Нежный монстр. Часть третья

Сергей Орешко
Следующей ночью мы с дедом услышали громкий стук в дверь. Я вскочил, открыл дверь, на пороге стояла Зара. Она была взволнована. Мы впустили её в избу и усадили за стол. Дед быстро заварил чай и принёс мёд. Зара торопилась рассказать нам новости. Она узнала, что их барон продал Топса в цирк-шапито, который гастролирует в городе Первомайске, что находится в пятидесяти километрах от нас. И Зара решила устроиться работать в цирк, чтобы узнать, где в нём содержится Топс и как можно освободить его.
- Как только я всё узнаю, то сразу же позову вас, - сказала она. - Я потому приехала к вам ночью, чтобы никто из наших не узнал, что я ездила к вам.
Зара не осталась ночевать у нас. Мы увидели в окно, как она села на лошадь и ускакала.
 
Дни без Топса тянулись медленно и скучно. Мы с дедом волновались, как он уживётся в цирке с другими животными, и обсуждали, как нам спасти его. 

На седьмой день, вечером, когда шёл сильный дождь, мы с дедом в окно увидели, как кто-то зашёл к нам во двор, поднялся на крыльцо и постучал в дверь. Я открыл. На пороге стоял человек в плаще с капюшоном, с него стекала вода. Он протянул конверт и сказал:
- В городе одна девушка, узнав, что я еду в вашу деревню, дала мне это письмо и попросила передать вам.
Он быстро развернулся и ушёл прочь. Мы выглянули в окно и увидели, как от нашего дома отъезжает грузовик. В конверте было два билета в цирк и записка:
«Приезжайте в субботу, за два часа до начала представления. Встретимся возле киоска с воздушными шарами, около цирка. Зара».

Утром Кирилл, узнав новости, решил ехать в Первомайск вместе с нами.
- А как же стадо? – спросил я. – Кто будет пасти коров?
- Я попрошу дядю Трофима один день за меня поработать.

Первомайск оказался не таким уж маленьким городом. Большинство одноэтажных и двухэтажных домов были деревянными. Мы увидели, что повсюду расклеены афиши, на них красовался Топс и большими разноцветными буквами было написано: «Впервые на арене диковинное трёхрогое животное!» Ниже были нарисованы тигры с дрессировщиком, клоуны, жонглёры и Зара, танцующая на скачущей лошади.
Около цирка собралась большая толпа, к нам подбегали люди и спрашивали:
- Нет ли лишнего билета?
Из цирка доносилась весёлая музыка.

Около киоска мы увидели Зару. Она увела нас подальше ото всех и торопливо заговорила:
- Я схитрила, сказав директору цирка, что раньше выступала с номером «Танцовщица на лошади». И теперь хочу работать у него. Он с недоверием посмотрел на меня и сказал: «Ты совсем ещё девчонка. Ну давай, посмотрим, что ты умеешь». Директор позвал дрессировщика Додина, чтобы и он посмотрел моё выступление. На арене я вскочила на коня и проскакала по кругу. Затем, встав во весь рост на спине Огонька, станцевала цыганочку и, сделав сальто, спрыгнула с коня. Директор воскликнул: «Храбрая девчонка! На такой большой скорости! Прекрасный номер! Что скажешь, Егор?» Дрессировщик ответил: «Впечатляюще, нужно брать, такие артистки на дороге не валяются». Меня приняли в цирк, и я уже два раза выступала. Мой номер понравился публике. Я наблюдала, как Додин дрессирует животных. У него два тигра, медведь, три обезьянки и четыре лошади. Он жестоко с ними обращается. Если тигр не выполняет свой трюк, Додин бьёт его или колет острой палкой. Так же и с другими животными. Звери запуганы и вынуждены подчиняться. Когда привели Топса, Додину не удалось заставить его работать. Он хлестнул Топса кнутом, но Топс рассердился и кинулся на Додина, готовый пронзить его своими рогами, и дрессировщик в страхе помчался от него. Топс, увидев меня, подбежал, прижался ко мне и издал тоненький визг, жалуясь. Я едва сдерживала слёзы. «Ты знаешь его?», спросил Додин. «Нет», - ответила я. На другой день Топс не захотел выходить на арену. И директор принял решение: достаточно просто показывать Топса зрителям. «Пусть он выходит на сцену вместе с Зарой, если так ей доверяет, а потом привыкнет». Директор дал мне ключи от клетки Топса, я прибирала у него, кормила и успокаивала. Он доверял мне, но был очень испуган. Сегодня после моего номера выступят клоуны, а затем я выйду вместе с Топсом на арену. А сейчас я покажу вам, где сидит Топс.

Мы вошли с ней в цирк. Везде сновали циркачи, готовясь к выступлению, и на нас никто не обратил внимания. Миновав клетки с тиграми и медведем, мы подошли к клетке Топса. Он стоял, печально опустив голову.
- Вот ключ от замка, - сказала нам Зара, - во время моего выступления постарайтесь незаметно выйти из зала, проберитесь сюда, откройте клетку и заберите Топса. Я пошла. Скоро начнётся моё представление. Увидимся позже.

Дед поставил машину за цирком так, чтобы мы могли сразу спрятать в ней Топса. Наши места оказались рядом с проходом. Когда началось представление, я от волнения почти ничего не видел перед собой, ожидая номера Зары. Когда она появилась на арене, зрители приветствовали её, бурно хлопая в ладоши, и никто не заметил, как мы с Кириллом выскользнули из цирка и побежали к деду. Дед дал нам большой мешок, мы подошли к цирку с противоположной стороны, где шла разгрузка корма для животных из автомобиля. Грузчики заносили мешки, выносили пустые и возвращались за новыми. Поблизости мы нашли пустую деревянную бочку, положили её в мешок, подняли на плечи и вместе с другими грузчиками вошли в цирк. Затем вытащили бочку из мешка, поставили её в стороне, пробрались к клетке с Топсом и открыли её.
- Топс, - позвал я его.
Услышав мой голос, он вскочил, кинулся к нам и влез в мешок. Мы взвалили его на плечи и поспешили к деду. Никто не остановил нас. Мы подошли к автомобилю. Дед открыл дверь и спросил:
- Куда его, в багажник?
- Нет, - ответил я, - мы его положим на заднее сиденье, я буду с ним разговаривать и успокаивать его.

Мы ждали Зару. Наконец, быстрый марш в цирке сменился на весёлую музыку для выступления клоунов. К нам прибежала взволнованная Зара.
- Вы можете отвезти меня на вокзал? – спросила она.
- Влезай, поместимся, - ответил дед.
Когда мы поехали, то открыли голову Топса, гладили его и успокаивали. Малыш ожил и радовался встрече с нами.
Кирилл спросил Зару:
- Куда ты уезжаешь?
- Я поеду к своей тётке, - ответила она, - она живёт в деревне, в воронежской области, я вам напишу, когда приеду. Только у меня нет денег на дорогу, а поезд отходит через полчаса. И ещё надо успеть переодеться.
Дед дал Заре денег и сказал:
- Можешь не возвращать. Теперь я совсем другого мнения о цыганах. Ты молодец. У тебя благородное сердце.
Когда мы приехали на вокзал, дед произнёс:
- Я пойду вместе с девочкой на вокзал, а вы с Топсом ждите меня.

Вскоре дед вернулся:
- Я проводил её на поезд, она переоделась в другую одежду и уехала. Красивая, добрая девочка. 

А тем временем в цирке разгорался большой скандал.
- Директор – шарлатан! Вор и обманщик! – кричали люди.
- Он хотел одурачить нас, придумав трёхрогого зверя! Такого нет в природе! Это всё трюки! – доносились крики из зала.
Разъярённая толпа накинулась на директора и хорошенько намяла ему бока.
- Я верну вам все деньги, только не убивайте меня! – визжал он.
Прибывшим милиционерам еле удалось спасти его и увезти в больницу. 

Приехав домой, мы решили, что Топс останется в избе, а не в сарае. Он жадно поел приготовленную траву, а потом пошёл в комнату и лёг возле кровати, где я спал.

Утром дедушка сказал мне:
- Пока не поздно, нужно вернуть Топса в его мир. Он не сможет жить здесь, ни в деревне, ни в городе. Люди погубят его.
Как ни грустно мне было с ним расставаться, я понимал, что иначе нельзя. Мы, не теряя времени, посадили Топса в машину и помчались к нашему лесу.
Дед спросил меня:
- В том мире есть речка?
- Там есть и реки, и озёра, и даже море, - ответил я.
Дед присвистнул.
- Я думаю, - сказал он, - что тебе нужно будет его хорошенько помыть, чтобы он не принёс туда наших микробов. А то всё там погубите!
Солнце уже садилось, когда мы добрались до леса.
Я сказал Топсу:
- Ты возвращаешься к себе домой, пошли поскорей!
И он побежал за мной.

Когда мы нашли подземный ход, ведущий в древний мир, Топс обрадовался и первым сунул голову в пещеру. Но ему пришлось расширить вход своими рогами и копать дальше. Ведь за те два месяца, что он прожил у нас, он порядком вырос. Как же я этого не заметил раньше! Если бы он у нас остался ещё на месяц или два, то ни за что не смог бы вернуться.

Когда мы, наконец, попали в доисторический мир, было утро. Я повёл Топса к реке и хорошенько вымыл его. Вдруг он вырвался и помчался к лугам, заросшим густой травой и кустарниками. Я едва поспевал за ним. Неожиданно он замер, когда перед ним, недалеко прошли два больших динозавра с утиными мордами и костяными гребнями на головах, которых я видел раньше. За ними шли четыре детёныша. Я вспомнил, что в книге их называли паразауролофами. Когда они прошли, Топс помчался дальше. Иногда он останавливался на бегу, разглядывал и нюхал какие-то следы, по-видимому, разыскивая трицератопсов. Вдруг он остановился и лёг на землю. Я подбежал к нему и увидел, что он весь дрожит от страха. Я замер и стал вглядываться. Впереди нас бежала стая небольших хищных динозавров, издавая резкие, пронзительные крики, напоминающие голоса хищных птиц наших лесов. Они мчались на двух ногах, широко разинув зубастые пасти, преследуя какую-то жертву. Эти ящеры были высотой примерно вполовину человеческого роста, но я понял, что они могут быть опаснее огромного тираннозавра. Их было девять или десять особей. Я сел рядом с Топсом, затаившись в высокой траве, и успел разглядеть кривые серповидные когти на их задних лапах.
"Дромеозавры, - пронеслось у меня в голове, - слава Богу, что они не заметили нас. Хоть они и невелики, но они, увидев жертву, набрасываются на неё скопом и кромсают её своими серповидными когтями".
И тут я понял, что, возможно, именно эти хищники погубили маму Топса. Отлежавшись и придя в себя, Топс снова кинулся на поиски, а я бежал за ним. Прошло немало времени, прежде чем мы разыскали громадных трёхрогих динозавров с костяными щитами на головах – трицератопсов.

Взрослые особи превосходили по размерам современного слона. Они шли перед нами к лугу, где было много сочной растительности. В стаде было не меньше двадцати пяти голов. Они шагали вереницей, сзади и спереди шли самые крупные трицератопсы, они охраняли стадо, где были малыши и подростки. Догнав их, Топс радостно взвизгнул. Два трицератопса, идущих позади стада, резко развернулись, подошли к нему и стали обнюхивать и разглядывать. Остальные тоже приблизились к Топсу. Обнюхав его, они успокоились. По-видимому, это было родное стадо Топса. Один маленький трицератопс, такого же роста, что и Топс, подбежал к нему, и два раза радостно подпрыгнул. Топс ответил ему такими же прыжками. Я видел эти прыжки раньше, когда Кирилл играл на свирели. Я догадался, что к Топсу подошла самочка, которую он, возможно, знал раньше. Они пошли рядом, в середине стада, продолжившего путь.
"Подружка или сестра, - подумал я. – Если это подружка, то, когда они подрастут, она отложит яйца, из которых выведутся маленькие топсики. Когда им будет угрожать опасность, всё стадо закроет их своими телами, выставив острые рога против хищника".
Я смотрел вслед уходящему стаду и с грустью подумал:
"Как быстро мой Топс забыл обо мне. Даже не оглянулся!".
Наконец, трицератопсы разбрелись по лугу и принялись щипать свежую траву, перекликаясь между собой мелодичными звуками разного тона, напоминающими звучание Кирюшиной свирели.

Вздохнув, я пошёл прочь от стада. Теперь я решил проведать людей, с которыми жил, и, прежде всего, Лоану. Дойдя до моря, я хотел было повернуть к пещере, но тут увидел двух девушек, которые в воде удочками ловили рыбу, а подальше – мальчишек, бивших рыбу копьями. Одна из девушек была Лоана. Когда она бросала рыбу на берег, увидела меня. Она вышла из моря, подошла ко мне и быстро, горячо заговорила:
- Ширге махА пешавА ха? Понга акИта Ширге! Лоана варавАй Ширге нИчча шамаккА!
При этом она прижимала руку к груди, закрывала ладонями глаза, изображая плач, сердилась и улыбалась. И я понял, что она хочет сказать: «Куда пропал Сергей? Мы искали Сергея! Лоана подумала, что Сергея съел тираннозавр!» Я ответил ей, что должен был уйти. И показал рукой за море, вдаль, туда, где будто бы находилась моя страна. Рассказал ей и о том, что за мной увязался трицератопс, но я теперь был вынужден вернуть его в родное стадо. При этом я показывал жестами и пальцем рисовал на песке. Она поняла меня, с улыбкой кивнула и сказала:
- Лоана кеттУх кундуккА куррУк кундуккА ванагАй. Лоана куррУк ютАна.
И я догадался – у Лоаны появился жених, из рода горных людей, она скоро уйдёт с ним жить в горы, ведь она рукой показывала на горы и жестами изобразила широкоплечего мужчину. Она выходит замуж!
"Ведь ей уже шестнадцать лет", - подумал я, с горечью глядя на её прекрасное лицо.
Она заметила мою грусть и обняла меня за плечи. Слезинка скатилась по её нежной щеке, её чёрные глаза были так прекрасны, что было больно смотреть. Мы расставались навсегда.
Я тоже потёр глаза, стараясь не всхлипнуть. Вспомнив, что у меня есть небольшой подарок для Лоаны, который дал мне дедушка, я полез в карман и вынул железную коробочку с пятью рыболовными крючками и двумя поплавками. Нарисовал на песке, как прикрепить их к удочке. Пояснил, для чего они нужны. Похоже, Лоана поняла. Затем я вынул из другого кармана небольшое круглое зеркало в оправе и протянул Лоане. Я не ожидал, что она так обрадуется этому подарку. Она смеялась и с удивлением разглядывала себя в зеркале. Затем позвала свою подругу и показала необычный подарок. Я, сдерживая слёзы, повернулся и стал быстро подниматься от моря к лесу, в котором находился мой подземный ход. Я был очень огорчён разлукой с двумя своими лучшими друзьями – Топсом и Лоаной. Здесь я забыл об осторожности и не заметил, что прошёл недалеко от четырёх пасущихся мохнатых слонов с длинными, изогнутыми бивнями. Это были мастодонты.

Вдруг я услышал пронзительный трубный рёв. Оглянувшись, я увидел, что один из них гонится за мной. Ужас обуял меня, и я помчался, насколько ног хватало. Хорошо, что я сразу нашёл свой подземный ход и полез в него. Мастодонт принялся в бешенстве топать передними ногами в том месте, где я спрятался, но я, согнувшись, бежал по подземному ходу и слышал, как этот ход с грохотом разрушается. Когда я выбрался из него, он обвалился. Позади меня выросла куча земли, вход в древний мир был закрыт навсегда.

Обрадовавшись, что остался жив, я огляделся вокруг. Дятел стучал по старой, засыхающей берёзе, перекликались друг с другом весёлые синицы. На моей земле было раннее утро. По небу плыли облака, лес шумел от порывов ветра.
"Наверное, дождь будет сегодня, - подумал я. – Хорошо, что вход теперь закрыт. В древний мир не попадут другие люди, а иначе неизвестно, к чему это могло бы привести".
И я спокойно пошёл домой. Мои родители уже ушли на работу, а дед сидел за столом и пил чай.
- Садись завтракать, - сказал он, - рассказывай, что повидал в том мире. Вижу, что ты огорчён.
Я ему всё рассказал. Выслушав меня, дед ответил:
- Да, мой дружок, жизнь – не только встречи, но и расставания. Ты поедешь со мной в деревню или останешься в городе?
Написав родителям записку, я уехал с дедом в деревню и пробыл там до конца лета.

- Что-то скучно стало без твоего Топса, - сказал мне однажды дед. – Может, заведём хорошую собаку?
- Давай заведём, - ответил я, - но позже, не сейчас. Как думаешь, дед, не будет ли милиция искать нас и Зару?
- Давай съездим завтра в Первомайск, - ответил дед, - и всё разузнаем.

Когда мы подъехали к цирку, он был разобран и готов к отъезду. Я сидел в машине и слышал разговор деда с одним из циркачей.
- После тех событий, - рассказывал он, - к нам в цирк приехала комиссия из работников райкома и милиции Первомайска. И потребовала у директора: «Показывайте свою трёхрогую зверушку!». Директор, прикрывая свои синяки и шишки, сказал: «Она исчезла». «Как исчезла? - закричал партийный начальник. - Откуда она у тебя появилась?» Директор рассказал, что купил её у цыган и что эта зверушка не поддавалась дрессировке. Повиновалась она только цыганской девчонке, которая тоже пропала.
Комиссию рассмешил рассказ директора. «Ты поверил цыганам!» - загалдели они. Начальник подвёл итог: «Цыгане, скорее всего, покрасили свинью и приделали ей рожки. А ты был под гипнозом. Они это умеют! Но наш народ не одурачить, поэтому тебе и досталось на орехи! И дрессировщик у тебя – осёл, к нам на него поступила жалоба, что он жестоко обращается с животными, бьёт их и морит голодом. Давай-ка посмотрим на них».
После проверки директор был уволен, а дрессировщика Додина арестовали за жестокое обращение с животными и отдали под суд. Всех зверей пристроили в зоопарк, где с ними хорошо обращаются. Так что дело закрыто.
Дослушав до конца рассказ циркача, дед хлопнул меня по плечу:
- Видишь, дружок, как всё хорошо закончилось!
И мы, счастливые, вернулись в деревню.

Прошло семь лет. Все эти годы я переписывался с Зарой, и знал, что она окончила школу и учится в цирковом училище. В последнем письме Зара пригласила меня в Московский цирк посмотреть её выступление.

Субботним вечером я сидел в первом ряду и любовался, как ловко танцует на лошади моя подруга. Её новые фантастические трюки вызывали восторг и аплодисменты зрителей.
 
После выступления Зара, переодевшись в обычный костюм, сидела рядом со мной, и мы смотрели номера жонглёров, канатоходцев, клоунов, воздушных гимнастов и фокусников. Я поглядывал на неё: она повзрослела, была красива, радостна и уверена в себе.

После представления мы с друзьями Зары пошли в ресторан праздновать окончание её обучения. Зара познакомила меня со своими однокурсниками и тётей – милой и весёлой женщиной в ярком, цветастом платье, приехавшей к ней. За большим столом собралось около двадцати девушек и парней, они общались, шутили, смеялись, и мне было хорошо в этой компании. Зара спрашивала меня о дедушке, о Кирилле, о Топсе.
- Дед и Кирилл живы-здоровы, - отвечал я. – Шлют тебе привет. А Топса я отвёл обратно в его доисторический мир, и мы нашли его стадо. Топс, наверное, уже стал папой. Но попасть в тот мир уже невозможно.

Заиграла музыка. Однокурсник Зары пригласил её на танец. К ним присоединились остальные. Тётя Зары жестом пригласила меня:
- Садись рядом. Моё имя Земфира. Я много слышала о тебе от Зары. Дай мне твою руку, погадаю. Ты не против?
Разглядывая мою ладонь, она сказала:
- У тебя доброе сердце. Ты любишь животных и хочешь помогать им. В детстве у тебя была большая первая любовь, которую ты ещё не забыл. Это было далеко отсюда, в другой стране.
Я сразу вспомнил Лоану и кивнул. Земфира спросила меня:
- Хочешь, я скажу, что будет с тобой дальше?
- Нет, - ответил я. – Пусть будет то, что будет. Если человек имеет цель и трудится над её осуществлением, преодолевая свою лень и страхи, он может многого добиться.
- Ты прав, - сказала Земфира, закрывая мою ладонь. – У меня к тебе большая просьба. Когда я смотрела выступление Зары, то подумала, что это очень опасная работа и когда-нибудь она может разбиться, упав с лошади в цирке. И хотя ты младше её на год, она тебя очень уважает и послушает скорее, чем меня. Знаешь, Зара очень хорошо поёт. Такой прекрасный, необычный голос достался ей от мамы. Попроси её спеть, и ты услышишь чудо. Постарайся убедить её оставить цирк и стать певицей.
- Хорошо, постараюсь, тётя Земфира, - ответил я.

После танца Зара спросила меня:
- Как тебе моя тётя?
- Она прекрасный человек и очень мне понравилась. Оказывается, ты хорошо поёшь. Спой нам, пожалуйста.

Зара вышла к оркестрантам и что-то сказала им. Они заиграли нужную мелодию, и Зара запела чарующим, сильным и чистым голосом. Я онемел от восторга. Когда песня кончилась, все в ресторане хлопали певице, даже оркестранты.
- Зара, спой ещё! – просили они.
- Спасибо, в другой раз, - ответила она. – А сейчас я хочу потанцевать с моим лучшим другом!
Я смутился, потому что не умел танцевать, но старался и повторял за Зарой все её движения. Кружиться с ней было так весело и хорошо!

Было уже поздно, я вспомнил об экзамене, который должен сдать на следующий день и сказал Заре:
- Мне пора. Извини.
- Я провожу тебя, - сказала она.
Мы вышли на улицу, где была ночь и горели яркие огни, пришли на остановку трамвая. Пока ждали трамвай, я сказал Заре:
- Ты очень хорошо поёшь. Тебе надо оставить цирк и стать певицей.
- Меня уже приглашали в Гнесинку, - ответила Зара, - но там нужно долго учиться. А в цирке я уже могу зарабатывать деньги и быть независимой.
- В цирке будет не легче, - возразил я, - вспомни, как там обращаются с животными.
Она задумалась.
- Пожалуй, ты прав. Ты мне как брат. Я послушаюсь тебя.
Тут показался мой трамвай.
- Пиши и звони мне почаще, - сказала Зара. – Не пропадай.
- До свидания, сестричка. Не пропадай и ты. Я всегда рад помочь тебе, - сказал я и вскочил в трамвай.

Трамвай громыхал по рельсам в ночи, разгоняясь всё больше, вокруг меня мелькали белые и красные уличные огни, а я ехал и радовался за мою подругу. Ведь Зара дала мне слово, что уйдёт из цирка. И она сдержит его. Значит, я могу быть спокоен за её судьбу, и верю, что она будет счастлива.

Я чувствую, что наш друг - нежный монстр с тремя рогами вспоминает о нас с Зарой и издалека помогает нам. И я уверен в этом.

2016 г.