Постсоветское прошлое

Евгений Шан
 Случайно встретил старую знакомую, что приехала опять отдохнуть и перезимовать к дочери в Таиланд. Из Украины, с Краматорска.
- Ну шо? Як там?
- Да усё добре, всё нормально.
 Она начала мне рассказывать о здоровье, о своих переживаниях за квартиру, вскользь упомянула о украинских властях, которые «опять что-то мутят». А мне в голову пришла вдруг страшная по своей простоте мысль – «Всё, что мы имеем на данном этапе, всё досталось нам от Советского Союза, это советское наследие».
 Мне стало немного страшно за своих детей и племянников, что достанется им, когда это наследие закончится. Украйна, как была, так и осталась советской. Россия тоже не вышла из своего прошлого РСФСРовского, Казахстан и Таджикистан сроднились и не собираются оставлять Алтайский край и Кемеровскую область. Все мы вышли из СССР и идём по накатанной, по инерции живём и выживаем. Система образования дала сегодняшних инженеров и специалистов. Даже те, что учился после развала Союза, учились в советских школах и вузах. Строительство было запущено именно Хрущёвым и Брежневым, мы получали квартиры, а нынешние только продолжают это дело, черпая из него прибыль себе, а не строя жильё согражданам. Сельское хозяйство, которое кормило пшеницей полмира, продолжает делать это и сейчас, несмотря на турецкие помидоры, а флот, перейдя в частные руки, продолжает быть самым выгодным средством доставки грузов.
 Вся система образования, здравоохранения,строительство и научные учреждения, всё было построено тогда. Мороз пробежал по коже, когда я подумал, что всё это истощается, уходит в небытие, а взамен ничего не строится. Чем будет Россия после того, когда уйдут последние инженера и учёные советской школы? Демократы так и не смогли заменить коммунистов с их идеей социальной справедливости. Свобода выбора оказалось свободой выбора быть рабом и рабовладельцем. Причём рабовладение получается по наследству, американская мечта о «равных возможностях» даже в самой Америке уже утратила свою актуальность. Те, кто получил старт в начале позапрошлого века, те и правят США. Те, кто получил старт при приватизации, те и владеют нынешними богатствами Сибири и дальнего Востока. Богатства эти работают уже не на страну, а только на своих владельцев и вывозятся в офшоры. Мы нищаем и духом и материально, но главное – мы не имеем будущего.
 Мы не имеем будущего, если не вернёмся к тем самым свободам трудиться, учиться и отдыхать в равенстве. Когда шведский и финский сценарий социальной справедливости, наконец-то, сможет увлечь массы? Пока еще живы те, кто помнит Манифест коммунистической Партии Маркса, который и не являлся программным документом КП, но всё-таки воодушевлял на создание чего-то гармоничного. Не надо коммунизма и коммунистов, но оставлять идею социальной справедливости в прошлом – значит подписать себе смертный приговор.