторговаться, дегустирует грибы у каждого продавца, уходит, потом возвращается и, наконец, определяется с выбором. Пластиковые пакеты в то время были редкостью, поэтому спрессованные соленые грузди продавщица накладывает в наш молочный бидон.
 
Видя, с каким любопытством я смотрю на грибы, тетенька подает на вилке обломанную половинку шляпки – попробуй. От холодного гриба исходит незнакомый терпкий аромат, вкус у него тоже непонятный – кисло-соленый. На вопрос понравилось ли мне угощение, киваю – понравилось, хотя не уверен в этом.
- Вот, видишь, даже ребенку мои грибы по вкусу пришлись, а еще ты ходишь-выбираешь. Распробуешь еще придешь! – громко смеется селянка, привлекая внимание других покупателей.   
По-настоящему оценил грибной вкус, когда бабушка приготовила осенний салат, который до сих является одним из любимых мною блюд. Готовиться он просто: помидору (непременно «Розовку») нарезаешь крупными ломтями, щедро добавляешь соленые грибы, отварную картошечку, репчатый лук, солишь и поливаешь это великолепие подсолнечным маслом. Вкуснотища нереальная!

ЛЕСНОЕ КРЕЩЕНИЕ
Когда я спросил отца, почему мы не ходим за грибами, он объяснил, что в свободное от основной работы время подрабатывал – крыл крыши, и пообещал, что как только появится время, непременно сходим в лес.

Неподалеку от села Сосновая Маза есть лесной питомник, вот там-то и состоялось мое первое знакомство с лесом. Территория питомника поделена на огромные квадраты, в которых произрастают определенные виды деревьев, благодаря чему на этих делянках произрастают конкретные разновидности грибов. Очень удобно, переходишь на другой квадрат, грибной ассортимент сразу меняется – выбирай, что душа пожелает.

А азартная душа много чего желает! В осиннике целые россыпи молоденьких, похожих на губнушки подосиновиков, а соседнем соснячке вздыбили хвою могучие мохнатые грузди! Я помню ощущение восторга, когда впервые нашел белый гриб – царя всех грибов! Тяжесть грибной корзины самая приятная, чем тяжелей, тем сильнее чувство гордости и ликования. Это богатство нашел я! Усталость от исхоженных километров настигает уже дома, в лесу ее просто не ощущаешь.

АУ, А В ОТВЕТ ТИШИНА…

За время наших грибных походов отец многому научил меня, как определять ложные грибы, ориентироваться на местности, что делать если заблудишься. Мысль о возможности отстать и заблудиться в лесу вселяла ужас. Бабушка, которая в свое время работала в этом питомнике, однажды рассказала впечатляющую историю о незадачливом горожанине.

Мужчина из Горького приехал в деревню проведать дальних родственников, был какой-то праздник, поэтому большой компанией поехали в лес. Отмечали по всей видимости от всей души. Изрядно опьяневший гость ушел подальше от шумной компании, лег под кустик и уснул. Компания, нагулявшись, уехала, забыв о нем.

Горожанин проснулся, когда уже смеркалось, испугался, запаниковал и решил выбираться из леса ночью. Плутал он трое суток, местные организовали поиски, но не нашли. Обезумевший от жажды и голода, искусанный комарами, он случайно вышел на голоса работниц лесхоза, которые во время работы затянули песню. Бедолагу накормили, напоили, а он плакал, целовал руки и, как привязанный, ходил за женщинами, боясь вновь остаться в одиночестве.

Уже, будучи подростком, мне довелось испытать жутковатое чувство безнадежно заблудившегося грибника. Отстать и заплутать в лесу проще простого – обойдешь поваленное дерево, а там грибы! Собираешь их, а глазами обшариваешь ближайший живописный подлесок, где непременно тебя ждет приятный сюрприз. В тот день мы с отцом забрались в какую-то лесную глухомань, отойдешь на пять метров и уже не видишь друг друга – вся надежда на голосовой ориентир.

Азарт сыграл злую шутку, когда отцовское «ау» стало еле слышным, я рванул в его сторону, и вдруг увидел, что метрах в трех за кустом стоит большое животное. Первая мысль была о корове, но откуда она тут возьмется?! Спрятавшись за дерево, решил не тревожить неведомое животное, может ситуация разрешиться сама собой.
Прошло немного времени и из-за куста выглянула здоровенная, но безрогая лосиная морда. Несколько мгновений мы смотрели друг на друга, потом лось развернулся и ломанул в чашу. Треск стоял такой, будто животное ломало все деревья на своем пути.

Я кричал, в надежде услышать отцовский отклик, но лес отвечал невозмутимой тишиной. С криками «ау» я плутал достаточно долго, пока не услал еле слышный ответ. Побежал на крик и увидел телегу с запряженной лошадью, и двух мужчин, по видимому деревенских грибников.

- А мы слышим, мальчишка папу зовет, отозвались на всякий случай, - сказал один из мужчин. И указал направление, откуда недавно слышали мужской голос.
Я, как недавно увиденный лось рванул туда, не переставая издавать лесной позывной, пока не услышал далекий отклик. Отец нашелся, выслушав мой эмоциональный рассказ, невозмутимо пожал плечами: - «Мы же все время в гору поднимались, спускался бы вниз – там дорога. Чего паниковать-то?». Урок я усвоил. Заходя в лес, всегда нужно помнить об обратной дороге – запоминай, куда и как шел, и никогда не поддавайся панике!

БЕЛЫЕ В ЛЕСУ!!!

Июль минувшего лета подарил небывалое количество белых грибов. Сарафанное радио быстро разнесло по Хвалынску благую весть: «Белые в лесу!». Мой школьный товарищ и сосед Сергей Нестеров, которого я попросил подкинуть до березовой рощи, рассказал, что заготовил восемнадцать литровых банок жареных белых грибов еще и насушил немало.

- Я тебя отвезу, но в лес не пойду, мне уже тошно на грибы смотреть. Наберешь, позвони мне, я подъеду, заберу тебя, - ответил Серега на мое приглашение.
Очень сложно подобрать слова, чтобы описать эмоции, полученные от удовольствия поиска и сбора белых грибов. Они встречались в самых неожиданных местах, даже на вытоптанных грибниками дорожках! Крупные и совсем маленькие, они вызывали восторг только своим совершенным видом – настоящее чудо природы. За два часа удалось наполнить двухведерную корзину, потом «клев» как-то резко закончился. Наверное, лес тем самым дал понять: не надо жадничать, порадовался, потешил азарт, и будя!
Несмотря на убеждения домочадцев, мол, какие тебе грибы – такая сушь стоит, я на днях еще раз совершил грибную прогулку. Грибов сейчас действительно мало, и, тем не менее, лес подарил несколько десятков черных груздей и белянок. Впереди дождливая осень, которая откроет второй сезон «тихой охоты». До новых встреч, лес!