Бабочка

Владимир Калуцкий
160 лет назад умерла Евдокия Растопчина
...
Молва о её приезде явилась в воронежский городок Анна раньше самой Евдокии Растопчиной. И молва злая. Дескать, бежала госпожа от мужа и всех своих любовников разом. И де будет теперь в Анне что-то вроде вертепа.
Но воронежскому губернатору Дмитрию Бегичеву было не до сплетен. По жандармской линии получил он приказ установить над Растопчиной гласный надзор и ограничить её общение с местной публикой, "поедику в сочинениях ея есть противныя государственному устроениею мысли"
Губернатор велел запросить из столицы казенные бумаги на анненскую гостью. Оттуда узнал, что родилась Евдокия в богатой генеральской семье Сушковых, и стала супругой графа Андрея Растопчина. Что в столице она содержит литературный салон, водит дружбу с Пушкиным, Лермонтовым и Жуковским, что нрава Евдокия Петровна легкого, от чего семейная жизнь не складывается, и потому выслал её муж в свое имение в наказание.
Но главное, что вычитал Бегичев, так это то, что Евдокия - известная в обоих столицах поэтесса и переводчица, что "стихи ея не глубоки, но не лишены изящества", что её комедии ставятся на сценах губернских городов, и что она владеет восемью (!) языками!
К этому надо добавить, что сам губернатор Бегичев не чурался сочинительства. Если честно - он считал себя прежде писателем, а потом уж государственным мужем. Поэтому встретить госпожу Растопчину в Анну он поехал лично.
Между поэтами сразу и надолго завязалась большая дружба. Не сказать, что она отразилась в их творчестве. Но то, что годы общения для обоих стали особо плодотворными - надо. Годы так называемой мужней опалы Евдокия всегда вспоминала. как лучшие в жизни.
В Анне у Евдокии родились двое детей.
Но для творческой подпитки ей стало не хватать общения, воздуха. Грозный муж согласился на её отъезд из имения, но не в столицу, а за границу.
И это было тем, о чем говорится - выпустить щуку в реку. Анна жила по несколько месяцев в разных странах, и писала стихи и прозу на языках пребывания. Скоро она стала звездой светских салонов, она сорила деньгами и стихами, и постепенно стала забывать о запретных на Родине темах. В Германии она написала поэму "Насильный брак".
Евдокия еще только собиралась возвращаться на Родину, когда её посоветовали этого не делать. Император Николай Павлович в гневе обещал посадить поэтессу в Петропавловскую крепость и арестовать, как только она окажется на первой же почтовой станции России. Гнев венценосца вызвала, как раз, поэма "Неравный брак". Ибо это было не о семейной драме, а об отношения России и Польши.

"И дал державною рукою
Ей покровительство своё,
Одел её парчой и златом,
Несметной стражей окружил.
И, враг её чтоб не сманил,
Он сам над ней стоит с булатом.
Но недовольна и грустна
Неблагодарная жена"

Ничего не напоминает в сегодняшнем дне?

И это прозвучало как раз после Польского восстания, принявшего привилей об интронизации Николая.
И ещё пара лет ушла на то, чтобы видные русские литераторы, некогда члены салона Растопчиной Жуковский, Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнев, В. Ф. Одоевский и другие умилостивили царя. Разрешение ей на возвращение на Родину было выписано. Но жить ей разрешалось только в усадьбе свекрови, без права передвижения по России.
Отношения с матерью мужа не ладились и раньше, а теперь они стали откровенно враждебные. Евдокию лишили денег и общения с друзьями. Графиня Растопчина умерла 3 декабря 1858 года. Похоронена на старом Пятницком кладбище в Москве. Её бывший поклонник, генерал П. Дурново записал в своем дневнике: « Графиня Растопчина, молодая, умерла в Москве от рака желудка: она прославилась своими поэтическими произведениями и своей легкомысленной жизнью".
Ну, что ж. Судьба. давайте сегодня вспомним русскую. поэтессу Евдокию Растопчину, хотя бы прочитав её стихотворение :

...
"ОТРИНУТОМУ ПОЭТУ

Она не поняла поэта!..
Но он зачем ее избрал?
Зачем, безумец, в вихре света
Подруги по сердцу искал?

Зачем он так неосторожно
Был красотою соблазнен?
Зачем надеждою тревожной
Он упивался, ослеплен?

И как не знать ему зараней,
Что все кокетки холодны,
Что их могущество в обмане,
Что им поклонники нужны?..

И как с душою, полной чувства,
Ответа в суетных искать?
В них все наука, все искусство,
Любви прямой им не понять!

Он сравнивал ее с картиной:
Он прав! Бездушно-весела,
Кумир всех мотыльков гостиной,
Она лишь слепок божества!..

В ней огнь возвышенный, небесный
Красу земную не живит…
И вряд ли мрамор сей прелестный
Пигмалион одушевит!..

Она кружится и пленяет,
Довольна роком и собой;
Она чужой тоской играет,
В ней мысли полны суетой.

В ней спит душа и не проснется,
Покуда молода она,
Покуда жизнь ее несется,
Резва, блестяща и шумна!..

Когда же юность с красотою
Начнут несчастной изменять,
Когда поклонники толпою
Уйдут других оков искать,—

Тогда, покинув сцену света,
И одинока и грустна,
Воспомнит верного поэта
С слезой раскаянья она!..