Первые километры

Александр Оленцов
               
   С  детства  мне  везло на  хороших  людей. Начну с  того, что   в  70-е  годы прошлого  века  шоферам  с  новенькими, не  пропахшими  бензином  правами, было  очень  трудно  устроиться  на  работу. Пропорция: - Количество автомобилей –  количество шоферов, была  не  в  пользу  последних.

   Безуспешно обойдя  несколько  предприятий  и  получив   от  ворот  поворот, решил   зайти  ещё  в  организацию под  названием « Мелиоводстрой». Не  знаю, что  послужило  причиной моей удачи, мой  разнесчастный  вид или  доброта  инспектора отдела  кадров.

   Выслушав  исповедь, что  никто не  берет  на  работу, добрая  женщина  предложила поработать один  месяц помощником автослесаря. Через месяц организация  получает новый автомобиль, и понадобится  водитель  на  освободившийся  старенький  бензовоз.

    Месяц пролетел  незаметно. В конце дня, когда уходил настоящий хозяин, я  подходил   к  моему  будущему «коню». Тщательно убирал пыль в кабине, под  капотом и все грязные места от пролившегося  на бока заправщика масла и топлива. Затем  садился за баранку, спрашивал у газончика куда он сегодня ездил. Представлял как я буду ездить по ещё не ведомым мне местам.
   
   Перед  выездом  в рейс все автомобили в организации жестко проверялись на  тех исправность, благодаря непреклонной позиции заведующего гаражом. Рулевое  управление, тормоза и электрооборудование в случае малейшей неисправности сразу доводились до идеального состояния.

    Через  месяц, отстажировавшись,уехал в свой первый рейс в Ставропольский  край. Объекты нашего предприятия были разбросаны по Краснодарскому и Ставропольскому краям, но чаще всего приходилось возить топливо на создаваемое  тогда  «Краснодарское  море».   

    Однажды после заправки техники топливом в пригороде Черкесска, в  бензовозе  осталась половина цистерны неизрасходованного дизтоплива. Его  необходимо было слить в емкость на заправке Краснодарского водохранилища. Дорога туда пролегала по предгорной  местности. Топливо в неполной емкости болталось,при торможении и  резких  поворотах. Автомобиль бросало из стороны в сторону,а при резком торможении бензовоз останавливался, а затем начинал произвольно прыгать назад и вперёд. С большим трудом довел я своего норовистого коня до места назначения. Это стало для меня хорошим наглядным уроком,как опасно резко тормозить и закладывать  крутые виражи.

    Иногда,мой заправщик ГАЗ-51, использовали в роли легкового автомобиля, для доставки ИТРовцев на объекты.
   
    Перед ноябрьскими праздниками повез представителя организации в один из  колхозов Щербиновского района. За один день инженер не успел выполнить все  необходимые дела. Остались на ночлег в гостинице колхоза.Бензовоз оставили в колхозном гараже.Утром вместе с пассажиром отправились за нашей "лошадкой".

  у ворот гаража два инспектора ГАИ, вместе со своим начальником  проверяли  состояние выезжающих автомобилей. На столе рядом с  ними  лежала  горка номеров и водительских удостоверений, отобранных за  неисправное состояние выезжающего  транспорта.

     Колхозные водители,видя такой расклад,больше не рисковали выезжать к ГАИшникам. Увидев,что я собрался ехать,один из водителей покрутил пальцем у виска,что выразило их сомнение в моей дееспособности. Подъехав к проверяющим, остановился для проверки моей «Ласточки». Придраться было не к чему.
 
    Старший инспектор подозвал к себе главного инженера и завгара:- «Смотрите! Старенький автомобиль.Молодой шофер,а все в порядке. Значит не зря,мы наказываем  других водителей и вас за нерадивость?»-

Завгар ответил:- Зря вы так рассуждаете товарищ  инспектор. Этот бензовоз  не из нашего района. Они вчера приехали в командировку, и сегодня уже уедут.- 

- Инспектор побелел  от  злости: - Получается, что в нашем  районе не  может быть исправных автомобилей? Хотел вам с инженером выписать по тридцатке,но  за такое отношение получите по полтиннику штрафов».-  При зарплате в сто двадцать  рублей, минус пятьдесят  было  ощутимо.

    Через неделю меня послали в колхоз на берег Ейского лимана. Необходимо было получить и доставить выписанных для рабочих и служащих, к празднику, рыбу и  раков. Шофер участка с  мастером на моем бензовозе отправились в контору и на склад колхоза.

   Мне на оборудованном под перевозку пассажиров грузовике предстояло отвезти рабочих на объект. Наученный горьким опытом езды на бензовозе,я со всей  осторожностью подвез рабочих к объекту на берег лимана.

   После остановки,рабочие выскочили из будки,вытащили меня из кабины и начали благодарить:-Спасибо тебе! Первый раз людьми себя в этой будке почувствовали. Всегда,во время езды,гуртом пятый угол будки ищем.-

По возвращению на предприятие, рабочие толпой пошли к начальнику  просить, что бы меня перевели водителем на их автомобиль.

   У меня, к тому времени, было всего полгода водительского стажа,а требовалось не  менее трех лет, ни о каком переводе не могло быть и речи.

    После выходных главный инженер предприятия поехал со мной в командировку по объектам на целую неделю.Его персональный ГАЗ -69 был в ремонте. К концу рейса, главный инженер,предложил мне пересесть на его автомобиль.

    Я с удовольствием согласился. Вот так начинались мои первые километры.