Море, море-ты живое

Наталья Скорнякова
На конкурс "Морская история - 3".  Ежегодный конкурс
http://proza.ru/2020/06/28/1213

С морем связана большая часть моей жизни. Детство дошкольное прошло в северной Ухте. Затем Армавир и пос. Ново-Михайловка. Там на месте теперешнего «Орленка» была база отдыха, в котором работала мама.Там я впервые познала и полюбила море. Мы с братом летом часто наведывались к маме. Иногда с ночевкой. Песчаный пляж. Мы строили замки из песка, закапывали себя в песок. Море там было мелким, приходилось  бежать до глубин, чтоб поплавать.

Меня всегда манило море. Я могу бесконечно наслаждаться видом моря, той песней, которую поют волны. Море живёт своей жизнью. Жизнью движения, волнения, красоты.

Школа. Новороссийск. Летние каникулы. Я с братом и друзьями сами себе предоставлены. С утра до вечера на море. Прячем лист жести, на котором жарим устриц, ракушек. Вкуснотище. Иногда попадались крупинки жемчуга, но он не представлял для нас в те годы интерес.

После института я три года жила в Лиепае. Балтийское море. Песчаные дюны. Шторм, после которого множество людей бродят по пляжу в поисках янтаря.

Янтарь – ископаемая смола хвойных деревьев, которые росли на нашей планете более 50 миллионов лет назад. Это один из тех камней, которые, как и жемчуг, коралл, имеют органическое происхождение. С химической точки зрения янтарь представляет собой смесь углеводородов, смол, органических кислот, в том числе янтарной (до 8%). Часто включает в себя различные примеси, такие как сера, азот, кремний, алюминий, железо. Структура его аморфная, то есть не кристаллическая.
Мне доводилось янтарь находить россыпью, то есть кусочками, иногда – выделениями в форме капли. Нередки образцы с различными крупными включениями: пузырьками воды, воздуха. Могут встречаются камни, в которых сохранились доисторические насекомые, кусочки растений, они особенно ценятся коллекционерами.

Видим ли мы, замечаем ли красоту моря? В Прибалтике короткое время, когда можно плавать в море, наслаждаться солнцем. Песчаный пляж и сосны.

В Лиепае я услышала красивую легенду.  В давние, давние времена на дне Балтийского моря в красивом дворце жила морская богиня. А на берегу моря жил и рыбачил молодой и красивый парень. Он пел веселые песни и ловил рыбу сетями, поднимая со дна муть и пугая любимых рыбок богини. Она отправила к нему русалок, которые передали рыбаку ее повеление не бросать сети в море. Но парень не послушался русалок и продолжал делать свое дело. Разгневалась богиня и всплыла на поверхность — посмотреть на того, кто осмелился не повиноваться ее приказу.+
Увидав парня и услышав его голос, богиня без памяти влюбилась в молодого рыбака. Она забрала своего избранника на морское дно, в свой великолепный дворец, и сделала своим возлюбленным.А в то время самым повелителем богов был грозный Морской Бог. Узнал он о том, что богиня позволила себе полюбить простого смертного, и страшно рассвирепел. Он убил рыбака ударом своей молнии, разрушил дворец богини, а саму ее приковал ко дну моря золотой цепью. Год за годом идет, а опутанная цепью богиня так и не может освободиться. И плачет она безутешно над погибшим рыбаком, а море уносит ее слезы и выбрасывает на берег в виде остывших золотых капель — кусочков янтаря...
   
Мы не задумываемся о том, что море – это прекрасное творение природы, целая вселенная, живущая по своим законам, правилам.

Прибалтику я сменила на Архангельск, от которого недалеко находится Северодвинск. Там я познакомилась с Белым морем. Холодным и суровым. Несколько раз удалось выкупаться в нем. Намного позже, когда мы с мужем уже жили в Новороссийске, на Белое море попали, будучи в гостях. Муж набрал в бутылку воду Белого моря и в Новороссийске символично воссоединил Белое с Черным морем.

Море – это символ свободы, простора, красоты. Плеск моря, его свежее, влажное, солёное дыхание, неукротимый характер, пленяет.

Уже более сорока лет я живу с семьей в Новороссийске и море – это наш с мужем талисман, наше богатство.

Море бывает теплое и манящее, рассерженное и грозное, светлое и тихое, суровое и холодное.

Муж много лет увлечен подводной охотой и часто рассказывает о красотах подводного мира.
 
Он выходит с кефалью из недр моря, иногда и не с одной. Разводим костер, в фольге запекаем свеженькую рыбу. Смакуем. Получаем заряд положительных эмоций.

Особенно прекрасен морской воздух. Он совсем не содержит пыли, в нём много кислорода и озона. Ионы натрия, калия, йода присутствуют в морском воздухе в достаточном количестве. Тот, кто принимает воздушные ванны вблизи моря, поступает абсолютно правильно. Они оказывают положительное влияние на весь организм.

Зима. Муж с удочками на берегу моря. Я с Радой-таксой гуляю вдоль берега, разминаюсь на тренажерах. Здесь я чувствую, как мои тревоги, усталость уходят в некуда. Рада бегает по гальке, обтачивает свои коготочки. Если погода позволяет, то я сижу с книгой в руках. Редко удается окунуться в суть прочитанного. Чаще я общаюсь с рыбаками и с теми, кто осмеливается посидеть на зимнем пляже.

Море. Море.. . Я очень люблю море. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, потому что каждый день, даже каждую минуту оно разное. Таинственное, непостоянное, необъятное — оно волнует душу, не оставляет равнодушным  мое сердце.