Цивилизация человечества. Глава 12. Кришна - религ

Григорий Рыжов
                Григорий  Рыжов   


                Глава  12
               
                Кришна – религия  Индии

   В  буквальном  переводе  с  санскрита  слово  Кришна  означает  «чёрный»,  «тёмный»  или  «тёмно – синий».  Кришну  обычно  изображают  как  чёрного  или  тёмнокожего  юношу,  в  особенности  это  характерно  для  мурти  Кришны  в  индуистских  храмах.  В  изобразите-льном  искусстве  Кришна  часто  представляет  как  мальчик  или  юноша  во  Вриддаване  с  кожей  голубого  или  тёмно -  голубого  цвета.  Одет  он  в  джохи  жёлтого  цвета  и,  играя  на  флейте,  стоит  в  характерной  ему  расслабленной  позе  со  скрещенными  ногами;  на  шее  у  него  гирлянда  из  цветов,  в  волосах  павлинье  перо.  Практически  всегда  Кришна  изображается  в  окружении  коров,  телят  и  девушек – пастушек  гопи.

                Воплощение

    Нижеследующий  текст  из  «Бхагавата – пураны»  объясняет  причину  прихода  Кришны:
          Господь  Брахма  сообщил  полубогам:  Прежде  чем  мы  подали  Господу  наше   
          прошение,  Он  уже  знал  о  бедствиях,  происходящих  на  Земле.  Поэтому  все   
          вы,  полудоги.  Должны  воплотиться,  родившись  сыновьями  и  внуками  Ядавов, 
          и  оставаться  на  Земле,  пока  Господь  будет  находиться  на  ней,  чтобы  с  по-
          мощью  Своей  энергии – вечного  времени – облегчить  её  бремя.

                Рождение

     Дата  рождения  Кришны  принято  считать  19  июля  3228  года  до  н.  э.
     Кришна  родился  в  царской  семье  в  Матхуре,  и  был  восьмым  сыном  принцессы  Де-ваки,  и  её  мужа  Васудевы.  В  то  время  Матхура  была  столицей  союзнических  кланов  Вришны,  Андхака  и  Бходжа,  которые  были  известны  под  общим  именем  Ядавов  и  но-сили  это  имя  в  честь  своего  эпонимного  предка  Яду.  Васудева  и  Деваки  принадлежа-ли  к  этим  кланам.  Брат  Деваки  царь  Камса,  для  того  чтобы  взойти  на  престол  заключил  в  тюрьму,  своего  отца,  царя  Уграсену.  Опасаясь  за  свою  жизнь  из – за  пророчества,  в  котором  Камсе  было  предсказано,  что  он  погибнет  от  руки  восьмого  сына  Деваки.  Он  бросил  супружескую  чету  в  тюрьму.  Надеясь  убивать  всех  новорождённых  детей  Деваки

     После  убийства  первых  шести  малышей,  и  седьмого  мнимого  выкидыша,  у  Деваки  родился  восьмой  ребёнок  Кришна.  Так  как  жизни  младенца  угрожала  опасность,  его  чудным  образом  перенесли  за  пределы  Матхуры  и  отдали  на  воспитание  приёмным  родителям  Яшоде  и  Нанде  в  маленькой  деревне  Гокула.  Двое  других  младенцев  Деваки  также  выжили, - Баларама  (седьмой  ребёнок  Деваки,  который  мистическим  образом  перешёл  из  чрева  Деваки  в  чрево  Рохини,  первой  жены  Васудевы),  и  Субхадра  (дочь  Васудевы  и  Рохини,  которая  родилась  после  Баларамы  и  Кришны).

     Место  рождения  Кришны  в  Матхуре  является  местом  паломничества  для  индусов  и  называется  Кришна – джанма – бхуми.  Там  расположен  храмовый  комплекс,  воздвигну-тый  в  честь  этого  события.

                Детство  и  юность

     Нанда  был  главой  общины  пастухов  коров,  проживавших  в  районе  Вриндавана.  В  историях  о  детстве  и  юности  Кришны  описывается  его  жизнь  под  защитой  этих  пастухов.  Когда  Камса  узнал,  что  младенцу  удалось  вырваться  из  его  рук,  он  начал  посылать  различных  демонов  (таких  как  Агхасура),  с  заданием  уничтожить  Кришну.  Все  эти  демоны  погибли  от  рук  Кришны  и  его  брата  Баларамы.  Многие  самые  популяр-ные  истории  Кришны  связаны  с  этим  периодом  его  жизни,  такие  как  поднятие  холма  Говардханы  и  его  игры  с  Радхой  и  другими  деревенскими  пастушками  гопи.  Истории  любовных  игр  Кришны  с  гопи,  известные  как  раса – лила,  позднее  были  описаны  в  поэме  «Гита – Говинда»  авторство  Джаядевы.

                Кришна  как  принц

     Когда  Кришна  подрос,  он  возвратился  в  Матхуру,  убил  своего  демонического  дядю  Камса  и  восстановил  на  престоле  династии  Яду  отца  Камсы  Уграсену.  Сам  Кришна  стал  главным  принцем  при  дворе.  В  это  же  время  он  подружился  с  Арджуной  и  другими  принцами  Пандавами  царства  Куру,  которые  были  его  двоюродными  братьями.  Позднее  Кришна  переселился  с  династией  Яду  и  своими  подданными  в  город  Двараку  (в  современном  Гуджарате)  и  женился  на  Рукмини,  дочери  царя  Бхишмаки  из  Видарбхи.

    Согласно  некоторым  писаниям,  у  Кришны  было  16 108  жён,  из  которых  восемь  были  главными – в  их  число  входили  Рукмини,  Сатьябхама  и  Джамбавати.  Остальные  16 100  девушек  были  в  плену  у  демонического  царя  Наракасуры,  пока  Кришна  не  уб-ил  его  и  не  освободил  их  всех.  В  согласии  со  строгими  обычаями  того  времени,  девушки,  побывав  в  плену,  не  имели  никаких  шансов  выйти  замуж.  так  как  считались  падшими,  но  Кришна  несмотря  на  это,  взял  их  себе  в  жёны  и  сделал  их  принцессами.  В  вайшнавских  традициях  индуизма,  все  жёны  Кришны  в  Двараке  считаются  воплощениями  Лакшми.

                Битва  на  Курукшетре  и  «Бхагавадгита»

    Кришна  приходился  двоюродным  братом  одной  из  конфликтующих  сторон – Пандава  (будучи  племянником  их  матери  Кунти,  сестры  Васудевы).  Кроме  того,  Кришна  был  двоюродным  братом  самого  могучего  и  доблестного  кшатрия,  сражавшегося  на  стороне  Кауров – Карны.  Кришна  предложил  предводителям  каждой  из  сторон  выбрать  или  свою  армию,  или  самого  себя,  но  с  условием,  что  он  не  возьмёт  в  руки  оружия.  Кау-равы  выбрали  для  себя  армию  Кришны,  а  сам  Кришна  встал  на  сторону  Пандавов  и  в  предстоящей  великой  битве  согласился  быть  возницей  колесницы  своего  друга  принца  Арджуны.  «Бхагавадгита»  представляет  собой  философский  диалог  между  Кришной  и  Арджуной  перед  началом  битвы  на  Курукшетре,  в  котором  Кришна  даёт  наставления  Арджуне,  который  не  мог  решиться  поднять  оружие  против  родичей  (включая  своего  деда  Бхишму  и  наставников,  сражавшихся  на  стороне  Кауравов).  Старший  брат  Кришны  Баларама  осудил  Кришну  за  вмешательство  в  конфликт,  и  сам,  чтобы  не  принимать  ничью  сторону,  на  время  битвы  удалился  в  паломничество. 

    Кришна  играет  важнейшую  роль  в  исходе  битвы  на  Курукшетре,  подбивая  Пандавов  расправиться  с  сильнейшими  витязями  Кауравов  нечестными  способами.  Следуя  сове-там  Кришны,  Пандавы  обманом  избавились  от  своего  непобедимого  наставника  в  вое-нном  деле  брахмана – воина  Дроны;  по  настоянию  своего  возницы  Кришны  Арджуна  убил  непобедимого  Карну,  когда  его  колесница  увязла  в  земле  и  поединок  должен  был  быть  приостановлен;  по  подсказке  Кришны  самый  могучий  из  Пандавов  Бхима  в  поединке  на  палицах  убил  предводителя  Кауравов  Дурьодхану  запрещённым  ударом  ниже  пояса.

                Последний  период  жизни

    После  битвы  на  Курукшетре,  в  течение  36  лет  Кришна  жил  в  Двараке.  Затем,  в  хо-де  одного  празднества,  между  Ядавами  развязалась  битва,  в  которой  они  полностью  уничтожили  друг  друга.  После  этого  старший  брат  Кришны,  Баларама,  оставил  своё  тело  в  йогическом  трансе.  Кришна  удалился  в  лес  и  сел  медитировать  под  сенью  дерева.  Проходивший  мимо  охотник  с  говорящим  именем  «Джара»  (старость),  увидев  сквозь  листву  часть  стопы  Кришны,  принял  его  за  оленя  и  смертельно  ранил  его  стрелой.

    В  согласии  с  «Махабхаратой»,  Кришна  погиб  из – за  проклятия  матери  Кауравов  Га-ндхари.  Она  очень  сильно  огорчилась  и  разгневалась  после  смерти  своих  сыновей  на  поле  битвы  Курукшера  и  прокляла  Кришну  за  то,  что  тот  не  приложил  достаточно  усилий  для  того,  чтобы  остановить  войну.  После  того  как  Кришна  узнал  об  этом  про-клятии,  он  просто  улыбнулся  и  принял  его,  заявив,  что  его  долгом  было  сражаться  на  праведной  стороне,  а  не  предотвращать  войну.

     В  согласии  с  описаниями  «Бхагавата – пураны»  и  «Бхагавадгиты»  и  основанными  на  них  астрономическими  расчётами,  датой  смерти  Кришны  в  индуизме  считают  18  февраля  3102  года  до  н.  э.  Эта  дата  основывается  на  описании  в  «Махабхарате»  того,  что  Кришна  правил  в  Двараке  в  течение  36  лет  после  битвы  на  Курукшетре.  В  «Матсья – пуране»  также  говорится,  что  во  время  битвы  на  Курукшетре  Кришне  было  89  лет,  после  чего  Пандавы  правили  в  течение  36  лет.  Кришна  прожил  на  Земле  126  лет…

    На  заре  индологической  науки  учёные  считали  Кришну  мифическим  персонажем.  Однако  позднее  некоторые  востоковеды  пришли  к  заключению  о  том,  что  Кришна  был  реальной  исторической  личностью,  впоследствии  обожествлённой.  Согласно  Клостермайеру,  с  большой  долей  уверенности  можно  утверждать,  что  основой  для  мифического  Кришны – Васудевы  послужил  «исторический  Кришна,  герой  клана  вришни  из  племени  ядавов,  живший  в  Матхуре  и  округе». 

     Мирза  Гулам  Ахмад  из  Ахмадийского  движения  в  исламе  говорил  о  Кришне  следующее:
          Пусть  будет  ясно  всем,  что  Господь  Кришна  в  согласии  с  тем,  что  было   
          явлено  мне,  был  истинно  великой  личностью,  подобную  которой  трудно  найти 
          среди  риши  и  аватар  индусов.  Он  был  аватарой  своего  времени,  на  которую 
          снизошёл  Святой  Дух  Бога.  Он  был  от  Бога,  победоносный  и  процветающий.  Он 
          очистил  арийскую  землю  от  греха  и  был  пророком  своей  эпохи,  чьё  учение  было 
          впоследствии  всячески  извращено.  Он  был  полон  любви  к  Богу,  был  другом 
          добродетели  и  противником  зла. (16*).

     Господь  нисходит,  когда  религиозные  принципы  приходят  в  упадок.  Хотя  существу-ет  множество  трансцендентальных  форм  Господа,  все  они – та  же  Верховная  божественная  личность.

                22.12.2018  год