Вопрос, окутанный тайной

Виктор Сургаев
        У  автора  рассказов  есть  хороший  приятель.  Он  неплохой  художник,  а  все  они,  особенно  очень  талантливые,  как  пишут  умники,  «не  от  мира  сего».  И  на  любой  вопрос  у  них  имеется  свое,  отличное  от  всех,  мнение.  Однажды  разговор  у  нас  с  ним  пошел  о  висящей  у  меня  дома    знаменитой  картине  Ильи  Репина,  где  русский  царь  Иван  Грозный,  якобы,  убивает  собственного  сына.  Вернее,  он  уже  почти  «кончал»  его.  А  беседа  данная  наша  произошла  лет  тридцать  назад,  задолго  до  того,  как  появилось  особое  ученое  мнение  об  этой  замечательной  картине. 
        И  еще  в  те  совковые  времена,  задолго «до  настоящей  демократии»,  продвинутый  приятель-художник  высказал  о  ней  свое,  личное,  особое,  мнение.  Только  на  словах,  конечно…Мол,  ведь  глядя  на  и  впрямь  жуткое  изображение,  совершенно  нет  никаких  сомнений,  что  царь  Иван  Грозный  и  на  самом  деле  почти  убил  человека.  И,  мол,  похоже,  сына,  чем-то  пробив  ему  висок.  Но  только  не  совсем  понятно,  чьего  же  сына-то  он  кончал?!  Судя  по  невероятно  испуганной  физиономии  государя  и  его  лихорадочным  действиям  (попыткой  как-то  остановить  льющуюся кровь), то вряд ли  он  своего,  родного  сыночка,  «увековечил»…
        К  тому  же,  до  чего  талантливо  и  ярко  нашим  великим  Репиным  написана  мука  раскаяния  на  лице  царя  Ивана  Грозного.  И  не  менее  правдиво  показал  уникальный  мастер  своего  дела  кротость  умирающего  царевича  Ивана,  со  слезами  на  глазах  прощающего  обезумевшего  от  горя  отца. И  знакомец  мой  для  сравнения  показал  в  тот  раз  другую  картину,  почти  уже  написанную  им.  Да,  Где  Тарас  Бульба  устраивает  разборку  с  младшим  сыном  Андреем.  Ну,  в  смысле,  «я  тебя,  сыночек,  породил,  я  тебя  прямо  сейчас  и  убью». 
        И  там  же  мой  товарищ  с  этакой  заносчивой  улыбкой  еще  и  поинтересовался,  спросив  меня.  Мол,  разве  не  видно,  насколько  разнятся  эти  две  картины  убийства  людей?  Лично  он  считает,  что  грозный  царь  и  в  действительности  более  похож  не  на  сыноубийцу,  а  наоборот.  По  его  мнению,  (а  он,  как  вы  помните,  художник-то  неплохой!),  весь  вид  самодержца, особенно  лицо,  попросту  здорово  напоминает  застигнутого  врасплох  человека  в  царском  одеянии,  ненароком,  случайно  убившего  кого-то. Почему  случайно? 
        А  иначе  для  чего  бы  ему,  государю,  самому  кровь  унимать? Что? Более  и  некому?  Лекарь-то  всегда  рядом!  Поэтому,  мол, картину можно понять  двояко. И  вообще  неясно…Сына  ли  царь  убил,  не  сына  ли?         И,  похоже,  необычайно  перетрусивший,  взволнованный  монарх   пытается  хоть  на  время  скрыть  случайно  совершенное  им  злодеяние.  А  вдруг,  да  совсем  не  вовремя  войдет  кто-нибудь  и  прихватит?!  Только  вот  ранение им  головы  чьего-то  сына,  и,  вполне  возможно,  вовсе  и  не  Ивана,  наследника  престола,  произойти  ведь  могло  и  на  самом  деле. 
        Уж  слишком,  прямо-таки  до  неправдоподобности напуган  строгий,  грозный,  своенравный  российский  самодержец.  Между  прочим,  по  своему  статусу  он,  помазанник  Божий,  имел  право  казнить  и  миловать  любых  в  чем-то  провинившихся  холопов  по  собственному  царскому  усмотрению.  Но,  разумеется,  лучше  бы  делать  убиение  не  лично  им,  и  лучше  бы  не  тайно… Конечно,  если  глянуть  на  дело  с  другой  стороны,  с  юридической,  то,  как  упоминалось  выше, с  какого  перепугу,  и  с  чего  бы  это  ему,  самодержцу  всея  Руси,  кого-то  смущаться,  или  бояться?
        Словом,  вопросы  есть,  а  окончательного,  достоверного  ответа,  кого  же  все-таки  в  действительности  «замочил»  на  картине  наш  царь  Иван  Васильевич  Грозный,  пока  нет.  Ведь,  вполне  вероятно,  что  он  вообще  царской  палкой  своей  никого  лично  и  не  бил  по  голове?  И  даже  не  ранил?  И,  тем  более,  не  убивал  насмерть?  А  разве  не  мог  вспыльчивый  царь  Иван,  допустим,  в  ссоре  с  сыном,  чересчур  сильно  оттолкнуть  его  от  себя?  И  царевич,  не  удержавшись,  упасть  неудачно,  ударившись  виском  обо  что-то  твердое?  Еще  как  мог!
        А  вполне  запросто  могло  произойти  и  нечто  другое.  К  примеру,  столь  жестокий  сюжет  для  картины  был  придуман,  попросту  «высосан  из  пальца»  неким  беззастенчивым  англо-саксонским,  или  немецким  политическим  вельможей,  коих  в  окружении  царя  хватало,  чтобы  русского  самодержца  в  очередной  раз  «подставить»,  сделав  из  него  этакого  зловещего  сыноубийцу. И чем свершить  истинное  намерение     коварного,  чудовищного  плана: еще  лишний  раз  чужеземными  руками  «направить  историю  Руси  по  собственному  вероломному  замыслу»!   
        Есть, кстати, данное вовсе не  лишенное  оснований  серьезное  мнение,  подтвержденное  историческими  документами…Мол,  а  пускай  в  истории  смотрится  русский  царь  Иван  Грозный,  еще  свирепее  и  злее.  И  почему  бы  не  выставить  Венценосца  в  глазах  человечества  жутким  палачом,  не  удержавшимся  и  единовластие  даже  убив  единственного  родного  сына-наследника?   И,  как  уже  упоминалось  выше,  мерзкие  случаи «подделок»    обнаглевшими  европейскими  «умниками»  истинной  российской  истории  в  угоду  собственным  меркантильным  интересам  отнюдь  не  единичны... 
        Но  как?  Как  тогда  быть  нам, господа  россияне,  с  непревзойденной,  поистине  гениально  написанной  картиной  великого  русского  художника  Ильи  Репина?  Да-да?  Если  возле  настоящего  русского  художественного  шедевра  постоянно  народ  толпится,  а  обморочные  состояния  чересчур  впечатлительных  людей  еще  и  до  сей  поры  совсем  и  нередки?  Вопрос  весьма  интересен,  но,  к  сожалению,  остается  пока  непостижимым  и  по  настоящее  время…Может,  со  временем  нам  что-то  неведомое откроется?