81-й

Евгений Медиокритский
Пятый  день идут поиски и расследования в связи с крушением АН-148 в Подмосковье 11.02.2018 г. через 5 минут полёта. Картина понятна: взлёт в 14:20 из аэропорта «Домодедово»; подъём до 1800м; падение скорости и снижение; затем вновь подъём до 1500м ; и снова снижение в пике с набором скорости; взрыв уже на земле с  образованием воронки диаметром 80 м и глубиной до 3 м.  Всё! Погибли все 71, из них трое детей. Траур, свечи, цветы. Но семидесяти одного человека нет. Их души растворились в пространстве.

В этот день, просматривая и читая АиФ 3/18, обратил внимание на заголовок «Чудо на Ижме». Память сработала сразу. Да, так это тот самый случай. Чудо из чудес, свершившееся «на наших глазах». Свидетели... Заочные.

Осенью 2010 г, 7сентября, ТУ-154 выполнял  рейс из Якутска в Москву. При подлёте к Уралу пропали электричество и радиосвязь. Уже за Уралом при большой облачности появилась прогалина, через которую командир корабля Евгений Новосёлов увидил населённый пункт и недалеко от него взлётно-посадочную полосу (ВПП). Это потом – после счастливой, фантастической посадки, спасшей жизнь 81 человеку, выяснилось, что пункт – это райцентр Ижма в 200 км на север от г. Ухты в Республике Коми.

Но меня и тогда, и по прошествии семи лет интересовал вопрос: кто тот человек, который в равной степени, что и командир, обеспечил спасение большого количества людей. Как сложилась его судьба? Что изменилось в его жизни, в какой степени? Ответы на эти вопросы были получены в интервью  Татьяны Улановой  с нашим героем Сергеем Михайловичем Сотниковым (см.фото). Ей спасибо.
Сергей Михайлович Сотников (звучит гордо и громко) – НАЧАЛЬНИК ВЕРТОЛЁТНОЙ ПЛОЩАДКИ. Он же сторож, он же уборщик(дворник), он  же разметчик полос и знаков на ВПП, он же кассир(вместе с женой Марией) по продаже билетов на вертолёты, и пр., пр. Да, вертолёты летают в Ижму и из неё, и аэропорт есть, т.е. был(числился) до 1998 года. Потом его изъяли из реестов, и его как бы не стало. Но русский человек Сергей Сотников продолжал ухаживать за своей ВПП. Несмотря ни на что. Может быть в силу привычки к порядку, может быть в силу любви к своей профессии, может быть потому, что был и остался "простым советским человеком", может быть в случае «А, вдруг...»  И это вдруг случилось!

7 сентября утром Сергею Михайловичу, вдруг, позвонили с метеостанции и сообщили, что на ВПП сел большой самолёт. Ту-154!... Но для него нужна длина посадочной полосы в 2 км и скорость 250 км/ч, ВПП Сотникова всего 1,3 км и скорость самолёта Новосёлова оказалась 420 км/ч. Чудо на чуде... Без диспетчеров и локаторов.

-Когда Новосёлов рассмотрел сверху нашу ВПП, то глазам не поверил – я ведь и входные щиты оставлял, и осевую разметку рисовал.
- Торможение было такое – резина сгорела! Самолёт на 160 метров выкатился на концевую полосу, заросшую кустарником. Хорошо, что не в лес... У нас ведь ещё грунты заболоченные – передние шасси на полметра вглубь ушли. Тракторами не могли вытащить...В принципе топлива хватило бы до Ухты, но экипаж-то летел вслепую. – ведёт рассказ  наш герой.
- Командир экипажа имел большой налёт. На борту обошлось без паники. Только одна семья уехала из Коми поездом, остальные улетели самолётами.
- Когда-то в аэропорту Ижмы работали 126 человек и местный Ан-2 был как городская маршрутка - бабушки за три рубля могли слетать в любую деревню. Местная авиация была хорошо развита. Теперь же, чтобы попасть из крайней точки в Ижму и вернуться обратно, нужно 2612 руб.(а у бабушек порой пенсия не больше 8 тысяч). С дорогами тут не то чтобы плохо – их просто нет. Весной  и осенью передвижение только по воздуху:  на вертолёте Ми-8 (22 места) – единственном на два района Коми.

- В прежние времена(т.е. советские) у нас и льготы были хорошие – бесплатные полёты по Союзу, и одежду выдавали – вплоть до шуб, меховых штанов, унтов. Вон сапогам на меху сто лет в обед. Какое качество! Сейчас ни льгот, ни одежды. Ни -че-го!

- «Северные» - и те только на бумаге, - добавляет Мария. – Всё равно зарплаты не больше 20 тыс.руб. А у молодых часто и 15 тыс. И как на них жить?

- Я получаю 21тыс. руб., да  плюс 16,7тыс. – пенсия. Внуков хочется поднять. Все мы такие –кто приходил в авиацию в советское время: болеем душой за дело. Тогда парни хотели служит, летать.  А теперь даже смену не из кого воспитать. Семь лет назад ещё надеялся на возрождение местной авиации, думал, вернутся самолёты в Ижму. Теперь таких мыслей нет. Несколько новых аэропортов в Коми открыли – пассажиров практически нет, хотя там и газовики, и нефтянники. Вертолёты и те дотационные. За 20 лет сюда не вложено ни копейки. После Нового года , я, например, перехожу из здания аэропорта в пристройку – здесь вон стены рушатся и плесень кругом....
- Думаю уходить на заслуженный отдых. Тяжеловато  уже работать. 15 лет в отпуске не был...
Сергею Михайловичу 5 февраля 2018 г. исполнилось 60 лет. Из них сорок лет отданы местной авиации. Это наш герой. Народный.
 Возвращаясь к началу рассказа, необходимо отметить, что  командира самолёта Евгения Новосёлова через месяц после случившегося наградили Звездой Героя России, а нашего героя ... медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством»  второй степени.(только в 2012 г.). Когда же Сергей Сотников после  звонка с метеостанции приехал на свою ВПП, пассажиры спускались по аварийным трапам.    Уверен: и последний  81 –й, закрывая за собой дверь самолёта, как и первый открывая её, молился судьбе и своим спасителям. Это и было высшей наградой!

Всё это вспомнилось за месяц перед выборами президента РФ (в четвёртый раз для ВВП).                Февраль 2018 г.
               
 
P. S. Не предполагал, что потребуется обратиться к постскриптуму.  Ан, нет... Уже закончив рассказ, обратился к Интернету, к Википедии. И вдруг обнаружилось, что после этих чудес случилось очередное – появился новый Герой России!
Андрей Алексанрович Ламанов – командир экипажа самолёта Ту-154 МАП АК «АЛРОСА», Республика Саха (Якутия). Родился 10 мая 1967 года в городе Кустанай ныне Костанайской области Республики Казахстан в семье лётчика. Русский. Отец отлетал 36 лет и сейчас работает начальником штаба гражданской обороны Костанайского аэропорта. Окончив в 1984 году среднюю школу, он пошёл по стопам отца и поступил в лётное училище. В 1988 году окончил Актюбинское высшее лётное училище гражданской авиации (ныне — Военный институт сил воздушной обороны) по специальности «инженер-пилот». По распределению вернулся в родной Костанай, летал на Ан-24. Здесь же получил путёвку в большую авиацию — переучился на Ту-154, выполнял международные рейсы. Затем был переведён в Москву, работал в компании Внуковские авиалинии, позднее в Мирнинском авиапредприятии АК «Алроса» в 5-м лётном отряде командиром экипажа Ту-154. К сентябрю 2010 года пилот высшей категории А. А. Ламанов имел свыше 10500 часов налёта. Продолжает работать в компании «АЛРОСА».  7 сентября самолёт Ту-154 выполнял полёт по маршруту Полярный — Москва (рейс № 516). В штатном режиме он занимает достаточно длительное время, 10 часов, поэтому в экипаже присутствуют два командира, сменяющих друг друга в процессе полёта — А. А. Ламанов и Е. Г. Новосёлов. Через 3 часа полёта на высоте 10,6 км в результате отказа системы бортового электропитания (полный отказ сразу трех электрогенераторов) важнейшие системы лайнера оказались обесточены. Перестали работать: автопилот, навигационное оборудование, радиосвязь; в кабине пилотов отключились все основные приборы . В работе остался единственный топливный датчик, у штурмана — единственный компас. Двигатели работали нормально, но оперативного запаса топлива оставалось только на 30 минут полёта.
Экипаж решил произвести вынужденную посадку самолёта в закрытом для  использования аэропорту Ижма (Республика Коми) на заброшенную взлётно-посадочную полосу(ВПП), которую они случайно увидели с высоты 3000 м. После посадки самолёт выкатился на 200 м в лес (в кустарник) за пределы короткой ВПП(площадью почти 5 га), не предназначенной для приёма больших самолётов и более 10 лет вообще не эксплуатировавшейся, но добровольно поддерживавшейся местным начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым в удовлетворительном состоянии. Благодаря самоотверженной работе экипажа, грамотным действиям и мужеству пилотов (за штурвалом был второй пилот А. А. Ламанов), а также поддерживаемому Сотниковым хорошему состоянию аэродрома, были спасены жизни 72 пассажиров и 9 членов экипажа. Впоследствии, пассажиры данного авиарейса обратились к Президенту РФ с просьбой наградить членов экипажа.–( А почему про Сотникова С.М.  забыли?)
Указом Президента Российской Федерации № 1217 от 8 октября 2010 г.  за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Ламанову Андрею Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда».
Тем же Указом это высокое звание было присвоено и командиру экипажа Е. Г. Новосёлову. Остальные члены экипажа (бортпроводники, бортинженер и штурман) были награждены орденами Мужества.

Происшествию было уделено внимание всеми основными российскими телеканалами и информационными агентствами. – Википедия.


Да...Так почему же нашему герою Сергею Михайловичу Сотникову  «пожалели» хотя бы орден «За заслуги перед Отечеством»?  Или он из другого сословия? Или родители были крепостными? Или, как говаривали  в старину, «рожой не вышел»? Нет, всё в порядке! См. фото. В 1978 г. в свои двадцать лет  окончил Егорьевское авиационное техническое училище и приехал в Ижму. Навсегда. По крайней мере на 40 лет в аэропорт Ижмы. Можно сказать, что этой теме(см.выше) посвящены шесть статей разных авторов, выдержки из которых см. ниже.
   
               

...16 ноября президент Дмитрий Медведев присвоил командирам Ту-154 Андрею Ламанову и Евгению Новоселову звания Героев России, штурманов и бортпроводников наградил орденами Мужества. Это, конечно, правильно. Но, кроме летчиков, блогеры и посетители форумов требовали наградить начальника Ижемского аэродрома Сергея Сотникова: человека, который 12 лет поддерживал в состоянии готовности неиспользуемую, исключенную из аэронавигационных справочников ВПП(площадью почти 5 га). Без его долголетнего подвига не было бы в живых ни пассажиров, ни героического экипажа...   Надо сказать 12-летнего подвига и последующих  7-и лет !!
...Вертолет улетел: поднял буранное снежное облако и «всосал» в него двадцать одного пассажира. Остальные, кто не влез, полные обиды, ушли домой. Аэропорт полутемный и пустой, с тридцатиградусного мороза. Хлопая ладонью о ладонь, возвращаются сторож и начальник Сергей Сотников - мужчина с располагающей улыбкой - и его спутница. Оба хором стонут: - Вот до чего нас довели! Теперь только вертолеты, а как было при СССР: и на Ухту летали, и на Сыктывкар! Ан-24, Як-40, Ил-14 у нас садились! Мы, бывало, через час в столице Коми были, а еще через полдня - в Таллине, или Ленинграде, или Уфе! Я слушаю и завидую советским людям - теперь от Ижмы до Сыктывкара (и обратно) добираются так: полтора часа на машине до «железки» и потом еще четырнадцать - на поезде. - Раньше вкладывались в авиацию, - продолжает бушевать женщина, - а теперь скотч не могут прислать!...

...Все рассказы о советском времени председатель сибирского колхоза начинал со слов: «Когда у нас все было плохо...» Например: «Когда у нас все было ПЛОХО, наша деревня светилась, будто Кремль, ну а теперь, когда все ХОРОШО, - один фонарь возле коровника...» Вот так и хочется мне говорить после поездки в Ижму. Оказывается, когда у нас в стране все было ПЛОХО, по деревням летали самолеты, а сельские жители на выходные ездили в Таллин. А теперь малая авиация лежит в руинах, а 60 процентов жителей Ижемского района живут подсобным хозяйством. То есть это местная администрация деликатно так называет. А на самом деле эти люди просто безработные. Что вырастят на огороде или найдут в лесу, то и едят. А что там вырастишь, если это Коми, там иной раз и летом снег выпадет... Люди чувствуют себя брошенными и пьют. «Кто не сожалеет о Советском Союзе, - как-то сказал Владимир Путин, - у того нет сердца». Ну а кто сожалеет, у того оно рвется на части...  --          Ульяна Скойбеда.  КП 01.12.2010 г.


- Решили уволиться?
- С первого ноября увольняюсь, здесь невыносимо уже работать. Сижу в кабинете, пишу в унтах и шубе. Третью неделю дубею, у меня все суставы болят! Я недавно связывался с «Минтрансом», Сергей Олегович Иванов сказал, что надо потерпеть до Нового года. Как можно выдержать в кирпично — бетонном здании температуру до 30 градусов мороза? Поэтому я и написал заявление об уходе. Доработаю до 1 ноября, сдам все хозяйство и уйду со спокойной совестью. Благо, пенсия есть. Писать, скандалить — это не по мне.
 - Сколько вертолетов принимаете за неделю?
- Бывает по четыре, пять рейсов в неделю. Летают спецрейсы, по транспортной схеме. Всех надо обилетить, все зарегистрировать, взвесить ручную кладь, почту проверить...
- «Комиавиатранс» сообщало, что вам выделена значительная денежная премия.
- Да, 26 тысяч рублей вручили, при этом сообщили, что это была какая — то задолженность.
- Говорят, что блогеры собрали для вас деньги?
- Не деньги, они привезли и подарили мне снегоход «Ямаха Викинг». Отличный агрегат, японский. Спасибо им большое.
- В свое время ФГУП «Комиавиатранс» сообщило, что оформляет для Министерства транспорта России наградные материалы и ходатайство о присвоении вам звания «Почетный работник транспорта России».
- Да, звание присвоили, «за добросовестное и принципиальное исполнение своих обязанностей» наградили почетной грамотой Федерального агентства воздушного транспорта, а теперь отключили электроэнергию... 
                Светлана Самоделова. МК от 26.10.2013г.

Из сообщения Росавиации]:
Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки «Ижма» и прилегающих к ней территорий.


Из интервью с С. М. Сотниковым:
— Я что? Я просто по взлётке ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолёт ветер поднимает — всё летит в глаза. Непорядок… Или бревно упадет, будет валяться, люди ещё бутылок накидают… Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно…
— Вы горды собой?
— Я просто безумно рад, что люди остались живы. Если бы на полосе оказалась хоть одна машина…
 Народное уважение и признание
• В Томске на одном из городских сайтов стартовала кампания по сбору средств на премию «Народная симпатия» для Сергея Михайловича]. На полученные средства Сотников высказал желание закупить посадочные огни для вертолетных площадок района].
• В декабре 2010 года блогерами dirty.ru была запущена акция по сбору денежных средств для покупки Сергею Михайловичу снегохода], который был подарен Сотникову 26 января 2011 года.

• В 2010 году Сергей Михайлович Сотников «за верность долгу, профессионализм и личное мужество» стал лауреатом премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея»[9].

• В феврале 2012 года Сергей Сотников награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени].
• В ноябре 2013 года стал лауреатом премии газеты «Аргументы и Факты» «Национальная гордость России»].
• В ноябре 2013 года в Сыктывкаре Сотников стал участником «Эстафеты Олимпийского огня»].


Последующая карьера:
 Через три года после памятных событий вертолетная площадка «Ижма» была ликвидирована, и её электропитание было отключено. Сотников был вынужден написать заявление об увольнении с 1 ноября 2013 года, но продолжал работать. После возникшего в СМИ резонанса, через 10 дней в здание аэропорта вернули электричество. В 2013 году было проведено обследование полосы аэродрома Ижма, чтобы оценить объем ремонтных работ, необходимых для восстановления ВПП к приему самолетов Л-410.  Результаты обследования не были опубликованы. В марте 2016 года временно исполняющий обязанности главы Коми Сергей Гапликов во время рабочей поездки в Ижемский район после встречи с Сотниковым поручил рассмотреть возможность восстановления аэропорта. Результаты поручения Гапликова не опубликованы.


Подумайте:  так как жилось последние семь лет нашему герою?     Март 2018 г.