Робкий отзыв на великого и ужасного

Ира Григорьева
    Это имя висело над моей бедной листовской головой с самого начала курса. Как Дамоклов меч. Нет. Это банально. Как Ice Bucket. Ведро, готовое выплеснуть своё содержимое мне на голову и заставить посмотреть на мир другими глазами. Михаил Анчаров. Великий и ужасный. Советский писатель-фантаст.

    Я принялась было читать его рассказы, но чисто женский прилив омерзения остановил меня и чтение застопорилось. Чем было вызвано данное чувство? Всё просто. Нездоровой тягой главного героя к девочкам-подросткам.
Но так как читать нужно было, я перешагнула через свой читательский барьер и не пожалела. Потому что повествовательный стиль Анчарова засасывает подобно пробоине в обшивке космического корабля. Тебя выкидывает в открытый космос и ты висишь в невесомости и тебе в ней комфортно и нравится.

    "Голубая жилка Афродиты" - вот моё первое погружение в мир фантастики Анчарова. Фантастики необычной, удивляющей и побуждающей к размышлениям.
Повесть рассказывает о трёх друзьях, создавших из различных женских фотографий один собирательный идеальный образ и пытающихся найти его в реальности. Они искали его каждый по своему. И были они физик, художник и поэт.
    Сразу укажу одну особенность, спорную, но для меня навящивую. Для меня все эти герои были ни чем иным, как тремя сторонами личности автора: его научным опытом, его художественным образованием и его опытом писательства.
Поэтому все они воспринимались у меня в голове как один человек, но рассказывающий с трёх разных точек зрения. Но это, мои личные тараканы.

    С самого начала авторский стиль, манера повествования и построения текста меня просто захватили в плен. Я читала и не могла оторваться. Лаконичный и точный язык его меня заворожил. Погружаясь в глубину мыслей и посылов автора, я даже не обращала внимание на нездоровую тягу, указанную мною выше. Я простила Анчарова за это. Ведь он восхищается женской красотой и умеет лишь парой предложений её изумительно показать.
По сути эта повесть об этом и говорит. О красоте. Внешней и внутренней, нормальной и исключительной.

    Так вот. Три друга ищут свои идеалы и сталкиваются с разочарованиями и душевными терзаниями.
Художник размышляет о вдохновении. И мысли эти очень интересны. Через художника автор транслирует своё понимание того, откуда берётся вдохновение, что отличает одного творческого человека от другого, как работает его механизм.
Мне это близко и поэтому я с удовольствием следила за мыслью автора и делала себе пометки.
Художник встречает девушку, в которую влюбляется. Девушка ещё подросток, но привлекает его своей непосредственностью и молодостью.
Эти страницы пропитаны теплом, солнцем и живостью. Чувствуется вдохновение, радость и душевный подъём. Художник хотел найти вдохновение, нашёл, но тут же потерял.

    Линия страданий художника перемежается со страданиями поэта, который веря в материализацию мысли, ждёт свой идеал красоты. Он видит её в своих мечтах, прилетевшую из далёкого космоса.
В куске повествования о душевных метаниях поэта мне понравились и повеселили меня мысли, очень популярные в современных реалиях: про воплощение мечты в реальность. Образ, возникающий в мозгу всё равно проявится в твоей жизни. Это очень здорово и современно.
Трагедия поэта заключается в том, что картинка в голове не соответствует окружающему миру.

    Физик же, в свою очередь озабочен созданием прибора, способного генерировать биотоки человечности и глушить в людях бесчеловечность. Соответственно сделать мир лучше и светлее. Мысли физика захвачены поиском той самой нормы человечности, её эталоне. И для своего эксперимента он выбирает ту самую девушку, в которую влюблён художник.
Линии душевных переживаний трёх этих персонажей переплетаются в одну тугую косу и завязываются на конце прекрасным бантом - очаровательной женщиной. Гречанкой. Ведь именно из Греции и течёт серебристый ручеёк прекрасного и идеального.
Восхищение этой женщиной всеми тремя героями ещё раз подтвердило для меня мысль о расторении авторской позиции. Мне это показалось очень занятным и увлекательным. Как здорово автор умеет описать свои личные переживания, облачив их в отдельного персонажа.

    Неожиданно в любовные и идеалистические переживания врывается фантастическая линия. На Землю прилетает инопланетянин, получивший прозвище марсианин. Этот персонаж очень интересен тем, какую реакцию вызывает он у населения Земли. Ведь он ничем не отличается от среднестатистического землянина. Здесь очень интересны размышления о чуде, его ожидании и разочаровании в нём. Своеобразной утраты веры в неведомое, чудесное. Люди, поначалу воспринимавшие марсианина как нечто удивительное быстро теряют к нему интерес. А он попадает к нашему физику в ассистенты.

    Марсианин этот был тихий, непримечательный, вежливый, податливый, мягкий. Все полюбили его и воспринимали уже как нормального парня. А он оказался совсем не прост. В ходе эксперимента с генератором волн оказалось, что он хочет властвовать над миром. Цель его - уровнять всех землян в их позиции счастья и навязать свой эталон рая, который заключался лишь в том, чтобы его обслуживали и доставляли ему удовольствие. Если обращаться к схеме развития персонажей, разбираемой на студии, то марсианин стоит в твёрдой позиции злого гения. Ведь земляне для него просто мусор. Не родной, не понятный, не интересный. Конечно же автор подтягивает аллюзии на фашизм и мещанство. Ведь он своими глазами видел как эта зараза расползалась по планете. Это грустно и больно лично для меня. Идеал красоты здесь противопоставляется идеалу счастья. Если красоту можно привести к общему знаменателю и все с ней согласятся, то счастье у каждого своё. И форматирование его под один шаблон, тем более извращённый приведет к апокалипсису. Здесь мне становится понятно за что сражались наши деды. За право иметь своё эксклюзивное счастье, не залапанное чужими грязными руками.

    Конечно же от гибели всех спасает красота. Та самая гречанка.
Образ женщины в этой повести представляет собой само совершенство. И походка, и внешность, и чудачества, и ум, и особая чувствительность к немыслимому и чуждому. Он проходит красной нитью по всей книге, вернее голубой жилкой. Она питает всё повествование своим биением. Она двигает жизнь пульсацией своей идеально-нормальной крови. Все мужские переживания, страдания, инсайты порождены именно ею.

    И снова прилетают инопланетяне и оказывается, что этот первый он просто бежавший псих. То есть не нормальный для той цивилизации. А они совершенно другие, построившие путь своего развития изнутри во внешнее. Размышления автора на эту тему очень увлекательны. За ними проглядывает его мечта о совершенных людях, о людях, распускающихся подобно цветку из бутона, хранящегося у них внутри. Мне это близко, поскольку я тоже идеалистка и мечтательница о рае на Земле.

    Эта повесть мне очень понравилась своим смысловым наполнением. Я уловила главную особенность фантастики Анчарова - это не нагромождение машин, механизмов и технологий, а внутренняя эволюция, стремление к самосовершенствованию и поиск идеала. В данной повести нет эпичных космических сцен, нет углублённого изучения технологий будущего и прошлого, нет техногенного иного. Всё иное здесь концентрируется внутри человека.

    И повесть строится по тому же принципу: фон размыт, очерчен точными, броскими мазками, а содержание наполнено философией и размышлениями. Сюжета как такового здесь нет в принципе. Есть набор определённых действий для антуража. Для меня чтение этой повести представилось как поездка в вагоне неторопливого поезда, в котором едут философы и мечтатели. За окнами мелькает что-то, сливается в смазанный коридор. А внутри ведутся беседы о смысле жизни, о любви, о возрасте, о женщинах, мужчинах, об искусстве, о развитии. Отвлечёшься, глянешь в окно, и там увидишь образ, подходящий контексту беседы. И снова едешь тихонечко в этом философском вагоне.

    Язык повести мне тоже понравился. Он как картина художника. На размазанном фоне есть несколько ключевых фигур, тронутых умелой кистью парой ярких и цепких мазков. И вот уже все персонажи впечатались в память и сознание читателя.

    Здесь с каждой страницы сочится золотой сок авторских размышлений на тему предназначения человека и поиска внутренней энергии, источника непознанного внутри человеческой души. Я вижу явственно, что автор далёк от обыденности. У него нет сцен рабочих, бытовых, житейских. Всё его сознание настолько далеко от жизни простого населения, что он просто его не замечает. Он упивается красотой мира, человека, творчества, женского тела. Почти все персонажи не заняты физическим трудом. Все только парят в облаках собственных иллюзий и размышлений. И только один персонаж ходит по земле - женщина. И ещё как ходит! Авторский трепет перед женской красотой даже колышет страницы книги.

    "Голубая жилка Афродиты" мне понравилась. Но для меня эта повесть представляет собой своеобразный блокнотик желаний автора, в который он простым, лёгким, непафосным и красивым литературным языком вписал свои мечты: о том, чтобы найти источник вдохновения, о том, чтобы мечты сбывались, о том, чтобы встретить идеальную женщину, о том, чтобы все были счастливы, и человечны, о том, чтобы наука помогала людям стать лучше, о том, чтобы люди занимались саморазвитием и самосовершенствованием.

    Это всё увлекательно и интересно, но это призрачный замок, парящий в воздухе туманной дымкой. Реальность строится руками человека. Мечтатели её рисуют, а создают простые работяги. Эта повесть хороша для того, чтобы запустить в голове процессы самопознания, чтобы читатель осознал не то, куда движется мир, а то куда движется он сам в этом мире и к чему стремится. Но удастся это не каждому, вангую.