Виды Счастья, часть 1. Гьяна, Карма, Бхога

Юлия Вер
При внимательном наблюдении за жизнью человека мы можем легко выявить следующее: если у нас есть какое-то желание, и оно исполняется – мы испытываем счастье. Конечно, это так при условии, когда исполнение нашего желания не приносит нам или окружающим никакого вреда. Ведь из-за недостатка знаний порой мы можем желать то, что вредит нам или другим. Классический пример – переедание. Очевидно наличие сильного желания поесть вкусно и много, но реализация не даст чувства желаемого удовлетворения. Или желая победить конкурента, мы совершаем какие-то вредящие ему действия, что, по сути, не делает счастливым ни, разумеется, его, ни – что не всегда очевидно – нас самих.

Но оставляя разбор деталей в стороне, все-таки, счастливыми мы себя ощущаем именно когда наши желания исполняются.

Какие же есть виды счастья?

На санскрите они называются так: Гьяна, Карма, Бхога.

Что означает счастье от Познания, Деятельности и Чувственного удовольствия.

В зависимости от того, на чем наше сознание концентрируется, мы получаем опыт счастья от гьяны, кармы или бхоги.

Когда мы желаем получить знания, и действительно это узнаем – мы испытываем счастье.

Когда мы занимаемся какой-то деятельностью (для себя и для других), что-то создаем, производим или оказываем другим какие-то услуги – мы испытываем счастье.

И когда мы получаем чувственный опыт от того, что создают, производят или делают для нас другие (через зрение, обоняние, вкус, осязание, слух) – мы тоже испытываем счастье.

Например, когда мы изучаем кулинарное искусство – мы испытываем радость от гьяны. Когда мы готовим – мы испытываем радость от кармы. Когда мы едим – здесь уже удовольствие от бхоги.

Интересно, что одно и то же действие может быть одновременно и гьяной, и кармой, и бхогой.

Например, если мы пишем книгу – мы в процессе написания многое изучаем (гьяна). А также испытываем радость от деятельности, надеясь, что это принесет пользу другим (карма). И в творческом потоке мы испытываем радость от самого процесса написания (бхога). А наши читатели – испытывают два вида счастья при чтении нашей книги – гьяны (познания) и бхоги (опыта удовольствия от потребления). Или танец. Если мы танцуем для себя – то это бхога. Если наше сознание концентрируется на том, чтобы что-то донести до других своим танцем – то это карма.

То есть наша интенция (направленность сознания, нашего Я) определяет ориентацию наших действий, то есть для чего я хочу что-то делать. Хотя при этом в действие могут быть включены и другие элементы.

Например, мы можем есть какое-то блюдо для познания (хорошее у еды качество или плохое и др.), но при этом также испытывать удовольствие от вкуса (бхога). Или мы можем читать лекцию нашим слушателям, и при этом испытывать радость от кармы (деятельность для других) и от бхоги (радость слушателей, их любовь и уважение к нам). Или когда инструктируем других, выполняя асаны – это радость от кармы (обучение других) и бхоги (например, радость наблюдения результатов учеников и др.). А у тех, кто у нас занимается – будет радость от гьяны (освоение нового) и бхоги (радость от своих достижений).

Еще один вид счастья, четвертый – это счастье от Отдыха. Например, это сон. Когда мы устаем от выполнения гьяны, кармы и бхоги – мы выбираем именно этот вид счастья. По сути, это равноценно удовольствию от состояния нирваны.

(продолжение следует)

С пожеланием получать в жизни опыт всех четырех видов счастья сполна!