О социальной философии и философии истории

Андрей Ворожейкин
О СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Социальная философия является одной из основных составных частей философского знания наряду с общей философией и философией природы. В настоящее время имеется два подхода к ее определению: собственно философский и более узкий, социологический. Первый связывается с движением познания от философии к обществу, т.е. с философским рассмотрением общества, другой – с движением от общества к философии и другим общественным наукам (дисциплинам), т.е. с социальным обоснованием теоретического обществознания.

Собственно философский подход предполагает решение шести основных общетеоретических проблем:
- природа общества, его качественное своеобразие;
- общие законы, движущие силы, стадии и этапы истории человеческого общества;
- общество как целостная социальная система;
- основные, фундаментальные цели, общественные идеалы, смысл истории, другие важнейшие общественные ценности;
- судьба, перспективы человеческого общества, прогнозы будущего;
- особенности, специфика познания общества, социальная гносеология.

Социологический подход к социальной философии связан с ее анализом как раздела социологии, в котором общественные проблемы исследуются с помощью категории теоретической социологии и пограничных с ней наук (дисциплин), каковыми являются политическая экономия, антропология, социальная психология, культурология и др.

Социальная философия определяется при этом как учение о природе и границах обществознания, как рефлексия общественной теорией своей собственной социальной обусловленности (М. Хоркхаймер). Основными компонентами социальной философии в собственном смысле выступают философия истории, общая социология, этика и эстетика. Наряду с ними выделяются четыре наиболее важные области теоретических исследований, которые одновременно являются сферами социософского знания, направлениями в исследовании общества и особыми способами, методами социального познания. Это социальная психология, аксиология, философская антропология, общая культурология. В целом социальную философию следует определять как учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия и социального познания. Это определение отражает триединство ее предмета:
- всеобщее в человеческом обществе, общие законы, которые связывают историю человеческого общества в единое целое и раскрывают характер взаимодействия между основными сторонами всякого человеческого общества;
- субъект-объектные отношения, связанные в особенности с социальным познанием;
- общие ценности, такие как добро, справедливость, прекрасное, смысл жизни, любовь, совесть и др.

О ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Философия истории является одной из основных и наиболее важных частей социальной философии. Этот термин был впервые употреблен Вольтером, пытавшимся в борьбе с теологизмом создать просветительскую концепцию истории. Особый вклад в философию истории внес Г. Гегель, который был первым, кто попытался представить общественное развитие как необходимый, закономерный процесс, показать историю в ее внутренней связи. Во всемирной истории он выделял “философскую” (эзотерическую) и “наивную” (повествовательную) части. Первая выражала у него спекулятивные, объективно-разумные внутренние процессы, вторая – эмпирические, экзотерические.

Дальнейшую и более содержательную разработку философия истории получила у К. Маркса и Ф. Энгельса, которые пытались дать не идеалистическое, а объективно-материалистическое понимание истории, ее общих законов и движущих сил.

Философия истории, уделяя основное внимание общим закономерностям общественного развития, решает и ряд других важных задач. В их число входит, в частности, вопрос о природе исторического знания, особенностях его связи с наукой, искусством, художественно-мифологическими данными, интуицией и другими явлениями; вопрос о специфике научно-исторических законов, характере исторического познания в целом; вопрос о взаимоотношении исторического знания с системно-структурным анализом, герменевтикой, математикой. К вопросам философии истории можно отнести также определение сущности, смысла и основных стадий мировой истории, раскрытие исторической диалектики общего, особенного и единичного, диалектики прошлого, настоящего и будущего, ряд других гносеологических и методологических проблем.

В настоящее время наряду с материальной или субстанциональной философией истории, которое нацелена на философское раскрытие исторического процесса как объективно данной реальности, особое развитие получила критическая философия истории, которая ориентирована на изучение условий, социальной обусловленности, возможностей исторического познания. Со временем растет ее связь, влияние на социологическую теорию, к которой, начиная с середины XIX в., переходят некоторые ее функции.