Комедианты

Ирина Красильникова 2
(Театр «Своё Время»)

Милый подвальчик жилого дома на улице Шкулева, недалёко от станции метро «Волжская»; чай с печеньками; театральная библиотека и просто офигениальная Книга Отзывов. Типа самострочных песенников, кои мы любовно делали в пионерлагере. С картиночками, вырезками из журналов, фотками...
Это - театр «Своё Время». Но на самом деле я как будто попала в 90-е. Может, потому, что это - Мое Время? ;

***

Три задушевных звоночка, как будто сбежавшие сюда из моего далекого детства - и спектакль «Комедианты» по рассказам Чехова начинается... Юная актриса Оля (Екатерина Власова), волей случая оказавшаяся ночью одна в театре, решает сыграть «для себя», когда никто не придирается и не критикует. И очень душевно читает рассказ «Комик», прекрасно справляясь с ролями застенчивой Марьи Андреевны, ждущей признания в любви, и комика Воробьева-Соколова, мечтающего... об опохмелке...

Неожиданно появившаяся актриса Глафира Валерьевна (Мария Лазаревская), в свою очередь, приглашает зрителей немного погрустить над рассказом «Панихида». И действительно, как грустно осознавать, что и в чеховское, и в наше время были и остаются родители, не желающие понимать своих детей и разделять с ними радость творчества и любимой профессии. И даже потом, заказывая панихиду по умершей дочери, они глубоко уверены в своей «непокобелимой» ; правоте...

Дальше на сцене начинается, как сейчас модно говорить, «трэш». Пред светлы очи девичьей компании является веселый пьяница Виктор (Егор Боборыкин), предлагающий гениальнейшее «Средство от запоя». Пациентом в руках озверевшего парикмахера Гребешкова оказывается манекен Ренатус, ибо никакой Фениксов-Дикобразов 2-й не выдержит таких побоев вперемежку с коктейлями из водки и всего, что продаётся в хозяйственных магазинах. Ренатус же все это перенес стоически (и лежачески;). А то, что у него периодически голова отваливалась, лишь доказывало: усилий для убийства «зеленого змия» было приложено больше чем достаточно.

Следующий участник ночного актерского «междусобойчика» - сердцеед и сердцевед Юрий (Грант Туманов) оказывается неожиданно серьезным молодым человеком. Пофилософствовав об артистах как о «рабочих муравьях», он потчует зрителей рассказом «Барон» - о старикашке-суфлере, «все знающем» и обо всем имеющем своё веское мнение.
Хочется отметить замечательное умение Гранта перевоплощаться: надтреснутый стариковский голосок получился у артиста таким натуральным, что просто дива даёшься!

И, наконец, звезда антреприз Марианна (Александра Неронова), посетовав на некоторых авторов, которых она «готова прибить», в качестве доказательства исполняет рассказ «Драма». Гениально исполняет, я не шучу. А Виктор и Юрий тем временем выдают не менее гениальную пантомиму, от которой зал буквально катается от смеха.

***

Только не думайте, что мы присутствовали на простом вечере чтения рассказов Чехова. Режиссёр Микаэль Штерн умело вплёл эти произведения в канву весьма интересного «спектакля в спектакле» со своей концепцией и интригой. Размышления о трудностях актерской судьбы перемежаются здесь с хохмачными случаями из жизни людей искусства. На этом спектакле и смеёшься, и плачешь. Здесь - жизнь во всем ее многообразии. Такого необычного Чехова очень интересно смотреть и слушать.

Ах да, ну как же я могла забыть о ещё двух персонажах спектакля: пусть не главных, но весьма колоритных. Первый - некий длинноволосый чувак Петрович (Артемий Астахов), принятый на должность осветителя. Но он, похоже, из театра вообще не вылезает, ибо нашёл там все, что описано в книге «Три источника и три составные части хиппизма»: «вписку», «хавку» и «тусовку» ;.
Ну, а в самом конце спектакля на сцене появляется уборщица тетя Лена (Лена Силкина) и, разогнав актеров, произносит проникновенный монолог о том, какая же все-таки это странная профессия - актёр. Замечательная тема для брошюры «Народ об искусстве». И очередная пища для размышления, что же все-таки лучше: всю жизнь спокойно и нудно мыть полы, или жить и работать трудно, ненормированно, бессонно, но так интересно!

***

Ружьё, висевшее на сцене весь спектакль, вопреки всем прогнозам классика, в конце так и не выстрелило. Хотя назойливую госпожу Мурашкину из рассказа «Драма», чуть не уморившую известного драматурга Павла Васильевича, все же, согласно содержанию рассказа, ликвидировали. И мне, как ни странно, было ее искренне жаль: не дал злобный драматург родиться очередной «Звезде Драмы»! ;

***

Я уверена, что многим зрителям очень нужен именно такой театр. Маленький, домашний, Свой... Театр, где можно после спектакля попить чайку с актерами, или написать- нарисовать-наклеить что- нибудь в тетрадку для отзывов. Где молодой талантливый режиссёр может запросто подойти к тебе и рассказать, какие новые спектакли скоро появятся в театре. Где все тебе рады и приглашают тебя приходить ещё...

И не смейтесь, пожалуйста, читая это. Кто знает, что будет с этими одарёнными молодыми людьми в будущем? Может, уже лет через 5-10, выходя из какого-нибудь именитого театра, ты с гордостью скажешь своему другу об исполнителе главной роли: «А знаешь, я ведь раньше с ним чаи гонял!» А друг тебе в ответ: «Да ладно, гонишь!” ;