Философия. Главные темы учебного курса

Виктор Лёвин 3
Этот учебный материал предназначен для преподавателей и студентов технических вузов. Дает краткое изложение принципов  философствования, раскрывает базовые проблемы  философского мировоззрения. Разработано в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом по дисциплине  «Философия».

               

Важно понять, что философия включена в глубинные пласты современной духовной культуры. Условием существования философии и сохранения ее на протяжении веков и тысячелетий является разделение общественного труда на умственный и физический. В этом контексте нашла свое призвание философия как обособившаяся творческая умственная деятельность, собирающая, преобразующая и передающая от поколения к поколению плоды осмысленного духовного отношения  человека к миру, к окружающему социальному бытию и к самому себе.
Философия возникла в качестве вопрошающего, проблемного сознания, рожденного относительно узкими, но влиятельными группами людей, способными творить публично и выражать критически-созидательную мысль в отношении сложившихся в конкретном обществе традиционных духовных ценностей. Чаще всего такие ценности освящались мифами и религией, но нередко «твердолобость мышления» демонстрировала растущая наука. Во взаимодействии и выявлении отношений с эти ми элементами культуры шло постоянное движение философской мысли.
Рождение философии пришлось на эпоху VII-VI веков до новой эры, когда в разных регионах Земли складывалось классовое общество и осуществлялся своеобразный перелом цивилизационного развития человечества. Философия пришла на смену образному поэтическому и мифологическому мировосприятию, предложив концептуально оформленное мировоззрение. Всякая философия является продуктом определенной эпохи исторического развития, вбирает в себя универсальные проблемы своего времени. Сохраняя принципиальный осмысленный подход к постижению мира и человека, она меняет свои формы и содержание. Но она всегда остается областью углубленно- го размышления о фундаментальных мировоззренческих и познавательных проблемах, и в этом ценность философии для всех поколений.
Материалы, включенные в данное издание, охватывают базовые проблемы философии, выступающие основой современного философского знания.Здесь три главы: философия и мировоззрение;учение о бытии; диалектика.
Предлагаемое тексты следует рассматривать как вспомогательный материал для самостоятельного изучения идейного богатства и творческого пути развития филосо- фии, как ступень к пониманию оригинальных философ- ских трудов, без изучения которых невозможно усвоить практическое и теоретическое предназначение философ- ской мудрости.


1. Мировоззрение. Сущность философии

Философия составляет мощный пласт духовной куль- туры общества и вместе с тем выступает побудителем духовного роста личности. Она удовлетворяет потребности человека в осмыслении тайн мироздания, в определении судеб человечества, возможностей самоусовершенствования, в постижении смысла собственной жизни, в поиске счастья, добра, красоты, истины. Применительно к развитию личности инженера философское образование представляет необходимую предпосылку возвышения меры ответственности и степени творческой направленности инженерной деятельности. Оно призвано помочь студентам технического вуза выработать обобщенную картину мира, сформировать принципы диалога различных мировоз- зренческих систем, определить место и роль личности инженера в решении современных проблем социального и технического прогресса, раскрыть смысл существования человечества и человека.
Овладение философией и возникновение философских представлений означает высокую ступень развития духовных способностей человека. В известном смысле философия указывает на стремление и приближение человека и человечества к мудрости.
Мудрость предполагает выработку целостного понимания людьми мира и своего места в нем, требует самоопределения человека в мире. Подобное понимание вырабаты- вается на высших этажах человеческого сознания и имеет прямое отношение к формированию мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, выбор жизненной позиции, программы поведения и действий людей. Необходимо отметить, что мировоззрение может иметь две основные формы.
Есть жизненно-практическое мировоззрение, формирующееся стихийно, на базе здравого смысла и повседневного опыта. К этому мировоззрению относится система жизненных взглядов и убеждений, складывающаяся, например, в определенной профессиональной среде: в среде ученых, инженеров, крестьян, служащих и т.д. Оно нередко опирается на убедительный жизненный опыт и солидные знания. Но его культурный запас ограничен, оно не отличается систематичностью и зачастую некритично осмысливает общие тенденции социального развития.
Имеется также теоретизированная форма мировоззрения, которая разрабатывается путем систематической реализации познавательных и ценностных принципов, четко соотносит эти принципы со средствами и характером деятельности людей. Такой формой мировоззрения является философия. Подчеркнем, что понятие «философия» является более узким по содержанию, нежели понятие «миро- воззрение». В мировоззрение, вообще говоря, входят как интеллектуальная, так и эмоциональная составляющие. В нем есть два слоя: миропонимание и мироощущение. По своему характеру философия есть теоретическое исследование. Она рафинирует, интеллектуализирует мировоззрение, опираясь на понятийное мышление и логические способы организации общих идей и представлений о мире, человеке, возможностях человека познать и преобразовать мир и самого себя.
Для более точного определения философии важно соотнести ее с развившимися социально-историческими типами мировоззрения.
Исторически первым типом мировоззрения справедливо считается мифологическое сознание, доминировавшее в эпоху первобытнообщинных отношений между людьми. Мифологическое сознание характеризуется слитностью мировосприятия, мироощущения, миропонимания. В нем сближаются и часто не различаются явления природы и культуры, одухотворяется природа, придается большое значение символике жизненных явлений, сквозь которую люди стремились постичь единство настоящего, прошлого и будущего, смоделировать связь естественного и сверхъестественного и т.д. Мифы закрепляли  систему ценностей для данной общности людей, искали ответы на тайны творения вещей и людей, предсказывали судьбу рода, определяли типы поведения человека и т.п.
С исчезновением с исторической арены первобытных форм общественной жизни роль мифологического типа мировоззрения угасает. Но потребность в мировоззренческом сознании не исчезает. Эта потребность стала удовлетворяться как на путях развития религиозного сознания, так и с помощью философии.
Характеризуя религиозное мировоззрение, следует учитывать, что его основу составляет вера в существование сверхъестественного мира и в возможность главен- ствующего вмешательства сверхъестественных сил в дела природы и людей. Религия стремится регламентировать и организовывать жизнь людей, образ, строй их чувств и мыслей, исходя из принципа святого почитания некой абсолютной воли и власти над людьми. Для религии характерна опора на традицию в обосновании мировоззрения, подчинение мировоззренческих установок твердой вере и ее догматике.
Философия, напротив, руководствуется принципом свободы в духовном творчестве. Для нее характерна уверенность в возможности человеческого интеллекта решать   великие мировоззренческие вопросы. Основным своим оружием она избрала критически осмысленный подход к окружающему миру и к жизнедеятельности человека. Фи- лософия опирается на доказательства, требует аргументов. В ней используется особый язык, отвечающий задачам разумного постижения природы и человеческого бытия, раскрытию условий гармонии природного, социального и индивидуального миров человека. Это язык универсальных понятий, категорий и идей («объект», «субъект», «материя», «дух», «истина», «добро» и т.д.). Применение понятийного языка, опора на доказательства роднит философию с наукой.
Добавлю: язык философии вырабатывается под воздействием комплекса требований- об истинном постижении действительности; о согласовании истинных знаний с представлениями о должном порядке и организации действительного мира; о выборе должного поведения людей и их сообществ, руководствующихся представлениями о важном, ценном; о выделении среди разнообразных ценностей некоторых высших идеалов; о проверке жизненности идеалов, об анализе возможностей их воплощения в действительность, об исследовании оснований для соответствующих идеалов.
Итак, философию можно определить как концептуальную форму существования мировоззрения и как способ его духовно-теоретического обоснования. С её помо-  щью рационально выражается смысложизненная ориентация человека как сознательного и свободного в выборе своего поведения субъекта.
Выполняя это предназначение, философия способна обобщать все известные типы ориентации человека в мире: научно-познавательную, ценностно-практическую, нравственную, эстетическую, экологическую и др.  В этом качестве она – духовная квинтэссенция культурного освоения мира, в ней выражается духовная зрелость человечества.
Следует, конечно, учитывать, что к высотам зрелости философия поднималась постепенно. В различных школах и системах философствования нередко рассматриваются лишь отдельные стороны мировоззренческой ориентации людей. Однако весь путь развития  философии демонстрирует тенденцию ее универсализации, ее способность и право функционировать в обществе в качестве такой формы сознания, которая удовлетворяет потребность в целостном осмыслении жизнедеятельности человечества.

2.  Круг философских проблем

Выше говорилось, что философия возникла как проблемный тип знания. В силу каких причин и в каких условиях она возникла? Из какого духовного источника сформировалась? В истории философии представлены три главные концепции, раскрывающие источники происхождения философии. Одна из них считает таким источ- ником предфилософскиий миф, нагруженный определенными понятийными конструкциями, освещающими устройство мироздания и место человека в нем. В таких мифах немало противоречий, их логическое содержание проработано слабо. Предполагается, что изначально философия стремилась устранить проблемы мифов. Русский мыслитель А.Ф. Лосев подчеркивал, что философия возникает из нерелигиозного содержания мифа. В целом ее возникновение соответствует движению религиозной культуры от мифа к логосу.
Вторая концепция отдает приоритет в процессе становления философии научному знанию, элементы которого существовали уже в древности. В рамках этой концепции философия рассматривается как способ объединения и организации научных знаний.
Третья концепция претендует на комплексное решение вопроса об источнике философии. В состав такого комплекса включают религиозно-мифологические элементы, научное знание и здравый смысл обычных людей. В рамках этого комплекса созревают противоречия между нерациональными подходами религиозно-мифологического мировоззрения и рациональным способом понимания мира в науке. Философия обнаружила способность преодолеть это противоречие благодаря развитию рациональной компоненты собственного мировосприятия, с помощью различения видимости и сущности, случайности и необходимости, возможности и действительности.
Так или иначе, но в реальной общественной истории философия смогла выразить важные духовные потребности людей в своеобразном знании, добываемом усилиями са- мого человека. Она способствовала наполнению этого знания истинами добра, справедливости, счастья. Тем самым она взяла на себя часть заботы о человеческой душе, о наполнении её высокими идеалами. Рождение философии стало вариантом ответа на кризис племенных религий, которые в условиях рождения суперплеменных общностей не могли удерживать новый социум от духовного распада. Вместе с тем, философия отразила поворот к широкому внедрению рациональных мотивов мировосприятия в общественное сознание. В ней проявилась также развивающаяся способность человека к использованию абстрактных форм мышления. Наконец, философия смогла утвердиться на общественной арене в условиях определенной свободы (в том числе интеллектуальной), допускающей критическое восприятие традиционных ценностей, выпестованных в лоне мифологии и религии. Философия стала провозвестницей свободомыслия.
Продолжая обсуждение темы, дадим характеристику проблемного поля философии, выясним природу и способы постановки ее фундаментальных вопросов, определим характер ответов на такие вопросы.
Следует иметь в виду, что философия имеет непосредственный выход к разрешению того или иного умственного беспокойства, к снятию умственной неудо-  влетворенности, к интеллектуальному прояснению сложившегося положения дел в некоторой данной сфере человеческой деятельности. В ней находит отзвук реальная проблемность жизни человека и человечества,  осмысливаются парадоксы этой жизни. Ее теоретический язык призван более глубоко и точно выразить суть возникающих в жизни проблем. Философия стремится выявить действительный смысл разнообразных жизненных конфликтов и парадоксов, соотнести способы их решения с универсальными возможностями реализации человека.
Специфически философский подход к формулированию и разрешению задач связан с процессом генерализации, обобщения, универсализации тех оснований, из которых родилась соответствующая проблема. Ее побуждением является выработка универсального и свободного (от ограничений случайного порядка) понимания действительности во всей полноте и целостности. От такого обобщения не должны ускользнуть не только все наличные данные формы конкретной действительности, но и ее иные, скрытые или неразвитые формы.
Одной из исторически первых проблем, универсальный смысл которой осознан философией, явилась проблема бытия (реального существования). Студентам необходимо иметь в виду, что эта проблема ставится и решается философскими средствами как биполярная. Именно такой подход позволяет высветить все ее существенные грани. Так, в философии исследованы вопросы о единственности и множественности бытия, о телесном и сверхтелесном (идеальном) бытии, о бытии природы и бытии человека и т.д. Следует подчеркнуть, что свое глубинное мировоз-  зренческое значение данная проблема обнаруживает при изучении соотношения материального и идеального бытия. Есть целая философская традиция, рассматривающая указанное соотношение как основной вопрос философии.
Важно понять и усвоить, что все фундаментальные философские проблемы имеют биполярный характер. Это касается, например, проблемы объяснения специфики об-  щественной жизни. В ней проявляется определенная необходимость, но вместе с тем реализуется человеческая свобода.
Поиск необходимых оснований исторической жизни людей, равно как и исследование границ и условий их свободы, составляют программную задачу разработки со-  циальной философии. Аналогичный характер имеет проблема жизни, универсальное постижение которой требует  осознания соотношения жизни и смерти. Точно так же философия ставит и решает проблему личности, в рамках которой исследуется социальная заданность поведения личности, но вместе с тем  проясняются основания личностного выбора, ответственности, творчества и самореализации.
Многие философские проблемы имеют «вечное» звучание. Но в то же время существуют механизмы обновления их содержания. Здесь в первую очередь необходимо учи- тывать изменение содержания практики человечества, возникновение новых элементов научного, религиозного, нравственного опыта людей и т.п.; с другой стороны, сле- дует иметь в виду изменения самого стиля философствования, смену философских парадигм.

3. Познавательная ценность философии

Какова специфика философского познания? Для правильной оценки этой специфики надо обратить внимание на то, что философское познание развертывается в двух неразрывно связанных плоскостях. Оно дает знание о мире и человеке, и это знание фиксируется с помощью общих принципов и начал, объясняющих природу сущего. Но параллельно вырабатывается рефлексивное знание, которое обращено к самому познанию, раскрывает принципиальные условия и границы познания. Так, философ не только выясняет, что он знает о сущем, но одновременно исследует и то, что возможно знать о сущем.
Дело и этим знанием не ограничивается, поскольку философское познание соединяет знание с должным его применением, соотносит знание с благом, с добром и красо-  той как ценностями человеческого бытия. Мало, например, знать внутриатомные силы: мудрость предполагает возможность благого применения такого знания и требует единства знания и блага.
И еще один момент. Философское познание выводит человеческое знание на уровень универсалий, дает понимание всеобщего. Тем самым оно раздвигает границы любого частного знания и позволяет формировать сверхопытное знание, например, знание о человеческой истории в целом и т.д. Без подобного рода обобщений человеческое познание вынуждено было бы вращаться в кругу отрывочных, случайных, фрагментарных знаний.
Термин «философия», употребляемый в различных ситуациях, многозначен. Иногда полагают, что философия – это отвлеченная игра ума, пустое глубокомыслие. В дру-  гих случаях о философии говорят как о системе сложных, мало доступных простому смертному идей и запредельных истин. Нередко также философию отождествляют со сводом основоположений, относящихся к какой-либо области деятельности и познания.
В более строгом смысле философия определяется в контексте мировоззренческих типов сознания. Ее связывают со способом мышления, с принципами и знаниями, отно  сящимися  к постижению целостного характера человеческого бытия, с разумным обоснованием целей жизни для человека и человечества. Философия – это особенное мирознание и человекознание. В ней отражаются коренные (предельные) характеристики мира и человека в их взаимодействии. Итог философии – не законы какой-либо особой области действительности, а системный опыт освоения мира человеком. Это освоение характеризуется выработкой универсальной сети категорий, а также обоснованием ценностей и идеалов бытия человека. Здесь в едином сплаве представлены сущностное постижение действительности и выход к целостному пониманию человека и его предназначения.
В философии проявляется также критический опыт осмысления человеческого бытия. Она нередко доказывает необходимость обновления самого человека и условий его существования. Слова, высказанные философами, не редко становятся живительным источником, носителем истины и правды, выражением программы действий. По-  длинная философия всегда причастна к такому единству слова и жизни, слова и дела. Она улавливает глубинные жизненные вопросы и двигает людей к их разрешению. Но она еще и теоретизирует по поводу своего жизненного предназначения, обосновывает его, выводит из некоторой картины мира, из тайн человеческой души, из божественного Духа и т.д. Философия рефлектирует в этом теоретическом процессе, трансцендирует, находится в поиске.
Однако философия не дает готовых инструментов решения возникающих в жизни проблем и вопросов. Локальные, частные, специальные практические вопросы она ос- тавляет в стороне. Ее дело – не конкретная практическая польза, а получение более отдаленных и более «высоких» результатов: изменение менталитета людей, выработка новых подходов к творческому освоению мира и т.п. Разумеется, это не мешает людям-философам заниматься решением конкретных научных задач, создавать практически новые системы образования, участвовать в социально-политических движениях и т.д. Известна такая деятельность Аристотеля, Лейбница, Канта, Маркса и др. Но в основном их крупные подчас  достижения в конкретных сферах жизни связаны с разносторонностью талантов, устремляющихся в те или иные области деятельности.
Давно уже понято, что философия не должна быть закрытой системой знаний. Попытки создания системы универсальных категориальных определений мира, стремящихся воспроизвести абсолютную истину бытия природы, общества и человека, оказались бесперспективными. Ибо они уводили философию от решения новых актуальных задач, выдвигаемых культурой на каждом этапе ее развития.   
 Современная философия, напротив, стремится к  воспроизведению и осознанию новаторских, творческих достижений культуры, а также к осмыслению процесса становления человека как носителя практической силы и духовно-нравственных ценностей. В этой плоскости философия продолжает решать задачи мировоззрен-  ческого синтеза, вырабатывает подходы для диалога между различными компонентами культуры. Образ философии, стремящейся к абсолютному объективизму и претен- довавшей на высшее выражение научного знания, отошел в прошлое.
На протяжение веков философское сознание осваивало и продолжает осваивать разнообразный опыт: религиозный, научный, обыденный, – стремясь выявить основания подобного опыта, дать критическое его осмысление. В области философии мы сталкиваемся с постижением глубинных пластов бытия природы, общества, человека, с выявлением скрытых подчас соотношений и связей меж- ду, казалось бы, отдаленными сферами жизни человечества. Не удивительно, что разработка философских проблем требует мощных интеллектуальных и духовных усилий. И философия, как правило, призывает на поприще титанов духа. Лишь им по плечу выступать в роли великих учителей человечества.
Познавательная ценность философии в различные исторические эпохи оценивалась по-разному. Раскрывая этот аспект темы, укажем на попытки принизить ценность философского познания в сравнении с религиозным, а также в сравнении с научным познанием. Религия, например, непомерно возвеличивает истины откровения, принижая добываемые философией истины разума. С другой стороны, современная наука, опираясь на тщательно разработанные методы верификации (опытной проверки) знаний, нередко сомневается в пользе сугубо теоретических гипотез философии о мироустройстве. Она же усматривает несовершенство философского знания в силу использования в рамках философии субъектно-объектного языка для постановки своих проблем. 
 Рассматривая соотношение философии и науки, надо  помнить о том, что их взаимодействие и в историческом прошлом, и в настоящее время имело и имеет сложную природу. Соответственно, есть концепции, которые стремятся: 1) растворить философию в науке (позитивизм и неопозитивизм); 2) обособить философию и науку (эк- зистенциализм); 3) найти сферы соприкосновения фило- софии и науки (критический рационализм, диалектический материализм).
Надо отметить также, что реальное взаимодействие  философии с наукой осуществляется по-разному.
Так, философия стоит на стороне науки, когда ориентируется на постижение разумных способов бытия человека и человечества. В лоне философии создаются  обобщенные знания о человеке и мироздании. Далее. Философия участвует в создании научной картины мира, используя для этого свой арсенал рациональной мыследеятельности. Она помогает проследить процесс становления природных и общественных форм бытия от простейших до развитых форм рационально-разумного освоения мира в человеческой культуре. Она изучает противоречия данного процесса и предлагает способы их преодоления.
 Философия исследует многообразие видов бытия, но участвует также в построении единой универсальной картины мира. В том числе она исследует своеобразие при- родного бытия, возможности и условия превращения природы в социальное бытие и в бытие человека. 
 Проблема бытия человека занимает центральное место в философском познании. С осмысления человеческого бытия начинается высшее поприще философии. Таким по- прищем является освоение своеобразия духовного мира, мира ценностей и области творчества. Обоснованием условий человеческого творчества завершается в наше время круг задач многих философских концепций. Добавим, что не существует какой-либо исчерпывающей номенклатуры познавательных задач философии. Она остается областью развивающегося знания, открытого для наполнения новыми задачами и проблемами.

4. Место и роль философии в культуре

Своеобразие культурной ниши философии определяется рефлексивными возможностями философии, ее способностью выявлять смыслы и значения, представленные в культуре. Для такой работы философия использует мысленные конструкции, создаваемые из общих понятий. Этот метод философствования позволяет выявить пре-  дельные основания культуры в целом и различных ее компонентов (религии, науки, искусства, морали). С его помощью рождаются теоретические конструкты, объяс-  няющие различные сферы действительности.
В наше время теоретическая философия представлена множеством моделей бытия. Продукты современной философской деятельности – это своеобразные философские миры или картины мира, созданные в различных категориальных координатах и соответствующие разным аспектам философского видения мира. Философы давно расстались с иллюзией о возможности построения единой универсальной философии и универсальной философской картины мироздания. Теперь ее деятельность направлена на выявление универсалий культуры. Философия берет на себя функцию языка культуры, способного выражать глубинные смыслы культурного опыта. Так, философия показывает, что объективированный язык и объясняющая деятельность в отношении наличного, прошлого или будущего бытия фиксируют универсальные основания науки. Существование трансцендентных идеалов, направляющих жизнь человека к высшему благу, определяется как предельное основание религии.
Философия включается в процесс передачи культурного опыта, накопленного в разных сферах человеческой деятельности. Она стремится выразить его целостное содер- жание, но не в мертвом архивном виде, а в процессе сопоставления различных матриц культурного опыта, в ходе критической его переработки.
Культурная предрасположенность философии связана с устремленностью  к пониманию человека. Но философия рассматривает человека не в качестве вещи или био- логического существа, и даже не в качестве социального элемента. Преодолевая натурализм и социологизм как платформы постижения оснований человеческого бытия, философия настроена на идеал универсального человека, действующего не только по заданным программам природного или социального содержания, но также в качестве свободного и самоопределяющегося субъекта. Именно в этом качестве человек выступает созидателем культуры, носителем творческого потенциала, способным к перспективному развитию.
Философия, выявляя и исторгая смыслы культуры, в конечном счете, интегрирует формы продуцирования культуры и методы культурной деятельности, соединяет в себе мировоззренческий потенциал и методологию, создает понятийный язык для разных видов сознания, познания и деятельности. Она способна делать выводы из принятой картины мира в область жизненных принципов и регулятивов творчества. В ней мы можем найти критически осмысленные масштабы для ранжирования существующих шкал ценностей. Создавая нравственную шкалу ценностей, философия приближается к решению задач, ориентированных на исправление к лучшему существующего мира и реального человека. Поэтому многие философы называли этику, т.е. науку о нравственности, практической философией.
Место и роль философии в обществе определяется тем, что она выступает в качестве интегрирующего компонента культуры. Это место она призвана сохранить за собой в ближайшей временной перспективе. Философия унаследовала способность создавать комплексные системы знаний, и эта ее функция сохранится. Кроме того, она спо-  собна участвовать в разработке проектов решения главных проблем эпохи (экологической, демографической, проблемы наркомании и пр.). Подобные проекты предполагают, по крайней мере, три уровня разработки: рефлексирование, выход в социальную практику, развитие духовного начала человеческого сообщества и личности. Философия во многих своих концепциях участвует в разработке этих уровней осмысления названных проблем.

5. Самоидентификация философии

В истории философии прошли проверку и реализованы несколько способов самовыражения философии. С этим связана выработка характеристических определений, соответствующих понятию «философия». 
Выше говорилось, что с древних времен существо философии определяют как  любомудрие и стремление к мудрости. Древняя философия строилась силами человечес кой мудрости, которая рассматривалась в качестве достаточной основы жизнедеятельности. До философии на эту роль претендовали религиозная вера и здравый рассудок обычного человека.
Мудрость всегда считалась достоинством редких людей. Остальным предоставлена возможность прикосновения к мудрости, в лучшем случае – способность приближения к ней. Те, кто называли себя философами, достаточно скромно определяли свою роль в качестве служителей (или любителей) мудрости. Это многозначное понятие всегда вбирало в себя сложное содержание. Часто философы говорили не о божественной, запредельной мудрости, но о возможностях высокой степени понимания действитель-ности, достигаемой человеком.
Без знаний нет мудрости. Поэтому правомерно говорить о том, что один из признаков мудрости – глубокие знания, распахивающие тайны мироздания и сущностные силы человеческого бытия. К ним относятся научные знания, рас- крывающие причины различных явлений. Способность предвидения событий на основе причинных связей также относится к проявлению мудрости.
Самостоятельность мышления, способность продуцировать собственные мысли по поводу серьезных жизненно значимых вопросов также признается важной характе- ристикой мудрости. Философия, выражая обобщенные способы мышления о мире и человеке, усиливает характеристики мудрого восприятия действительности. Ее об- общения ведут к осознанию смыслов бытия. И в этом движении она опять выступает носительницей (или отблеском) мудрости.
Философская мудрость умеет извлекать уроки из прошлого и настоящего опыта жизни, деятельности и борьбы. Эти уроки используются как ориентиры для создания стратегии жизни, для организации будущего опыта. Осознание многомерности жизненных проблем, отказ от чрезмерных упрощений жизненных ситуаций помогает философам преодолевать искажения действительности, уменьшает риск провала в практической деятельности.
Мудрость проявляется также в способности самопознания. Здесь важна объективная самооценка своих достижений и недостатков, важна самокритика. Ее, правда, не- льзя превращать в самоуничижение. Критика должна быть проверкой наших знаний и возможностей на соответствие истине и высоким ценностям. И она может применяться как к анализу потенциала отдельного человека, так и к исследованию состояния и перспектив исторического развития определенного общества и народа. Разработка оснований для надежного продуктивного выбора путей развития – вот что может дать философия. В этом состоит одно из ее призваний в отношении как современной истории России, так и выбора способов личного и социального бытия граждан России.
Нередко философия представала в образе логически непротиворечивой системы обобщенных знаний о мире и человеке, добытых в ходе разумного постижения дей-ствительности. При этом предполагалось, что разум имеет верное направление для своей деятельности и достоин постижения истины в высоком смысле слова. Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель считаются классиками в реализации такого подхода. По Гегелю, например, система логических определений разума способна воплощаться в высший тип научного сознания, которое выражает  объективную мировую истину. Однако у Г. Гегеля наука и философия встраиваются в процесс обоснования истин религии, которые не подлежат творческому переосмыслению.
Систематическое построение философии попеременно осуществлялось на принципах монизма, дуализма, плюрализма, как это было, например, в системах Платона, Де- карта, Лейбница. Одновременно в качестве мировоззренческого и методологического принципа философской систематизации использовались либо материализм, либо иде-ализм. Различие между ними, как известно, состояло в выборе способа философствования с приоритетом в пользу либо материального единства мира, либо его   духовного, идеального единства. Важным дополнением, обогащающим теоретические принципы философствования, стала диалектика, которая со временем приобрела статус общего философского метода (в концепциях Платона, Гегеля, Маркса). В ней обоснованы такие принципы философского мышления, как принцип все общей связи, принцип историзма, принцип развития.
Новый образ философии рождается с момента включения деятельности в число ее характеристических признаков. На такой основе философия перестает трактоваться как завершенная доктрина, система знаний, а ее главным итогом признается метод философствования. В таком ключе определяли философию К. Маркс и Ф. Энгельс. Они имели в виду диалектический метод, связывая его истоки, в отличие от Гегеля, не с автономной деятельностью мирового разума, а с универсальной человеческой прак- тикой, с ее революционно-критическим содержанием.   
Своеобразные варианты понимания философии были разработаны течениями неопозитивизма, аналитической философии. Представители этих течений интересовались, главным образом,  языковой деятельностью в сфере науки и определением разграничительной линии между философскими и научными высказываниями. В структуре языка как в средстве познания они усматривали базовые способы определения действительности. Этот подход можно определить как инструментальный.
В ХХ столетии сложился подход, который усматривает в философии устремленность к экзистенциально понимаемому бытию. Носителем такого бытия выступает эмоцио- нально взволнованный человек. В рамках указанного подхода философия насыщается определениями смыслов и значимостей, выражением культурных ценностей, к кото- рым демонстрирует приверженность конкретный неповторимый человек. На такой основе формировались философия жизни, экзистенциализм, персонализм и некоторые другие течения мировой философии. В них реализуются потенции к постижению скрытого, но мощного пласта бытия человека, не доступного рационально-логическим средствам анализа.
В конце ХХ столетия начал формироваться еще один подход к выражению задач и сущности философии, который можно назвать культурологическим. Его очертания вырисовываются в работах М. Мамардашвили, М. Бахтина, М. Фуко и других философов. Определяющие принципы этого подхода связаны с разработкой культурных стратегий развития человека, с постановкой и решением проблем творчества. Здесь реализуется истолкование философии как области диалога различных культур, как сферы интеграции культурных ценностей.
Каждый из указанных подходов выражает определенную парадигму философствования, которые сменяют друг друга в истории культуры. В этом процессе реализуются философские революции.
В предлагаемом пособии используются принципы культурологического подхода. На его основе можно выразить структуру учебного философского материала следующим образом. В качестве исходного пункта философствования рассматривается проблема бытия, которая раскрывается через исследование специфики основных видов бытия: бытие природы, бытие общества, бытие человека. При этом бытие человека рассматривается как уникальное. С  появлением человека меняется онтологическая характеристика мира, поскольку возникают постоянно изменяяющийся человек и его окружение. Собственно человек предстает в обновляющемся мире как практически-духовное существо. Философское постижение человека связано с задачей категориального освоения духовной сферы, сознания, познания, ценностей, смысла жизни человека. Завершающим пунктом учебного курса философии следует считать разработку проблемы творчества, сопряженной с проблемой свободы.



Мысли знаменитых философов

Начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы (Аристотель).

Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле (М. Монтень).

И юноше, и старику следует заниматься философией: первому – для того, чтобы, старея, быть молодым вследствие благородного воспоминания о прошлом, а второму  для того, чтобы быть одновременно и молодым, и старым вследствие отсутствия страха перед будущим (Эпикур).

 Дерзание в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских знаний. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего (Гегель).
 
Целью истории философии является не познание, но общение с великим философами прошлого как индивидуальностями (К. Ясперс).
 
Философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы не из человека, отрешенно от человека (Н.Бердяев).

Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов (Р. Декарт).

Философия научила нас почитать божеств, любить людей, верить, что у богов власть, а среди людей тесное сообщество (Сенека).

Контрольные вопросы

1. Какова роль философии в развитии духовной культуры 
    человечества?
2. Как определяется понятие «философия»?
3. Охарактеризуйте основные типы мировоззрения.
4. Раскройте природу философских проблем.
5. Как соотносятся философия и мировоззрение?
6. Какие новые философские проблемы поставлены в ходе   
    развития современной культуры?
7. Что роднит философию и науку и в чем различие между
    ними?
8. Как возможно научное мировоззрение?