Гадкая девочка

Олег Ласуков
Добро требует усилий и терпения. И вознаграждается оно далеко не всегда, ибо благодарность – последнее человеческое свойство. Который год делаю в одном воронежском лицее Вечер театра. Терпения, нервов и пота уходит прорва, чтоб научить этих зажатых подростков нормально говорить и ходить по сцене. Но однажды занавес раскрывается, и они слышат волшебную музыку аплодисментов. Потрясённые этим доселе невиданным ощущением, они тут же становятся уверенными, что это их и только их заслуга. Никому из них не приходит в голову подойти, и сказать мне «спасибо». Если какой класс и подходит, то это потому, что классный руководитель их подпихивает. Так что моё удовольствие от этого труда – чисто эстетическое. Приятно таки увидеть поставленного тобой Чехова… Исключения есть, но сейчас не о том речь.

Бывает таки добро вознаграддаемым.

Работал я в летнем лагере вожатым. Дети 12 лет. Работа нравилась, а дети были разные. Средь них была несчастная девочка Настя. Была она очень неприятная, чумазенькая и, самое страшное – хромала. Одна нога была короче другой. Жестокие дети постоянно говорили ей грубости, «посылали», обзывали «хромоножкой» и никто не хотел к ней близко подходить. Она жалась ко мне, не отходила ни на шаг, и всё время что-то рассказывала. Мне было безумно её жалко и я, преодолевая лёгкое отвращение, постоянно с ней общался, слушал, слушал… Неизменно включал в выступления на Вечерних делах, старался максимально ласково обращаться с ней, особенно при других детях. Это моё отношение к ней и строжайшие наказания за грубость немного изменили поведение отряда и Настю стали меньше обижать. Но, честно, не могу сказать, что этот акт доброты дался мне легко.

Прошло шесть лет. Однажды на улице меня издалека окликнул девичий голос… Я обернулся и сразу узнал ту самую Настю. Вот до сих пор не знаю, почему сразу узнал. С ней произошли невероятные изменения. Каким прекрасным лебедем стал бывший гадкий утёнок. Голубые глаза, ливень прекрасных волос, талия, грудь, ноги… Даже свою лёгкую хромоту она превратила в изящную походку. «Зубки жемчуг, а губки коралл» – ко мне спешила, чего ж там, бесконечно желанная 18-летняя девушка.
Подошла и сказала, не здороваясь: «Я шесть лет ждала этой встречи. Ко мне или к тебе?»

И семь лет потом, не смотря на то, что у каждого из нас была своя личная жизнь, мы дарили друг другу нежную дружбу и упоительные ласки. Сейчас она живут во Франции, но наша переписка регулярна.

Нелёгкое это дело, быть добрым. Но как иногда за это воздаётся!.. Есть над чем подумать…