АЭРОФЛОТ.
Аэрофлот как и другие виды транспорта в моей милицейской, «оперской» и личной жизни всегда играл не последнюю роль. Большая часть её прошла в аэропортах, самолётах, на вокзалах, в поездах, автобусах, пароходах, в гостиницах, в чужих кабинетах, райотделах и УВД...
Однажды в самолёте, следуя в очередную командировку, я посчитал сколько же дней в 1979 году провёл вне дома... Не поверите — 287!? Да! Точнее не бывает - лицо без определённого места жительства ! Да и не всё было благополучно в полётах!
Летом 1975 года цыгане с пастбища Топчихинского района Алтайского края «угнали» целый табун лошадей, более 10 штук. Руководство УВД приняло решение — арендовать вертолёт и на нём организовать поиски... Всё имущественное отделение во главе с Заместителем начальника УУР УВД полковником милиции Гусевым В.В., рано утром было в аэропорту. Мне ст. лейтенанту милиции ст. оперу по особо-важным делам , как всегда, было доверено получить АКМ-С с двумя снаряжёнными магазинами. Аэрофлот предоставил нам трёхместный вертолёт — пилот и два пассажира . Один пассажир с АКМ-С был определён сразу, а второй - В.В.Гусев решил лететь сам, хотя и был нездоров …
Честно скажу, я боялся, а после полёта ещё больше боюсь вертолётов...
В течении светового дня мы облетели всю степную часть Алтайского края, многократно приземлялись там, где паслись лошади под присмотром пастухов, которым задавали необходимые розыскные вопросы и они, успокоившись после приземления вооружённых людей, охотно на них отвечали. Ни кто ни чего не видел!? Это было удивительно, не мог же «угнанный» табун раствориться!? Развернувшись в районе г.Рубцовска, по другому маршруту , мы полетели домой. Недалеко от Поспелихи, пилот предупредил нас, что бы крепче держались ,т.к., скорее всего будут крутые виражи..., и указал на огромной высокий столб пыли слева от нас, который в несколько раз по диаметру был больше вертолёта. Мы то ничего, конечно, не поняли, а пилот , когда лопасти почти неуправляемого вертолёта встали параллельно искусственному столбу пыли, заорал: «Держитесь, будет жёсткая посадка!?» Что бы не попасть в эпицентр вихря, он очень резко и грубо посадил вертолёт на землю, выключил двигатель. Нас несколько раз подбросило, но мы остались на колёсах... Несколько минут все молчали, вихрь прошёл мимо и пилот произнёс : «Ну, слава богу, живы!?» . Потом он объяснил нам, что ещё бы несколько секунд, нам бы оторвало лопасти и мы бы камнем рухнули на землю... Пилот доложил на базу о происшествии …
Ему предложили помощь , но он отказался, вертолёт был в исправном состоянии... Я помог своему «шефу» Виктору Васильевичу выбраться из кабины, сам он не мог, т. к. был очень болен... Он поблагодарил меня и даже приобнял... Я выпилил и выстрогал штыком от автомата загнутую палку, похожую на костыль и передал ему! Виктор Васильевич кивнул мне в знак благодарности!!! До этого момента я не предполагал, что за такую короткую, поднебесную , экстремальную командировку может возникнуть дружба между полковником и старшим лейтенантом!!! Виктор Васильевич с тех пор относился ко мне по-отечески и называл только по имени!!! Выбравшись из вертолёта , мы легли на землю ( я в обнимку с АКМ-С , а Виктор Васильевич с «палкой», которую он при прилёте в Барнаул с большим сожалением оставил на лётном поле) и долго смотрели в небо, можно было только предположить, что оно могло с нами сделать!?
До Барнаула летели молча, только пилот вёл какие то служебные переговоры... На прощание мы с Виктором Васильевичем за всё поблагодарили его, а он ответил: «Знаете, мужики, мы все втроём в рубашках родились!» Больше мы его конечно же не видели, дай бог ему здоровья!!!
И только спустя несколько месяцев, к нам из Казахстана пришла оперативная информация о том, кражу лошадей на нашей территории совершили действительно цыгане и на откупленной «фуре» увезли и реализовали их в Казахстане! Такой способ совершения краж у нас был совершён впервые! Появился опыт! Так что отсутствие результата в наших поисковых полётах — тоже результат!
В октябре 1980 года из г.Москвы поступила информация о том, что житель Алтайского края гр. Кравцов совершил две кражи из магазинов в селе Бураново и в селе Шадрино Калманского района. Информация была оперативная, подлежащая проверке. Доработку материалов поручили мне ст. оперу капитану милиции Панину В.Н. Я первоначально проверил наличие подобных уголовных дел по учётам Информационного Центра УВД . К сожалению таких дел не оказалось!? Затем съездил в с. Калманку, в РОВД, объяснил ситуацию, уголовные дела по кражам из указанных выше магазинов сразу же нашлись, но... незарегистрированные !? Кроме меня это обстоятельство ни кого не удивило!!! В то время я ещё ни одного дня не работал в РОВД, как опера говорят «на земле» и даже не задумывался зачем нужно было укрывать от учёта совершенные преступления!? Я просто занимался раскрытием конкретных преступлений, а зарегистрированы они или нет меня не интересовало! По этим двум уголовным делам ситуация была совсем другая...
И так, я готов был отправиться в командировку. По имеющимся контактным телефонам , установил связь с отделением милиции, сотрудники которого задержали гр. Кравцова и решил все необходимые вопросы, в том числе попросил забронировать место в ближайшей гостинице на несколько дней. Взял билет на самолёт на первый, утренний рейс Барнаул-Москва и на следующий день в 6 часов 30 минут был в аэропорту. Было это в последних числах октября 1980 года. Меня зарегистрировали . Я прошёл в самолёт , как положено предъявил пилотам удостоверение личности, командировочное удостоверение, в котором был указан пистолет Макарова и его номер и сел на своё место. Уголовные дела были у меня в портфеле. Постепенно салон самолёта полностью заполнился пассажирами. Объявили, чтобы все пристегнули ремни, я закрыл глаза и приготовился к взлёту! Ни что не предвещало отрицательного исхода ситуации!!! Командир корабля запустил двигатели, вышел на взлётную полосу, набрал обороты... Внезапно запахло палёными проводами... Это почувствовали многие... Самолёт набирал скорость на «взлётке»... В салоне появился дым..., его было реально видно!? Вдруг шум двигателей стих , самолёт начал терять скорость...Но он уже выскочил со взлётной полосы на поле!!! Его начало стрясти, кидать из стороны в сторону! В салоне поднялась паника , шум , крик, перерастающий в человеческий рёв , плач , рыдания... Самолёт остановился !!! Сотрудники экипажа пытались всех успокаивать , открыли все входные двери... Пассажиры самостоятельно начали выпрыгивать из самолёта с 2 метровой высоты, никакого надувного трапа ни кто не видел!!! Я схватил портфель с уголовными делами и тоже выпрыгнул из самолёта, положил его под колесо и начал помогать, ловить, принимать вылетающих из двери людей... У самолёта уже были кареты скорой помощи, автобусы, которые срочно эвакуировали людей подальше в поле и в район аэропорта... Я тоже, отыскав портфель, сел в один из автобусов... Зал ожидания порта был забит людми полностью, к телефонам-автоматам были огромные очереди... Со служебных телефонов, даже мне при предъявлении удостоверения, не разрешили позвонить... На улице , я сел на дорожный бордюр и... сразу вспомнил вертолёт... подумал — за какие-такие грехи БОГ меня наказывает или... наоборот — бережёт !? Перебрал в уме все смертные грехи, которые ещё в VI веке сформулировал ПАПА ГРИГОРИЙ и понял — БОГ меня всё-таки бережёт!!!
Дозвонившись до своего прямого начальника , доложил о сложившейся ситуации , а так же то, что граждане сдают билеты, в ответ услышал: « Так и... ТЫ был в этом самолёте?... Сочувствую! Но... ты полетишь следующим рейсом и сегодня же!» Вот спасибо, другого я от него и не ожидал!? Главное доложить почему не улетел и получить дальнейшие указания! Вспомнил Гусева Виктора Васильевича , родственную душу, велико было моё желание с ним поговорить, но он из-за болезни был уже в другой службе и я погасил тогда свои чувства, зачем теребить его душу!!!
К вечеру выделили дополнительный самолёт и мы, оставшиеся пассажиры улетели в столицу нашей Родины город Москву!!! Чувство при полёте было «лёгкое , взбодрённое, жизнеутверждающее, многообещающее и т. д., и т.п.»
Всего 4 часа в полёте и ты на месте. В Москву, с учётом разницы во времени, я прибыл в 14 часов. В гостинице «Северная» по улице Сущёвский Вал № 50 мне был забронирован номер, правда не «пятизвёздочный» ,а пятиместный, но всё же отдохнуть было где. Поселившись в гостинице, я взял уголовные дела и прибыл в отделение милиции, где меня уже ждали. Объяснил причину опоздания, спланировали наши действия на следующий день и я уехал в гостиницу, добрался до кровати и уснул мгновенно!
Профессия оставляет свой отпечаток в мозгу у человека, мне часто снятся и до настоящего времени, сны, связанные с моей работой... И в этот раз тоже... Совершена кража, я на осмотре места происшествия... Местный опер опрашивает потерпевших, все они почему то в форме милиции, поясняют, что у них пропали тёплые вещи, спортивные костюмы... Опер подходит к кровати и говорит: « Вот тут ещё один спит?». Начинает будить этого человека! И... тут я пришёл в себя!? Оказывается это был не сон!? Все присутствующие столпились возле моей кровати и молча смотрели на меня... Опер попросил меня предъявить документы, спал я не раздеваясь и когда распахнул одеяло, то все увидели у меня под «мышкой» пистолет! А после того как я показал служебное удостоверение то ...в номере долго не смолкал хохот... Местный опер , сквозь смех произнёс : «Вот это да... и этот мент!» А когда я проверил свой портфель и в нём не оказалось тёплого свитера то, поверьте «гогот» усилился... Оказывается меня подселили к сотрудникам ГАИ, которые приехали с различных городов Советского Союза на повышение квалификации... А почему они так активно хохотали — у них была надежда, что обокрал их вновь подселённый гражданин ,т.е. Я! А когда эта версия лопнула, то «гоготали» они уже от отчаяния! Очень тяжело осознавать себя в роли потерпевшего! Но пять сотрудников милиции взяли себя в руки и стойко пережили это состояние!
Все последующие несколько дней я занимался арестованным гр.Кравцовым, который находился в Следственном Изоляторе, расположенном на улице Матросская тишина. Кравцов не был опытным вором, при первом же допросе ( по поручению следователя) он всё подробно в деталях рассказал о кражах в наших алтайских магазинах . Вещи, которые были на нём одеты ( куртка , шарф, перчатки, кепка), были с магазинов и я их изъял, доказательств по этим двум кражам вполне хватало для предъявления обвинения. По согласованию с местными следователями был решён вопрос об объединении уголовных дел и этапировании гр.Кравцова в Алтайский край для продолжения последующих оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий... Моя миссия в столице нашей Родины в г.Москве была выполнена, пора возвращаться на малую родину.
Однако,...нет! Было 2 ноября 1980 года и билетов до Барнаула к сожалению ни на один рейс не оказалось! Так всегда было перед ноябрьскими праздниками и днём милиции! Началась моя культурная программа : посещение Красной площади, Исторического Музея, ГУМа, ЦУМа, Ботанического Сада МГУ (аптекарский огород), побывал даже на опере «Иван Сусанин» в местном дворце культуры рядом с гостиницей «Северная» ( в настоящее время гостиница снесена по распоряжению мэра Москвы от 6 октября 2006 г. №2015). Провёл также самое «сладостное» семейное мероприятие: дважды с «Главпочтамта» отослал домой по 10 кг различного вида конфет — это было главное семейное событие 1980 года!!!
С билетами мне всё же повезло. У сотрудников ГАИ закончились сборы и их организованно отправляли домой, я отдал им свои проездные документы и получил билет. Так закончились мои московские приключения!!! 8 ноября 1980 года с чувством исполненного долга , живой и невредимый , я был наконец-то ДОМА!!!