Читая Франсуа Рабле...

Анатолий Святов
"Выдержки, извлечения и прочая подобны зажигательным стёклам - они собирают лучи ума и знания, рассеянные в произведениях писателей силою и живостью сосредоточивая эти лучи в сознании читателей"

Джонатан Свифт.


Ещё в студенческие годы изучая "Зарубежную литературу" как предмет, я всё время задавал себе вопрос, а знаем ли мы больше, нежели пятьсот лет назад и более, знал человек. И насколько изменилось мышление человека,:-) Итак!

ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ

Письмо отца сыну в учебное заведение, XV век...

... Среди тех даров, щедрот и преимуществ, коими зиждитель мира, всемогущий господь изначально наделил и украсил природу человеческую, высшим и самым редкостным свойством представляется мне то, благодаря которому природа наша в смертном своём состоянии может достигнуть своего рода безсмертия, и в переходящей жизни увековечить имя своё и семя, и совершается это  через потомств, рождаемых нами...

... Следственно благодарность моя господу промыслителю моему, имеет под собою достаточно твёрдое основание, ибо он дал мне возможность увидеть, как моя убелённая сединами старость расцветает в твоей молодости, и когда по его произволению, которое всем в мире управляет и всё умирает, душа моя покинет человеческий мой сосуд, я умру не всецело, - я лишь перейду из одного обиталища в другое, коль скоро в тебе и благодаря тебе видимый образ мой пребудет в сём мире, продолжая жить...

... Говорю я это не из пустого тщеславия, хотя в письме к тебе я имею полное право себя хвалить, примером чему служит нам Марк Тулий в своей книге "О старости" и Плутарх в книге под заглавием "Как можно себя хвалить, не вызывая зависти", а единственно для того, чтобы выразить всю мою нежную к тебе любовь.

... Ныне в ходу изящное и исправное тиснение, изобретённое в моё время по внушению бога, тогда как пушки изобретены по наущению дьявола.

... Всюду мы видим ученых людей, образованнейших наставников, обширнейшие книгохранилища... и вскоре для тех, кто  не понаторел в Минервинной школе мудрости, все дороги будут закрыты.

... Ныне разбойники, палачи, приходимцы и конюхи более образованны, нежели в моё время доктора наук и проповедники ...но как сказал премудрый Соломон, мудрость в порочную душу не входит; знание, если не имеешь совести может лишь погубить.

Вот почему я призываю тебя сын мой употребить свою молодость на усовершенствование в науках и добродетелях.

Твой отец Гаргантюа!


Утопия.  марта 17 дня 1534 г.


Ну и завершить хочется опять же позднейшим высказыванием Джонатана Свифта (1667-1745)

"Книги - дети разума".

P.S.  Получив и прочитав это письмо, Пантагрюэль взыграл духом и загорелся желанием учится ещё лучше!:-)