Изумрудный остров. Свифт

Александр Алексеенко 2
     Начало в http://www.proza.ru/2018/12/21/1256

     Но самое интересное для меня началось, когда я наткнулся на старую кафедру декана собора. На табличке написано:

     - С этой кафедры читал свои проповеди Джонатан Свифт.

     Дальше – больше. Тут его и личные вещи, и книги, и тексты проповедей с личными правками. А вот его посмертная маска… Эпитафия, которую он сам лично составил загодя:

     - «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы».

     И, как венец, могильная плита в полу собора рядом с такой же плитой его близкого друга Эстер Джонсон, которую он называл Стеллой. По неподтвержденным данным, они с Эстер были повенчаны. Она умерла первой, и ее похоронили в соборе. А затем умер и сам Свифт, по завещанию которого его похоронили рядом с ней.

     Джонатан Свифт был англичанином по происхождению, но родился в Дублине. И учился в Дублинском Тринити колледже. Потом он несколько раз переезжал из Ирландии в Англию и наоборот.
     В Англии учился, работал, писал и издавал под псевдонимами книги, пока окончательно не осел в Дублине, назначенный в собор Святого Патрика. Здесь он стал деканом этого собора и пробыл им тридцать два года…

     Спросите, почему я выделил встречу со Свифтом, как «самое интересное»?

     Во-первых, это очень известный писатель, с которым мы все знакомы с детства, прочитав адаптированную для детей книгу «Путешествие Гулливера». А еще можно вспомнить несколько киноверсий с таким же названием. Но книга-то вовсе не детская!

     Как раз из этого вытекает и во-вторых: мой отец в числе своих самых читаемых и перечитываемых книг, включая Ильфа с Петровым, Ярослава Гашека, выделял сочинения Джонатана Свифта, а в них «Путешествие в страну гуингнгнмов». Некоторые изречения писателя отец занес себе в записную книгу и оглашал при любом удобном случае.

     Особое место у отца занимали свифтовские «Правила, коих мне надлежит держаться в старости». Нам, братьям, он не раз цитировал эти «Правила». Да мы и сами их читали и удивлялись, насколько отец точно им следовал. Вот по порядку некоторые из них:

     - Не жениться на молодой…
     - Бывать в обществе молодых людей лишь в том случае, если они сами того пожелают…
     - Не быть брюзгливым, угрюмым или подозрительным…
     - Не насмехаться над современными нравами, суждениями, модами, людьми, войной…
     - Не скряжничать…

     И так далее. Всего их было семнадцать, и в них, по мнению отца, всё очень точно подмечено, чего следует придерживаться в последующих годах жизни. Ведь старость ждет всех, никуда от нее не денешься.

     Выходит, что встреча со Свифтом в чем-то пересекалась с моими семейными историями. Оттого-то мне и было интересно в соборе Святого Патрика.

     Собственно, на этом мы свою программу в соборе исчерпали. Пора двигаться дальше. Но обратили внимание на приписку в путеводителе о том, что вечером в соборе будут песнопения. Мы не разобрались, какие именно песнопения, потому-то и решили в обязательном порядке сюда прийти.

     Забегая вперед, скажу, что мы действительно пришли сюда в 17.30, когда началась хоровая вечерня, и поняли, что попали не в свою тарелку. Это была обыкновенная вечерняя служба, во время которой звучало немало церковных песен. Тексты были розданы перед началом вечерни, можно было следить по ним за пением, но после трех-четырех псалмов нам стало совсем не по себе и мы, аккуратно маскируясь за колоннами, скрылись из этого святого места. С нас было достаточно…

     Продолжение в http://www.proza.ru/2018/12/23/984