У автора рассказов есть хороший приятель. Он неплохой художник, а все они, особенно очень талантливые, как пишут умники, «не от мира сего». И на любой вопрос у них имеется свое, отличное от всех, мнение. Однажды разговор у нас с ним пошел о висящей у меня дома знаменитой картине Ильи Репина, где русский царь Иван Грозный, якобы, убивает собственного сына. Вернее, он уже почти «кончал» его. А беседа данная наша произошла лет тридцать назад, задолго до того, как появилось особое ученое мнение об этой замечательной картине.
И еще в те совковые времена, задолго «до настоящей демократии», продвинутый приятель-художник высказал о ней свое, личное, особое, мнение. Только на словах, конечно…Мол, ведь глядя на и впрямь жуткое изображение, совершенно нет никаких сомнений, что царь Иван Грозный и на самом деле почти убил человека. И, мол, похоже, сына, чем-то пробив ему висок. Но только не совсем понятно, чьего же сына-то он кончал?! Судя по невероятно испуганной физиономии государя и его лихорадочным действиям (попыткой как-то остановить льющуюся кровь), то вряд ли он своего, родного сыночка, «увековечил»…
К тому же, до чего талантливо и ярко нашим великим Репиным написана мука раскаяния на лице царя Ивана Грозного. И не менее правдиво показал уникальный мастер своего дела кротость умирающего царевича Ивана, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. И знакомец мой для сравнения показал в тот раз другую картину, почти уже написанную им. Да, Где Тарас Бульба устраивает разборку с младшим сыном Андреем. Ну, в смысле, «я тебя, сыночек, породил, я тебя прямо сейчас и убью».
И там же мой товарищ с этакой заносчивой улыбкой еще и поинтересовался, спросив меня. Мол, разве не видно, насколько разнятся эти две картины убийства людей? Лично он считает, что грозный царь и в действительности более похож не на сыноубийцу, а наоборот. По его мнению, (а он, как вы помните, художник-то неплохой!), весь вид самодержца, особенно лицо, попросту здорово напоминает застигнутого врасплох человека в царском одеянии, ненароком, случайно убившего кого-то. Почему случайно?
А иначе для чего бы ему, государю, самому кровь унимать? Что? Более и некому? Лекарь-то всегда рядом! Поэтому, мол, картину можно понять двояко. И вообще неясно…Сына ли царь убил, не сына ли? И, похоже, необычайно перетрусивший, взволнованный монарх пытается хоть на время скрыть случайно совершенное им злодеяние. А вдруг, да совсем не вовремя войдет кто-нибудь и прихватит?! Только вот ранение им головы чьего-то сына, и, вполне возможно, вовсе и не Ивана, наследника престола, произойти ведь могло и на самом деле.
Уж слишком, прямо-таки до неправдоподобности напуган строгий, грозный, своенравный российский самодержец. Между прочим, по своему статусу он, помазанник Божий, имел право казнить и миловать любых в чем-то провинившихся холопов по собственному царскому усмотрению. Но, разумеется, лучше бы делать убиение не лично им, и лучше бы не тайно… Конечно, если глянуть на дело с другой стороны, с юридической, то, как упоминалось выше, с какого перепугу, и с чего бы это ему, самодержцу всея Руси, кого-то смущаться, или бояться?
Словом, вопросы есть, а окончательного, достоверного ответа, кого же все-таки в действительности «замочил» на картине наш царь Иван Васильевич Грозный, пока нет. Ведь, вполне вероятно, что он вообще царской палкой своей никого лично и не бил по голове? И даже не ранил? И, тем более, не убивал насмерть? А разве не мог вспыльчивый царь Иван, допустим, в ссоре с сыном, чересчур сильно оттолкнуть его от себя? И царевич, не удержавшись, упасть неудачно, ударившись виском обо что-то твердое? Еще как мог!
А вполне запросто могло произойти и нечто другое. К примеру, столь жестокий сюжет для картины был придуман, попросту «высосан из пальца» неким беззастенчивым англо-саксонским, или немецким политическим вельможей, коих в окружении царя хватало, чтобы русского самодержца в очередной раз «подставить», сделав из него этакого зловещего сыноубийцу. И чем свершить истинное намерение коварного, чудовищного плана: еще лишний раз чужеземными руками «направить историю Руси по собственному вероломному замыслу»!
Есть, кстати, данное вовсе не лишенное оснований серьезное мнение, подтвержденное историческими документами…Мол, а пускай в истории смотрится русский царь Иван Грозный, еще свирепее и злее. И почему бы не выставить Венценосца в глазах человечества жутким палачом, не удержавшимся и единовластие даже убив единственного родного сына-наследника? И, как уже упоминалось выше, мерзкие случаи «подделок» обнаглевшими европейскими «умниками» истинной российской истории в угоду собственным меркантильным интересам отнюдь не единичны...
Но как? Как тогда быть нам, господа россияне, с непревзойденной, поистине гениально написанной картиной великого русского художника Ильи Репина? Да-да? Если возле настоящего русского художественного шедевра постоянно народ толпится, а обморочные состояния чересчур впечатлительных людей еще и до сей поры совсем и нередки? Вопрос весьма интересен, но, к сожалению, остается пока непостижимым и по настоящее время…Может, со временем нам что-то неведомое откроется?