Мари из Парижа. Часть 2

Валерий Раппопорт
    Мы расстались в прошлый раз с её обещанием позвонить мне.
То, что она позвонит в ближайшие дни, мне просто в это не верилось, хотя какие-то нотки притяжения между нами всё же возникли. Я не знаю, как у неё, но у меня точно было чувство, слегка напоминающее эйфорию.  Как будто кто-то наверху, может быть, сам Господь, услышал мои слова и мои мысли о Франции, в которой мне так хотелось побывать, и послал в этот  первый день это создание в виде Мари.

Я заканчивал свои дела в Москве, и  собирался  покинуть её на другой день. Так я и сделал на следующий день, отдав ключи от номера на ресепшн.
Через час скорый поезд уносил меня домой: Мари не позвонила ни на следующий день, ни через неделю. Звонить ей я, конечно, не решился. У нас это было бы возможно, но как у них, я этого не знал и потому сам не звонил.

                ***
Но дней через семь – восемь раздался звонок мобильного телефона. Мне звонят часто, и я не рассчитывал, что это может звонить она. Но это была она. И как-то сходу мы перешли на «Ты». «Прости, что заставила тебя ждать. У меня были неотложные дела в Москве и дома у матери с сыном».

«Валери, я слышала, что у вас в стране есть Золотое кольцо» - чётким голосом проговорила она.  У меня есть ещё несколько дней до отъезда домой, и я бы хотела посмотреть, что это за кольцо.
Я так обрадовался её звонку, что в первую минуту не знал с чего начать. Потом, придя в себя, стал ей подробно рассказывать, что под Золотым кольцом подразумеваются несколько городов и областей или, как у вас округов, на северо-востоке нашей страны. Они образуют цепь городов, состоящих из сокровищниц российского зодчества нескольких веков, своего рода российские раритеты. Это кольцо за один день не объедешь, тем более нужно ещё смотреть все эти храмы и монастыри. И ещё сказал, что ехать нужно только на автобусах, можно на экскурсионных, можно на рейсовых. Заранее нужно прозвонить гостиницы, где нужно останавливаться. Я сказал ей ещё, что гид нам не нужен, гидом буду я сам.
У меня к тому времени был большой опыт работы на Золотом кольце, как экскурсовода.
«Ну так давай проедем куда-нибудь» - сказала она.

Я перечислил ей одиннадцать городов, входящих в Золотое кольцо, и предлагал остановится на Суздале. Это – наиболее информативный город, бывший когда-то столицей древней Руси в виде Суздальского княжества.
Мари с радостью согласилась. Ей очень импонировало то, что гидом буду я сам и не нужно ходить в толпе среди других экскурсантов.

                ***

Мы договорились, что она на рейсовом автобусе приедет во Владимир, где я её встречу на автовокзале. Поскольку у нас не было своей машины, вариант был только один. Она была согласна. Договорились о дне, телефоны друг друга у нас были.
Я заказал в Суздале два отдельных  номера в гостинице.
Наступил день, о котором мы говорили. Она уже ехала во Владимир, и я выехал тоже во Владимир из своего города, и через три часа был уже на месте. Вскоре подошёл и её автобус. Во Владимире всё устроено очень чётко, все стоянки и места прибытия обозначены табличками и диктор постоянно объявляет откуда прибывает автобус и на какую стоянку он станет.
Я подал ей руку, когда она сходила с последней ступеньки. Она была такая непосредственная, и с ней было очень легко. Она как-то незаметно поцеловала меня в щёчку и слегка прижалась ко мне, а потом взяла меня под руку,  и мы пошли смотреть где стоянка на Суздаль. Билеты у меня уже были.

К слову сказать, Владимир имел хороший парк автобусов. Все они были иностранные. Мари сказала, что чувствует себя как на автовокзале у себя в Авиньоне. Оставалось до отъезда ещё полчаса, пошли в кафе просто посидеть. Она попросила воды. Столики были без стульев с мраморными столешницами. Мари ничему не удивлялась. Она привыкла к суете, еде на ходу, и с ней не было проблем.
Объявили нашу посадку. Автобус был небольшой, с удобными мягкими креслами.
Поехали. Ехать было полтора часа. Она взяла мою руку в свою и непринуждённо смотрела в окно, спрашивая о том, что мы проезжаем. Тот же запах французских духов струился от неё и кружил мне голову. Красивая причёска привлекала внимание других пассажиров.
Когда мы проезжали Золотые ворота, то она спросила: «А где же эти ворота?». Я тихо рассказал ей о легенде о Золотых воротах. Её это удовлетворило и удивило. К нам всё же прислушивались рядом сидящие люди.
Дорога из Владимира в Суздаль идёт через Ополье. Я рассказывал Мари: с древних времён возделывалась  эта благодатная плодородная земля, на которой сходились торговые пути, связывающие Оку и Клязьму с Волгой. "Что есть Клязьма?" - спросила она. "Клязьма - так назвается река. У нас в России много рек со смешными названиями, но всё это происходит из очень давних времён. "А у нас во Франции не бывает рек со смешными названиями". Я спросил: "А ты когда-нибудь была в Москве на старом Арбате?". "Нет, Валери, ты знаешь, не пришлось" - ответила она. "Как нибудь я тебе расскажу о переулках, которые есть на старом Арбате, и как они назваются. Там теперь есть надписи на стилизованном под латынь языке. Но иностранцы, читая эти надписи, всё равно не понимают значения этих слов, напрмер: Криво-коленный переулок". Она весело засмеялась. "А что, разве в древности у кого-то были кривые колени?- продолжала смеяться. Я смеялся вместе с ней. "Я позже на досуге тебе объясню, там много всяких смешных названий".
"Ты посмотри вокруг" - продолжал ей рассказывать об Ополье. "Раньше, очень давно здесь были густые дубравы, большей частью поросшие дубом. Но постепенно деревья вырубались, и земли под ними распахивались. Сеяли рожь, овёс, пшеницу. Но этот край больше всего подходил для животноводства - развивалось молочное и мясное производство". "А что же не видно ферм" - спросила она. "Это сложный вопрос" - ответил я. Пока ещё эти хозяйства ещё единичные". Мари долго ещё крутила головой и даже поворачивалась назад, пытаясь всё разглядеть.

Но мы уже подъехали к Суздалю.

                ***
               
Там пришлось некоторое расстояние идти пешком. Это – рекреационная зона – уголки живой природы, много деревьев и зелёных насаждений. Мы шли по дороге к Торговым рядам в центре города. Там помещались различные магазинчики. Раньше самым главным брендом Суздаля была медовуха. Я стал объяснять Мари, что медовуха –это напиток Руси, когда не знали ещё вина. И ценилась медовуха наряду с такими напитками как виски в Шотландии, саке в Японии или тыкила в Мексике. Медовуха – это были мёд, хмель и вода. Добавляли ягоды, травы. Но к концу ХV века изготовление медовухи затихало, и уже к ХVII веку на Руси появилось вино, привозимое из-за границы.

Здесь же, то есть сейчас, когда мы проходили мимо продавцов, я бы не решился купить и попробовать этот напиток. Я не сказал ей, что медовуху научились подделывать, иначе бы я имел множество вопросов от неё.
Были тут магазины с русскими матрёшками, орденами, и военным снаряжением. Иностранцы падки на всё. Особенно их привлекала палехская живопись и хохлома.

                ***
Я вёл Мари к Рождественскому собору – жемчужине всего Суздаля. Вся прелесть его заключалась в куполах. Они были синего цвета с золотыми звёздочками на них. При хорошем солнечном освещении получались великолепные снимки. Мы входили через тяжёлые ворота.
Весьма гармоничный синтез разных стилей русского зодчества, обогащенный элементами барокко. Здание выглядит одновременно величественным и праздничным.

Мари, как зачарованная, всматривалась в незнакомую ей архитектуру.  Выросшая на стиле французской готики, она не могла наглядеться на красоты белых стен собора.

Повернувшись ко мне, она сказала: «Наш Нотр дам де пари, хоть и красивый, но он весь одного серо-жёлтого цвета и выглядит несколько угрюмо». Слово «угрюмо» я ей подсказал. Но сравнивать готику и русский древний стиль невозможно. Я ей объяснял, что эти вещи не сравнимые, хотя оба собора древние.
Нижняя половина фасадов под аркатурным поясом — реликт 13 века, второй этаж достроен столетием спустя, кровля и главы заменены в 16 веке после татарского набега. Стены декорированы белым камнем — так создается впечатление накинутого сверху кружева. В середине 18 столетия луковичные купола встали на место шлемовидных.

В соборе шла служба, и мы пока вышли из него и прошли на площадь к торговым рядам. Тут были многочисленные кафе и рестораны, магазины, заполненные старинными вещами, продуктовые магазины.
Зашли в кафе. Тяжёлые стулья чёрного дерева отодвигались с трудом. Сели за столик на двоих. Официанты, как в старину, мужчины. Кстати в старину они назвались половые. Мари не совсем поняла это слово. Я объяснил ей, что это не то, что она думает. Заказали чайник с особым чаем и пирожки с капустой, грибами и с чем-то ещё. Она пила чай из небольшой тяжёлой чашки, заедая пирогом с капустой. Ей всё было в новинку. Глаза блестели, и улыбка не сходила с её лица. Она была счастлива, находясь в центре русской старины.
Всё, что мы не съели, забрали с собой в гостиницу.

Главы из романа.
Продолжение: Часть3, Часть4