Национальная опера Молдовы

Елена Узун
Молдова известна прекрасными голосами и не раз привлекала внимание различных оперных трупп. Здесь в своё время побывали  Фёдор Шаляпин и Энрико Карузо. Хорошо известно имя Марии Чиботари, прославившей нашу страну в Вене, Дрездене и Берлине.
Идея возникновения оперного театра стала актуальна на грани XIX-XX веков. К тому времени Молдова славилась именами мирового значения. Оперные сцены Парижа, Вены, Милана, Берлина, Сиднея, Бухареста, Санкт-Петербурга и Москвы в начале прошлого столетия приютили артистов-выходцев из Бессарабии. Мир узнал имена певцов Л. Липовской, М. Чобану, Е. Куза, А. Антоновского. В 20-е годы ХХ столетия Кишинёв стал известным культурным центром, где активно исполнялась оперная музыка и даже фрагменты оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин».
Начиная с середины 40-х годов в Бессарабии стали открываться оперные классы. А в 1946 году появились первые постановки в оперной студии Молдавского музыкально-драматического театра – «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй», «Демон» с участием Т. Чебан, В. Дорош, Е. Уреке, П. Есина, Н. Калкатова, В. Петлюка, С. Вайнштейна.
В 1956 году в Молдове состоялась премьера первой национальной оперы «Грозован» Давида Гершфельда, что стимулировало создание Национального театра оперы и балета, отмеченного именами Валентины Савицкой, Фёдора Кузьминова, Полины Ботезат, Бориса  Раисова, Александра Фоменко, Николая Башкатова, Виктора Третьякова. Так, начиная с 1957 года, происходило постепенное становление оперно-балетной труппы.
В июле 1957 года театр выделился в самостоятельный коллектив. Тогда же появились постановки опер молдавских композиторов: «Аурелия» Давида Гершфельда (1959), «Сердце Домники» Алексея Стырчи 1960 года, (в новой редакции «Героическая баллада», 1970).  Мировая классика и произведения советских композиторов, в том числе оперы — «В бурю» Тихона Хренникова (1962), «Оптимистическая трагедия» Александра Холминова (1967), «Укрощение строптивой» Владимира Шебалина (1972), «Кето и Котэ» Виктора Долидзе (1972). «Обручение в монастыре» С. Прокофьева, «Маркитантка» («Матушка Кураж») С.  Кортеса
Национальный театр оперы и балета всегда жил насыщенной творческой жизнью. Его история началась в тяжёлое послевоенное время восстановления страны после разрухи. В начале 1960-х в состав труппы вошла выпускница местной консерватории Мария Биешу, в итоге ставшая величиной мирового значения. По её инициативе в 1990 году был организован ежегодный оперно-балетный фестиваль «Приглашает Мария Биешу», который более четверти века собирает в Молдове лучших артистов со всего света. Сегодня единственный в Молдове Национальный театр оперы и балета носит имя Марии Лукьяновны Биешу.
Своей славой театр обязан целому ряду замечательных артистов. Среди них можно назвать вокалистов Тамару Алёшину, Людмилу Ерофееву, Михая Мунтяну, Владимира Драгоша, Иона Пауленку, Людмилу Алёшину, Николая  Башкатова. Незабываемые образы на сцене созданы Б. Раисовым, И. Гели, С. Александровым, А. Жариковым, Л. Михайловым, Э. Парники, А. Шевченко. Заметный вклад в историю молдавского вокала внесли с такие мастера сцены,  как Иван Кваснюк, Борис Материнко,  Андрей Донос, Елена Герман, Петру Раковицэ, Валериу Кожокару, Виталий Чиреш, Юрий Гыскэ, Николай Бусуйок, Татьяна Бусуйок, Виорел Згардан, Лилия Шоломей, Мария Цонина, Анжелина Арти. Активно проявляют себя Юрий Маймеску, Ион Тимофти, Алексей Дигоре, Сергей Пилипецкий, Алексей Ботнарчук, Адриан Цымпэу, Игорь Цуркан, Виталие Чеботарь, Марианна Буликану, Надежда Стоянова, Марина Кара,  Родика Пичиряну, Анжела Пихут, Ольга Христя-Стан,  Гюльнара Райляну, Ирина Щеголева. Ирина Виноградова.
Спектакли, показанные за прошедшие годы, представляют внушительную картину. У театра накопился богатый репертуар. Театральный образ в «Монастырской свадьбе» С. Прокофьева и «Колокольчике» Г. Доницетти, трагический колорит «Нормы» В. Беллини, неистовство страсти в «Сельской чести» П. Масканьи, озорные интриги из «Свадьбы Фигаро» В.-А. Моцарта – в разных ипостасях человеческих душ достигают актеры достоверного воплощения человеческих характеров и жизненных обстоятельств.
Этому способствует и работа опытных дирижёров, хормейстеров и режиссёров. Важный вклад в деятельность коллектива внесли дирижёры М. Шеппер, Исай Альтерман, Леонид Худолей. Многие страницы жизни театра связаны с именами Льва Гаврилова, Бориса Милютина, Альберта Мочалова, Иона Янаки. Им на смену в театр пришло новое поколение дирижёров,  стимулировавшее творческий рост труппы: Александру Самоилэ, Альфред Гершфельд, Михаил Сечкин, Юрий Флоря, Николае Дохотару. Ныне труппа гордится именами Андрия Юркевича, Думитру Кырчумару, Светланы Поповой, Вячеслава Обручкова.
Театр знаменит именами хормейстейров: Б. Пиккера, Г. Стрезева, В. Кондри, А. Мовилэ, М. Балана, И. Виноградского, О. Константинова.
Как известно, основу выразительных постановок составляет вклад режиссёра, чья личность определяет облик спектакля. Работы молдавских режиссёров хорошо известны  за пределами театра.  Напомним: Г. Геловани, Б. Навроцкий, Е. Пла¬тон, Б. Массини, Ю. Иванов, Э. Константинова, М. Тимофти. Выпускники ленинградской школы покойный Еуджен Платон, Элеонора  Константинова и Михай Тимофти воплотили в жизнь творческие принципы режиссёров с мировыми именами В. Фильценштейна, Б. Покровского, ставя  целью воспитание певца-актера и тенденцию идти в ногу со временем. В последние годы театр получил интересный  опыт сотрудничества  с драматическими режиссёрами Андреа Баттистини (Италия) и Александру Василаки (Молдова).
Среди заслуг Национального театра оперы и балета Молдовы имени М. Биешу следует упомянуть тот факт, что его коллектив взрастил артистов, которые впоследствии стали артистами других прославленных театров.
Театр Молдовы стал известен благодаря большому количеству постановок, которые не раз отмечались признанием общественности, хвалебными отзывами в прессе, премиями и поощрениями на известных престижных конкурсах.
В репертуаре Национального театра оперы и балета Молдовы ведущее место отдано итальянской классике. Мир героев Д. Россини («Севильский цирюльник»), В. Беллини («Норма»), Г. Доницетти ( «Лючия ди Ламмермурр», «Любовный напиток»), Д. Верди, Д. Пуччини, Р. Леонкавалло («Паяцы»), П. Масканьи («Сельская честь»), перенесённый на молдавскую сцену, стал плодородным материалом для творческой работы коллектива на протяжении многих лет.
Трогательная Аида и возвышенная Норма Марии Биешу, трагичная и жаждущая мести Азучена Тамары Алёшиной, нежная Джильда Людмилы Ерофеевой, бравый Калаф и отважный Радамес Михаила Мунтяну, несчастный и обманутый Риголетто Бориса Раисова, мужественный Граф ди Луна Владимира Драгоша и безжалостный Скарпиа Бориса Материнко – этот ряд незабываемых образов, переданных мастерами разных поколений, может быть продолжен.
Вокалисты Молдовы Мария Биешу, Михай Мунтян, Наталья Гаврилан  прошли стажировку в знаменитом театре «Ла Скала», где педагоги постоянно отмечали родство голосов молдавских певцов итальянскому бельканто. По-своему объяснил интерес театра к итальянскому репертуару режиссёр Еужен Платон: «Повышенная эмоциональность, богатые тембры, душевная искренность,  идущая от сердца к сердцу, родственны художественному темпераменту молдавских певцов». Возможно, именно благодаря этому факту состоялся дебют Марии Биешу в «Тоске», а также её блистательная победа на международном конкурсе в Токио, который в свое время принёс ей звание самой лучшей Чио-Чио-Сан в мире. Благодаря неустанным художественным поискам Марии Биешу многие итальянские произведения обрели сценическую жизнь в Молдове. Так, например, состоялась постановка оперы «Норма» В. Беллини и «Турандот» Д. Пуччини. Выдающиеся успехи в процессе постановок классических итальянских произведений были достигнуты в создании спектаклей «Адриана Лекуврер» Ф. Чилеа и «Дон Карлос» Д. Верди. 
Но ни один оперный театр не может развиваться без русской музыки. «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка» «Иоланта»  Петра Чайковского, «Царская невеста», «Золотой петушок», «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Сорочинская ярамарка»  М. Мусоргского, «Алеко» С. Рахманинова неизменно украшали репертуар прошедших лет. Большой успех имели также оперы французских композиторов: «Искатели жемчуга» и «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно, «Манон» Ж. Массне.  Английская опера была представлена концертной версией «Дидоны и Эней»  Г. Пёрселла.
Одним из самых важных направлений в деятельности театра является работа с местными авторами. Её конечным результатом становятся оперы и балетные спектакли разных жанров. Большое внимание уделяется разработке исторической тематики: «Петру Рареш» Еуджена Кауделла (1990); «Грозован», «Аурелия» (1959), «Сергей Лазо» (1980) Давида Гершфельда; «Сердце Домники» Алексея Стырчи (1960), «Александру Лэпушняну» Георге Мусти (1967). В молдавской опере появились образы литературных героев, классических и современных, для взрослых и детей: «Каса маре» Михаила Копытмана (1968), «Коза и три козленка» Златы  Ткач (1966), «Глира» Георге Няги (1974), «Дракон» Эдуарда Лазарева (1976), «Карлсон, который живёт на крыше» Альфреда Гершфельда (1988), «Пэкалэ и Тындалэ» Виталия Верхолы (1989), «Атех» Геннадия Чобану (2005).
Зрелость Национального театра оперы и балета, который накопил собственные богатые традиции, многосторонне проявляется в его современной жизни, где главная роль отводится художественным поискам. Наряду с оперными спектаклями на афиши театра выносятся такие шедевры как «Реквием» Д. Верди, «Реквием» В. А. Моцарта, «Кармина Бурана» К. Орффа, «Стабат Матер» Д. Россини, исполненные на театральной сцене и  хорошо принятые публикой. Оперные артисты выступали и с концертными программами. Циклы этих программ были представлены широкой аудитории Марией Биешу, Михаем Мунтяну, Светланой Стрезевой, Владимиром Драгош, Еленой Герман, Анастасией  Буруянэ, Петру Раковицэ и другими. Большое число артистов оперы и балета удостоились высоких наград и почетных званий.
Динамика наших дней диктует новые формы и отношения в жизни и деятельности оперного театра. В последнее время театр организовал ряд зарубежных турне. Иностранные импресарио, которые посещают театр, делают ставку на конкретный репертуар. Поэтому эти спектакли включаются в программу турне. Таким образом, театр смог представить спектакли, заказанные импресарио для лирических сцен многих стран: Италии, Франции, Румынии, Болгарии, Испании, Германии,  Португалии, Англии, Голландии и других.
Сегодня театр продолжает жить насыщенной творческой жизнью, рассчитывая на перспективы роста.  Каждый год отмечен знаменательными премьерными постановками такими, как  «Дон Жуан» В.А. Моцарта (2007), «Манон» Ж. Массне (2012), «Пиковая дама» (1965, 1983, 2016)  и «Иоланта» П. Чайковского (1979, 2005),   «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакого (1998),  «Отелло»  (1964, 1998, 2015) и «Макбет» Д. Верди (2017), «Тайный брак» Д. Чимароза (2018), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (2018). В репертуаре появились также оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса (1965, 2013) и «Весёлая вдова» Ф. Легара (2012). (Напомним, что в репертуаре театра уже была постановка оперетты  «Цыганский барон» И. Штрауса).
У театра есть планы, мечты. Возможно, это будет еще одна версия балета «Лучафэрул», а может «Фальстаф», «Манон Леско»,  «Симон Бокканегра»,  «Дон Паскуале», «Баядерка». Много идей витает в воздухе.
Уверенность продвижения Национального театра оперы и балета Молдовы в мире высокого искусства основывается на преодолении местных ограничений, с которыми раньше приходилось сталкиваться театру, в стремлении закрепить всё реализованное, в поддержании накопленного репертуара, в использовании потенциала каждого артиста и в пополнении коллектива новыми кадрами.