К празднику Зачатия Богородицы

Константин Матаков
                ***

22 декабря, в день зимнего солнцестояния, православные празднуют день зачатия св.Анной Богоматери Марии. Праздник этот не принадлежит к числу самых чтимых, но в нем есть какое-то неизъяснимое блаженство. Открываешь декабрьскую Минею, и замираешь от этих сочетаний.. Тут можно прочесть и о недоведомом ангелам и от века сокровенном таинстве; и о том, как в Анне младоносится Мария Богоотроковица; о неопалимой купине, которая начинает прозябати, и о мироположнице святыни, что уже истекает; об Анне сказано, что ее Бог «светом озаряет благочадия преславно»; а к Самой Богоматери Марии относят эпитет «богоукрашеная»; о, греческие слова, составленные из двух корней, как Христос Единый был составлен из божественной и человеческой природ! Кажется от этих чудных метафор, что это написано божественным языком, тогда как это всего лишь славянский.. Как же должен звучать божественный, если даже славянская глоссолалия так прекрасна?
Величания Зачатия Марии включает в себя дивные сочетания слов из одного корня, подчеркивающих непостижимость и божественность события. Про Анну говорится, что она ныне вмещает Ту, Которая вместила Невместимого и небом и землей, - т.е. вместила Вместившую Невместимого; Анна, которая хочет родить плотью Хотящую родить Христа; это настолько сверхразумно, что задаются вопросы: как рождается, Бога родившая плотью? Как вскармливается Та, Которая вскормила молоком Создателя, Кормящего вселенную? Утроба св. Анны в этот день вмещает в себя бездну метафор из одного корня; о ней можно сказать, что это утроба утробы утробы утроб, ибо Анна родила Богоматерь Марию, от Которой произошел Бог Иисус, а в Нем и от Него – все сотворенное сущее; чрево праведной Анны – это причина причины причины причин: ведь от Девы родился Сам Бог, Первопричина бытия; в Минее я читаю об утробе Анны, в коей зачато новое небо, но тогда она – начало неба Неба Небес, ибо воистину Мария стала небом для Неба Небес, Слова Божьего, ставшего плотью.. Сказано, что Анна родила в лице Марии ковчег, и тогда ее блаженное чрево – это ковчег ковчега Ковчега, т.к. Бог несет в Себе весь земной и небесный космос. Анна – это луч света Света светов, т.к. она излучает Свою царственную дочь, принесшую нам солнечный плод в Лице Иисуса Светодавца. И глядя на все это, будучи не в состоянии вместить великого таинства, мы начинаем неизреченное движение от зимнего солнцестояния зачатия Марии к зениту солнечной славы Рождества..