Три усадьбы

Вячеслав Платонов
               
       Усадьбой в России называется комплекс  жилых и хозяйственных построек, окруженных садами и парками, часто – с земельными территориями (имение).  Усадьбы принадлежали людям с высоким социальным статусом, а также тем, кто мог позволить себе их купить  и поддерживать хозяйство.

       Многофункциональность русской усадьбы  была обусловлена природными условиями , укладом жизни владельцев и особенностями эпох, в течении которых она формировалась, совершенствовалась и исчезала . До XVIII столетия усадебная жизнь не образовывала какого-то особого раздела русского быта , сельская и городская усадьбы не слишком отличались друг от друга. Жизнь в них протекала спокойно и обыдено  со всеми привычными деловыми, хозяйственными, бытовыми, духовными и праздничными ее сторонами. Религия, музыка , живопись, архитектура, садово-парковое искусство, генеалогия и родовой некрополь – все это вплеталось в историю  усадьбы.

       С конца XVII века растущее различие сельского и городского быта стало приводить к специфике образа жизни в богатых загородных усадьбах, превращавшихся из хозяйственных комплексов  в места отдыха и празднеств. Решающим оказалось петровское время, когда крупнейшие представители дворянства принялись подражать строительству императорских загородных резиденций.

       Положение резко изменилось после указа о вольности дворянства 1762 года, освободившего родовые фамилии от обязательной государственной службы. Свобода, дарованная Грамотой о дворянской вольности, способствовала привлечению дворянина к решению усадебных проблем и проблем края, в котором они находились. Началась эпоха столетнего бурного развития и распространения усадебного строительства. Почти  вся европейская часть России превратилась в  природно-архитектурный комплекс.

       В создании усадебного мира участвовали все – просвещенные заказчики, архитекторы, художники, крепостные мастера и вольнонаемные рабочие. Этот мир был общим достижением русской культуры ,  мир, в котором  преимущество отдавалось ценностям культурного и духовного развития.

       История тамбовских усадеб – это значимая часть живой истории края. Среди их владельцев были и родовитые вельможи, и представители небогатых дворянских родов, а больше всего служивые люди – военные и чиновники. В связи с этим характер усадеб был разнообразным: одни предназначались для постоянного жительства, другие – для летнего пребывания, третьи являлись рентабельными хозяйствами, приносившими владельцам немалый доход. Были и такие усадьбы, которые мало чем отличались от крестьянских подворий.

       К середине XIX столетия характер усадебного строительства стал меняться. Ушло время роскошного придворного стиля, преобладающими стали небольшие усадьбы. На рубеже XIX и XX веков, когда широко распространилось дачное строительство, создание комплексов небольших усадеб часто становилось делом художественной интеллигенции. В это время началась  массовая деградация старых усадеб, которые не могли содержать обедневшие наследники. Однако стали появляться усадьбы, которые отличались образцовым ведением сельского хозяйства.

       На Тамбовщине усадебное строительство возникло на основе вотчинного и поместного землевладений. Михаил Федорович, первый царь из рода Романовых, щедро раздавал тамбовские вотчины своим верным соратникам – Крюковым, Москвитиным, Веденяпиным.

       Инокине Марфе, в миру Ксении Ивановне Шестовой, матери царя Михаила, в первой трети XVII века принадлежали обширные территории Верхоценской волости . После 1623 года в тех же местах находились вотчины Льва Кирилловича Нарышкина.

       В числе крупных тамбовских вотчинников появляются имена бояр Михаила Ромодановского, Салтыкова, Мосоловых и Вышеславцевых.

       Изданием соответствующих указов правительство способствовало не только жалованию, но и продаже «диких полей в вотчину по полтине за каждую четверть», а также передаче земель в поместье детям боярским. В первой половине XVIII столетия на тамбовских просторах прочно укрепились Украинцевы, Пущины, Мещерские, Бабины, Вердеревские, Сухотины, Сатины, Арбеньевы, Волконские.

       При Петре Первом понятия вотчин и поместий сравнялись в правовом отношении. Этому способствовало масштабное дарение вотчин с дальнейшим правом наследования потомками и поместий в качестве денежного вознаграждения за службу.
Елизавета Петровна, вслед за Петром, щедро наделяла шацкими землями своих преданных слуг – Кирилла Разумовского, Олсуфьева, Бобрищева-Пушкина.

       Щедрые подарки давались и сподвижникам Екатерины Второй. Фаворит императрицы князь Потемкин владел 150 тысячами десятин . В течении всего XIX века некоторые из его бывших владений на Тамбовщине все еще назывались потемкинскими пустошами.

       К концу XVIII века в тамбовских списках значились Дашковы, Закревские, Кропоткины, Ланские, Ниловы, Мухановы, Хвощинские, Дуровы, Масловы, Смирновы, Чубаровы, Сабуровы, Сатины, Сухотины, Слепцовы, Пашковы, Воронцовы, Долгоруковы и многие другие.

       Дарение земель продолжалось до тех пор, пока ее свободные запасы не были полностью исчерпаны при Павле Первом. При нем среди тамбовских землевладельцев появились имена Боратынских, Бенкендорфов, Давыдовых, Архановых.

       К началу XIX столетия в списках владельцев тамбовских земель значились Долгоруковы, Колычевы, Огаревы, Жеребцовы, Протасьевы, Гагарины, Вяземские, Шуваловы, Измайловы.

       Невозможно подсчитать точное количество тамбовских усадеб на раннем этапе их существования. Статистика того времени не делала различий между земельным владением и усадьбой, в которой проживал владелец.

       В XIX веке среди владельцев тамбовских усадеб новые имена появляются только в связи с перепродажей земель по разным мотивам, при разделе владений между наследниками или из-за образования новых семей при замужестве дочерей.

       Перед подготовкой реформы об отмене крепостного права  в Тамбовской губернии был проведен  учет земельных владений. В дореформенную пору имения оценивались по числу крепостных душ: мелкопоместные (меньше 100 душ), среднепоместные (до 500 душ), крупнопоместные (до 1000 душ) и особо крупные (свыше 1000 душ). В конце 50-х годов XIX века в Тамбовской губернии насчитывалось  мелкопоместных  869 имений, средних – 747, крупных 81 и особо крупных – 41 имение.

       С отменой крепостного права намечается постепенный упадок дворянского землевладения и усадебного хозяйства из-за утраты бесплатного крестьянского труда и отсутствия у многих владельцев надлежащих знаний по ведению сельского хозяйства.  Это привело к тому, что к концу 80-х годов XIX века под залогом в Дворянском земельном банке находилось более тысячи тамбовских усадеб. Земля постепенно переходила к новому классу владельцев, способных извлекать из нее выгоду. Кроме того, имения дробились по раздельным актам между наследниками, закладывались и продавались частями или полностью, при этом их число не являлось стабильным.

       Связь поколений, искусственно прерванная в начале ХХ века, сказалась не самым лучшим образом на состоянии усадеб. Родовая усадьба передавалась чаще всего по наследству старшему сыну, который был обязан сохранить семейные традиции, умножить наследие и сберечь могилы своих предков. Ответственность рода за сохранение исторических памятников и накопление художественных ценностей, постепенно превращала усадьбу в культурный центр, нередко называемый дворянским гнездом. Из поколения в поколение передавались не только семейные традиции и культура российской провинции, но и культура Европы, впитанная либо студентами в зарубежных университетах, либо армейским офицерством, побывавшим за пределами родины, либо заинтересованными путешественниками.

       Провинциальные усадьбы с привычными элементами усадебной культуры, великолепным коллекциями картин, книжными собраниями, семейными архивами, как и столичные, являлись частью ценного отечественного наследия. Драматическая судьба российского государства проявилась в целенаправленном уничтожении ряда сословий, в том числе наиболее образованного - дворянского, и в гибели огромного числа  усадеб, среди которых было немало образцовых .

       Октябрьская революция и последующий период российской истории оказались трагическими и для людей, и для усадеб.

       Число усадеб, пострадавших в 1917-1918 годах, оказалось не столь значительным. Массовое и сознательное разрушение усадеб началось в 1930-е годы. Ценности из них в лучшем случае попадали в музеи, в худшем –  расхищались и уничтожались. Здания разбирались для хозяйственного строительства , разрушения носили поистине катастрофический характер. В некоторых местах из тысяч усадеб оставались десятки.

       Планы послереволюционного преобразования  образцовых хозяйств под контролем народа (коммуны) на базе бывших усадеб оказались несостоятельными, большинство коммун, созданных в усадьбах, просуществовали не долго. Естественно, историческая и культурная роль усадебного наследия в революционные годы в расчет не принимались.

       В течение ХХ столетия тамбовские усадьбы либо исчезали полностью, либо представляли собою следы частичной или полной разрухи. О многих центрах дворянской культуры, как усадьбы  Боратынских в Маре, Чичериных в Карауле, Кривцовых в Любичах , Давыдовых в Кулеваторе , Лейхтенбергских в сампурской Ивановке, Кондоиди в Новорусанове, Петрово-Соловово на Вороне, Воейковых в Ольшанке, Комсиных в Громке и о многих других можно говорить только в прошедшем времени. На их местах просматриваются фундаменты бывших строений, их отдельные фрагменты, аллеи, остатки заброшенных парков, заросшие пруды.

       Лишь единичные из усадеб в силу случайности или в связИ  с ожившим в обществе интересом к прошлым владельцам, игравшим видную роль в развитии науки, культуры, военного искусства или русской государственности, стали заново отстраивать как музейные или научные центры, например, имения Сатиных - Рахманиновых в Ивановке или Вернадских в Вернадовке  .

                МАРА . БОРАТЫНСКИЕ .

                Фото Усадебного дома
 
       Возведение Мары совпадает с эпохой расцвета — золотым веком усадебного строительства в России. На протяжении последующего своего существования она прошла все этапы развития, разделив общую судьбу русских усадеб.

       Тамбовскую усадьбу Боратынских по праву можно назвать «дворянским гнездом», поскольку здесь родились, выросли и получили первоначальное образование дети самого просвещённого сословия русского государства. Один из них – поэт Евгений Боратынский , в стихах которого тема Родины очень часто сосредоточивается в образе отеческого дома — «хранительного крова», «священного крова», «сени святой», «глуши смиренной» — надёжного пристанища всех нравственных ценностей, символа незыблемых жизненных устоев.
               
       Детство поэта, проведённое в Маре, общение с людьми и окружающей его природой, которую Евгений Боратынский почитал за «истинного друга», легли невидимой печатью на его характер, художественное восприятие мира и литературное творчество.

              Когда, едва вздохнув для жизни неизвестной,
              Я с тихой радостью взглянул на мир прелестный, –
              С каким восторгом я природу обнимал!
              Как свет прекрасен был! Увы! тогда не знал
              Я буйственных страстей в беспечности невинной:
              Дитя, взлелеянный природою пустынной,
              Ее одну лишь зрел, внимал одной лишь ей;
              Сиянье солнечных, торжественных лучей
              Веселье тихое мне в сердце проливало;
              Оно с природою в ненастье унывало;
              Не знал я радостей, не знал я мук досугих,
              За мигом не умел другой предвидеть миг;
              Я слишком счастлив был спокойствием незнанья;
              Блаженства чуждые и чуждые страданья
              Часы невидимо мелькали надо мной...
              О, суждено ли мне увидеть край родной,
              Друзей оставленных, друзей всегда любимых,
              И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?

     Из поэмы Легуве «Воспоминания» в вольном переводе Е. Боратынского (1820).

       Усадьбу Мара, безусловно, можно назвать культурным центром в Тамбовской губернии ХIХ  и начала ХХ веков. Это имение было родовым гнездом семьи великого поэта Е. А. Боратынского, здесь прошло его детство, здесь хранились архивы поэта. Впоследствии, на протяжении всей жизни, он возвращался в Мару (ныне с. Софьинка, Умётский район).

       Мара стала для Е. А. Боратынского родным домом, родным гнездом не только как для человека, но и как для поэта. Именно в Маре им написаны «Стансы», «Запустение», «Последняя смерть», поэма «Наложница» («Цыганка»).

       Находясь в Маре, обретая именно в родных пенатах душевный покой, Е. А. Боратынский вёл активную переписку с А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, И. В. Киреевским.

       В Мару, как в одно из дворянских гнёзд Тамбовского края (и при жизни Е. А. Боратынского, и уже после его смерти), приезжали философы, литераторы, художники: поэт и переводчица А. Д. Боратынская, поэт князь П. А. Вяземский, прозаик Н. Ф. Павлов, мемуарист А. И. Дельвиг, дипломат Н. В. Чичерин, герой Отечественной войны 1812 г. Н. И. Кривцов, биолог и педагог С. А. Рачинский, лесовод А. А. Рачинский, художник Э. А. Дмитриев-Мамонов, будущий митрополит Вениамин (И. А. Федченков), историк, философ Б. Н. Чичерин, поэт А. М. Жемчужников.

       Возведение усадебного комплекса началось с 1804 года . Поместье заложил Абрам (Аврам) Андреевич Боратынский (1767 – 1810), служивый дворянин, вышедший в отставку в чине генерал-лейтенанта. В 1796 году он вместе с братом Богданом Андреевичем (1769 – 1820) получает землю от Павла 1 в Тамбовской губернии в селе Вяжли. Первоначально братья построили общий дом, надеясь на совместное проживание и управление хозяйством. Однако жизнь оказалась сложнее.

       Первым в имение переехал Абрам Андреевич и его супруга Александра Фёдоровна Черепанова (1777 – 1853). 7 (18) марта 1800 году у четы родился сын Евгений. Вскоре братья рассорились, причем так сильно, что Абрам решил строиться от «самого пола вновь» . Заложив усадьбу в урочище Мара, молодая чета незамедлительно туда переезжает .

       Выбор места для возведения новой усадьбы определялся природой урочища. Недалеко от этого места протекала река Вяжля, имелся лес, живописный овраг. В короткое время были построены дом с зимним садом, разбиты липовая аллея и парк, посажен огород.

       Въезд в усадьбу украшали два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских, далее шли усадебный дом, церковь с некрополем, парк и Грот – летняя резиденцией семьи.
 
       Усадебный дом представлял собой одноэтажную деревянную постройку с довольно практичной планировкой комнат. Такая постройка была характерна для владельцев среднепоместного дворянства, не располагавшими значительными суммами для строительства большой усадьбы. Вероятно, владелец расценивал свой дом как временное жилье до возведения более серьезного здания.

       Возведение дома совпало по времени с господством классицизма в архитектуре, что отразилось на его композиции. Первоначально дом имел форму прямоугольника, в центре фасадной части которого выступала в сад полукруглая терраса (балкон), с белыми колоннами, между которыми на каменном полу стояли горшки с цветами. Расположение цветников перед окнами было подчинено геометрическому порядку: сбоку от фасада по прямой уходила в парк липовая аллея.

       В последующем усадебный дом оброс новыми постройками. К нему были добавлены жилые комнаты, зимний сад. Обращает внимание практичность расширения здания: владельцы не стали возводить отдельный флигель, а увеличивали площадь в ущерб симметрии планировки.

       Окончательно облик усадебного дома сформировался в 1850-1860 годах, когда к нему пристроили крытый балкон-террасу и двухэтажную башню .
               
       Храм в имении построен в 1818 году на месте сгоревшей деревянной церквушки . Его главный вход шел через колокольню, соединенную с зимней и летней церквями. Cо временем здесь появилось семейное кладбище, где были похоронены мать поэта Александра Фёдоровна Баратынская, ее родная сестра Екатерина Фёдоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (урожденная Дельвиг), Анастасия, Александра. Мраморные надгробия – единственное, что осталось на данный момент от мемориальной части имения.

       Недалеко от церкви располагался парк, где были устроены пруды, каскады, беседки, каменный Грот. Особенность композиции парковой зоны – это плавный переход от регулярного французского к пейзажному стилю по мере движения от усадебного дома. Отчасти такое решение было обусловлено традицией. Многие владельцы имений России, имевшие сады, непосредственно примыкающие к жилому дому, старались сохранять одну часть парка в традиционном регулярном стиле, другую в новаторской планировке, тем самым отвергая симметрию в пользу природы и сельских картин.

       Доминирование пейзажного стиля в центральной части парка отражалась на взаимном расположении местных построек. Они дополняли ландшафт, буквально растворялись в окружающей природе. Парк был полон лужайками, извилистыми тропами, мостиками, прудами, имевших в том числе и практическое значение (пруды в имении использовался для разведения рыбы).
               
                Грот в усадьбе Баратынских Мара.
                Фотография начала XX века.
                Кирсановский краеведческий музей

       Главное сооружение парка – каменный Грот владельцы выстроили в готическом стиле. По всей видимости, композиционные решения экстерьера Грота были навеяны архитектурой Гатчины, где служил Абрам Андреевич. До нас дошли ряд описаний Грота. Современники признавали монументальность и гармоничное сочетание архитектуры строения с пейзажем парка.

       Одно из воспоминаний принадлежит московской художнице К. В. Гольдингер, гостившей в Маре в 1899 году: «…Здание как бы нависало над оврагом. Оно было построено в готическом стиле, в духе романтики 40-х годов. Стрельчатые окна и двери были обложены белым камнем.

       Верхняя дорожка привела нас к дубовой двери. Нам было разрешено войти в большой зал готического стиля. Он был почти пуст. Правая стена, выходящая на обрыв, освещена стрельчатыми окнами, и в них были видны верхушки высоких деревьев, растущих по склону оврага .

       В гроте было два входа на большую круглую площадку перед ним, висевшую над глубоким оврагом, другой, в противоположной стене, выходил на каменную лестницу, ведущую во 2-й этаж дома. Над этим входом находилось большое круглое готическое окно с цветными стеклами – точная копия с одного из окон Вестминстерского аббатства .

       Таким образом, этот летний дом был построен на откосе, имел 3 этажа, из них в каждый можно было войти с земли. В то время, когда я была там, он был руиной и только с внешней стороны сохранил свой чудесный романтический облик. Дом был построен, как мне рассказывали, для летнего пребывания семьи дедом тех Боратынских, которых я застала в Маре в 1899 году...».

       Недалеко от Грота – для симметрии – была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.
               
 
            Э.А. Дмитриев-Мамонов. У грота в парке Мары. Ок. 1861 г.

       В 1810 году Абрам Андреевич умер. Из-за малолетства наследников, все имение перешло к жене, которая должна была разделить собственность между детьми. В 1827 году по приглашению матери в Мару приезжает Евгений Боратынский с молодой женой, где живет почти полгода. В 1829 году поэт снова в Маре. Здесь им создается поэма «Наложница», происходит знакомство с известным тамбовским дворянином, пропагандистом творчества А. С. Пушкина Н. И. Кривцовым .

       В 1833 году было подано прошение о разделе вяжлинского владения между наследниками А. А. Боратынского. Согласно прошению усадьба Мара осталась в собственности у Александры Фёдоровны, Сергей получил соседнее с имением сельцо Сергиевка, Софья – сельцо Мара, Варвара – следующее за речушкой Варваринку (Рачиновка), Лев получил усадьбу в Осиновке, Евгений – в Ядровке. Брата Ираклия в прошении не было .

       С разделом имения было связано наиболее длительное пребывание Евгения Боратынского в Тамбовской губернии. С осени 1832 по зиму 1834 он занимается хозяйственными делами в своей части имения. «Радуйся, – писал поэт своему другу С. А. Соболевскому, – я нашел здешнее мое имение [Ядровку] в таком положении и получил из других такие вести, что я думать не могу ехать в Петербург. Остаюсь в деревне на год, кругом меня прекрасные степные виды, но дальнейшие мне не позволены» .

       В последний раз поэт посещал Тамбовщину осенью 1840 зимой 1841 года.

       Затем он был занят хозяйственными делами в имении своей жены – подмосковной усадьбе Мураново.

       Весной 1844 года Боратынский отправился морем в Неаполь, где 9 июня (11 июля) 1844 года, он скоропостижно скончался.

       Юридическую силу прошение 1833 года стало иметь только 3 февраля 1845 уже после смерти Евгения и Софьи. Согласно итоговому документу владение «оставшееся после … генерал- лейтенанта А. А. Боратынского в селе Вяжлях 1250 душ с принадлежащим к оному угодьями за исключением седьмой части, принадлежащей матери Александре Феодоровне Боратынской, остальное количество крестьян и угодий разделили между собой полюбовно». Наследная часть Е. А. Боратынского перешла к его детям Льву, Дмитрию и Николаю Евгеньевичам Боратынским .

       После смерти Александры Фёдоровны Мара переходит к брату Абрама Андреевича Сергею Абрамовичу Боратынскому. Последний оказался рачительным хозяином: при нем Мара переживает свой второй расцвет. Были отремонтированы все жилые хозяйственные постройки, спроектированы и построены купальня в виде готической башни и летний домик .

       Отмена крепостного права негативно отразилась на финансовой состоятельности Марской усадьбы. Сын Сергея Абрамовича Михаил, медик по образованию, твердым помещиком не был, все свое время отдавал профессии. Фактически все дела в имении берут в руки его сестры – Елизавета, Александра и Анастасия. Однако больших успехов они не добились: сказывалось отсутствие необходимой сноровки, общие неблагоприятные условия для ведения хозяйства. После смерти Елизаветы, последней из оставшихся сестер, Мара перешла к дочерям Михаила Сергеевича, живших в других губерниях и не навещавших свое имение.

       В годы революции и Гражданской войны крестьяне пытались устроить в имении библиотеку-читальню и музей, но безуспешно. Мара была разрушена.

       С 1983 г. в Маре проводятся традиционные Праздники поэзии Е. А. Боратынского, инициаторами которых стали литературоведы, преподаватели Мичуринского педиститута В. Е. Андреев и В. И. Попков.

       Праздник поэзии Е. А. Боратынского состоялся 22 мая 1983 г. в роще близ Мары . Из Тамбова, Мичуринска, Кирсанова, близлежащих сёл и деревень приехали писатели, учёные, художники, музыканты, журналисты, краеведы.

       С 1983 г. на традиционные Праздники в Мару, помимо тамбовских писателей, учёных, художников, журналистов, краеведов, приезжали гости из Москвы, Воронежа, Курска, Ельца, Мичуринска, Ростова-на-Дону. Состав участников и гостей год от года менялся, но сложилась группа единомышленников, проявивших неподдельный интерес к делу возрождения Мары и как к форме этого процесса – проведению праздников поэзии. Это: В. Е. Андреев, В. И. Попков, В. Г. Руделев, А. М. Кальницкая, Л. В. Гюльназарян-Пешкова, В. Т. Дорожкина, Н. Б. Моисеев, В. Г. Шпильчин, Е. Н. Писарев, И. И. Овсянников, А. А. Соболева, Л. Ю. Евтихиева, З. И. Загумённова.
 
       Вдали виднеется бывший усадебный дом Маркова - соседа Боратынских. Сам дом построил С.С. Башмаков, но последним его владельцем был депутат III и IV Государственных дум Н.Л. Марков. Сейчас в этом здании располагается школа, которая до недавнего времени носила имя поэта. Несколько лет назад, из-за сократившегося количества учащихся, она была "оптимизирована" и присоединена к Ильиновской школе.

       Прекрасную, добрую традицию – проведение на месте усадьбы Мары, близ с. Софьинки , Праздников поэзии Е. А. Боратынского удалось сохранить. Они состоялись и в первом десятилетии XXI в. (2001, 2004, 2006, 2008, 2010, 2015). На каждом Празднике высказывались пожелания о воссоздании усадьбы Боратынских, но Мара так и не восстановлена.

       В середине сентября 2018 года я , уже по сложившейся традиции , поехал в Тамбов к памятным дням моей матери и старшей сестры . Встретили меня Лена и Володя Пыльновы , которые несколько часов тому назад вернулись из отпуска с юга , точнее из Сочи . В этот же день поздно вечером вернулся с отдыха из Крыма мой брат Лёва . На следующий день посетили Полынковское кладбище , обошли около десятка могил с возложением цветов , начиная с могилы моих родителей, потом родителей Пыльновых (это моя старшая сестра с мужем), а потом других братьев и сестёр. Следующим утром  мы отправились - как было условлено ранее - в Мары - Софьинку , родовые места Баратынских , куда давно хотелось попасть . За рулём был Володя , я отбил себе место рядом с ним , мне очень хотелось увидеть как можно больше моей Тамбовщины и я жадно внимал всему , что видел вокруг ,  и , нужно сказать , в итоге от поездки , я имею в виду дорожные впечатления , а не впечатления от посещения руин  усадьбы Баратынских, весьма положительные . Я радовался , глядя на довольно приличную асфальтированную дорогу и за сто километров от Тамбова не потерявшую своего качества , на жирные чернозёмы вдоль дороги , усаженные подсолнухами и какой - то общей ухоженностью вокруг , величавой рекой Вороной , садами у дачных посёлков и деревень , где деревьев не видно из - за обилия плодов , и сами населённые пункты оставляют приятное впечатление , за исключением очень немногих . Почему - то Кирсанов я представлял себе другим . Ни где не было видно праздношатающихся , он напомнил мне муравейник , где все несуетно , делово идут по своим делам - заданиям  , пару раз видел из окна пункты ремонта сельхозтехники , где копошатся механики - ремонтники . Софьинку мы проскочили , то ли не заметили указатель , то ли его не было . В конце концов мы оказались на мемориальном полуразрушенном кладбище Баратынских , где похоронена мать поэта и её сестра и другие родственники . Отсюда очень хорошо виден двухэтажный дом , который построил Башмаков и который принадлежал в начале двадцатого века депутату Государственной Думы Маркову , в котором в настоящее время начальная школа с двумя десятками учеников . Школу со следующего учебного года закроют , а учеников переведут в другие в близь - далеко лежащие школы - об этом нам рассказала учительница этой школы , когда мы напросились на экскурсию , посвящённую Баратынским , с экспонатами , размещёнными в одной из классных комнат .Что будет  в будущем году   с музеем и экспонатами  неизвестно . У дома Башмакова _ Маркова сад , переходящий в парк . В саду мы пополнили , с разрешения конечно ,  свои запасы ароматных яблок к тем , которые набрали у одной из дач вдоль реки Вороны , когда уточняли у местных , как нам проехать дальше . Возвращались с грустными мыслями ... В планах у нас на будущий год посетить Караул и Любичи . Правда говорят , что если хочешь рассмешить Бога , то расскажи о своих планах ...


                КАРАУЛ . ЧИЧЕРИНЫ 

                Фрагмент Усадьбного дома      

       Во времена Российской империи не только в Тамбовской губернии, но и по всей России было широко известно родовое поместье дворян Чичериных – имение КАРАУЛ..

       Выходцами из их древнего дворянского рода были многие выдающиеся государственные и общественные деятели, занимавшие в разное время видные посты и должности. Вместе с тем, столь широкой известности имению Чичериных в селе Караул послужила не только родовитость и знатность его владельцев, их высокий культурный уровень, но и необычайное богатство имения. В стенах своих владений в Карауле несколькими поколениями Чичериных было накоплено значительное собрание художественных ценностей и библиотечных фондов. Отдельную историческую и культурную ценность представлял архитектурно-ландшафтный ансамбль усадьбы, церкви и парка.

       История села Караул берёт своё начало с основанного ещё в начале XVII века на высоком крутом берегу реки Ворона наблюдательного поста – Караула, призванного нести дозорную службу по охране южных рубежей русского царства от набегов кочевников. Наблюдательный пост был обустроен на холме, своеобразным мысом, вклинивающимся в пойму реки Ворона. Высота холма составляет около 70 метров над уровнем реки. С этого холма и поныне открывается замечательный вид на многие-многие километры в южном и восточном направлениях. Впоследствии, в 30-х годах XIX века, именно на этом крутом берегу была основана усадьба Чичериных.

       Первыми владельцами поместья в Карауле были дворяне Арбеньевы. В 1806 году в имении была построена церковь, освящённая во имя Святой Троицы.

       В 1818 году имение Караул было продано помещикам Вышеславцевым. В 1831 году здесь родился и провёл детство русский писатель и искусствовед Вышеславцев А.В.

       В 1837 году имение купил известный тамбовский дворянин Николай Васильевич Чичерин. Именно он начал на землях имения возведение нового усадебного комплекса.

       Для строительства зданий усадьбы был приглашён известный усадебный архитектор англичанин Миллер. В 1849 году был построен главный корпус усадьбы – Барский дом, который стал центром всего архитектурно-ландшафтного ансамбля. Барский дом представлял собой кирпично-деревянное  2-3 этажное строение в английском котеджном стиле. С юго-восточной стороны примыкала каменная терраса. Общая площадь дома составляла более 1500 метров. В доме насчитывалось 38 комнат. Помимо барского дома были возведены хозяйственный двор с жилым корпусом для слуг, домик для гостей, дом управляющего имением, оранжереи, семейный склеп у церкви, мельница, школа, парковые беседки.

       Все хозяйственные корпуса усадьбы, барский дом и церковь были соединены между собой сложной системой подземных ходов. Имелся также отдельный ход с выходом к реке. Отдельные части этих подземных ходов и в особенности огромные сохранившиеся хозяйственные подвалы можно видеть и поныне.

       Автором проекта каретного двора усадьбы стал близкий друг семьи Чичериных Сергей Боратынский – младший брат поэта Евгения Боратынского. Каретный двор имеет вид каменной зубчатой крепости в готическом стиле. В настоящее время здания каретного двора являются одной из наиболее сохранившихся частей усадьбы. Сам каретный двор используется сейчас в качестве базы для размещения подсобного животноводческого хозяйства караульского детского дома. Некоторые из жилых корпусов по-прежнему используются для жилья.

       Для проектирования садово-паркового ансамбля был приглашён талантливый садовод-дизайнер Макзиг. Основой планировки парка стали две аллеи: липовая, которая вела к дому и берёзовая, которая вела к церкви. Также в парке была заложена сосновая аллея, разделяющая два фруктовых сада. Помимо перечисленных в парке существовали дубовая, вязовая, каштановая, лиственничная и сливовая аллеи. Часть парка расположенная вокруг дома и церкви была выполнена в регулярном (французском стиле), далее по склону к реке парк переходил в пейзажный (английский) стиль и затем сливался с естественным припойменным лесом. Общая площадь усадьбы вместе с парком составляла около 1700 гектар.

       В советское время лесопарк села Караул был объявлен памятником природы. В настоящее время парк обильно зарос и находится в  запущенном состоянии.

       Особенного расцвета имение Караул достигло при Борисе Николаевиче Чичерине. Уроженец Тамбовщины, Борис Николаевич Чичерин - знаменитый русский правовед, историк, философ и публицист, занимавший крупные государственные и общественные должности, был ярчайшим представителем Тамбовского дворянства в России. При нём Караул стал одним из известнейших культурных центров России. Частыми гостями в усадьбе были многие знаменитые в то время художники, литераторы музыканты.

       Борис Николаевич положил начало значительной коллекции ценнейших произведений искусства собранной в имении Караул. Из зарубежных поездок им были привезены в Караул гравюры старых мастеров итальянской и голландской школ Марк-Антония, Дюрера, Рембрандта, Бергема, картины Веронезе, Веласкеса, Рибейры, Ливенса, Флинка, Пальмы-младшего, Ван-Гойена, Петер Назона, Стэна, Терборга. В России им были приобретены для коллекции картины Брюллова, Серова, Айвазовского, Боровиковского, Шебуева, Каменева, Васильева, Тропинина. Фактически дом Чичериных представлял собой музей выдающихся произведений искусства.

       В 1872 году в Карауле в имении своего дяди родился и провёл первые годы жизни известный советский политический деятель, дипломат Г. В. Чичерин.
В 1904 году в семейном некрополе у церкви был похоронен Б.Н. Чичерин. В советские годы его могила была утрачена, сейчас рядом с церковью можно видеть только надмогильную плиту , которая  находится не на месте первоначальной установки.

       После революции благодаря протекции наркома иностранных дел первого советского правительства Георгия Васильевича Чичерина, в главном корпусе усадьбы был организован музей дворянского быта. Как писал Георгий Васильевич в губернский исполнительный комитет: «В имении Караул имеется собрание картин первостепенных мастеров… Сохранение этих богатейших культурных сокровищ является для нас насущной задачей».

       В 1927 году созданный музей был расформирован. Книжное собрание Чичериных практически полностью вошло в фонды библиотеки им. Ленина (совр. Российская государственная библиотека). Собрание живописи, графики, фарфора, столового серебра , скульптуры, мебели, предметов интерьера пополнило коллекции ведущих российских музеев.

       В 1972 году к столетнему юбилею со дня рождения Г.В.Чичерина в усадьбе был открыт мемориальный музей Чичерина. В 1974 году усадьбе был присвоен статус памятника истории республиканского значения.

       С 1924 по 1992 годы в усадьбе Чичериных располагался детский дом. После переезда детского дома в новое современное здание главный корпус усадьбы остался бесхозным. Без должного присмотра постройки постепенно ветшали.  2 ноября 1996 года Барский дом усадьбы Караул, многие годы бывший одним из немногих памятников истории и культуры федерального значения в Тамбовской области ,  был уничтожен пожаром.

       В сентябре 2019 года на машине , за рулём которой был Саша Пыльнов , мы с отцом Саши Владимиром , удобно расположившись - я рядом с водителем , а в  распоряжении Владимира всё остальное , отправились  в  запланированное ещё в прошлом году  путешествие по маршруту Тамбов - Караул . На сей раз с нами не было моего брата Лёвы (он приболел и не хотел нас заражать)и Лены Пыльновой - она в апреле стала Бабушкой - родился Егорка и расстаться с ним на целый день она не могла себе позволить . Такая же , как и прошлый год , живописная дорога , такие же , милые сердцу , пейзажи ; поля убраны или под озимыми . В окрестностях Инжавино удивило обилие тыквенных участков с разновеликими и разноцветными плодами , щедро разбросанными природой , кое - где тыквы собраны в бурты , а где - то уже только ботва на меже . Уточнили у местных дорогу и , в конце концов , я увидел знакомую  мне по фотографиям красного кирпича , разрушающуюся и подпёртую в двух местах , стену каретного двора , построенного по проекту Сергея Бортынского . Каретный двор используется в качестве базы для размещения подсобного животноводческого хозяйства караульского детского дома. У отдельных построек провалилась крыша . Некоторые из жилых корпусов по-прежнему используются для жилья. Из будки с лаем вырвалась собака на цепи и почти одновременно из жилого дома вышли мужчина с женщиной , которые огорчили нас сообщив , что музей  сегодня закрыт , так как директор уехал в "Город" и порадовали :"МИД РФ принял решение  финансировать реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения "Усадьба "Караул", в которой в 1872г. родился и жил какое - то время будущий нарком иностранных дел Чичерин Георгий Васильевич" ( восстановление Барского дома и здания церкви Пресвятой Троицы ), и показали дорогу - как пройти на строительную площадку . Мы были приятно удивлены , увидев за забором оконченный строительством двухэтажный Барский дом и немного по от даль стоящую в строительных лесах церковь . Было видно , что требовалось ещё проводить отделочные работы и благоустройство , но главное было сделано и это важно .

      Здесь же в поселении Караул выстроен спортивный лагерь для детей ("олимпийский  резерв") .

      А дальше при возвращении по дороге в Тамбов проезжали Карандеевку , в которой с 1917 года несколько лет жил и работал акварелист Артур Фонвизин , он сюда приехал со своим другом - художником  Константином Зефировым к семье последнего . В 1918 году Фонвизин здесь  женился на крестьянской девушке Елене Николаевне Богомоловой, родной сестре жены Зефирова.

      Вместе с Зефировым он организует культурно-просветительский кружок для карандеевских детей.

      Присоединяется к тамбовскому Товариществу художников, вместе с которыми пишет лозунги, транспаранты, портреты вождей революции. Участвует в учредительной конференции тамбовского отделения Пролеткульта, занимавшегося вопросами науки и искусства в первые годы Советской власти (1917–1922г.г.). Вместе с другими художниками оформляет город к празднованию первой годовщины революции. Подписывает свои работы фамилией Фонвизин.

      Возглавляет в ТАМБОВЕ  студию изобразительного искусства Пролеткульта, в которой занимаются от 40 до 60 человек учащейся и рабочей молодежи. Преподает живопись и рисунок. Во время захвата города белогвардейскими частями генерала Мамонтова спасает фонды тамбовского Товарищества художников и художественные произведения от уничтожения.

      Принимает активное участие в разных формах агитационно-массовой работы, включая росписи вагонов-передвижек, оформление выпусков «живой» газеты «Красная деревня», изготовление походных декораций для выездных спектаклей Первого пролетарского театра-студии.

      Пишет большую многофигурную композицию на тему торжества Октябрьской революции (не сохранилась). Вместе с группой художников приступает к работе над тематическим произведением «Расправа над крестьянами деревни Серединовка» (не сохранилась).

      В 1920 году работал в основном  в технике акварели, изображая мир поэтических видений и грёз, зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка, музыки и цветов .  Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой , от них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние.         



                ЛЮБИЧИ . КРИВЦОВЫ .

       Николай Кривцов до 16 лет обучался дома, затем Сергеем Николаевичем Тургеневым был привезён в Санкт-Петербург и 1 сентября 1807 года зачислен юнкером в лейб-гвардии Егерский полк. Участие в войне 1812 года начал в чине поручика; в сражении под Бородино был ранен в левую руку и попал в плен. Лечился в Москве и при освобождении столицы спас раненых французов от разъяренной толпы (позднее за это он был награждён французским орденом Почётного легиона).

       В походе за границу, под Кульмом, ядром ему оторвало ногу и это положило конец его военной службе. После продолжительного лечения Кривцов решил поступить на гражданскую службу.

       Но прежде, с 1814 по 1817 год он занялся самообразованием: в Женеве и затем в Париже слушал лекции по технологии, физике, политической экономии, литературе, праву.
 
       Приехав в Петербург в 1817 году, Кривцов вступил в тот литературный круг, который собирался около Карамзина, Жуковского, Вяземского. Хотя и «не был записан в арзамасском штате, но был приятелем всех арзамассцев», — вспоминал о нём Вяземский.

       На петербургском вечере у братьев Тургеневых 28 июня 1817 года познакомился с молодым поэтом Александром Пушкиным. Приятельство с Пушкиным продолжалось до отъезда Кривцова в Лондон, причём Пушкин дал ему в дорогу экземпляр «Орлеанской девственницы» с надписью «Другу от друга».

       По некоторым сведениям, Кривцов неодобрительно относился к светским шалостям поэта, пытался наставлять его в беседах и переписке. В то же время А. И. Тургенев в письме к Вяземскому от 28 августа 1818 года сетует на то, что именно Кривцов «не перестает развращать Пушкина и из Лондона прислал ему безбожные стихи.

       Кривцов и Пушкин не раз пересекались и позднее, в 1830-е годы, когда бывший в то время губернатор Кривцов временами наезжал в столицы из своего имения.

       Кривцову посвящены 2 стихотворения А.С.Пушкина: "Когда сожмешь ты снова руку..." (1818 г.), "Кривцову" (1819 г.) Именно Николаю Ивановичу пишет Пушкин накануне своей женитьбы из Москвы в Любичи .

       3 апреля 1827 года Н. И. Кривцов был отозван из губернаторства за «строптивый и запальчивый характер» и ему предложено место в Департаменте герольдий, но он предпочёл выйти в отставку и поселиться в имении жены в селе Любичи Кирсановского уезда Тамбовской губернии, на берегу реки Вяжли, впадающей в реку Ворону. 
               
Барского дома поначалу в Любичах не было, и Н.И. Кривцову с женой первое время пришлось жить в карете. В сравнительно короткий срок в голой степи, где "кошку нечем было высечь", появилось великолепное поместье  в английском вкусе, с удобным, изящным, хотя и не роскошным домом, с прекрасным парком и  отличным хозяйством.

       Строили его местные крестьяне по проектам и под непосредственным руководством Николая Ивановича, обладавшего блестящими архитектурными дарованиями.

       Нередко в гостях у него бывали видные литераторы, в том числе Боратынский, Вяземский, Павлов и другие.
   
       Вскоре три соседних семейства - Баратынские (Вяжля), Чичерины (Умет)  и Кривцовы (Любичи) быстро подружились.

       В трех верстах, в селе Умете, жило семейство Чичериных, главный представитель которого, отец известного ученого Б. Н. Чичерина, был человек высокого ума и редких нравственных качеств; в 15 верстах, в имении Мара, жило семейство Баратынских, поэт и его братья, все замечательно даровитые люди; между Любичами, Уметом и Марой были постоянно живейшие сношения; в Маре получались произведения Баратынского, Кривцову присылал свои новые вещи Пушкин; в Умет Чичериным сообщал о литературных и ученых новостях и присылал много книг друг Чичерина-отца, известный Н. Ф. Павлов .

                ВОСПОМИНАНИЯ Б. Н. ЧИЧЕРИНА

       «Ближайшими соседями были Кривцовы. Они жили в Любичах, всего в трех верстах от Умёта, так что дамы нередко делали друг другу визиты пешком. Николай Иванович Кривцов был человек необыкновенного ума, с европейским образованием и с железным характером. Он  был родом из провинции. Все свое детство он провел в деревне в Орловской губернии, почти без всякого воспитания. Еще юношей его повезли в Петербург и определили в полк. Сначала он предался обычному в военной службе разгулу: в одном месте своего дневника он упоминает о своей бурной молодости. Но гвардия александровских времен отличалась не одними кутежами. Аристократическая молодежь того времени питала в себе благородное стремление к образованию, с чем неразлучны были и либеральные идеи. Роковое событие 14-го декабря положило конец всем этим зачаткам».

       "Между Любичами, Уметом и Марой, - свидетельствует Б.Н. Чичерин, - был почти ежедневный обмен, если не посещений, то записок и посылок. Из столиц получались все новости дня. Пушкин присылал Кривцову свои вновь появившиеся сочинения. Стихи Баратынского , разумеется, прежде всего были известны в Маре. Из Москвы Павлов и Зубков извещали моего отца обо всем , что появилось в литературе русской и иностранной, пересылали ему выходящие книги. Последний роман Бальзака, недавно вышедшая лекция Гизо, сочинения Байрона пересылались из Умета в Любичи и из Любичей в Мару. И все это при свидании становилось предметом оживленных бесед" (Цит. по: В. Пешков "Звезда разрозненной плеяды:". Тамбов, 1999. С. 95).

       Н. И. Кривцов занимал среди своих соседей первенствующее положение и по своим годам, и по обширному своему уму и образованию, между бумагами его, после его смерти, были найдены проекты освобождения крестьян, а также три письма от Пушкина.
 
       Усадьба Кривцовых, бывшая когда – то одним из центров культурной жизни края, не сохранилась , остались одни руины , от  парка ничего не сохранилось.

       На кладбище  был склеп Кривцовых,  сейчас место отмечено надмогильным крестом с надписью :" Кривцов Николай Иванович (1791-1843 гг.)". 


                Список использованной литературы:
               
   1.  Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001.
   2. Кученкова В.А. Усадьбы Тамбовской губернии. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2010.
   3. Объедкова М. В. Феномен русской дворянской усадьбы на примере Тамбовской области
   4.Городнова Л. Е. Родовое гнездо Е. А. Боратынского: Об усадьбе Боратынских Мара на Тамбовщине // Московский журнал. — 2014. — № 4. — С. 54—77. — ISSN 0868-7110.
   5. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. — М.: Правило Веры, 2004. — 848 с. — ISBN 5-94759-027-1.
   6. Соболева А. А. Возрождение усадебной культуры // Мир библиографии. — 2006. № 1.
   7. Тамбовские даты, 2013 год [Тст] : библиогр. календарь-справочник / Упр. куль- туры и арх. дела Тамб. обл., Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Гос. арх. Тамб. обл., Гос. арх. соц.-полит. истории Тамб. обл. ; сост.: Н. Н. Трусова [и др.]. – Тамбов : Пролетарский ссветоч, 2012. – C. 188-194
   8. Климкова, М. А. Край отеческий. История усадьбы Боратынских. Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2006. – С. 143.
   9. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область. Труды 73. – Москва : Министерство культуры РСФСР, 1978. – С. 206.
   10.Андреев, В. Е. Судьба Ядровки имения поэта Е.А. Боратынского // Культура русской провинции. – Тамбов, 2002. - С. 41 47.
   11. Википедия .