Экспедиция научного судна Витязь

Мила14
24декабря исполняется  114 лет со дня рождения  Богорова  Вениамина  Григорьевича,  учёного член-корреспондент АН СССР  профессор,  океанолога  с мировым  именем.  Много лет он работал на  научном  корабле  "Витязь".
Он был крупнейший знаток  биологии и  географии  Мирового  океана.
Будучи студентом  Московского университета  он увлёкся исследованиями Океана.
Богоров очень быстро  прошёл  первые шаги  в науке  и  скоро нашёл своё место  в  области  исследований Океана, посвятив  себя изучению  зоопланктона.
Богоров был разносторонним учёным.
Ходил на  "Витязе"  руководителем  рейса,  он уже в 1958году  пришёл к  представлению  о  географических  зонах в Тихом  океане. 
Это он организовал и реализовал  идею  плавучего морского  научного института,  корабля  " Витязь".
Богоров широко  привлекал  студентов,  аспирантов для  участия  в исследовательских работах на  "Витязе".  Он повседневно руководил  многочисленными  молодыми  научными  сотрудниками, создавая  талантливых  учёных   в ряде отраслей  естественных  наук.
Роль Богорова велика  тем, что  Институт океанологии  стал  в первые ряды  мировой  океанологической науки.  Он- наблюдатель, изобретатель,  исследователь,  руководитель,
организатор  отечественной  океанологии.
Учёный  изучает  широкие проблемы  Мирового океана,  использует  прежде всего
научно- исследовательское судно "Витязь"- своё детище.
В последние годы  В.Г. Богоров,  вместе  с сотрудниками  Географического  факультета
занялся картографированием  биомассы Океана.
Он крупнейший  океанолог и  гидробиолог,  Богоров  всю жизнь  вёл подробные  дневники  своих  путешествий по земному шару.  Дневники можно читать,  как увлекательную  повесть  о событиях далёких  дней.

С 5ноября  1957г.  по 27февраля 1958г.  на судне  "Витязь"  проводили исследования  центральной  части  Тихого океана. Основной задачей  экспедиции  являлось  изучение
глубинной  циркуляции  вод.
Местом  приписки  "Витязя"  был  Владивосток.
Из письма  к жене в  Москву, 3ноября  1957года.
Сегодня в воскресенье.  С утра пошёл на  базар вместе с Крепсом (физиолог, биохимик, академик  АН СССР).  Купили  килограмм  чесноку  и 10лимонов.  Живём мы вместе,  очень  хорошо.  Иначе  не получилось,  так как судне  большое перенаселение .  В  одноместных   каютах   живём по  двое.
Надеюсь,  завтра  к вечеру отдадим концы  и распрощаемся  с  Владивостоком  на 3,5 месяца.
5ноября  1957г.   В 3часа  вышли  из Владивостока.  Прекрасный солнечный день.  Идём до  Поворотного,  навстречу  идут суда,  спешат к празднику  домой.
В 11часов показался  первый  вулканический  островок.  Проходили  Сангарским  проливом,  над нами  несколько раз  пролетал  реактивный  самолёт.
На траверсе Ха  была видна  целая стая  японских  рыболовных  моторных  вельботов.
Вероятно промышляли  минтая или треску. За  ужином отметили праздник  с шампанским и  японскими  сосисками.  Нас с Крепсом особенно привлекла  тихоокеанская  селёдка.
В 9часов вечера  началась первая  станция.  Она продолжалась 2, 5 часа.  Весь день идём,
штормовая погода.  8ноября  шторм усилился,  изменили  курс более к востоку.
20ноября  в 9утра  появился американский двухмоторный  бомбардировщик.
Несколько раз  заходил над нами,  фотографируя.
На  ярус  поймалась  акула.  Ко второму  обеду-ужину  приготовили  акулье  жаркое.  Мясо  очень вкусное.  Любители ловили кальмаров,  летучих рыб  и ёж-рыбу.
С  13-14часов над нами  летал очень низко американский   бомбардировщик.
23ноября.  В 15часов  прибежал Глеб  Удинцев   с  сообщением   о том,  что  глубина  изменилась  с 5700м.  до 2000м.  Разбудили капитана,  спавшего  "на  даче"  под тентом на
верхнем мостике.  Начали ходить зигзагами  для выяснения  очертаний горы.
Глубины резко снизились  до 900 м.  Глеб объясняет,  что это  опустившиеся  острова.
Земная кора  в Тихом океане очень тонкая  она прогибается.  Глубина всё время  меняется,
дошла до  810м.  Под нами гора  5000м.  Делаем  перпендикулярные  размеры,  чтобы окунтурить  размер горы  и её  очертания.
25ноября.  Было заседание совета  экспедиции.  Присвоено  подводной  горе  имя "Витязя".
Первым через чистилище  прошёл   синоптик  Борис  Кроперт,  он вылез  похожим на чёрта.  Затем через чистилище пропустили и других  метеорологов.  Было очень весело,  танцы  и запускали ракеты.  Многие удили,  поймали небольшую  голубую  акулу.  Много  было  и летучих рыб.

3декабря.  Утром в 6часов  показалась  маленькая  полоска  земли.  Скоро подошли к  острову  Халл.  Кокосовые пальмы,  бананы,  кустарники.  Подошли прямо к берегу.  Яркое  солнце,  берег окаймлён  коралловым песком.  На берегу зажгли  приветственные
костры,  много темнокожих людей, одетых в яркие  материи.
Остров  длиною 5,7мили,шириной 2,5мили.  Живёт 615  человек.  Приход на  остров  только  на шлюпках, вблизи  острова  и в лагуне  много рыбы,  некоторые ядовитые.
Жители пользуются  дождевой  водой,  которую хранят в  цистернах.

5декабря..  День  Конституции.  Печалились  об  отсутствии  вина.  В полдень началась 
станция 3807в  виду атолла  Атафу.  Атол состоит из  замкнутого рифа  высота 2-3 метра.
Островки густо заросли  пальмами  и высоким,  тонким  кустарником.  К нам подошли 
полинезийцы,  всего 21человек.  Все рослые,  с крепкими мускулами .  Говорят  по  английски.  Прибыли на шлюпках  с другого  острова.  Атафу относится  к Новой Зеландии.  У них проблемы  с едой,  просили помочь. 
Решаем выделить жителям  2мешка  муки,1мешок  крупы,2мешка макарон  и другие  продукты  на 2-3тысячи рублей.
Капитан получил подарок:  бусы и  сумочку.  Несколько кокосов  и раковин привезли на обмен  папуасы.
Туземцам дали  100пачек папирос,  20пачек спичек и два мешка сухарей  по 50кг.
Пока шли обмены, нас отдрейфовало  к другой  стороне  атолла.  Бесподобно красиво.  Вода  в лагуне  изумрудно-зелёного цвета, а в  океане -  синяя.
Днём поймали  акулу в  163см.  длины.  От пойманной акулы  мне досталась  челюсть,  которую  я долго очищал.
Вечером подошли к острову  Саможи  из  Самоа.  Архипелаг состоит из  многочисленных
островов.  Все они  вершины вулканов.  Горы поднимаются  до высоты  1858м.  На островах  довольно много  жителей  от 18000  до  75000.  Самый жаркий месяц- декабрь,
самый холодный июль.
Западные Самоа  находятся  под  патронатом  Англии,  Восточные- США.

11декабря  В  5ч. 30м.  вечера  точно в назначенное  время  "Витязь"  подошёл к порту  Сувы. Стали ждать  лоцмана.  По трапу поднялся лоцман,  оказавшийся  капитаном порта.
Старый,  сухой,  в морской  фуражке  с гербом  Фиджи.  Весь в белом,  короткие штаны,  белые  чулки,  чёрные  полуботинки.
Он поздравил капитана и  поблагодарил  за прибытие  точно  в назначенное  время.  На передней  мачте  был поднят  английский  флаг.  Фиджи- колония  Англии. 
"Витязь" пришвартовали  в 18  часов.  Нам было объявлено, что  формальности  соблюдены  и всем  без  паспортов разрешается  сойти на берег.  Пообедали у капитана  с  капитаном  порта  и Симсоном (представитель местной  фирмы).  Симсон предложил покататься по  городу.  Чужой  незнакомый город  манит своей  неизвестностью.
Мы попросили  Симсона высадить нас в  центре города.  Пошли пешком.  Нас поразили
громадного роста  полицейские,  примерно  более двух  метров.  Большинство  жителей  ходят  босиком,  даже из числа  состоятельных.
Установили  порядок  дежурства на корабле  и приёма  посетителей.  Каждый дежурит  по 4 часа  и приём посетителей  с 13 до  20часов.

12декабря   Утром пошли  с Крепсом  на базар.  Первое впечатление  от базара  грандиозное.  Много разных фруктов и  овощей.  Всё привозится с Новой  Зеландии.
Утром прибыл пароход  "Оронси". Многие его пассажиры побывали на "Витязе".  Среди них  жители   Канады,  США, Австралии, Мексики.
После этого поехали на  небольшом катере  смотреть коралловые рифы.  Среди кораллов  много  порхает  ярко  синих  и красновато жёлтых  рыб.  В 12ч.30м.  мы вернулись.
За нами   заехал  Джонсон  и мы с Крепсом  поехали на   ленч.  Дом  с видом  на  море.
Вначале вино, пиво,  солёные орешки.  Затем начался ленч.  Овальный стол с различными блюдами.  Каждый берёт  тарелку и вилку,  обходят стол,  накладывая еду  в своё  блюдо.
Затем каждый усаживается, где хочет и с кем  хочет.  Вернулись к  15часам.  К 18часам  стали  готовиться   к приезду губернатора.  Он  прибыл с женой,  дочерью  и  генеральным секретарём  Заседательного  Совета.  Встречали у трапа  капитан,  я  и  Петелин.  Прошли в каюту,  выпили  по бокалу  шампанского,  поговорили.  Потом я их повёл  по лабораториям  и показал  палубное  оборудование.  Им всё  очень  понравилось.
Затем был дан ужин  по- русски.  Все хвалили икру   и крабы.  Ужин удался! 
В 20ч. пришли  фиджийские  студенты     агроколледжа.  Они пели, танцевали. Было  весело.
16декабря. Сегодня в 5часов  отправляемся  дальше.  Забыли  получить подпись  губернатора  в книге  почётных посетителей. Пришлось просить секретаря губернатора  взять с  собой  книгу.  Через час  секретарь приехал  и привёз  книгу  и коробку,  в которой  была  бутылка рома  для  капитана.
Ровно в 17 часов  отход от  Сув  Масса. Последние  формальности, лоцман выводит  "Витязь"  и  мы   отправляемся  в дальний  путь.
Лоцман сходит.  Спускается  британский  флаг.

10февраля  1958г. Идём вдали  от Маршаловых  островов.
Вечером пришёл доктор  Гужавин  и сказал,  что  у   Козлянова  приступ  аппендицита  и  придётся  делать операцию.  Просил Крепса  ассистировать ему.
Освободили  курительный салон,  вымыли все стены,  стол.
Приступили к операции  в  10часов  вечера  и  закончили  в   3часа  11февраля.

На море  полный  штиль.  Появился  тёмный  альботрос.   Ему трудно,  нет ветра,  часто  машет  крыльями.
Состояние  Козлянова  улучшилось.

15февраля. Солнечно, тепло,  до  25.  Сели с  Крепсом  продумывать  статью  о  впадинах  и их  значения  в качестве  "мусорного  ящика"  для  отходов   атомного  производства.
Настроение  у всех идти домой.

С утра шторм  8-9 баллов.  Идём всё время  средним ходом   4узла  в  час.

21 февраля. Держим курс на  Сангарский пролив.  Область  циклонов.  Идём малым  ходом   против  волны.  Мы  в  400-500км.  от  центра  циклона.
22февраля.  Погода  улучшилась.  Скорость  стала  более  12  узлов.  Все немного
приободрились.  Всем  скорее хочется  придти во  Владивосток.  Особенно  команде.
23февраля. Утром опять качает.  Идём  9узлов.  Сегодня  день  Красной  Армии.
Выступают с  воспоминаниями  Крепс,Удинцев  и  Семёнов.
26февраля.Палуба покрылась  тонкой  коркой  льда.  Температура  во  Владивостоке  - 14.
Вечером сделал доклад  о  результатах  26-го  рейса.  Затем вручение значков.  После  ужина  танцы.
27февраля.Настроение у  всех   праздничное.  Все смотрят  на  открывшиеся   берега  Родины.  В  16ч.  вошли в  бухту  Золотой  Рог.  При этом  форсировали  полосы  льда,
вынесенные  из  Уссурийского  залива.
28февраля.  С утра  писал  географические  зоны.  Стало легче жить.  Кажется всё  идёт  нормально, т.е.  быстро.  Завтра будет расставание.  Жалко, что не вместе летим.
1марта.  Крепс и  Филатова  улетают.  Я делал доклад в  филиале АН  о результатах рейса.

Завтра иду на прём  к секретарю  Крайкома КПСС,  встречался  с  Амелько (адмирал, нач. штаба).  Был в гостях у капитана  Сергеева.  Какая чудесная  семья,  просто  прелесть.

"Витязь"прошёл за  26рейс  17425миль,исследовал  14впадин,из них  13-глубже  7км.

16апреля  1971г. в Кишинёве,  во время Всесоюзного гидробиологического съезда  скончался  член- корреспондент  АН СССР  профессор  Вениамин  Григорьевич  Богоров.

Научное судно  "Профессор  Богоров"  продолжает  исследования,  начатые  "Витязем".

23декабря, 2018год.  Эту статью написал мой отец  Лурье Юлий Соломонович  о
                своём дяде  Богорове В. Г.  Папа служил в г.
 Комсомольске-на - Амуре и имел возможность встречаться с Богоровым, во Владивостоке.