поместите себя внутрь событий

Татьяна Лаевска
И да, чёрт возьми!
С этого все началось....
"Любой адекватный человек, просыпаясь утром, примерно или наверняка знает, кто он и где находится. Джек не знал..."

Я пытаюсь говорить с романом, с его героями, выстраивая их прошлый и настоящий день, как делает это и сам автор, Татьяна Коган....

Тогда
Сейчас
Тогда
Сейчас
Тогда
Сейчас

Так, как даны ступеньки в оглавлении  психологического триллера «Только для посвященных»... Они словно клавиши рояля, черные — белые, они должны по своему звучать....
Должны?
Да нет, они звучат!

Поместите себя внутрь событий . Вот герои: детская дружба четырёх - Глеба, Игоря, Джека и девочки Лизы.  Честная дружба- это важно. Она замешана на главном: верности другу при любых обстоятельствах и любой ценой. Их личная тайна, в которую посвящены только четверо.... Кто-то из друзей говорит о своей проблеме, с которой не в состоянии справиться в одиночку. Товарищи  помогут. Как только первый получает желаемое, наступает очередь второго, третьего, четвертого....

Наивная, детская игра, да?!... Она, по законам чести  их, четверых, и в зрелости определит жизнь каждого и поступки. Это сюжет... Я могла бы рассказать, как раскручивался у «друзей» маховик желаний... Но это вы прочтете в романе сами. Потому что, называя детали, я словно бы выдам тайну триллера. А она конечно есть, и не хилая))).
И потом , мне интересна, вы конечно поймете, - логика поступков героев. Она на диво адекватна логике их характеров, психо-типов. И тогда замечаешь: по сути своей им, героям, нравится мчаться по жизни на высокой скорости в поисках…этого!
Этого!
ЭТОГО!

Но, согласитесь, любая цель на таком пути, пусть даже самая совершенная, всего лишь... мышеловка, которая ловит.... мышь. Кто попал в мышеловку? Сначала, естественно, жертвы этих ребят, а потом....

Давайте о психо-типах... Потому что это — словно второй, более глубокий пласт непростых историй героев. Итак, люди, наши с вами современники...

Макс:  мыслит логически и находит наиболее простые пути. Иногда они могут идти вразрез с нормами человеческой морали, но кто придумал эту мораль? Сами люди и придумали, чтобы большинству удобнее было жить.

Мысль о том, что могло бы произойти, если вдруг не выручат друзья,.... заставляла биться сердце, словно оно там паникует. А потом его поставило в тупик открытие: события, управляемые, как казалось  в начале, на самом деле сами управляли ими.

Глеб. Почему друзья философски воспринимают произошедшее, а он места себе не находит? Почему после каждого круга на душе так гадко, что впору удавиться? Мыслим мы   конечно трезво   и здраво. Здравомыслие - наша страсть. Так откуда же тогда смутная печаль от таких мыслей?
Нет ответа.…

Лиза.
Кто-то называл Лизу расчетливой и черствой особой. Расчетливая – да. А черствой она не была, плакала над сентиментальными фильмами, подавала нищим, животных бездомных нередко пристраивала в хорошие руки… Но при этом никогда не позволяла чувствам возобладать над здравым смыслом.  Это только звучит страшно и неправдоподобно. А на деле все просто, при желании любой справится. В нужный момент Лиза умела убедить себя, что ничего не ощущает, – только мыслит. Ну что тут скажешь? Женщины – загадочные существа. Они... способны надиктовать тебе всю твою будущую жизнь. Они из самых что ни на есть удивительных: ангел парадокса пролетел.

Джек тоже не  прост.  Ему с детства нравилось вникать в чьи-то проблемы, разбирать по полочкам чужие комплексы. Нравилось понимать другого человека лучше, нежели тот сам себя понимал...И конечно иметь возможность оказывать на него влияние. Без него, как ему казалось, не существовал этот мир. Он оставался замурованным в толще своего Я.
Так ему открылся путь : наполнить чужую реальность своим смыслом. И это было пустяком в сравнении с желанием снова поставить опрокинувшийся мир на ноги. Ибо, бывают дела и похуже, монами.

А это то, к чему привели  их обстоятельства. Первый круг был неприятный, но терпимый. Второй и третий надолго отбили охоту продолжать дальше. После четвертого круга Глеб поклялся остановиться, а пятый едва не уничтожил его психику.

Суровое правило? Такова цена. Знай, - словно тайный голос слышал каждый из них, - мы спасаем тебя от твоих демонов, ты спасаешь нас. Не получилось? И когда, спрашивало беспокойное тело у бурлящего мозга, когда он (она) согласились на все это? Кто-то когда-то сказал, что наши мысли – это линии на белой бумаге. Да, это только в романе - линии. А в жизни как ? Можно стереть?
И...если это чертов спектакль, то почему он так убийственно реалистичен?

Мысль о существовании выбора, о возможности выжить, сделать так, чтобы глобальный катаклизм обошел стороной, вызывала сильные эмоции …Ими насыщено повествование. Уже не в первый раз кто то из них в этой бездушности увидел грядущий апокалипсис. Но продолжалась перенастройка героев в соответствии с рыночными тенденциями. Это и был их интеллектуальный дарвинизм. Типа, побеждает тот, кто сильнее приспособлен. К чему ? К жизни в социуме вот этого сиюмоментного замеса? И никаких вечных ценностей?

Может, вам покажется, что я запуталась или отклонилась от темы. Я пытаюсь пробудить ум читателя, такого же как я сама, чтобы он научился внимать  языку, на котором шелестят эти страницы.

Герои триллера желали получить ответы на десять тысяч вопросов. Но то, что они нашли, так отличалось от легенд. Их одержимость сегодня - ключ к пониманию загадки, с которой каждый из них живёт, боясь ее назвать. Всё так и есть, и сам мир тоже подобен закрученному роману о всех его грехах. Это рефлекс, исходящий непонятно откуда. Во вселенной существует лишь один принципиальный выбор: выбор между жизнью твоей и чужой... И чем ты можешь рискнуть...

 Качественный роман. Он в полной мере оправдывает свой гриф, свой статус — психологический триллер... И совсем не потому, что один из главных героев психоаналитик... Не его профессия определяет ауру триллера. Она в авторской позиции (анализ, синтез психо-климата), рассказе о глубинных импульсах, часто неожиданных по внешнему проявлению, но продиктованных природой героя... И это не утяжеляет структуру триллера. Это скорей втягивает читающего в водоворот не действия даже, а побуждающих действие причин , делает его не безучастным.

Один только пример...

"Глубоко внутри я давно мертва,- признаётся Ольга Велецкая, - Знаешь, как тяжело изображать существование, когда на самом деле ты не чувствуешь ровным счетом ничего?"

Слово жизнь здесь сретушировано нейтральным словом существование...Согласна, существование — это не жизнь... Но и это - откуда такое? Может, непробужденность чувств? А может, пресыщение чувствами, которое привело к опустошенности ?

Нет. Нет и нет...

И читая роман, ты сначала улыбаешься, сочувствуя героине... Типа, бывает и хуже, но слава богу не с нами... Затем, когда ее восприятие жизни неожиданно и кардинально изменилось, а истина.... в последней сцене тебя окунает в шок. Да, действительно — всему есть причины. Причины, когда действия героя или "друзей" героя словно перекрывают собственный жизненный поток, присутствует здесь в каждой роли, даже в эпизодической .... Не каждый готов к трансформации...

И думаю, каким бы ни было окончание романа, а оно далеко не рядовое, это — не завершение истории ...Маховик событий, который их усилиями начал раскручиваться и двигать
в гору,
в гору,
в гору.... , когда то должен рвануть и с горы... Всему настоящему нужно время. Мне так, во всяком случае показалось)))