Ипекакуана

Лидия Белоусова
   Он родился в деревне. Отец и мать колхозники: отец тракторист, мать доярка. По деревенским меркам, семья справная, зарабатывали  и своё хозяйство держали. Отец не пил, ну, не на столько, чтобы в рот не брал. В субботу, после бани, стакан самогона, самое то. И по праздникам, а праздников, и государственных, и церковных за год порядочно набирается.

  Отец с соседом чинили крышу сарая. Потом присели на бревно, один стаканчик, другой, третий, разговор за жизнь пошёл. Не помнят, кто из них бросил не затушенный окурок на солому. Солома занялась, огонь побежал к сараю, загорелась дверь. Они спохватились, когда услышали треск, и стало припекать спину. В деревне огнетушителей нет, лопата, да ведро, вот и все противопожарные инструменты. Сосед схватил ведро, побежал за водой, а отец лопатой стал огонь сбивать. И всё бы обошлось, огонь ещё не сильно разгорелся, но за дверью стояла канистра с бензином. Вот и полыхнуло. У отца обгорели руки и лицо. Его отвезли в город. В больницу ходил сын с тёткой, сестрой отца, матери ездить в город некогда, колхозных коров доить надо.   Через две недели отца выписали, но ещё десять дней он ходил на перевязки. За ними приехала мать. Перед отъездом сидели за столом. Тётка предложила парню остаться в городе, мол, чего ему в деревне делать, а тут, поступит в училище, получит профессию.  В вечернюю школу сможет ходить, с аттестатом и профессией и в армии будет легче. А жить будет у меня. Поговорили, решили, что тётка дело предлагает. Через неделю парень вернулся в город.

  После училища он работал на заводе жестянщиком. Городская жизнь пошла парню на пользу. Ходил в спортивную секцию, окреп, мускулы подкачал. Теперь в нём не узнать деревенского увальня. Девчонками стал интересоваться, самый сочный возраст. С приятелем попал на вечер в мед училище, и там познакомился с ней. Голубоглазая, светловолосая, в меру полная, хохотушка. Стали встречаться. Из деревни можно уехать, но деревню из себя трудно выдавить. В деревне как ухаживают за девушками. В субботу, после танцев потискать в тёмном углу, разогреть, а потом на сеновал. Если обойдётся, то и, слава Богу. Ну, а если не обошлось, тогда, или жениться, особенно если у девчонки есть старшие братья , или бежать из деревни. Городскую, надо в кино водить, в кафе, угощать мороженым, лимонадом, а то, и шампанским с пирожным. Белокурой красавице до диплома оставалось полгода, потом распределение. Куда направят, не известно, поэтому надо выходить замуж. Замужних распределяют по месту прописки мужа. А он у тётки прописан, в коммуналке, своего жилья нет в городе. Ехать с ним в деревню, в планы девушки не входило. Да и сам он со своими деревенскими замашками и перспективой ждать его три года из армии, не казался подходящим женихом. Нашёлся жених получше. Правда, постарше, прораб со стройки. У него есть квартира, а то, что внешне не очень, так это - стерпится, слюбится.

   Как отделаться от ненужного ухажера, он проходу не даёт. Вышли с девчонками из училища, парень уже ждёт. При всех решила отшить его, сказала, чтобы больше не приходил, надоел, мол, тошнит от него. А ещё обозвала ипекакуаной. Подружки засмеялись и ушли, а он стоял, и не мог понять, почему она так с ним. Домой вернулся туча тучей. На расспросы тётки нагрубил. Она уже догадывалась, что у племянника зазноба появилась, в последнее время он стал перед зеркалом задерживаться, брюки гладил, обувь начищал до блеска. Поняла, что у парня любовные переживания, и на грубость не обиделась, решила в душу не лезть. Время лечит, отойдёт, ещё и о грубости пожалеет, он парень добрый, отходчивый. Так и вышло, через неделю отношения наладились, племяннику было неудобно за то, что сорвал зло на тётке, она его всегда понимала. Старался угодить, на вопрос, что у него случилось, поделился. Особенно его задело то, как обозвала девчонка. Что такое – ипекакуана, очень хотелось знать. Тётка посоветовала спросить у соседки, та в больнице работала, может это что-то к медицине относится, девчонка то медичка. Соседка тоже не знала, она работала кастеляншей в больнице, обещала поспрашивать у медиков. А на следующий день сказала, что ипекакуана, это по латыни, а по-русски – рвотный корень.

 Любовь любовью, но такое оскорбление, да ещё, при людно, пережить сложно. Больше он не появлялся около мед училища. А через полгода был уже на призывном пункте. Представитель из Москвы отбирал призывников в кремлёвский полк. Парень подходил по всем параметрам. Ростом вышел, физически развит, внешность славянская, здоровье отменное, недаром, на парном молоке вырос. И происхождение соответствующее. Десятилетку окончил, что тоже важно. Прошёл собеседование и поехал в Москву. О таком обороте дела даже не предполагал. Служба не простая, нужен характер, выдержка. После службы остался в Москве, поступил на юридический факультет, стать юристом решил ещё во время службы. После окончания попросил направление в город, где жила тётка. За это время многое изменилось. Тётка вышла на пенсию и была рада племяннику. Мать уже не работала на ферме, болели  руки. А после того, как у отца случился инфаркт, была с ним неотлучно.   Проработав несколько лет юрисконсультом на заводе, где начинал свою, трудовую деятельность жестянщиком, он перешел в адвокатуру.

   Новое дело, в котором муж обвинял жену в попытке отравления, он выступал государственным защитником. Главными свидетелями потерпевшего были заявлены его мать и родная сестра. Показания родственников менее ценные, потому, что они заинтересованные лица, но рассматриваются. Государственный защитник может помогать в расследовании, чтобы иметь аргументы в пользу подзащитной. Но, на деле, выясненные обстоятельства были против обвиняемой. При первом же свидании с обвиняемой, ему показалось, что он её раньше видел. Из уголовного дела следовало, что женщина подмешивала мужу в пищу, вещество растительного происхождения, которое получают из корней растения Сarapichea ipecacuanha, в малых количествах оно может быть лекарством, а в больших - ядом. У мужа появилось головокружение, тошнота, бледность, а в последнее время,  кровь в выделениях организма. Первой подняла тревогу мать мужа, а его сестра, которая недолюбливала невестку, заподозрила её в отравлении брата. Сестра настояла на медицинском обследовании. Подозреваемая, по профессии медсестра, работает в поликлинике. В  разговоре с сотрудниками поликлиники выяснилось, что у неё есть любовник, который работает провизором в аптеке. Там может быть такое вещество, поскольку оно входит в состав некоторых медицинских препаратов. При обыске в квартире подозреваемой обнаружена бутылочка с порошком, им оказался Сarapichea ipecacuanha, вещество растительного происхождения. Когда защитник внимательно вчитался в латинское название вещества, то вспомнил красивую студентку-медичку в которую был влюблён в юности. Теперь узнать в этой подурневшей, с перекрашенными в рыжий цвет волосами,  перепуганной женщине, которая не надеялась на благоприятный исход, трудно. Мотив у неё был, избавившись от престарелого  мужа, место которого мог занять любовник, она получала, и всю собственность, и молодого мужа. В аптеке, где работал любовник,  действительно был порошок Сarapichea ipecacuanha,  по-русски – ипекакуана, или рвотный корень. Провизор заявил, что он не давал подозреваемой этого вещества, и не знал о её планах. Он высказал предположение о том, как женщина могла взять вещество.  Свидания любовников проходили в аптеке.  Аптека дежурная, после закрытия посетители звонят у входа, дежурный выходит и через окошечко  передаёт лекарство. В это время подозреваемая оставалась одна в помещении, где хранилось данное вещество. Женщина подтвердила показание любовника, или не хотела его сдавать, или всё было действительно так.

   Как только защитник узнал в женщине свою давнюю любовь, решил, что участвовать в процессе было бы не совсем этично, взял самоотвод, объяснив причину. Любовник отделался лёгким испугом, его уволили с работы, с соответствующей записью в трудовой книжке. Отравительнице дали срок, пока она его отбывала, муж с ней развёлся, лишил родительских прав. Так грустно закончилась эта история.