Русский царь Симеон Бекбулатович

Николай Павлов Юрьевский
   В своё время я собирал книги, в том числе и до 1917 года, которых у меня около 30. Самая старая из них Минея Общая 1645 года, один том из прижизненного издания Карамзина "История государства Российского", имеется и  довольно интересная в познавательном смысле книга, изданная в 1836 году Университетской Типографией в Москве. Книга называется:

"Географическое, историческое и статистическое ОПИСАНИЕ ставропигального первокласного СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ и других подведомых сей обители монастырей, скитов, приходских церквей и подворьев, с присовокуплением многих Царских, Патриарших и других знаменитых Гражданских и Духовных лиц, грамат, относящихся к Истории сего Монастыря."               
Книга составлена трудами Архимадрита Соловецкого монастыря Досифея.               

 Архимандрит Досифей очень подробно описал четырёх вековую историю монастыря начиная с 1429 по 1836 год, все его обители, скиты, церкви и подворья, географию, климат, горы, холмы, курганы, природу, животный мир, окружающие народы, все вклады в монастырь и грамоты.

В разделе грамот о Смутном времени я нашел интересную грамоту за 1612 год:

    «В Кирилов монастырь игумену Матфею с братию. Бояре и воеводы и Дмитрий Пожарский со товарищи челом бьёт. Бил нам челом старец Симеон Бекбулатов и сказал: велел де его постричь в Соловецкий монастырь Вор что был на Москве Рострига Гришка Отрёпьев.               

    И ныне де ему в Соловецком монастыре нужда великая и нам бы ему велети быти в Кирилове монастыре и по совету всей земли велели ему старцу Стефану Бекбулатову бытии в Кирилове монастыре и на Соловки о том отписано, а велено старца Стефана с Соловков отпустити и переводите до Кирилова монастыря Соловецким служкам.               

    И как к вам в Кирилов монастырь старец Стефан Бекбулатов и с ним Соловецкие служки придут и вы бы старца Стефана у тех Соловецких взяли и устроили его в Кирилов монастырь и покоили его по монастырскому чину, как и прочую братию.               

    А как его в Кирилов монастырь возьмёте и вы б о том нам отписали, а отписку велели отдати в монастырский Приказ Тимофею Андреевичу Витофтову, да дьяку Миките Дмитриеву чтоб нам про то было ведомо. Писан в Ярославле лета 7120 (1612) , Июля 25 день».               
            
     На обороте грамоты подписано: дьяк Микита Дмитриев.
    
      Далее сообщатся следующее: Старец Стефан, постриженик Соловецкий, был вторый Царь Казанский, взятый в плен при завоевании Казани Царём и Великим Князем Иоанном Васильевичем. (Первый, крестившийся в Москве назывался Утемет Гирей, сын Царя Сангирея.) Старец Стефан в Магометанстве именовался Гедигер – Махмед (Саин Булат).  Саин Булат принял русское подданство и стал верой и правдой служить России. Иван 1V оставил ему титул царя и дал в удел город Касимов.               

     Иван Грозный наряду со знатными боярами посылал в походы и царя Саин Булата: В 1571 и 1572 годах он с передовой дружиной выступал против шведов.               
         
     В 1573 году Саин Булат пожелал перейти в православную веру. 16 июня 1573 года он был крещён и получил имя Симеона Бекбулатовича, после чего Иван Грозный почтил Симеона Бекбулатовича званием царя Тверского.               

    В 1575 году Иван Грозный решил возродить опричину, а чтобы расправится с неугодными и избежать обвинений в жестокостях, отрёкся от короны и провозгласил "Царём всея Руси" Симеона Бекбулатовича.               

    Царь Симеон поселился в Кремле в царских палатах, а Иван Грозный переехал на Арбат и приказал себя называть просто «Ивашкой Московским». Теперь Иван ездил на поклон к царю Симеону, как последний боярин и смиренно слушал в Кремле его указы. За 1575 год сохранилось много указов, где Симеон Бекбулатович именует себя "Царём всея Руси".               

     2 августа 1575 года Иван Грозный отправил на эшафот почти всё своё правительство, а в конце ноября казнил многих своих бывших опричников. Симеон Бекбулатович был царём в Москве почти год, а с 1576 года он вновь царь Тверской и уже смиренно подписывает свои грамоты Ивану Грозному: "Ваш холоп". В 1579 году Симеон вместе с другими воеводами участвует в походе против короля Батория.               

     После смерти Ивана Грозного, во времена правления царя Федора Ивановича, происками Бориса Годунова, Симеон Бекбулатович был лишен титула царя Тверского и был сослан в его село Кушалино  Тверского княжества.               

    Но правителю Годунову этого было мало, ему Симеон всё равно казался опасным, так как носил громкое имя царя и был в числе первородных вельмож. Лукавый Борис Годунов послал ему на именины испанского вина, Симеон выпил о здравии царя Фёдора Ивановича, а через несколько дней ослеп.               

    Когда стал царствовать Борис Годунов, в присяге царю Борису было сказано, что бояре и не думают о возведении на престол бывшего великого князя Тверского Семёна Бекбулатовича.               

    Когда умер Борис, то в тексте присяге его сыну Фёдору Борисовичу тоже  присутствовала страшная клятва "не хотеть на царство Московское ни бывшего великого князя Тверского слепца Симеона, ни злодея именующего себя Дмитрием".               

    Пугало Бориса Годунова – Симеон Бекбулатович, в короткое время правления Лжедмитрия был удостоин его благорасположения в память Ивана Грозного. Но знаменитый слепец оказался неудобен и Лжедмитрию.               

    Когда Симеон узнал, что Лжедмитрий склоняется к латинской вере, то он, презрев его ласки, всенародно убеждал москвичей умереть за святую веру. Симеон был обвинён в неблагодарности и удалён в Соловецкий монастырь, где и был пострижен.               

    В 1612 году бывшего царя Симеона, названного в иноках Стефаном перевели из Соловецкого монастыря в Кирилово – Белозерский монастырь, о чём и говорится в грамоте Дмитрия Пожарского.               

    Когда воцарился Михаил Романов, он вызвал инока Стефана в Москву. Симеон Бекбулатович умер в 1616 году и был похоронен в Симоновом монастыре. Симеон Бекбулатович был женат на сестре боярина Фёдора Мстиславского, (в иноках Александра), у них были дети царевичи: Фёдор, Дмитрий и Иван, царевны: Евдокия, Мария и Анастасия.