A Пушкин всё зеленеет...

Наталья Варламова
                А Пушкин всё зеленеет…
 Безудержное веселье, праздники, развлекухи, медовухи, ярмарки, интерактивные шоу, просто шоу и прекрасные во всех отношениях шоу, мастер-классы по изготовлению роз из кленовых листьев и мыльниц из рыбьих хвостов, кулинарные и дворницкие фестивали, гулянки и выставки – всё, что только выдумать заблагорассудится, можно найти и встретить в нынешней Москве.
Впрочем,  искать-то и не надо: всё само «так и прыскает» в лицо вам: огни и фейерверки, фонари и рекламы подмигивают и манят, обещая за следующим поворотом новые впечатления.

Да, загудела-зававилонилась Москва…
Бесспорно, радует, что исчезли большие и малые черкизоны; отрадны и чистота, и широкие тротуары, и множество цветов, фонтаны, элегантная подсветка домов; торжествуем, бывая в парке «Зарядье» и проезжая по удобно-красивой современной МЦК; от души благодарны за отремонтированные старинные особняки, обновлённые монастыри, храмы и возведённые заново церкви.
 
Однако.
Есть в столице сад «Эрмитаж». Слово это означает – «место уединения». Помилуйте, разве можно такое место найти в нынешнем Эрмитаже? Здорово, что москвичи и гости вышли на улицы. Гуляют они по ним. Покупают. Едят. Глазеют. Вновь покупают. А где же побродить, помечтать, поскучать (в высоком смысле слова) и просто на воробьёв посмотреть? Да так, чтоб без толпы, без рэп-бум- звуков, что ныне песней и музыкой зовутся? На Патриарших и Чистопрудном впору устанавливать разделительную полосу, чтобы идущие в одну сторону не спихнули в пруд идущих в обратную сторону.
Здорово, что из главных парков города исчезли девушки с вёслами (хотя теперь понимаем, что фигуры у них были очень даже) и облупленные качели-лодочки заменили  на гигантские комплексы аттракционов, контактные зоопарки и выставочные павильоны. Правда, зачастую в них демонстрируют новую технику, кошек, кусты и цветы, обувь и бытовые приспособления, иногда  продают освящённые продукты. (Исключение, конечно, ММКЯ и научные выставки)  Кстати, на православных ярмарках всё чаще монастырям, подворьям и храмам отводят, хорошо если 20%-25% площадей, а остальное – бельё, балыки, броши, блюда, ремни и бляхи… Про ВДНХ, к слову, и не упоминаем – там всегда было трудно найти место, чтобы послушать птиц, сидя на лавочке. Но вот уже и в Сокольниках не только соколы (понятное дело), но и соловьи и другие певчие птички – вот глупые, почему-то всё больше прячутся где-то и вообще ищут спокойные места. Не понимают они, старомодные консерваторы, что это веяние такое ныне у москвичей культурное – балы и пиры Валтасара. «Кого-кого?»,- спросит, наверное, московская администрация.

Развлекать! «И никаких гвоздей!» Вот лозунг новый у московских у властей!
Увеселять в музеях (непременно почему-то по ночам), в парках, на бульварах, в барах, библиотеках, банях, и с уличных сцен, и с балконов, и автобусов, с экранов, напиханных в общественный транспорт и кафешки. Понятно, когда это происходит на стадионах, в цирках и театрах, но почему теперь развлекухи с большой долей показухи правят вихревой бал повсюду, только что не на крышах домов и заводов? «Гульбища да игрища - инда грохот стоит!» - подметил классик.
…Сценка из жизни «загнивающего запада» середины семидесятых XX cтолетия: сияющий огнями богатый город, манящие, сказочно оформленные витрины детских магазинов со всякой игровой всячиной… На бордюре у входа в эти магазины сидят с тоскующим выражением на лицах дети лет 10-12, они даже не смотрят на витрины вокруг себя, не обращают внимания на громкую музыку, кажется, ничто не может их увлечь. Пресыщенность. По-научному: сенсорная депривация.
Митиль и Тильтиль в них схоронились от грохота и гама. Скукожились.
Нашим деткам, кажется, ещё далеко до этого, но так ли уж далеко? Куда только не тащат их в любой свободный день!  В толпе непросто ребёнку сказать что-то важное, трудно его услышать и понять, там вообще бывает опасно.
Даже на православном канале «Спас» не избежали тяги к «блёсткам мадригальным»:  желая преподнести что-то «эдакое», в одной из передач заставили «гарцевать» в студии живого верблюда! Оригинально? Глупо безмерно.

Любимое место прогулок москвичей – бульварное кольцо ныне  определённо офонарело! На стволы бульварных мечтателей – тополей, берёз и лип навесили кривые массивные железяки с прикреплёнными к ним разноцветными толстыми стеклянными вёдрами…
У-у-у…ну, где же, где в московском правительстве дизайнеры?! Или хорошо и красиво, по мнению тех, кто оформляет улицы, - это когда всего и всякого много-много? То бишь, «вкусу пропасть»?  Почему уже несколько лет памятник С.А.Есенину зажат между ларьками с пирожками и сосисками? А памятник А.С.Пушкину даже во время «святого» для московских властей мундиале не почистили от зелени? Он и поныне зеленеет… Краснеет ли кто-нибудь при этом из чиновников? Ага…
И станция Войковская  всё так же позорно прозывается, и всё так же угрожающе угрюм церетелевский 98- метровый Кинг- Конг на Москве-реке.
При этом  кругом сияют и дрожат «синие-синие-презелёные-красные» огни и воздушные шары, а люди мчатся куда-то.
На улицах, в торговых центрах -
 «…Как от чумы, от тишины бегут.
Пресыщенность поёт, гогочет, скачет.
И ей ли знать, куда её ведут…».(иеромонах Роман)

В спальных районах, кроме Зеленограда, не всегда найдутся спокойные  зелёные уголки, а в некоторых случаях по одному просто чревато углубляться в зелёные массивы. Печально знаменит в этом смысле Измайловский парк, а вот отзывы с сайта парка Покровское-Стрешнево (октябрь 2018):
- «Пруды и речка обмелели. У родника полчища крыс, людей не боятся, бросаются прям под ноги, прыгают в кормушки для птиц. Неумелые работы по очистке прудов погубили экологию парка. Зато захвачена, непонятно кем, часть парка за высоким забором с колючей проволокой и камерами по периметру с новым отстроенным особняком, кортом и другими постройками.. Если это якобы восстановление «усадьбы», то почему ее так охраняют от народа?».

- «Очень много крыс, очень, и это днём в пятницу, когда людей много рядом с родниками и ниже к воде. Там люди кормят уток, но на это бегут сотни крыс, будьте внимательны».
 Что это?! Нет слов… (В отзывах также отметили, что усадьба ныне принадлежит ВШЭ).

В будущем году исполнится 160 лет, как великий наш драматург в одной из самых известных своих пьес «Гроза», предвидя, пугающе точно описал эту кутерьму: «Ведь эта беготня-то …что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад да вперёд неизвестно зачем… Суетный народ…вот он и бегает. Ему представляется, что он за делом бежит, торопится, бедный, людей не узнаёт, ему мерещится, что его манит некто, а придёт на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдёт в тоске…Суета-то она вроде тумана бывает…в Москве-то …гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идёт, стон стоит».
Между тем, РПЦ и лично Святейший Патриарх Кирилл вот уже несколько лет пытаются подсказать московским властям идею  плодотворного начинания: в День Славянской Культуры и Письменности хоры поют ВМЕСТЕ со зрителями любимые песни. Что ещё так объединяет людей, как не совместное душевное пение дорогих сердцу песен? Ну, заработать на этом, конечно, невозможно.

Слава Богу, благословенными садами-островками, в которых по-другому течёт умиротворённое время, стали прицерковные  дворики и монастырские владения.  Островки среди бурных мирских рек, корабли спасения. Так, много лет белым парусом надежды светит всякому  маленькая церковь на Новом Арбате, зажатая между серыми бетонными прямоугольниками стандартных многоэтажек.
Слава Богу, священномученик Патриарх Гермоген и святой Владимир воздели к небу благословляющие святые кресты над сумятицей Манежной площади, над кипящими-шумящими улицами, над Кремлём, всей Москвой и Россией!
Весной на Тверском зазеленеют клейкие листочки и травка, и тогда бросающиеся в глаза белёсо-зелёные знаки неуважения к памятнику А.С.Пушкину со стороны московских властей должны исчезнуть! А монумент поэту будет отливать и звенеть бронзой, утопая в живых цветах…