Ценности-бесценности

Томас Твин
Вот говорят, есть ценности, бесспорные для всех – ценности вневременные, общечеловеческие, абсолютные - а я их не вижу. Нету таких.
Есть вещи, важные для МНОГИХ, но не для всех. Всегда есть другие, кто мыслит иначе и ценит иное.

Возьмем для примера жизнь и здоровье индивида. Вот уж, казалось бы, главная ценность, которую всяк лелеет и оберегает! Ан нет, найдётся немало таких, кто не дорожит ни своим здоровьем, ни самой жизнью, и даже изводит их.

          Так сплошь и рядом поступают экстремалы (зацеперы, дайверы, альпинисты, скалолазы, руферы, лихачи,
          бейсджамперы), которые в поисках адреналина идут на смертельный риск. 
          Религиозные и идейные фанатики жертвуют собой во имя своих богов и идеалов, истязают собственную
          плоть ради очищения и просветления.
          Ну а самоубийцы? Они и вовсе жизнь не переносят.

Другим важнейшим приоритетом считается Родина, но признают её не все. Одни продают, другим постыло своё и нравится чужое, третьи вообще меняют страны, как перчатки …

           Вообще-то привязанность к родной земле присуща оседлым народам, у кочевых клочок земли сильного
           чувства не вызывает. В этом смысле цыгане, путешественники, первопроходцы, бродяги
           подобны неверным мужьям – все «гуляют налево».
           В своё время полчища татаро-монголов ушли со стойбищ в другие страны, осели там и в родные края так
           и не вернулись. Не вернулись домой и казаки Ермака.          
           Часть дореволюционной элиты России презирала Отечество и предпочитала Францию, а «низшее сословие»
           после революции с энтузиазмом перебралось из деревень (с «малой» родины) в города.
           А предатели? Всем памятно, как гоголевский Андрий, влюбившись, без колебаний перешел к полякам.

Даже собственных матерей почитают отнюдь не все.

           В патриархальных культурах молодая жена переходила в семью мужа и угождала свекрови, а её мать
           отступала на второй план. Сын-наследник зависел от благоволения отца и со временем занимал его место,
           а мать ему подчинялась.
           В наше время материнский деспотизм, невнимание или чрезмерная забота нередко вызывают в детях
           раздражение, отчуждение и даже вражду (см. хотя бы «Ужин» Ноябрины Пауковой и «На солнечной
           стороне улицы» Дины Рубиной)

И разве ж только это? Люди напридумали себе кучу законных причин, чтобы НЕ ИСПОЛНЯТЬ базовые заповеди («общечеловеческие ценности») типа «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй».
Законных! А уж «незаконных» нарушителей хоть пруд пруди. Порой их не меньше, чем строгих «блюстителей» (так, например, обстоит дело с заповедями «Не прелюбодействуй», «Не возжелай») …

            Агрессора убивать можно, осквернителя можно, иноверца можно…
            «Законно» (по своим понятиям) грабили чужаков кочевники, лихие абреки, пираты, цыгане-
            конокрады…
            Лжесвидетельствовать позволено шпионам и военнопленным, материнская ложь допускается, как и
            ложь во спасение…

__________________________________________

Нет, не найдем мы – ни нынче, ни прежде - ценностей вневременных, всеобщих, абсолютных. Не существует даже общепризнанных идеалов, к которым надо стремиться. Все они меняются от культуры к культуре, от сословия к сословию, от индивида к индивиду.
__________________________________________

Повторюсь:
        ничего абсолютного нет, все ценности относительны,
        но для тех, кто живет среди людей, ОНИ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМЫ,
        чтобы понимать себя и других!