Записки рыболова-любителя Гл. 893-894

Намгаладзе
893

Н о я б р ь  2 0 1 8  г.

Тем временем наступил первый день последнего месяца осени – 1 ноября, день рождения нашего внука Алёши, которому исполнилось 26 лет.
В этот день «Зенит» играл в Ростове в 1/8 финала Кубка России. Ротация  состава после очень плотного графика игр была, конечно, необходима, но не до такой же нахальной степени: всё-таки «Ростов» Карпина шёл на третьем месте в турнирной таблице первенства РПЛ, а «Зенит» играл без Дзюбы, Мака, Паредеса, Смольникова, Мананы, Черных и  Маркизио. И уже на второй минуте «Зенит» пропустил гол со штрафного. Правда, ещё до перерыва «Зенит» отыгрался с пенальти за снос Заболотного, гол забил Дриусси. Но в самой концовке игры «Ростов» забил два мяча и выиграл 3:1.

8 ноября. Следующий матч «Зенит» играл 4 ноября дома на первенство РПЛ с грозненским «Ахматом» и победил 1:0. Гол с пенальти забил Маркизио. Я видел лишь кусочки этой игры во время регистрации во Фанкфуртском аэропорту, куда нас приехали провожать Митя с Ваней и Ариной. Позже я узнал, что минут за десять до конца матча с поля был удалён Паредес, уже во второй раз за недолгое время. «Зенит», однако, устоял.

Итак, 4 ноября закончилась наша четырёхнедельная поездка в Мёрфельден, утомительная из-за скандалов, драк и непослушания детей с одной стороны, и очень радостная из-за тех же детей с другой. Дети просто восхитительны!

Ваня ходит в 4 школы: обычную немецкую в Мёрфельдене, русскую во Франкфурте (ездят туда с Митей по субботам на поезде), музыкальную, где давали в пользование электропианино, а сейчас гитару, и спортивную – общее развитие и дзюдо, и всюду занимается с удовольствием.

Арина ходит в садик и часами может играть дома самостоятельно, чего-то бормоча, восклицая и напевая. С Ваней они могут очень хорошо играть вместе, но часто спорят и дерутся из-за какой-нибудь игрушки, причём Ваня пользуется преимуществами своего пола и возраста и доводит Арину до слёз и воплей.
Маленькая Марика, выделяющаяся своими большими серыми, а не карими, как у Вани и Арины, глазами, лихо ползает по всей квартире, но может и самостоятельно играть в одиночку, чего-то щебеча, хотя знает всего одно слово «мама». Очень позитивна и улыбчива, но как увидит маму, сразу начинает проситься к ней на руки.
 
Альбина – просто мать-героиня. Очень неутомима, правильно (в первую очередь, терпеливо) воспитывает своих русско-немецких детей. Любит читать им сказки во время еды Арины и перед сном. Приучает к общению с другими детьми и их родителями, устраивает дни рождения и праздники, отвечает на приглашения.
Папа Дима, а не Митя, как мы его называем, хоть и очень занят на работе и рано встаёт, тоже заботливый и терпеливый воспитатель, хотя и гневается иногда, особенно на Ваню.

Бабушка Сашуля, вся в приготовлении пищи и заботах о Марике, отдыхала лишь на свежем воздухе, качая коляску  со спящей младшей внучкой и читая электронную книгу с Водолазкиным.

Моя роль дедушки сводилась к проводам в школу и встречам Вани, вовсе не обязательным, но иногда желательным, чтобы не было скучно. Большую часть времени я проводил за своим новым ноутбуком, подводя итоги всей нашей научной деятельности в виде так называемой «Таблицы Князевой», в ходе написан которой я потерял работу двух дней, не сохранив написанное. Как я выл от этой своей ошибки! Ну, и, конечно, работа над грантами и чтение статей.

Каждый день я гулял в кроссовках вечером по окрестностям Мёрфельдена сначала по полтора, а потом по 2 часа. Моим любимым маршрутом была ходьба через обе части поселения Мёрфельден-Вальдорф по прямой дороге на северо-восток в сторону Франкфурта по пустынным улицам сначала Мёрфельден Штрассе, а потом Кетлербахер Штрассе, доходя в конечном итоге, достигнутом в последнюю прогулку, до озера Вальдорфер Бадезее с пляжем и дикими гусями. Иногда я ходил параллельным курсом вдоль железной дороги и лесопарка от озера по западной окраине Вальдорфа к вокзалу станции Вальдорф, а оттуда мимо местного музея и церкви к своей Мёрфельден Штрассе и по ней прямиком к дому.

Из Франкфурта мы вылетели не прямо в Питер, а с ночной пересадкой в Москве из-за внезапной отмены прямых рейсов «Уральскими авиалиниями», да ещё и вылет из Москвы был на пару часов задержан. В результате в Сестрорецк мы приехали на такси только в пять утра 5-го ноября. Я выпил свою вечернюю дозу спиртного и уснул как убитый. В девять проснулся и на дачу отправился. По указанию Сашули малиной занялся: обрезкой выросших и высохших стеблей. Это дело я продолжил и закончил на следующий день. Всю обрезь стащил под навес, чтобы не мокла. Палки от стеблей разрезал на куски длиной с поленья и сложил на поленницу. Истопил баню и чуть не устроил в ней пожар: затлелась деревянная крышка от бака, прижатая к чугунной трубе бака. Погрелся и помылся, а вечером посмотрел как «Порту» избивало нашего чемпиона – московский «Локомотив»: 4:1.

7 ноября – 101-я годовщина дня рождения моего папы и Великой октябрьской социалистической революции, а накануне было 25 лет со дня смерти моего тестя Николая Степановича, Сашулиного папы. Вечером мы отправились в Мурманск поездом в плацкартном вагоне, в котором и едем сейчас, проехав уже Кандалакшу.
 
16 ноября. Вечером 8-го числа приехали в Мурманск к футболу Лиги Европы «Бордо» - «Зенит». Семак опять нахально выпустил на игру запасной состав, приберегая основной состав к игре с ЦСКА, и после первого тайма «Бордо» вёл в счёте 1:0, забив гол с пенальти на Маммане. Во втором тайме «Зенит» отыгрался однако. Вышел на замену Кузяев и прекрасно выдал передачу Заболотному, который и сравнял счёт. «Славия» с «Копенгагеном» сыграли вничью, и «Зенит» остался на первом месте в группе.

9-го я встречался в МАГУ с коллегами, включая Костю Белоушко и пришедших из ПГИ Юлю Шаповалову и Романа Юрика, но без Олега Золотова, ушедшего на занятия. Обсудили дела по новому гранту РНФ. Объяснил народу, о каком полюсе в этом гранте идёт речь, на что мне в письмах до сих пор никто так ничего путного и не написал.
- О центре полярной шапки! – вот самый правильный и короткий ответ. – Куда силовые линии геомагнитного поля магнитосферного хвоста стягиваются.

11 ноября ЦСКА в  Москве играл с «Зенитом», лидером РПЛ, заметно оторвавшимся от преследователей, но показывавшим блеклую игру, хотя и добывавшим очки. Для этого матча «Зенит» приберегал основной состав, пожертвовав Кубком страны в Ростове и рискнув составом в Бордо. А ЦСКА выглядел веселее, хоть и проиграл в Москве Роме. Усталость «Зенита» однако дала о себе знать, да тут ещё и Маркизио, поскользнувшись в центре поля, привёз быстрый гол в свои ворота, а вскоре ЦСКА и второй гол забил. Во втором тайме «Зенит» прибавил, но ЦСКА выглядел свежее и заслуженно победил со счётом 2:0.

13 ноября мы с Машей лепили вдвоём новый грант для РНФ на базе заготовки Олега Золотова, в которой тот уже совсем оборзел: удалил из моей предыдущей заявки правильные банальные слова про численный метод и вставил свои глупости, выделив их жирным шрифтом и сославшись при этом на Самарского. Заявку мы с Машей дописали вовремя, после чего я занялся статьями для двух выпусков Трудов КНЦ – доклады на конференции в ПГИ и постановка задачи моделирования эффектов перемещения магнитного полюса с Юлей Шаповаловой и Машей.  Юле я надписал и подарил пару томиков своих «Записок» и перевёл ей денежки на подарки детям к Новому году и дню рождения младшей дочери Ирины (10 января). Юля – молодец, ничего не забыла, хоть и прибедняется.

Закончив со статьями, я в первом приближении добрался и до конца пресловутой таблицы Князевой, но до желаемого вида довести не успел. Раскидал по этой таблице из 65  страниц всю переписку с соратниками, включая Золотова «без купюр», как он просил, с 2015-го года по сей день. Не успел, как хотел, кое-что из своих писем подробнее представить и выделить цветом места, на которые я хотел бы обратить внимание. Но и в таком виде таблица весьма красноречиво говорила о количестве и качестве работы каждого. Народу я таблицу разослал, но обсудить с ним её не довелось. Доделаю позже и прокомментирую теперь уже по почте из Сестрорецка.

Кратко её цифровые итоги сводятся к следующему. Примерно за два месяца (с 16 сентября) я проанализировал 743 письма своих соратников  2018 года за период с июля 2016-го по ноябрь и получил за это время 347 писем от Маши, 161 письмо от Миши (в нынешнем году в МАГУ практически уже не работавшего), 219 писем от Олега, 99 писем от Серёжи (в нынешнем году только начавшего работать в МАГУ) и 22 письма от Юли Шаповаловой, в октябре этого года к нам присоединившейся.
В прошлом 2017-м году главным событием были работа над главой для ИнТехОпен и  статьёй для JASTP. За этот год я написал 285 писем, получил 93 письма от Маши, 143 письма от Миши и 37 писем от Олега. В текущем 2018 году интенсивная переписка велась в ходе написания заявок на гранты РФФИ и РНФ, и за 10 с половиной месяцев этого года мною было написано  397 писем, Машей – 223, Олегом – 173, Серёжей – 99 и Юлей – 22. Комментарии к этой таблице вставлю позже.

А вчера вечером Сашуля водила меня в новое (переделанное) здание филармонии на представление московской «Новой сцены» «Три века русского балета». И сама филармония, фойе и зал, и балет нам весьма понравились.
19 ноября мы отправились поездом в Питер. Из вагона перед отъездом я пообщался по телефону с Юлей Шаповаловой и дал ей последние наставления по работе.

Письмо Олега Румянцева от 19 ноября 2018 г.

Дорогие товарищи и друзья, участники исторических Пленумов 1961-66гг!
Позвольте оторвать вас от наблюдения быстротекущей мимо, как Северный и Турецкий потоки, жизни, расшифровки ЭКГ и созерцания очередных медицинских анализов.  Разрешите привлечь ваше внимание к событию планетарного масштаба - модернизации системы эталонных средств измерения. В рамках обновленной системы СИ с мая 2019г вводится новый эталон килограмма массы, а также градуса (слава Богу, кельвина, а не нашего родного), моля и ампера.

Так что теперь рабочий эталон килограмма из Палаты мер и весов, что на Московском проспекте г.С-Петербурга, можно будет брать руками и перевозить для показа россиянам хоть в Певек.Зато постоянной Планка декретом закреплено быть постоянной. Теперь все будут весы Киббла мастырить.

Все это напомнило мне одну физическую байку. У чувака на экзамене спросили, как с помощью барометра измерить высоту здания. Он ответил: Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания.Как-то это все похоже на создание нынешнего эталона массы. И тем не менее – свершилось!

Откликнулся на это стихом:
 
Я сегодня выпью двести
(или триста – как пойдет)
Буду пить с друзьями вместе,
Пить с любыми, кто зайдет.
 
Будем пить за новый градус,
И за моль, и за ампер.
Утвердили новый статус
На Конгрессе новых мер.
 
Уверяют – неизменно
Остается все вокруг.
Только как-то мутно это,
Значит – снова наебут.
 
Килограмм теперь не виден.
Будешь верить фраерам,
Что с константой Планка создан
Виртуальный килограмм.
 
С каноническим физическим приветом
                ОЛЕГЪ(ВАСИЛИЧЪ)

На это я ему ответил 20-го числа: - Не переживай ты так сильно!

21 ноября. Вчера вечером я смотрел по ТВ последнюю игру сборной России в Лиге наций против шведов в Стокгольме. Шведам для занятия первого места в группе нужна была только победа, а наших устраивала и ничья. Я, разумеется, болел за шведов, и они выиграли к моей радости. Причём выиграли безоговорочно, уверенно, не спеша, не оставив никаких сомнений в своём превосходстве, забив по голу в каждом тайме.

А от Партии перемен мне пришло письмо с адреса Ксении Собчак с предложением вступить в эту партию. Сашуля надо мной посмеялась: - Этого тебе ещё только не хватало на старости лет!
А я вспомнил старый анекдот.
- Сара, я в партию вступил!
- Вечно ты куда-нибудь вступишь, Абрам, - то в говно, то в партию!
Тем не менее заявление с просьбой меня включить я написал и на сайт партии отправил. Маяковский мне сразу вспомнился, которого я в старших классах декламировал («Единица – вздор, единица ноль… А если в партию сгрудились малые…!).
И ещё я решил заочно поучаствовать в книжной выставке «Нон-фикшн 2018» и денежки туда перечислил.

24 ноября. Вчера мне исполнилось 75. В гостях были Лялька и Серёга Андреевы, Лариса Зеленкова и Града Петрова. Хорошо посидели. С Мишей ласково по телефону пообщались. Из Франкфурта билет на завтрашний футбол «Зенита» с «Ростовом» прислали и новую клавиатуру, а из Калининграда – билет на концерт ирландских танцев 4 декабря. Сашуля электробритву подарила и заказанные мною книжки Андрея Максимова по психофилософии. Серёга Андреев потряс меня вестью, что в Шипучке пауком осетра (!) поймали. А сам он на рыбалку не ходит по причине ослабленного здоровья.Я же сегодня на даче жасмин у калитки обрезал, но не доделал.


26 ноября. Вчера я впервые побывал на новом стадионе «Санкт-Петербург» вместо старого Кировского, смотрел футбол «Зенит» - «Ростов» по билету, присланному из Франкфурта. И вообще я уже не помню, когда живьём футбол смотрел. Впечатление осталось двоякое. Один раз съездить можно, всю картину сразу лицезреть. Но рёв фанатов и истеричные вопли комментатора просто оглоушили.

А «Зенит» сыграл просто великолепно, лучшая игра за последние полтора месяца по общему мнению. Необычная схема – три  центральных защитника: Мевля, Иванович, Анюков; Мак – слева, Кузяев – справа! В центре полузащиты Паредес, Ерохин и Эрнани, в нападении Дзюба и Дриусси. Ни к кому нельзя было придраться, даже к Эрнани, но больше всех мне Дриусси понравился. Он и гол забил и голевую передачу Ерохину сделал. 2:0 при хорошей в общем-то игре «Ростова». Так что «Зенит» выиграл первый круг с отрывом в пять очков от «Краснодара».

27 ноября. Вчера Люба по скайпу делилась со мной своими страхами по поводу ситуации в Керченском проливе. Войну ожидает и боится. Я ей говорю:
- А чего ты боишься? Путин же не боится. Он для этого только и затевает всё, чтобы такие, как ты, от страха  дрожали и на его защиту надеялись. А сам он воевать не собирается, ему инстинкт самосохранения не даст. Он ведь молодец против овец, а против молодца и сам овца.

29 ноября «Зенит» проводил в Питере предпоследнюю игру группового турнира Лиги Европы с «Копенгагеном» и выиграл 1:0 (Мак). Состав был такой же как и в матче  с «Ростовом», только Мак теперь был не слева, а справа, как обычно. Игра была ровнее, чем с «Ростовом», соответственно классу соперника, но «Зенит» достаточно уверенно победил и занял первое в группе, досрочно обеспечив себе выход в следующий круг.

Гораздо веселее проходила игра московского «Спартака» с венским «Рапидом», в которой «Спартак» в первом тайме забил хороший гол при одном ударе в створ, но во втором тайме не удержал даже ничью, пропустив решающий мяч в добавленное время. И новый тренер Кононов, сменивший итальянца Карреру, не помог.

30 ноября. В последний день осени я поинтересовался по электронной почте как идут дела у Серёжи, замолкшего вместе с Машей. Он бодро сообщил о работе с описанием кода программы модели, за которую я его похвалил, но огорчил меня ненужной и со мной несогласованной деятельностью по солнечному радиоизлучению вместо заданной ему работы по модификации модели в части мезосферы, заявленной в грантах. Я счёл это грубым нарушением трудовой дисциплины вдобавок к бездеятельности Маши и Олега. Утешила лишь работа Рыбакова и Юли Шаповаловой по движению северного магнитного полюса.

Снега в Сестрорецке нет, но минус небольшой держится, и прибрежная часть залива потихоньку затягивается льдом.

894

Д е к а б р ь  2 0 1 8  г.

3 декабря «Зенит» играл в Туле с «Арсеналом», в котором в аренде был Дзюба и из которого главного тренера Кононова перевели в «Спартак», назначив на его место Черевченко. А накануне «Краснодар» легко обыграл «Урал» и приблизился к «Зениту» на расстояние в два очка. «Арсенал» играл на удивление раскрепощённо и быстро повёл в счёт, благодаря ошибкам Мевли и Ивановича, а потом и Лунёва, выехавшего лёжа по скользкому полю с мячом в руках за линию ворот. Вскоре «Зенит» отыгрался (Кузяев), но и «Арсенал» забил отличный гол. Во втором тайме Эрнани сравнял счёт, и игра шла на равных, обоюдоострая. Но тут, уже ближе к концу игры Миха Мевля просто подарил соперникам гол, сломивший «Зенит», вслед за которым «Арсенал» и ещё красивый гол забил. 2:4!

4 декабря. Ходили с Сашулей в Концертный зал «Октябрьский» по присланным из Калининграда к моему юбилею билетам на «Ирландские танцы». Очень понравилось!

6 декабря. Работаю в переписке и телефонных разговорах с парами Рыбаков – Шаповалова (по полюсу) и Князева – Парфёнов (по озону). И там, и там ищем ошибки.
В Питере третий день слякотно.
Вчера про день рождения Боголюбова забыли, но сегодня Сашуля его поздравила по телефону.

9 декабря отцу Ианнуарию исполнилось бы 75 лет. Лариса Зеленкова приехала к нам из своей деревни Клязино на машине и отвезла нас с Сашулей на Никольское кладбище, где я сфотографировал могилу Димули.К могиле подходили и другие люди. Одна женщина приветствовала меня глазами, но я её не опознал. Лариса предлагала свозить нас в Феодоровскую церковь 21 лекабря, где намечалось официально отметить годовщину смерти Димули, но я был не уверен, что мой позвоночник выдержит длительное стояние в церкви, и окончательного ответа не дал.

Вечером этого же дня посмотрел два футбола, подводящих итоги чемпионата РПЛ перед длинным перерывом: "Краснодар" - "Уфа" и "Зенит" - "Рубин", перед которыми "Краснодар" отставал от "Зенита" на два очка. Победа "Краснодара" и поражение "Зенита" выводили бы южан на первое место, но выиграть им не удалось (1:1) при огромном преимуществе ко всеобщему удивлению, что оставляло "Зенит" на первом месте при любом исходе его игры с "Рубином".

К не меньшему всеобщему изумлению "Зенит" потерпел первое в сезоне поражение на своём поле 1:2 от игравшего с тремя 18-летними ребятами "Рубина", впервые забившего два мяча в одной игре. "Зенит", правда, играл без Дзюбы, но лишь в концовке яростно атаковал, а пропустил-то в общем дурацкие голы. Так что "Зенит" опередил "Краснодар" перед перерывом всего на одно очко.

10-го декабря Сашуля пообщалась по скайпу с Митей, бывшим в это время на конференции в Сиэтле. Он с восторгом отозвался об экскурсии на производство Боинга в самом огромном по объёму здании в мире. Вот где бы Ване побывать!

11 декабря неожиданно прорезался Леонид Плескачевский, сообщивший мне о мероприятиях по отмечанию годовщины смерти отца Ианнуария.

Дорогой Саша! Спешу сообщить информацию:
17 декабря -- Вечер памяти отца Ианнуария (Ивлиева) в Москве, 19.00, культурный центр "Покровские Ворота":
21 декабря -- Вечер памяти отца Ианнуария (Ивлиева) в Санкт-Петербурге, 18:30,  Феодоровский собор (Миргородская ул., 1А):
http://feosobor.ru/events/jannuary/
Страница "Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)" VK:
https://vk.com/club159302370
Вновь созданный сайт "Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)":
http://iannuary.ru/
Твой ЛП.

Я ответил ему в тот же день.

Здравствуй, Лёня!
Спасибо за письмо. Сообщаю, что 9 декабря, в день рождения Димы, которому исполнилось бы 75 лет, мы с Сашулей и Ларисой Зеленковой (его подругами с 1963 года), побывали у могилы Димы на Никольском кладбище, фото которой, сделанное мной, присоединяю к этому письму. Вставляю также ссылку на буктрейлер (видеоролик) к новому изданию "Писем отца Ианнуария", выпущенному в виде электронной книги в Цифровой Витрине. В предисловии я отмечаю согласие Димы на публикацию его писем, данное мне дважды и дважды размещённое в интернете.
21 декабря в Феодоровской церкви я вряд ли буду из-за проблем с позвоночником, не позволяющим мне долго стоять (в отличие от ходьбы).
С наилучшими пожеланиями,
ААН

Лёня сразу откликнулся.

Дорогой Саша!
Большущее спасибо за эту ссылку! Сейчас Людочка Карпова, душеприказчица Димы, потихоньку подбирает материалы, связанные с его жизнью, и твоя книга в их ряду является воистину бесценной! Если ты "залезешь" на страничку отца Ианнуария VK или на его новый сайт, ты увидишь, насколько всё более и более масштабной делается его фигура. Действительно, в нашем непросвещённом и полуязыческом "христианстве", для многих членов РПЦ, ставшей, увы, комбинатом ритуально-магических услуг и "скрепой" правящего режима, Дима, с его харизмой и с его трезвым и научным подходом к изучению евангельских текстов, превращается в фигуру подлинного апостола нашего времени - разумеется, для мыслящей части т.н. "церковной общественности".
   
Прикладываю недавно размещённую в YouTube запись:
2006 год. Престольный праздник Новомучеников в Феодоровском соборе. Памяти архм. Ианнуария (Ивлиева)
Записи предпосылается такой текст: "Это одна из первых служб в возвращенном Церкви Феодоровском соборе. Состоялась она 5 февраля 2006 г. Поэтому так странны для постороннего человека престол, "иконостас" и "Царские врата". Не менее поражают низкие своды и кафельные стены. Крестный ход, водосвятный молебен, панихида в Левашово венчают этот праздник. Предстоятелем на литургии является архм. Ианнуарий (Ивлиев), благословение которого сегодня, спустя год после его кончины, не может не воодушевлять".
А сейчас тот же нижний храм, созданный по проекту архимандрита Зинона (Теодора), выдающегося иконописца современности, выглядит вот так:

Дорогой Саша! У меня, из-за моих многочисленных "чернобыльских" болячек, сложились хорошие связи с нашей питерской медицинской профессурой. Если нужна какая-то помощь по части твоего позвоночника - рад оказать всяческое содействие...
Если не трудно, сообщи, пожалуйста, всем друзьям Димы о предстоящем 21 декабря мероприятии.
Твой ЛП.
 
Я ответил ему в тот же день.

Добрый вечер, Лёня!
Спасибо за письмо, ссылки и предложение помощи медицинской профессуры по части моего позвоночника. Ему давно уже помогают только моё терпение и небольшой ряд специальных ежедневных упражнений, плюс корсет в особых случаях. Тут уже ничего не поделаешь, да ещё в таком возрасте.
Всего доброго,
ААН

13 декабря "Зенит" завершал футбольный сезон 2018 года игрой в Праге со "Славией" в ранге победителя группы Лиги Европы. Семак в очередной раз выставил запасных игроков: Дзюба, Иванович, Ерохин и Паредес в Прагу не ездили, а Мак, Дриусси, Кузяев, Лунёв и Анюков не вышли в стартовом составе, а капитаном был Михаил Кержаков. В отличие от "Зенита" "Славии" нужна была победа для выхода из группы, и она забила два гола в первом тайме, причём  гол Стоха был очень красив. Во втором тайме на поле вышли Мак и Дриусси вместо Набиулина и Заболотного, а потом и Кузяев вместо Шатова, но результат не изменился. "Зенит" потерпел третье поражение подряд.
 
А начиналось всё блестящей победой ЦСКА над игравшим вторым составом"Реалом" в Мадриде 3:0, не позволившей, тем не менее, армейцам уйти с последнего места в группе благодаря победе "Виктории" над "Ромой" 2:1. Затем "Спартак" позорно уступил "Вильяреалу" 0:2 у них на поле, а "Краснодар" проиграл "Севилье" в Испании 0:3, и прошёл дальше благодаря турецкому "Акхисару", не уступившему Льежскому "Стандарту 0:0. Так что три последние игры в Европе российские команды проиграли с общим счётом 0:7. Зато уж воплей по поводу ЦСКА было, словно кубок какой добыли.

14 декабря вечером мне пришло электронное сообщение от Биненко о встрече 15 декабря в "писательском клубе" (на углу Биржевой линии и набережной Макарова, напротив бывшей Академии тыла и транспорта), посвящённой памяти Галича и Олега Михайлова, и о том же по телефону позвонил Дима Сухов.
Со  мной ездила Сашуля. В рассылке Биненко кроме меня фигурировали ещё Сирота, Киселёв и Черноус, на самом же деле из знакомых там оказались только Туровцев, Биненко и Сухов. Я взял с собой два экземпляра последнего тома "Записок рыболова-любителя" ("Путинские времена, том 7.4, Третий срок. Украина") и подарил их Биненко и Сухову.
Прощаясь с хозяйкой вечера, я приглашал её в Сестрорецк, в котором, как оказалось, на кабельном ТВ их знакомая ведёт передачу "Настоящее прошлое". Для неё я отдал свою визитную карточку.

16 декабря утром я прокатился на машине к берегу залива "у ямы" и убедился, что лёд и тропа по нему есть, но машин стояла только одна, и рыбак на льду был всего один. Запрет, судя по всему, действовал.
Вечером я протопил печку в бане высушенными ветками и дровами, а на втором этаже оставил электрообогреватель, подняв температуру в доме.
Посмотрел по компьютеру сайт сестрорецкого кабельного телевидения "Залив ТВ" и выяснил, что передачу "Настоящее прошлое" ведёт Алла Дружинина. Её ролики про Баснера и Ефремова мне понравились, и я решил попытаться связаться с ней.

17 декабря по дороге на дачу я зашёл в "Залив ТВ" и узнал там телефон Аллы. Позвонил с дачи, но телефон был выключен. Алла, однако, сама позвонила через некоторое время и выразила готовность приехать для разговора, о чём мы и договорились.

Я показал Алле старый фотокоровский альбом с фотографиями дяди Серёжи Мороза за предвоенные и военные годы, а также первую книгу своих "Записок" - "Приключения с самиздатом", которую и подарил Алле. Успокоил её, что в матпомощи от их канала типа авторского гонорара не нуждаюсь, просто готов передать сканы старых фотографий, если они им нужны. Заинтересовали же Аллу, похоже, только фотографии Боброва в трусах у "Победы". Возможную взаимопомощь договорились обсудить позднее после прочтения Аллой моей книжки и просмотра мною других её роликов.

20 декабря я получил, наконец, после рекордного двухнедельного молчания отклики на мои последние письма, датированные 6-м декабря, от Серёжи, Маши и Юли без каких-либо новых результатов. Слава Богу, Рыбаков трудится, и вроде бы не напрасно.

И в этот день пришло печальное известие от нашего с Сашулей одокурсника Жоры Павлова о смерти 18-го декабря Виктора Иваницкого, отца тройни уже на младших курсах. На мой соболезнующий отклик на это сообщение 21 декабря пришло сообщение от Толи Буйко:

Мы  с Мишей Давыдовым, здесь в Сарове, чтим светлую память о Викторе - вместе с вами.
Анатолий

Я ответил ему 22 декабря.

Дорогой Толя!
По грустному, увы,  поводу мне приходится отвечать на твоё письмо.
Но оно содержит и ценную для меня информацию о Мише Давыдове (МихМихе), следы которого я потерял, но которого очень хорошо и тепло помню. Его студенческие фото можно увидеть на моём сайте a.namgaladze.tripod.com в разделе "Записки рыболова-любителя" и в книге "Приключения с самиздатом". Пусть не сердится на меня, если что не так у меня о нём написано. Передай, пожалуйста, ему привет.
Хотелось бы узнать от Вас что-либо о Славе Борисове, тоже работавшем в Сарове, по-моему. Его фото в Песочной со мной и Славой Сазановым, с которым я изредка встречаюсь, делал моим фотоаппаратом Толя Буйко.
Ваш Саша Намгаладзе.
 
PS. Моя жена, Сашенька Ярцева (Намгаладзе), на свадьбе с которой Миша присутствовал, шлёт свои сердечные приветствия.

22 декабря. Накануне мы с Сашулей помянули отца Ианнуария в день первой голдовщины его смерти. Сегодня Лёня Плескачевский прислал мне новый видеоролик в честь его памяти и написал:

Дорогой Саша! 
Всё ничего и даже, пожалуй, хорошо - за исключением фактографической неточности: показано новое здание физфака ЛГУ в Старом Петергофе, куда факультет переехал лет через 10 после описываемых в фильме событий.
Но голос, голос за кадром! Увы... Когда-то я написал об отце Ианнуарии: "Незабываем даже сам звук его голоса: в нем, в его тембре, в его артикуляции, в его интонациях – порой вдохновенных, а иногда, - ироничных и даже слегка кокетливых, - была явственно ощутима подлинно «петербургская» культура". В закадровом же голосе ощутима "культура", мягко говоря, несколько иная...
Твой ЛП.

Я ответил ему:

Здравствуй, Лёня!
Спасибо за фильм. Твои замечания справедливы, и я мог бы добавить своих, в части, например, хаотического мелькания фото без указания времени и места, и нарезки далеко не лучших кадров с его голосом. Но, к счастью, в "ютьюбе" можно найти множество записей его лекций, красноречиво говорящих о нём. Чем и утешимся.
Вечная ему память.
Твой Саша.

А Митя с Альбиной, Эльмирой и детьми отправились вчера на рождественские каникулы на Мальту, откуда уже показывались по скайпу перед посадкой на корабельную экскурсию. Марика вовсю ходит сама (на днях научилась) и очень этому радуется.

Я же нацелился на рыбалку, побывав сегодня на берегу у тропы к "яме". Машин было восемь и человек 20, не меньше, на льду.
Сегодня декабрьское солнцестояние. Завтра день начнёт удлиняться.

23 декабря. Открытие сезона зимней рыбалки "на яме". Как обычно, хорошо клевало с восьми до одиннадцати. Поймал 23 корюшки. Клевала сначала  преимущественно на старую серёгину удочку, а потом ещё на одну. Другие же даже и не разматывал. Ловил на карася.

Нашёл потерянный айфон на заснеженной тропе, за что был вознаграждён пятью просверленными лунками, из которых использовал только две. Толщина льда сантиметров 12, народу много. Ловил "у камня", к которому провешена дорога. Мурманский налобный фонарик, подаренный Мишей, хорошо работал. Страдал я только от ветра, не придумав надёжное укрытие от него, хотя бы с помощью корыта. Точнее, некогда было этим заниматься.

Вечером пришло письмо от Толи Буйко.
Тема: Миша и Слава
Саша, привет!
Спасибо за письмо. Миша тоже был ему рад (телефонной версии - у него нет интернета). Мы часто с ним и Славой Борисовым собирались и тепло вспоминали наше с вами студенчество (даже с Геной Герасимовым, приезжавшим сюда последний раз за пару лет до своего Ухода...).
Год назад Слава уехал из Сарова по семейным обстоятельствам, будучи давно пенсионером.
Я бываю в Питере по два раза в год (там живут две внучки), ближайший визит - через неделю, буду там до 8 января. Стараюсь поддерживать связи с однокашниками - по выпускам 1965 и 1966 годов (у меня была академка - как и у Славы Борисова, Маши Карташевой и др.).
Особый привет Сашеньке,
Анатолий

24 декабря. С семи утра я опять был на рыбалке и поймал всего 17 штучек, поскольку долго распутывал лески после трепетаний у лунок вытащенных рыбок. Погода была лучше вчерашней, без ветра. Ловил там же. Толе Буйко я ответил вечером.

Добрый вечер, Толя!
Прости, что не ответил сразу - был на рыбалке. Будешь в Питере, с радостью встретим тебя в Сестрорецке (Приморское шоссе, 285, кв .49, тел.  8 921 416 30 65). Это полчаса езды на маршрутках 425 или 417 от метро Черная речка, остановка Рыбацкая, а также на маршрутках 305 от Старой деревни  и 400 от Финляндского вокзала. На сайте a.namgaladze.tripod.com и в моих книгах и  видеороликах можно найти всё обо мне, моём семействе, старых и новых друзьях.
Поздравляю тебя и Мишу Давыдова с Новым годом и, если получится, передайте мои поздравления Славе Борисову.
Твой Саша, а с ним и Сашенька.

Ответ Толи в тот же вечер.
Тема: Сашенька, рыбалка - здорово!
Саша, привет!
Спасибо за "адреса и явки", возможно, они скоро пригодятся. Свяжусь с вами из Питера в первую неделю Нового года.
Молодцы, что вам с Сашенькой удается сохранять уже полвека главное в своих отношениях, причем без особых личностных жертв.
Поздравляю вас с этим редким жизненным достижением - так держать!  С наступающим Новым годом!
Анатолий.

Поздравил меня с новогодними праздниками Матиас Фёрстер, выразив надежду на сохранение наших контактов. Я ответно поздравил его и Клавдиу.

25 декабря с утра пораньше, а точнее - ночью, я распутал бОльшую часть бород и снова отправился на лёд. Ловил на позавчерашних лунках и поймал к 11 часам 25 корюшек. Корюшка мелкая и её трудно подсекать, но по вечерам я всё пойманное съедаю с удовольствием. Пока ещё ни разу не объелся.

27 декабря Лёня Плескачевский прислал мне видеозапись вечера памяти отца Ианнуария, состоявшегося 27 декабря в Москве в клубе "Покровские ворота". Я всю её внимательно просмотрел и  написал ответное письмо Лёне.

Спасибо, Лёня!
При всей признательности организаторам этих вечеров памяти не могу, прости Господи,  удержаться от естественной моей неудовлетворённости множеством недосказаний о сути отца Ианнуария, перечислять которые здесь не место. При случае, если Бог даст, поговорим об этом.
Твой Саша

Лёня тут же ответил мне.

Да, Саша, полностью с тобой согласен. Каждый из докладчиков рассматривает фигуру Димы через очки с собственной оптикой - и очень, скажу я, ограниченной. Пожалуй, какие-то дельные слова сказал проф. А.А.Алексеев, зав. кафедрой библеистики СПбГУ, в своём предисловии к последней книге Димы по Евангелию от Луки. А именно: не будь у Димы мышления, выстроенного его естественно-научным образованием, учёный-библеист отец Ианнуарий не состоялся бы...

28 декабря я обнаружил утром у себя в гараже, что аккумулятор моей машины полностью разряжен - я забыл выключить зажигание накануне. Поставил зарядное устройство и решил баню истопить, раз уж пришёл сюда. Полдня разогревал печь с чаном и славно погрелся в парилке. Дважды голым на двор выбегал и снегом обтирался, и полежал на лавке в предбаннике чудесно. Множество сухих жасминовых стеблей спалил.
На следующее утро я, не дождавшись конца зарядки (мигания самого нижнего индикатора зарядного устройства), завёл машину и отправился к "яме". Приехал первым около семи утра и, ставя машину, забуксовал в снегу и заглох. Завести машину мне не удалось - недозаряженный аккумулятор снова разрядился. Что делать?
Пошёл на лёд. Прикурю у кого-нибудь, когда народ обратно возвращаться будет.
Клевало очень неплохо, но я умудрился спутать лески двух удочек и сдуру решил их тут же распутать. Это вместо того, чтобы ловить, в самый разгар клёва! Бросил бы их в корыто, чтобы дома распутывать, а ловил бы другими. У меня же с собой навалом запасных удочек было. Я так в конце концов и сделал, но время самое клёвое потерял. Свои двадцать корюшек я, тем не менее, поймал. После двенадцати клёв практически закончился, и народ потянулся к берегу. А с ними и я пошёл. Прикурить мне сразу дали, и я доехал до гаража, где снова поставил аккумулятор на зарядку.
А Сашуля этим вечером ходила фотографировать новогодние уличные наряды в Сестрорецке, чтобы прицеплять их к электронным поздравительным письмам.

         

         

Новогодний Сестрорецк. 29 декабря 2018 г.

               

Я за компьютером и распутыванием снастей.

          

Марика и все остальные на Мальте 24 декабря 2018 г.

30 декабря пошёл процесс обмена новогодними поздравлениями.

Письмо от Витуса Киселёва мне и прочим членам ПДП Физфак 61-66.

Дорогие друзья и коллеги по ПДП Физфак 61-66!
Поздравляю всех с наступающим 2019-м годом и желаю всем  здоровья. А оно всем нам очень понадобится. Ведь мы живём в стране, где день без новостей считается очень хорошим, а хороших новостей  мы, увы!, уже очень давно не видим.
(6-летняя соседка ругает нас, молодых, и говорит, что мы - дураки и неблагодарные свиньи (к чему бы это животное?), так как прожили свою  жизнь без войны. Без большой войны. Может, она и права.
Ладно, чего-то я разворчался.  Всем здоровья и счастья.
Искренне Ваш
Старый Ворчун (Виталий Киселев)

P.S. ВасиличЪ! Давно не ловил на волнах эфира и зефира твоих замечательных рассуждений и наблюдений, а также оценок текущего бытия.

Я ответил ему остальным в тот же день

Спасибо, Вит!
И тебя с остальными также поздравляю и того же желаю!
Рыболов-любитель, бегающий в Сестрорецке по Финскому заливу за корюшкой, невзирая на запрет.

Своих подельников (Машу, Юлю, Рыбакова, Золотова, Парфёнова и Романа Юрика) я поздравил следующим письмом от своего и Сашулиного имени.
Тема (Новогодняя)
С Новым годом, дорогие соратники!
Желаем всем здоровья, финансовых и научных успехов, любви близких! Особенно Юле и Маше и их очаровательным детям!
 Ваши ААН и АНН

На это письмо в тот же день откликнулись Рыбаков и Олег Золотов, причём Олег аж тремя письмами.

Первое письмо Олега от 30 октября 2018 г.

Спасибо! И вам счастливого нового года!

Второе письмо Олега от 30 октября 2018 г.

Александр Андреевич, здравствуйте.
Будем ли засылать что-нибудь на ЕГУ? Если я правильно помню - срок подачи до 10го января 2019г. Борис планирует принять в нем участие и, думаю, мог бы повесить там постер.
С уважением,Олег

На что я ответил сразу же

Я не вижу стоящих результатов для ЕГУ.

Третье письмо Олега от 30 октября 2018 г.

Тема  Экспертные заключения на неподдержанную заявку в РФФИ

Здравствуйте.
Далее текст заключений.

Экспертное заключение 1
Обоснование оценки эксперта "Новизна предложенного исследования" (доступно заявителю):
Новизна предлагаемых исследований определяется как постановкой задачи, так методом решения поставленной задачи – с помощью глобальной численной модели верхней атмосферы UAM, самосогласованно описывающей вариации параметров термосферы и ионосферы Земли, которая была создана под руководством А.А. Намгаладзе. Кроме того, в проекте предусмотрено развитие этой модели.

Обоснование оценки эксперта "Соответствие уровня исследований и ожидаемых результатов проекта мировому уровню" (доступно заявителю):

Ожидаемые научные результаты будут соответствовать мировому уровню. Это следует из постановки задачи. Кроме того, основные результаты будут получены с помощью современной глобальной модели UAM, которая является одной из лучших моделей такого типа и позволяет учесть сложную взаимосвязь процессов в верхней атмосфере.

Обоснование оценки эксперта "Реализуемость предложенного проекта"
(доступно заявителю):

План исследований полностью соответствует задачам проекта, последователен и четко структурирован. Реализуемость этого плана не вызывает сомнения, что связано с высокой квалификацией исполнителей
проекта, обладанием глобальной моделью UAM, опытом выполнения такого типа проектов.

Обоснование оценки эксперта "Соответствие предложенных подходов и методов планируемых исследований поставленной цели и задачам проекта" (доступно заявителю):

Предложенные подходы основаны на использовании и развитии модели UAM, включая анализ с помощью этой модели особенностей параметров термосферы и ионосферы в солнечном цикле 24 и анализ влияния дрейфа магнитных полюсов на динамику и структуру ионосферы и термосферы. Поэтому они соответствуют поставленной цели.

Обоснование оценки эксперта "Уровень имеющегося научного задела и характеристика участников коллектива" (доступно заявителю):

Коллектив имеет достаточный задел и высокую квалификацию для успешного выполнения проекта. Например, глобальная модель UAM признана одной из лучших моделей такого типа. Результаты, выполненные с помощью этой модели, отражены в центральных российских и международных журналах, включая публикации последних лет.

Заключительные замечания эксперта:

Предлагаемый проект направлен на решения важной фундаментальной задачи. Авторский коллектив имеет все необходимое для решения этой задачи, включая научный задел. Нет сомнения в том, что на этом пути
будут получены важные научные результаты, которые полностью оправдают финансовую поддержку проекта. Поэтому считаю, что проект, безусловно, следует поддержать.

Обоснование оценки эксперта "Актуальность заявленной темы исследований" (доступно заявителю):

Целью проекта является математическое моделирование аномальных длительных вариаций параметров ионосферы, связанных с солнечной активностью 24 цикла и быстрым движением северного магнитного полюса в
Сибирь. Решение этой задачи, безусловно, актуально и важно для данного направления науки, поскольку направлено на выяснение физических причин этих аномальных вариаций.

Обоснование оценки эксперта "Качество представления современного состояния проблемы" (доступно заявителю):

Приведенные в предлагаемом проекте материалы дают достаточно полное представление о современном состоянии исследований в данной области знания. Тем не менее, недостаточное внимание уделено разнице между солнечными циклами 23 и 24, которые включают особенности спектра солнечного излучения в этих циклах [например, Huang et al. (2016), Changes of solar extreme ultraviolet spectrum in solar cycle 24, J. Geophys. Res. Space Physics, 121, 6844–6854, doi:10.1002/2015JA022231. Perna, and Pezzopane (2016), foF2 vs solar indices for the Rome station…, J. Atmos. Solar-Terr. Phys., 148, 13–21.]. Это может быть важно при сопоставлении результатов моделирования с экспериментальными данными.

Экспертное заключение 2

Обоснование оценки эксперта "Соответствие уровня исследований и ожидаемых результатов проекта мировому уровню" (доступно заявителю):

Ожидаемые результаты вполне на уровне мировых достижений в данной области науки. На всех этапах проекта планируется представление полученных результатов на международных и российских конференциях,
будут подготовлены публикации в ведущих зарубежных и российских научных журналах, в том числе индексируемых в Web of Science Core Collection и Scopus, что соответствует мировому уровню.

Обоснование оценки эксперта "Реализуемость предложенного проекта" (доступно заявителю):

Реализуемость предложенного проекта довольно велика. К концу первого года планируется получение новая версия модели UAM, в которой будет решаться уравнение непрерывности для концентрации озона, в уравнениях непрерывности для молекулярного и атомарного кислорода будут учтены фотодиссоциация озона, реакция тройной рекомбинации с образованием молекулы озона и бимолекулярная реакция между озоном и атомарным кислородом, в уравнении теплового баланса для нейтрального газа будет учтен нагрев солнечным УФ-излучением при фотодиссоциации озона. В дальнейшем будет изучено влияния движения геомагнитных полюсов на перемещение аврорального овала и границ полярной шапки, а также выявлено влияние этих вариаций на глобальные распределения термосферных и ионосферных параметров. Полученные результаты позволят выявить и физически обосновать причину расхождения длительных вариаций в периоды апрель 2002 г. и март 2013 г. по данным наблюдений и результатам модельных расчетов. Полученные оценки можно будет
использовать для калибровки как эмпирических, так и теоретических моделей нейтральной атмосферы и ионосферы.

Обоснование оценки эксперта "Соответствие предложенных подходов и методов планируемых исследований поставленной цели и задачам проекта" (доступно заявителю):

Предложенные подходы и методы планируемых исследований соответствуют поставленной цели и задачам проекта. Предлагается исследовать возможность моделирования аномальных вариаций параметров ионосферы с помощью глобальной ионосферно-термосферной модели. В качестве метода достижения цели и реализации задач проекта рассматривается физико-математическое моделирование – проведение серий численных экспериментов для выбранных геофизических условий. Будут рассчитаны пространственно-временные вариации ионосферных параметров и, в первую очередь, распределения критической частоты F2-области ионосферы fоF2, высоты максимума hmF2, а также вертикального полного электронного
содержания TEC.

Обоснование оценки эксперта "Уровень имеющегося научного задела и характеристика участников коллектива" (доступно заявителю):

Научный задел по проекту у авторов довольно приличный. Их совместные исследования проводятся на протяжении долгих лет в области обработки и анализа данных спутниковых и наземных наблюдений вариаций космической погоды и сейсмогенных ионосферных возмущений, их численного моделирования и физической интерпретации полученных результатов. Результаты численных расчетов по модели UAM, интенсивно
использовавшейся ранее и использующейся в настоящем проекте, сопоставлялись с данными наблюдений обычных и цифровых дигизондов, радиотомографии, радаров некогерентного рассеивания, спутников, а
также данных эмпирических моделей и показали способность качественно воспроизводить трехмерные вариации параметров ионосферы как для спокойных, так и возмущенных условий во всем диапазоне широт и долгот.
Недавнее сравнение различных моделей ионосферы в части воспроизведения значений TEC для условий геомагнитной бури показало, что модель UAM, как минимум, не уступает по своим возможностям ведущим зарубежным аналогам.

Заключительные замечания эксперта:

В целом проект довольно добротный. Руководитель работы довольно опытный специалист, занимающийся этой темой не один год.

Обоснование оценки эксперта "Актуальность заявленной темы исследований" (доступно заявителю):
Заявленная тема исследований актуальна для изучения длительных вариаций геофизических параметров. Это используется для долгосрочного прогнозирования поведения спутниковых и наземных систем, использующих распространение электромагнитных волн в околоземной среде в задачах радионавигации и связи. При этом актуальность обсуждаемой проблемы связана с её слабой фундаментальной исследованностью по причине больших ресурсных и временных затрат как на проведение экспериментальных исследований и наземных и спутниковых наблюдений, так и на выполнение расчётов, включая преодоление крупномасштабных
численных неустойчивостей.

Обоснование оценки эксперта "Качество представления современного состояния проблемы" (доступно заявителю):

Качество представления современного состояния проблемы довольно высокое. Руководитель проекта занимается этой проблемой на протядении многих лет. В проекте предлагается исследовать возможность
моделирования аномальных вариаций параметров ионосферы с помощью глобальной ионосферно-термосферной модели UAM (Upper Atmosphere Model). В качестве метода достижения цели и реализации задач проекта
рассматривается физико-математическое моделирование – проведение серий численных экспериментов для выбранных геофизических условий.

Обоснование оценки эксперта "Новизна предложенного исследования" (доступно заявителю):

Научная новизна проекта определяется новизной самих аномалий, сравнительно недавно обнаруженных. Длительные вариации ионосферной плазмы представляют интерес для определения параметров
функционирования наземной и космической инфраструктуры, а также с точки зрения возможности адекватного воспроизведения вариаций современными моделями. Кроме того она заключается в широком охвате
одновременно изучаемых физических параметров ионосферы и термосферы.

Я ответил Олегу коротко:

Всё нормально.

Если этот  ответ развернуть, то суть его будет следующая. Отрицательные замечания первого рецензента, одобрившего проект в целом, о нехватке пары ссылок может и не существенны, но их оказалось достаточно для того, чтобы завалить проект по мнению Совета экспертов. И поделом. Такие вещи нельзя пропускать. Они лишь свидетельствуют о невысоком профессионализме исполнителей проекта, включая руководителя проекта.

Ответ Румянцева Киселёву и остальным от 31 декабря 2018 года

Тема Новогодняя

Дорогие товарищи и друзья, участники судьбоносных  Пленумов 1961-1966гг!
Все дальше отдаляется от нас время, когда мы, выражаясь крылатыми словами т.Троцкого (Бронштейна), «грызли молодыми зубами гранит науки». Как я где-то прочитал о том далеком времени – «…тогда еще встречались честные евреи».
Чего-то желать кому-то – это, условно говоря, давать прогноз. Как показал опыт, мы оказались плохими долгосрочными  прогнозистами.
 Поступали на физфак - как раз нули с рублей убрали («…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам»), и в космос первые полетели, и мавзолей последний год  был Ленина-Сталина, и состоялся XXII съезд КПСС, на котором объявили, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. Заканчивали физфак – Луна-16 совершила мягкую посадку на Луне, с конвейера сошел автомобиль Запорожец, и недавно пришел к власти ещё довольно бодрый Леонид Ильич (до «экономика должна быть экономной» было еще далеко). 
 В год столетия революции в российских городах и бывших советских республиках массово вскрывали «капсулы времени», заложенные в 1967 году с письмами потомкам.
 Вот некоторые фрагменты из «писем в будущее».
 «Дорогие потомки, сегодня у вас необыкновенный день — столетие советской власти. Мы горячо поздравляем вас с великим и славным юбилеем. <…> Мы строим коммунизм, вы живете при коммунизме».
 «К трудящимся 2017 года. Трудящиеся 2017 года, юноши и девушки, обращаемся к Вам из 1967 года и поздравляем со 100-летием Великой Октябрьской Социалистической революции.  Вы живете, вероятно, в коммунистическом обществе или близком к нему, …»..
 «Мы верим, что вы …… освоили Луну и высадились на Марсе, что вы продолжаете штурм космоса, который начали люди первого пятидесятилетия, и ваши корабли давно уже бороздят Галактику……. Мы верим, что дело, которое начали 50 лет тому назад наши отцы и деды и которое продолжаем мы, вы доведете до победного конца. Счастья вам, дорогие товарищи потомки!».
 «Вы, наверное, уничтожили всех болезнетворных микробов и вирусов, известных на Земле, а теперь живете долго, не старея и не болея».
 Отсюда следует, дорогие товарищи, что, с одной стороны, долгосрочный линейный прогноз не всегда верен, а с другой - мы и наши современники переоценили самих себя, и недооценили перестройку, новое мышление и незамкнутость социалистической системы. Вектор поменял направление, страна сменила курс. Воплотился в жизнь лозунг т.Бухарина «Обогащайтесь». И пришли мы к тому, к чему пришли - мотивирующим фактором и мерилом всего в нашей сегодняшней жизни является бабло (что-то типа теории всего).
 Опять же, только что-то начали производить, и уже по мнению амеров нам снова надо перестраиваться. Так что товарищи, главное, чтобы не нашлось нового перестройщика.
 Вот такие мысли, Витус, приходят в канун, как квантовые флуктуации в вакууме, которые возникают и исчезают.
 Всех коллег действующих и в отставке, работающих и сидящих дома, творящих и с усыхающими способностями, бегающих по льду и ползающих поздравляю с очередным наступающим Новым годом (есть теории, что хотя время объективно существует, но течет лишь в нашем сознании, поскольку физ. законам все равно куда оно течет)!
 Здоровья душевного и телесного, и жизни с хорошими показателями в анализах до конца дней!
 А 1-го помянем Илью Муромца – избавителя Киева от Калин-царя. покровителя Российских ракетных войск стратегического назначения (дай им Бог здоровья в обороне богохранимой страны нашей Российской, и попадания в цель с high probability).
 С физическим приветом
                ОЛЕГ(ВАСИЛИЧЪ)

31 декабря - очередной "подарок" судьбы нашей несчастной Родине: взрыв газа в Магнитогорске. Грохнулись сверху донизу два пролёта многоэтажки. Путин даже ни с того ни с сего вдруг туда поскакал. Не в его стиле реагировать на такие события.
Я читал на "Эхе Москвы" интервью Глуховского Бутману. Вот кусочки из него.

... Вообще, конечно, с моей точки зрения, православие как и любая искренняя  религия не должны быть никак несовместимы с кровопролитием. Но, разумеется, религия всегда политика. Политика это всегда религия. Где политика там и кровище. И там и армия, продолжение политики, когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки. Поэтому бессмысленно вообще пытаться всерьёз с точки зрения моральных критериев это каким-то образом оценивать. Конечно, политики аморальны. Церковь аморальна. И военные аморальны...

... Сейчас зазор между ложью и реальностью не так, наверное, велик, как в советские времена. Но становится всё больше и больше. И мы видим, что люди, которые требуют от нас духовности, - бездуховны. Мы видим, что церковные иерархи занимаются политикой. И бизнесом. И давно уже занимались. И что в этом контексте каким-то образом особенно удивляться сооружению Храма вооружённых сил - это нормальная пелевинско-сорокинская ситуация. Ничего в ней такого нет. И хорошо, что заплавили туда танки Вермахта. Плохо - что вместо того, чтобы они стояли по музеям и наставляли пионерию, их взяли и пустили на ступеньки...

... Входит, освобождает после фашистов Красная Армия белорусское село. А там повешенные белорусские крестьяне. Господи, какая трагедия, фашисты всех убили. Снимают их, смотрят - они живые. Они говорят, ребята, вы как выжили?  Говорят: ну как, сначала прихватило, потом как-то привыкли...

Об общем ощущении
... Затягивающаяся петля - такое ощущение...

... Есть такая мудрость народная. Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, её надо меньше кормить и больше доить. И вот это наша экономическая программа на оставшуюся пятилетку...

... Ну, то есть такой снежный ком, хотел сказать навозный, но у нас новый год. И этот снежный ком  катится вниз под горочку. И мы можем его в той или иной степени вправо или влево отклонять. Но по большому счёт я не думаю, что во-первых, ситуация по настоящему управляема кем бы то ни было. Во-вторых, люди, которые этот ком вправо или влево толкают, они не видят дальше своего носа ничего. Не хотят туда главное смотреть... Люди, которые управляют страной, не верят в её будущее. Они только как какой-нибудь ярдик заработали - немедленно его пытаются схомячить и спрятать за рубежом...

Письмо от Феди Бессараба от 31 декабря 2018 г.

Дорогие Александр Андреевич, Александра Николаевна! С наступающим 2019! В канун Нового года хочу пожелать вам здоровья и только позитивных эмоций на весь год!
Федор

Я ответил ему.

Спасибо, Федя!
И тебе того же от нас обоих!
Твои ААН и АНН.

Из "Эха Москвы" узнал от Собчак, что их "Партию перемен" Минюст никак не регистрирует из-за каких-то проволочек, и они пока остаются "Гражданской инициативой".

Мы с Сашулей встречали Новый год вдвоём. Провожая прошедший 2018-й год сошлись на том, что в нём было много хорошего, особенно лето в Сестрорецке с внуками и осень в Мёрфельдене с ними же. Ваня в школу пошёл, Арина в садик, Марика ходить стала.
В новогоднем обращении Путина я обратил внимание на его фразу, что нам никто не поможет, у нас же ведь нет  друзей и ... не будет!
Вот как его заклинило!
А затем под бой курантов мы перешли в Новый 2019-й год.

(продолжение следует)