Место сидения определяет мнение

Олег Ксюк
               

    Виктор Кобзев отсутствовал в родном краю без малого десять лет. Так получилось, что он был женат на женщине в другом городе. Но по прошествии, как любил выражаться Виктор, двух пятилеток бурной семейной жизни, оказалось, что в него с женой «разные характеры», исключающие совместное проживание. Пришлось, с небольшим (по сравнению со многими предыдущими) скандалом оставить «неприветливую» квартиру и возвращаться домой, к отцу и матери, которые, на его счастье, еще были живы. 
    На автовокзале Кобзев, неожиданно для себя, встретился с Федором Поляковым. Витя и Федя знали друг друга еще со школьной скамьи. Когда развалился Советский Союз, и  предпринимательская деятельность перестала преследоваться законом, парни договорились - вдвоем заняться бизнесом. Они решили покупать в крестьян на севере своей новой страны, возникшей на развалинах СССР, картошку и везти ее на юг в приморские населенные пункты. Там, после реализации «бульбы», отовариваться по низким ценам рыбой и продавать ее, значительно дороже, в, отдаленных от моря, городах.
    Для осуществления, задуманного мероприятия требовался «начальный капитал». Деньги нужны были на поездку в деревни и приобретение там картошки сорта, прозванного в народе «синеглазкой», которая тогда пользовался повышенным спросом, а также на аренду грузового транспорта.
    Ребята обратились за помощью к давно знакомым людям, и взяли деньги сроком на десять дней под небольшие проценты. Первую свою торговую операцию Федя и Витя провернули за две недели, и когда возвращали ссуду, то с удивлением узнали, что кредиторы требуют от них сумму, намного превышающую ту, о которой существовала первоначальная договоренность. Оказалось, что их хорошие знакомые состояли в банде рэкетиров, и имели особенные неписанные законы возврата  своих, отданных на прокат, накоплений. За каждый день просрочки, они начисляли должникам огромные «штрафные санкции».
    Новоявленные предприниматели попробовали попросить хороших, как они считали, своих знакомых, простить им, на первый раз, их «невежество» в финансовых операциях. Но всегда такие приветливые и интеллигентные люди, вдруг, превратились в безжалостных вымогателей и сильно побили своих клиентов, с которыми состояли до этого в близких отношениях, основанных на взаимном доверии.
    После расчета с, нетерпящих легкомыслия в делах, кредиторами, прибыль у Феди и Вити получилась небольшой. Но она все же была. Средства на очередные поездки в села за картошкой друзья решили брать в одном из многочисленных городских банков. Но там, как оказалось, были непомерно высокие проценты за кредит и требовались квартиры в залог. А родители парней отказывались рисковать своим жильем и документы на него сыновьям не дали. Пришлось им снова обращаться за помощью к старым, но не очень, в чем они имели горький опыт убедиться, добрым знакомым, надеясь в дальнейшем отдавать долги вовремя.
    Вторая и третья поездки за прибылью получились удачными. А на четвертый раз, когда друзья привезли «синеглазку» к знакомому оптовому покупателю, его не оказалось на месте. А другие торгаши предлагали невыгодную цену за товар. После небольшого совещания Федя и Витя решили сами реализовать свою картошку на улицах чужого города. Но это оказалось и длительным процессом, и местные полицейские требовали ежедневную взятку за то, что не прогоняла их с торговых точек. Когда бизнесмены приехали домой, им пришлось продать многие личные вещи, чтоб рассчитаться с кредиторами, не знающих поблажек за просроченные платежи
    После изнурительного путешествия и потери личного добра друзья купили бутылку водки, дешевую закуску, спрятались в ближайшей лесопосадке и там долго ругали правительство за то, что в стране есть банды рэкетиров, полицейские – взяточники, банки, где сложно взять ссуду. Особенно бурно негодовал Федор:
    - Что целыми днями делают наши министры? Неужели так сложно дать людям работу и хорошую заработную плату, чтоб они не искали приключений на свою голову?
    На этом союз двух начинающих бизнесменов прекратил свое существование.
    После, полных приключения, событий, чтоб хоть немного развеяться, Кобзев поехал в гости к дальним родственникам и там, неожиданно для себя, женился. На новом месте жительства он пошел работать дворником на одну из фирм, где официально не числился. Тогда многие собственники предприятий не оформляли своих сотрудников через отдел кадров, и заработную плату выдавали им не через бухгалтерию, а лично в руки. Так они избавлялись от больших платежей (налогов) в пенсионный фонд государства.
    Поляков тоже обзавелся семьей. Но его супруга, в отличие от небогатой жены Виктора, была дочерью обеспеченного человека и имела связи в деловых кругах общества. По ее протекции мужа взяла на работу преуспевающая фирма, специализирующаяся по составлению компьютерных программ для предприятий. Федор проявил себя толковым работником, и вскоре размер его заработной платы существенно превышал среднестатистические денежные вознаграждения за свой труд  рабочих по стране.
    На автовокзале Федор ждал жену с маленькой дочерью, после их поездки в детский санаторий. Встрече с Виктором он искренне обрадовался, и пригласил к себе в гости. Как только жена с маленьким ребенком сошла с автобуса, Поляков познакомил ее со своим другом и, рассадив всех в своем новеньком лимузине, повез к себе домой.
    В красивом просторном зале двухэтажного особняка прислуга Поляковых накрыла богатый стол и хозяева дома, и гость принялись утолять голод в непринужденной обстановке. Когда все, пожелав друг другу долгой счастливой жизни, выпили по две рюмки коньяку и хорошо закусили, первым разговор начал Кобзев:
    - Помнишь, Федя, как мы с тобой ругали правительство за его бестолковую экономическую политику в стране? Прошло десять лет, а наши слуги народа так и не научились лучше работать. Та же в стране безработица, та же коррупция, те же огромные поборы с предпринимателей, заставляющие их своих рабочих не зачислять в свой штат, те же высокие проценты в банках за ссуды, то же нищенское существование основной массы населения.
    - Хорошую экономику за один день не построишь. – ответил Федор.
    - О каком одном дне ты говоришь? Уже скоро будет тридцать лет, как существует наша страна, а толку никакого?
    - Все верно: прошло чуть больше двадцати лет, как страна, в которой нам выпало большое счастье жить, стала независимым государством, но скажи на милость, - какая вина правительства в том, что некоторые наши соотечественники находятся на грани физического выживания? В этом они сами виноваты. Бедность – способ жизни всех лодырей. Кто не хочет быть нищим – тот ищет возможности стать богаче. А кому нравится жалкое существование – тот ничего не делает.
    - Люди сами виноваты в том, что в министров заработная плата в сто раз, повторяю – в сто раз, выше заработной платы простого дворника?
    - Ты хочешь, чтоб богатые делились с бедными всем своим достоянием? Кровавый опыт 1917 года доказал, что подобное мероприятие ни к чему хорошему не приводит.
    - Я не дележа имущества жажду, а хочу, чтоб правительство, парламент, президент делали реформы, а не занимались переводом своих денег в оффшоры.
    - Переводить деньги в оффшоры закон не запрещает. Наше предприятие тоже часть своих средств держит за границей, но я себя преступником не считаю.
    - Одно дело – ты, другое дело – глава правительства. Ты думаешь о собственном благополучии, а председатель совета министров или спикер парламента обязаны думать о благополучии всех граждан страны и должны проводить в жизнь такие преобразования, которые бы улучшали их жизнь. А если депутаты берут взятки и ворованные деньги увозят за границу – это преступление.
    - Тебе было бы легче, если бы депутаты не брали взятки?
    - Дело ни в этом, дело в другом.
    - И в чем же?
    - В депутата задача – бороться с коррупцией. Это его работа. И за неисполнение ее, его нужно судить.
    - А в каждого человека задача – найти свое место в обществе, а не ругать правительство. И за неисполнение ее ему наказание – его нищета.
    - Ты так говоришь, потому что тебе повезло с работой.
    - Если бы мне не повезло с одной работой, повезло бы с другой, с третьей, с пятой, с десятой – потому, что я, повторяю – я и только я, хотел стать обеспеченным человеком. А правительство никому ничем не обязано.
    - Правительство должно помогать всем гражданам - найти свое место в обществе, а не грабить их.
    - Наше правительство работает, как может. И люди обязаны не критиканствовать, а помогать ему, если они истинные патриоты своего отечества. А пока есть такие нытики, как ты, которые видят одни только недостатки в нашей жизни, государство никогда не станет богатым.
    - А такие предприниматели, как ты, которые деньги прячут за границей, смогут сделать государство богаче?
    - Да, смогут. А если и не смогут, то уедут в другие страны, оставив всякого рода хулителей, не знающих разумных пределов, при своих интересах.
    - А вы не хотите знать моего мнения по сути вашего спора. – вмешалась в разговор мужчин хозяйка дома.
    - Нет! – решительно запротестовал гость
    - Почему? – искренне удивилась женщина.
    - Если вы так думаете как муж, я ничего нового не услышу. Если вы хоть в чем-то не согласны с ним, оставьте свое мнение при себе, чтоб не было в семье ссор. Мы со своей супругой развелись только потому, что она игнорировала меня, находилась под постоянным моральным воздействием других людей. Я не хочу, чтоб наш разговор, не дай бог, не испортил атмосферу доверия в вашей семейной жизни.
    - Нет, нет, нет, - рассмеялась жена Федора, - у меня и в мыслях не было поддерживать в вашем споре с моим мужем одну или другую сторону. Я хочу лишь заметить, что место сидения человека определяет его мнение, и вам никогда не удастся доказать друг другу свою правоту. Поговорите лучше о футболе, или о погоде на следующий год. Тогда вам будет легче найти общий язык.
    - Умная в тебя супруга. – обратился Виктор к Федору. – Разреши я выпью полфужера коньяка и пойду домой.
    - Да, да, пожалуйста. – не стал перечить другу хозяин дома.
    Больше бывшие одноклассники никогда не виделись.