VI-4 Ворон

Михаил Илекский
   
    
   http://www.proza.ru/2018/12/23/952


   После ухода атамана шатер начал пустеть. Первыми поспешили уйти воздерживающиеся атаманы. Все, что они здесь слышали, было для них так нежданно, так потрясло их, что они задумались и за себя, и за свой край, и что будет потом, когда Святослав уйдет? Никто не решился задать такой вопрос.

   За ними стали удалятся и сторонники Святослава.

   В шатре остались только Первуд, Араск, Бузач и совсем молодой Ворон.

   Все они знали друг друга, а потому и не спешили уходить.

   – Честь тебе великая, Бузач, за то, что разбудил уснувшие сердца кас-саков, – заговорил Первуд, пожимая руку другу.

   – Мною руководил святой мудрец Оседень – ему честь и хвала! – с улыбкой отвечал тот.

   – Но все-таки Оседень говорил твоими устами. …

   – Долгом кас-сака было сделать то, что сделано мною. Но не будем говорить об этом! … Итак, наше желание скоро сбудется, атаманы! …

   – И моё также! – вдруг вмешался Ворон.

   – И твоё? – с удивлением воскликнул Бузач.

   – И моё!

   – Но поведай нам, ты ведь так молод в чем же месть твоя…

   – Может и молод, хотя по духу я кас-сак, а не по крови. Возможно, кто и не знает, что я – славянин по рождению. … Лучшие годы моей жизни я впитал от вас, а там у меня осталось лишь воспоминание о доме. Именно там были убиты мои родители хазарами за неуплату дани.

   – Это мы знаем, ты всегда был храбрецом даже между нами. …

   – Благодарю. – Ворон сжал кулаки, - а Хазарию я ненавижу, ненавижу всеми силами своей души и, если только Боги будут ко мне милостивы, я кровью утолю свою ненависть. … О, скорей бы поход! Как потешился бы я тогда!

   – Ты – Ворон? Ты ненавидишь Хазарию? За что? – раздался позади голос.

   Все разговаривавшие быстро обернулись на голос.

   Позади их стоял незаметно вошедший сын атамана Амоса Никон.

   – Скажи же, Ворон, за что ты ненавидишь Хазарию? – повторил он вопрос.

   – За что? Ты хочешь знать, Никон? Так вот за что: они убили отца, мать, а с сестрой и братишками разлучили. В тот день я потерял дом, родину, этого что- мало? …

   – Как так? Когда? – поспешил спросить любопытный Никон.

   В ответ на это Ворон рассказал грустную историю своей славянской жизни. Со слезами на глазах поведал он про то, как убили родителей на его глазах, а братишек с сестрами и его самого увели в рабство. В Итиле их продали, и больше о них он не слышал. …

   – Кто знает! – закончил он, – может быть, они еще живы, а если живы, то тем более я жажду пойти на Итиль и отыскать их.

   – Но Итиль велик. …

   – Все равно, я найду их, хотя бы мне пришлось пройти его с края до края. …

   – Слушайте, – раздался голос Никона. – Вы все здесь говорите о походе на Итиль, но что нам принесет этот поход?

   
   – Свободу!

   – Только? …  А сколько из нас не вернется. … Ведь не шутки с нами будут шутить!

   – Вырий ждет храбрых.

   – Это так, но что мы выиграем, зачем нам Итиль?

   – Амос бы так не рассуждал, – послышался сильный голос Ворона.

   – То отец. Ведь нам хазары дали жить покойно, и мы должны хранить этот покой, а не гнаться за свободой.

   – Но ты – сын атамана. …

   – Ну и что же из того?

   – Ты должен вести нас к свободе и славе. …

   – Вы хотите изгнать Хазар?

   – Да!

   – Ну что же пусть будет по-вашему. …

   Едва он вымолвил эти слова, как у всех упало напряжение, но подозрительность и чувство недоверия к сыну атамана остались в умах кас-саков.


   Лощила, Гордей и Надежа сидели в толпе кас-саков, окруживших шатер атамана.

   - Отец, а что за атаманы съехались к нам и какие окраины представляют? – спросил Гордей.

   - Это соседние окраины. При Ариане, много веков назад, мы были единым царством. Здесь Кас-саки туранские и их атаман Бузач, торков привел гетман Араск, а бродники пришли не все - с их атаманом Елтоном что-то их настораживает,  хотя все мы Асуры, пришедшие со Святым мудрецом  Оседнем. Вот Ас-Алане от северян. Ас-Саки же...

   Лощила не договорил. Из шатра вышел Никон с кас-саками, им подвели коней. Разговоры среди ожидавших конца совета кас-саков прекратились. Следом вышли Ворон и Бузач, сели на  коней и ускакали. ... Воины проводили их взглядом.

   Лощила с улыбкой на лице сказал, подходя к сыновьям: «Бузач и Ворон отправились к Святославу. Кажись, так было оговорено, что свои войска они поведут к Святославу на усиление».

   Последним из шатра вышел атаман Яр. Все кас-саки, что сидели, поднялись. Он, окинув взором всех и возвышая голос, крикнул: Торки, Ас-Аланы и Ас-Саки с нами!

   Казаки огласили степь радостным криком. …




    http://www.proza.ru/2019/01/01/1042