Григорий Рыжов
Глава 12
Кришна – религия Индии
В буквальном переводе с санскрита слово Кришна означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно – синий». Кришну обычно изображают как чёрного или тёмнокожего юношу, в особенности это характерно для мурти Кришны в индуистских храмах. В изобразите-льном искусстве Кришна часто представляет как мальчик или юноша во Вриддаване с кожей голубого или тёмно - голубого цвета. Одет он в джохи жёлтого цвета и, играя на флейте, стоит в характерной ему расслабленной позе со скрещенными ногами; на шее у него гирлянда из цветов, в волосах павлинье перо. Практически всегда Кришна изображается в окружении коров, телят и девушек – пастушек гопи.
Воплощение
Нижеследующий текст из «Бхагавата – пураны» объясняет причину прихода Кришны:
Господь Брахма сообщил полубогам: Прежде чем мы подали Господу наше
прошение, Он уже знал о бедствиях, происходящих на Земле. Поэтому все
вы, полудоги. Должны воплотиться, родившись сыновьями и внуками Ядавов,
и оставаться на Земле, пока Господь будет находиться на ней, чтобы с по-
мощью Своей энергии – вечного времени – облегчить её бремя.
Рождение
Дата рождения Кришны принято считать 19 июля 3228 года до н. э.
Кришна родился в царской семье в Матхуре, и был восьмым сыном принцессы Де-ваки, и её мужа Васудевы. В то время Матхура была столицей союзнических кланов Вришны, Андхака и Бходжа, которые были известны под общим именем Ядавов и но-сили это имя в честь своего эпонимного предка Яду. Васудева и Деваки принадлежа-ли к этим кланам. Брат Деваки царь Камса, для того чтобы взойти на престол заключил в тюрьму, своего отца, царя Уграсену. Опасаясь за свою жизнь из – за пророчества, в котором Камсе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого сына Деваки. Он бросил супружескую чету в тюрьму. Надеясь убивать всех новорождённых детей Деваки
После убийства первых шести малышей, и седьмого мнимого выкидыша, у Деваки родился восьмой ребёнок Кришна. Так как жизни младенца угрожала опасность, его чудным образом перенесли за пределы Матхуры и отдали на воспитание приёмным родителям Яшоде и Нанде в маленькой деревне Гокула. Двое других младенцев Деваки также выжили, - Баларама (седьмой ребёнок Деваки, который мистическим образом перешёл из чрева Деваки в чрево Рохини, первой жены Васудевы), и Субхадра (дочь Васудевы и Рохини, которая родилась после Баларамы и Кришны).
Место рождения Кришны в Матхуре является местом паломничества для индусов и называется Кришна – джанма – бхуми. Там расположен храмовый комплекс, воздвигну-тый в честь этого события.
Детство и юность
Нанда был главой общины пастухов коров, проживавших в районе Вриндавана. В историях о детстве и юности Кришны описывается его жизнь под защитой этих пастухов. Когда Камса узнал, что младенцу удалось вырваться из его рук, он начал посылать различных демонов (таких как Агхасура), с заданием уничтожить Кришну. Все эти демоны погибли от рук Кришны и его брата Баларамы. Многие самые популяр-ные истории Кришны связаны с этим периодом его жизни, такие как поднятие холма Говардханы и его игры с Радхой и другими деревенскими пастушками гопи. Истории любовных игр Кришны с гопи, известные как раса – лила, позднее были описаны в поэме «Гита – Говинда» авторство Джаядевы.
Кришна как принц
Когда Кришна подрос, он возвратился в Матхуру, убил своего демонического дядю Камса и восстановил на престоле династии Яду отца Камсы Уграсену. Сам Кришна стал главным принцем при дворе. В это же время он подружился с Арджуной и другими принцами Пандавами царства Куру, которые были его двоюродными братьями. Позднее Кришна переселился с династией Яду и своими подданными в город Двараку (в современном Гуджарате) и женился на Рукмини, дочери царя Бхишмаки из Видарбхи.
Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными – в их число входили Рукмини, Сатьябхама и Джамбавати. Остальные 16 100 девушек были в плену у демонического царя Наракасуры, пока Кришна не уб-ил его и не освободил их всех. В согласии со строгими обычаями того времени, девушки, побывав в плену, не имели никаких шансов выйти замуж. так как считались падшими, но Кришна несмотря на это, взял их себе в жёны и сделал их принцессами. В вайшнавских традициях индуизма, все жёны Кришны в Двараке считаются воплощениями Лакшми.
Битва на Курукшетре и «Бхагавадгита»
Кришна приходился двоюродным братом одной из конфликтующих сторон – Пандава (будучи племянником их матери Кунти, сестры Васудевы). Кроме того, Кришна был двоюродным братом самого могучего и доблестного кшатрия, сражавшегося на стороне Кауров – Карны. Кришна предложил предводителям каждой из сторон выбрать или свою армию, или самого себя, но с условием, что он не возьмёт в руки оружия. Кау-равы выбрали для себя армию Кришны, а сам Кришна встал на сторону Пандавов и в предстоящей великой битве согласился быть возницей колесницы своего друга принца Арджуны. «Бхагавадгита» представляет собой философский диалог между Кришной и Арджуной перед началом битвы на Курукшетре, в котором Кришна даёт наставления Арджуне, который не мог решиться поднять оружие против родичей (включая своего деда Бхишму и наставников, сражавшихся на стороне Кауравов). Старший брат Кришны Баларама осудил Кришну за вмешательство в конфликт, и сам, чтобы не принимать ничью сторону, на время битвы удалился в паломничество.
Кришна играет важнейшую роль в исходе битвы на Курукшетре, подбивая Пандавов расправиться с сильнейшими витязями Кауравов нечестными способами. Следуя сове-там Кришны, Пандавы обманом избавились от своего непобедимого наставника в вое-нном деле брахмана – воина Дроны; по настоянию своего возницы Кришны Арджуна убил непобедимого Карну, когда его колесница увязла в земле и поединок должен был быть приостановлен; по подсказке Кришны самый могучий из Пандавов Бхима в поединке на палицах убил предводителя Кауравов Дурьодхану запрещённым ударом ниже пояса.
Последний период жизни
После битвы на Курукшетре, в течение 36 лет Кришна жил в Двараке. Затем, в хо-де одного празднества, между Ядавами развязалась битва, в которой они полностью уничтожили друг друга. После этого старший брат Кришны, Баларама, оставил своё тело в йогическом трансе. Кришна удалился в лес и сел медитировать под сенью дерева. Проходивший мимо охотник с говорящим именем «Джара» (старость), увидев сквозь листву часть стопы Кришны, принял его за оленя и смертельно ранил его стрелой.
В согласии с «Махабхаратой», Кришна погиб из – за проклятия матери Кауравов Га-ндхари. Она очень сильно огорчилась и разгневалась после смерти своих сыновей на поле битвы Курукшера и прокляла Кришну за то, что тот не приложил достаточно усилий для того, чтобы остановить войну. После того как Кришна узнал об этом про-клятии, он просто улыбнулся и принял его, заявив, что его долгом было сражаться на праведной стороне, а не предотвращать войну.
В согласии с описаниями «Бхагавата – пураны» и «Бхагавадгиты» и основанными на них астрономическими расчётами, датой смерти Кришны в индуизме считают 18 февраля 3102 года до н. э. Эта дата основывается на описании в «Махабхарате» того, что Кришна правил в Двараке в течение 36 лет после битвы на Курукшетре. В «Матсья – пуране» также говорится, что во время битвы на Курукшетре Кришне было 89 лет, после чего Пандавы правили в течение 36 лет. Кришна прожил на Земле 126 лет…
На заре индологической науки учёные считали Кришну мифическим персонажем. Однако позднее некоторые востоковеды пришли к заключению о том, что Кришна был реальной исторической личностью, впоследствии обожествлённой. Согласно Клостермайеру, с большой долей уверенности можно утверждать, что основой для мифического Кришны – Васудевы послужил «исторический Кришна, герой клана вришни из племени ядавов, живший в Матхуре и округе».
Мирза Гулам Ахмад из Ахмадийского движения в исламе говорил о Кришне следующее:
Пусть будет ясно всем, что Господь Кришна в согласии с тем, что было
явлено мне, был истинно великой личностью, подобную которой трудно найти
среди риши и аватар индусов. Он был аватарой своего времени, на которую
снизошёл Святой Дух Бога. Он был от Бога, победоносный и процветающий. Он
очистил арийскую землю от греха и был пророком своей эпохи, чьё учение было
впоследствии всячески извращено. Он был полон любви к Богу, был другом
добродетели и противником зла. (16*).
Господь нисходит, когда религиозные принципы приходят в упадок. Хотя существу-ет множество трансцендентальных форм Господа, все они – та же Верховная божественная личность.
22.12.2018 год