Из найденного на чужом чердаке - 3

Михаил Гонопольский
(или же - "Жизнь как емкость")

(Ура! Наша уверенность, что тема самоценности человеческой жизни еще не исчерпана неизвестным автором найденных записок, увенчала наши же поиски успехом. Ну что ж, нашим поискам этот венец оказался к лицу, автор в найденной нами третьей части его рукописи, на этот раз вообще тупо заткнутой за балку чердака, развернул тему в совершенно неожиданном ракурсе. Мы, во всяком случае, никак не ожидали такого по прочтению первой и второй частей его записок. Итак, вот он, ракурс...)


И все же, господа, прервемся… Довольно уже описывать и якобы анализировать “в общем”. Довольно рассуждений, пусть даже и верных, о неких общих “системах”. Хватит говорить о “людях вообще”. А уж тем более нам, живущим меж Востоком и Западом, это вообще как-то неприлично. Нам ли не знать, что “людей вообще” нет, что “Запад есть Запад, Восток есть Восток”?

Ну а теперь, ближе к телу, как говорится…
Так вот… Нет, лучше не так. Лучше: ох уж этот Запад!.. Да, так будет и иронично и драматично одновременно. Итак, - Запад...

И все-то ему нужно раскурочить… И все-то ему нужно разобрать, проанализировать каждую живую вещь так, что в ней и жизни не остается, в лучшем случае - технологическая схема. А потом якобы обобщить образовавшуюся живописную кучу косточек ранее цельной вещи или понятия, оставив при этом для каждой из них иллюзию самостоятельного существования.
При том, что она, реально, вне целого существовать вообще неспособна.

Вот, например, что они натворили с предметом нашего рассмотрения, - с ценностью человеческой жизни.
Они сформулировали это как “право человека на жизнь”.
То есть, рассматривается отдельно человек, отдельно - его жизнь, как некая, ему принадлежащая, собственность, и в добавок, - право его на эту собственность, или же ценность, называемую “жизнь”.
Очень интересно, именно в европейском, западном понимании “права”. Как чего-то святого и неприкасаемого, из чего каждый волен изготовить для себя оружие защиты и даже нападения.

Вот в русском понимании все это намного более цельно. Учились бы.
Напомним, к примеру: “Тварь я дрожащая, или право имею?”
То есть “право” в таком понимании - это просто общее свойство личности, которое делает человека уже не тварью дрожащей. Ну, или не свойство, а статус, но все равно, что-то общее, присущее, или же не-.
А еще восточнее, или же, скажем, южнее, - там уж право даже и как свойство не рассматривается, там одни только статусы жизнью вертят…

Да, так вот, о жизни. На Востоке, насколько можно судить, жизнь не рассматривается отдельно, - вот, мол, человек, а вот его жизнь. Может быть, там философы ихние в чалмах или омархайямы всякие и отделяли их одно от другого, и все же человек, вместе с его жизнью, там - просто живое существо. Или оно нужно, это существо, или не нужно. Вот и все.

А чтоб уж до такой формулировки дойти: “жизнь и ее носитель”, когда жизнь рассматривается как некая ценность отдельно от ее носителя, - ну, для этого нужно долго на заход солнца, караваном, по жаре брести, ночуя в караван-сараях, да отбиваясь от шаек грабителей, да с поклоном подарки местным баям и князьям… Короче, морока.
Потому, видимо, Восток до такого расчленения живых сущностей так и не добрался. Живых существ - да, а сущностей, - нет, не ихнее это…

Но мы с вами теперь, будучи, как и все земляне, оккупированы Западом и его ценностями, все-таки в состоянии заглянуть в его операционную, где он все что-то расчленяет, и даже способны развернуть эту тему в общественно-экономическом плане.

В общественном, - только коротенько: разделение общества на личности, а личности на ее саму и права ейные, а ее саму… и так далее, - все это естественное порождение западного типа развития.
Который, тип, еще в пеленках будучи, в Афинах, уже давал каждому пройдохе-афинянину право писать на своем черепке глиняном имя коррупционера, которого надо из города вытурить. Каждому! - заметьте.
И эти черепки каждого из них принимались к рассмотрению. Это вам не новгородское вече даже, где спорные вопросы разрешались простым демократическим мордобоем, партия на партию, край на край.

А еще в одной теплице, где феномен “запад” вырастили, - в Риме, - там слово “гражданин Рима”, означающее человека, обладающего правами, было настолько действенным и волшебным, что Юлий Цезарь однажды усмирил бунт целого легиона одним этим словом. Без всяких децимаций.
Он приехал к бунтовщикам и сказал: “Ребята, чтоб без крови, давайте я вам просто слово скажу”. Солдаты, хоть и глядя озлобленно, все ж согласились, - император, ладно уж... Но мозги наши этому говоруну мы пудрить не дадим. Довольно, натерпелись.
Тот поднялся на помост, и вместо обращения: “солдаты” произнес: “Граждане!” После долгих секунд молчания, пока до солдатских мозгов доходило, что он их таким образом демобилизовал, не наказывая за бунт, - раздался дикий восторженный вопль легиона.
Ну а дальше все пошло дорожкой, жирно смазанной подаренным императором ощущением “гражданин”: Цезарь напомнил, что Рим в опасности, что вон он, враг, и призвал граждан разбить этого врага.
Тут же все, или почти все, новоиспеченные граждане, записались в списки своего же легиона солдатами, и пошли туда, куда перед этим даже под угрозой наказания за бунт, идти не хотели.

Ну и так далее… Это в социальном плане.
А вот в экономическом разрезе если рассмотреть, - тут картина отделения понятия “жизнь” от понятия “человек” еще интереснее. Хотя из-за холода в комнате заглянем только в Новое время.

Можно сказать, что подобное расчленение особенно понадобилось развивающемуся капитализму*. Он ведь, капитализм, жив, пока есть расширение рынков**. А рынки - это люди, способные покупать.
То есть, - следим внимательно: жизнь этих покупающих людей, - она не просто существование, а емкость, которая поглощает товары!
Уточняем: не просто некий “человек”, а именно его жизнь есть некоей совокупностью и цепочкой потребностей. Человек живой - это человек покупающий.

Человек покупает, чтобы обслуживать свою жизнь, обеспечивать и наполнять ее.
То есть все вообще перевертывается: жизнь человека в таком случае становится чем-то живым, потребляющим больше или меньше, с тем или иным качеством. “Качество жизни” - помните? Вот то-то…
И человек в этом плане оказывается некоей абстрактной, точнее, статистической категорией, единицей. А его жизнь, наоборот, - живым явлением.
В общем, в таком вот разрезе…


Ну, и несколько дополнений к понятиям, отмеченным звездочками.

* Капитализм. Мы его, конечно, костерим почем зря, но, если честно, - в чем он сам провинился-то? Он ведь просто внешнее проявление внутреннего развития.

А развитие и человека, да и всей природы, идет путем постоянного дробления. Если культурнее выразиться, - путем увеличения количества факторов. У людей это, кроме размножения, проявляется в том, что каждому начинает хотеться все больше - и разного.

Вот та же личность, например. Части ее, личности, со временем:
а) делаются все самостоятельнее, человек начинает активно беременеть массой противоречий. Аж ему самому странно бывает, что это у него внутри шевелится всякое, аж до боли, аж тошнит иногда.
И б) они, части личности, еще и еще дробятся, а ихние части, - желания, - тоже становятся, каждое, все сильнее и важнее, и разнообразнее, и самого человека начинают они все больше теребить.

Ну и, естественно, тут как тут появляются люди, которые это используют. Мы их капиталистами называем.
А чтоб привести все разнообразные желания, которые просто уже покоя не дают людям, к общему знаменателю, капитализм велосипеда не изобретает.
Он берет старый уже, давно всем знакомый, общий эквивалент, деньги, который тысячи лет прозябал в латентном состоянии, и просто дает ему новую жизнь. Делает его действительно главным посредником между бурно размножающимися и пузырящимися желаниями людей - и исполнением этих желаний.
Вот и все.

Причем старую, традиционную социальную иерархию в обществе, которая была раньше важнее денег, капитализму и похеривать не надо было. Она сама сникла, поблекла и тихо уползла в уголок. Попискивая иногда просительно в сторону нового всеобщего эквивалента, который по-хозяйски расположился в мире.

Что интересно, что при ее, иерархии, прежнем господстве, будь она родоплеменной или феодальной или… - жизнь человека, которую теперь заявили как главную ценность, - была не важна. Важна была сама иерархия и место в ней.
А вот когда целью становится прибыль, тогда все веками складывавшиеся нагромождения статусов рассыпаются и вылупляется на свет ценность жизни как покупательной величины.


** Рынки. Точнее, их расширение.
Это тоже результат внутреннего дробления. С таяньем иерархий все больше желаний, требующих каждое себе, все больше статистических единиц, - то есть людей, - входят в процесс дробления и роста желаний, и, как результат - пользования всеобщим эквивалентом.
Вот так. Пусть фрагментарно, но…


Весь мир я уж вроде охватил в своих записках, никого, кажись, не забыл. Если кого и не отметил - пусть простят… Тут, понимаешь, руки мерзнут, нужно пойти заработать какую-никакую копейку да печника пригласить, а то придется греть руки на развалинах печки над горкой догорающих рукописей.


(Ну что ж, судя по последнему абзацу, а также по жирной, но выглядящей довольно невесело, подписи в конце, поперек листа, неизвестный автор действительно не имел намерения, а может, просто материальных условий, продолжать свои изыскания. Поблагодарим его и за это. Засим распрощаемся и с Вами, благодарный читатель. Пусть у всех у нас будут теплые руки и исправная печь.)