Как советская армия подавила восстание рабочих ГДР

Алмаз Нуретдинов
Патологическая тяга российских властей к засекречиванию истории порождает много белых пятен и создает благодатную почву для всяких спекуляций и фальсификаций. Я верю, настанет в России время, и ,наконец, будут обнародованы все советские документы, в первую очередь времен Второй Мировой войны.

А пока этого не случилось, я расскажу историю восстания рабочих в 1953 году на территории ГДР, которое названо советскими историками «фашистским мятежом» и о котором не любят вспоминать современные российские историки. Это не исторический рассказ, а скорее мое осмысление тех событий.

Первопричины «Берлинского восстания» были чисто экономические. 14 мая 1953 года созданная Кремлем на территории советской оккупации "Социалистическая единая партия Германии" (СЕПГ) приняла решение о 10 % повышении норм выработки "в целях борьбы с экономическими трудностями". Повышенные нормы вели к сокращению заработной платы рабочих до 25%.

И это вдобавок к тому, что в апреле 1953 года, за два месяца до июньских событий, произошло значительное повышение цен на общественный транспорт, одежду, обувь, хлебопродукты, мясо и содержащие сахар продукты.

Решение СЕПГ «о повышении норм выработки» предсказуемо спровоцировало недовольства населения, которое и так жило в очень тяжелых условиях послевоенной Германии.

Утром 17 июня в Берлине началась всеобщая забастовка. На Штраусбергер плац начался митинг, в котором участвовало более 200 000 человек.

Демонстранты наряду с экономическими требованиями выдвинули и политические: отставки правительства, отставки профсоюзного руководства, проведения свободных выборов, допуска к выборам западных партий, воссоединения Германии и ухода советских войск. Молодые люди сняли с Бранденбургских ворот красный флаг и разорвали его под ликование толпы.

За короткое время народные волнения охватили всю Восточную Германию. Согласно последним исследованиям, демонстрации и забастовки состоялись не менее чем в 701 населённом пункте ГДР и участвовало в них более миллиона человек.

Испуганное марионеточное правительство ГДР срочно запросило военную помощь Советского союза.

В Берлин прибыл Лаврентий Берия. На подавление восстания были брошены советские танки. Всего в карательной операции участвовали 16 советских дивизий, из них только в Берлине три дивизии с 600 танками. По толпе демонстрантов, которые пытались забрасывать танки камнями и ломали антенны, был открыт огонь. Столкновения демонстрантов с советскими войсками и полицией продолжались до вечера 17 июня, и возобновились утром следующего дня. В Берлине стреляли до 23 июня.

В итоге восстание было жестоко подавлено.

Точных данных о количестве жертв среди немецких рабочих нет, они разнятся от 55 человек ( СЕПГ) до 507 человек (западные данные).

Но жертвами были не только немецкие рабочие.

28 июня 1953 года на лесной поляне близ Бидерица под Магдебургом были расстреляны 18 солдат 73-го стрелкового полка за отказ стрелять по митингующим. Среди них ефрейтор Александр Щербина, рядовой Василий Дятковский и сержант Николай Тюляков. Ещё 23 советских военнослужащих были расстреляны в эти дни на скотобойне в Берлине-Фридрихсхайне.

В тихом парке берлинского района Целендорф можно увидеть скромный обелиск – усеченную каменную пирамиду, на которой написано: «Русским офицерам и солдатам, которым пришлось погибнуть за отказ стрелять в борцов за свободу 17 июня 1953 года».

Советские историки молчали, а теперь российские историки стыдливо называют историю с расстрелом советских солдат « легендой »

Я не берусь утверждать категорично: правдива эта история или небыль. Оставим это историкам будущего.

Мне кажется тут важно другое. Поставив этот обелиск, немцы хотели выразить свою веру в человечность русских людей. Они действительно хотят верить, что среди десятков тысяч советских карателей были простые русские парни, которые не пошли на поводу своих командиров и не стали стрелять в протестующих.

Я считаю, что памятник в парке Целендорф это символ веры немцев в благородство россиян. Это памятник авансом.