Крепкий орешек

Влад Жуков
—  Ай да, Саня, браво, молодец! Порадовал, утешил, такие гостинцы я обожаю! — принимая из рук коллеги большую горсть  крупных  грецких орехов, с восторгом  произнес заместитель  редактора городской газеты Александр Иванович, известный в кругу друзей под псевдонимом Узбек. Рассовав ядреные, будто отлитые из бронзы, плоды по карманам,  набрав в легкие воздух, он с азартом  продолжил:
— Глядя на орехи, как  не вспомнить стихи тезки, всемирно знаменитого поэта  Александра Пушкина: «Ядра — чистый изумруд, слуги белку стерегут». Поглядим, какой там внутри изумруд? Хотя дареному коню в зубы не смотрят, но негоже покупать, точнее, принимать в дар  кота в мешке.
 Потешаясь, он выдал на-гора, не только стихи, но и пару пословиц.  Александр организовал застолье в  «греческом зале» (бренд принадлежит сатирику Аркадию Райкину) на третьем этаже редакции по случаю своего юбилея. Это своеобразная кают-компания, где по традиции проходят культурные  мероприятия, которые   ныне  принято называть корпоративами или тусовками.
— Хочу, хотя бы один орех вкусить, — сообщил Узбек и, разыскивая тяжелый предмет, оглядел стол с напитками и снедью. Но  кроме вилок, ложек и ножа ничего не обнаружил. От досады прищурил и без того узкие глаза. В советский период  из-за них во время приема в партию он чуть не потерпел фиаско.
Один из бдительных партократов, заподозрив в нем китайского хунвейбина, вместо того чтобы проверить знание Программы и Устава КПСС, спросил: «Почему у вас узкие глаза?»  Александр тогда не растерялся и ответил: «До приезда в Керчь  работал в одной из газет Узбекистана. Жара там невыносимая, настоящее пекло. Приходилось  часто от яркого солнца щуриться. Не вставлять же в веки спички, чтобы стали шире».
В партию, которая вскоре вместе с Союзом канула в Лету, его  приняли. Много воды с тех пор, когда были молодыми  и жизнь казалась вечной,  утекло.
— Чем бы его расколоть? — подбрасывая орех на ладони, задался целью Александр и, подражая чукче, посетовал. — Очень скушать хотца, но не  по зубам.
— Да, не по зубам, — жуя бутерброд  с салом, подтвердил кто-то из коллег.  — Чтобы раскусить такой орех нужно иметь лошадиные зубы. А у нас они ни к черту, проклятый кариес истончил. Нынче продукты, харчи, ни в дугу, с ГМО и прочей биохимией. Вместо мяса — требуха, кишки, сухожилия, копыта и соя, а вместо молока и сыра — пальмовое масло.  Коров и коз мало, поэтому доим пальму. Слава Богу, пока еще сало натуральное.
— И грецкие орехи, — подал голос Александр  Михалыч, тем самым, подогрев интерес Узбека к содержимому древнего плода.
— Вот я и хочу добраться до ядра, чтобы узнать, натуральный орех или фуфло? — заявил Узбек и блеснул своими познаниями. — Мне известно, что в эпоху античности рабам запрещали вкушать орехи, лишь на том основании, что ядро по форме похоже на мозг человека. Считалось, что питаясь орехами, рабы поумнеют и поднимут восстание.
— В таком случае для нашего интеллекта, вдохновения и творчества орехи очень полезны, — выразила общее мнение корреспондент Алена.
— Безвыходных ситуаций не бывает, — после паузы с оптимизмом заявил юбиляр. — Меня озарила гениальная идея. Неожиданно вспомнил о рычаге Архимеда с его точкой опоры. Он говорил: «Дайте мне, где встать, и я сдвину Землю». В отличие от древнего мудреца я планету сдвигать не стану, но знаю, где мне встать, чтобы  добиться цели.
— Где, где? — послышались женские и мужские голоса.
— Потерпите, всему свое время, — добродушно с интригой отозвался Александр. — Если нечем орех расколоть, то мы его раздавим с помощью рычага  и пресса. Но сначала предлагаю выпить до дна за мою сообразительность, за то, что до маразма и склероза еще очень и очень далеко. Котелок отлично варит, память ясная, мозги не высохли.
Тут же наполнили стаканы, для мужиков водкой «Пчелка», а для очаровательных  женщин (без милых дам  сплошной бедлам), — марочным вином «Солнечная долина».  Дружно выпили, закусили, что Бог послал.
— Эх, сейчас я лихо разделаюсь с орехом, — с лихорадочным блеском в захмелевших глазах заявил Узбек. Поднялся из-за стола и решительно направился к двери. Распахнул ее  и в расщелину  между рамой с металлическими петлями и дверью вставил орех. Прижал дверью, но под натиском орех, словно пушечное ядро, вылетел и закатился под стол к прелестным ножкам сотрудниц.  Не ползать же на четвереньках, разыскивая плод. Решил  граций  не смущать поисками. Достал из кармана второй орех.
— Надо резко с размахом закрыть дверь, тогда он не успеет ускользнуть, — посоветовал  оператор  компьютерной верстки.
Александр последовал его совету. Положил орех возле петли и резко  захлопнул дверь. Едва успел увернуться, как кенгуру, прыгнул в сторону. Вот, когда пригодились навыки виртуозного танцора, обретенные в далекой юности. Тяжелая дверь соскочила с петель и плашмя рухнула на пол. Под ней  жалобно хрустнул орех, превратившись в лепешку из  янтарной мякоти и осколков скорлупы. За столом воцарилась немая сцена.
На грохот  из кабинета в «греческий зал» прибежал  встревоженный редактор.
— Что случилось, напились до чертиков? — возмутился он. — Почему дверь  выбита, хорошо, что в окно не полезли, а то бы грохнулись с третьего этажа…
— Юрий Никифорович, прости великодушно,— покаялся Узбек. — Если бы знал, где упадешь, то и соломку бы постелил. К счастью, я устоял на своих двоих. Вот, что значит, старая закалка. Выпили немного, лишь для сугреву, чисто символически, по-европейски, ни в одном глазу, Знаем меру, традиции и обычаи  умеем почитать.
— Я же просил, чтобы благородно, тихо, без скандала, в рамках скромности и приличия.  Аскетизм никому не навредит. Кто здесь устроил испанскую корриду? Юбилей юбилеем, но зачем двери ломать? Какой бык сорвал  ее с петель, может вихрь или сквозняк? — озадачил редактор залпом вопросов.
—  Каюсь, это я попытался  раздавить грецкий орех, — признался его заместитель.
— Дверью что ли? — удивился шеф. — Мг, необычное, весьма оригинальное  ноу-хау? Впервые слышу, чтобы дверью кололи орехи?
 — Увы, не оказалось молотка под рукой, — удрученно почесал затылок  Александр.  — Как в античности, применил  архимедов рычаг. Не  повезло, орехи попались очень крепкие, ядреные, как броня или титан.  Разве я знал, что так получится.
— Откуда орехи, кто  принес?
— Саня от чистого сердца угостил, —  Узбек взглядом указал на коллегу.
— Так вот откуда ноги растут, — глядя на опешившего Александра Михайловича, редактор укоризненно покачал головой. — Впредь, чтобы никаких  орехов и крепких напитков, от  греха подальше.   Сотрудники  — люди темпераментные, изобретательные, особенно, когда под допингом, как бы чего не вышло…
В итоге даритель оказался без вины виноватым. Как и другие очевидцы акции по раскалывания орехов дверью, он был доволен тем, что почитатель архимедова рычага избежал травм и по сей день пребывает в здравом уме и бодром настроении. Однако, к  грецким орехам, сощурив азиатские глаза, относится с подозрением.