17. Игра человека и игра Бога...

Фокас Владимир
Теперь обратимся к теме еще более сложной. Сегодня часто приходится сталкиваться с представлением о мире и обо всем, в нем происходящем, как о некой виртуальной реальности, особого рода компьютерной игре, в которой мы вынуждены участвовать без нашего на то согласия. Говорят об этом не только рядовые пользователи, но и весьма известные научные авторитеты. Однако, несмотря на внешнее сходство, представления их в корне различаются.

Вспомним классическую реакцию ребенка, которому впервые популярно объяснили про устройство мира из молекул, атомов, всяческих полей и (самое главное!) из «пустоты», в которой все это пребывает. Прекрасно помню свою собственную реакцию: значит, стул, на котором я сижу - это целая вселенная со своими галактиками и мирами, и (может быть!) разумными существами. А те, в свою очередь, тоже состоят из чего-то - и так далее до бесконечности… А что будет, если я встану и передвину свой стул? И что будет с мирами, из которых он (этот стул) состоит? А что, если мы сами «люди этого стула»? И что будет, если…

Далее понятно. Т.е. ничего не понятно… И уже много позже мы узнаем, что подобное в математике называется «дурной бесконечностью», а еще в Х1V веке один умный человек сказал: «Не следует множить сущее без необходимости, но привлекать новые сущности лишь в случае крайней нужды. Что может быть сделано на основе меньшего числа предположений, не следует делать, исходя из большего; многообразие следует предполагать лишь в случае, если иного выхода не существует». (Оккам).

А сколько раз, с умилением глядя на братьев меньших и окружающую нас жизнь, мы восклицаем: «Ах, как удивительно создан этот мир! Оказывается, у «них» все устроено так же, как у нас»! И невдомек нам подумать, что «он» (мир) и «они» (самые разнообразные формы мира) существовали за миллиарды и миллионы лет до нас… И это У НАС ВСЕ ТАК, КАК У НИХ.

Даже люди религиозные забывают о том, что «прах земной» (т.е. земная материя) и небеса были созданы Творцом в первый день, а все, на ней растущее - в день третий. Все живые существа - в день пятый, и именно в день этот Земля и Жизнь стали единым целым: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее»…
И лишь в день шестой Бог приступил к созданию человека. Опять-таки не из пустоты, не из ничего, не из себя, а ИЗ ТОГО, ЧТО УЖЕ БЫЛО.

Вы можете отрицать существование Творца как космической личности, но не можете - поэтапности образования «всего» из «ничего». Как и невероятной точности и до мельчайших деталей продуманности мироздания. С этим согласны абсолютно все, потому что ЭТО ОСНОВНОЕ.

И не следует плодить сущностей сверх меры, например, живые столы и стулья, живые (умные) дома и т.д. И если человек и берется «оживлять» что-либо, то может он это сделать только в себе, только через себя и лишь благодаря силе жизни, которую дает нам Земля. И еще тому, что случилось в день шестой: «И вдунул Бог в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

Так вот, «компьютерная модель мироздания» - это модель искусственная, попытка собственной интерпретации общих и единых законов, по которым был создан мир. Это аналогия всем нам знакомого детского конструктора, из деталей которого мы учились составлять разные интересные вещи. Просто «компьютерная вселенная» намного сложнее. Не случайно там есть и все то, что есть во вселенной настоящей - администраторы, игроки, модераторы, правообладатели, серверы, сайты, контролеры, матрицы. Есть участники и есть «неписи». Много чего есть…

И конечно же, есть и Главный Программист, хозяин и создатель этой Игры. Безусловно, подобная конструкция - не только попытка нового, технологического прочтения всего сущего и не только акт творения нового, но уже самими людьми. В определенной степени это строительство запасного дома.

Не следует только забывать о том, что подобным делом человечество занималось изначально как в прямом, так и переносном смысле слова. И тогда, когда была лишь биосфера, и когда образовалась идеосфера, и тогда, когда пришло время  ноосферы и многого другого. Техносфера в этом ряду - самая последняя, она  лишь начинает свой путь. И она не может идти дальше, пока не объяснит себе, откуда и как появляется все то невероятное, загадочное и необъяснимое, которое «имеет быть», хотя «быть не может».

Попробуем разобраться. Ключевыми понятиями в этом анализе становятся понятие Игра, Виртуальная (измененная) реальность, Программа (программное обеспечение) и Хозяин этой Игры.

Читателю с многолетним стажем приходилось сталкиваться с огромным количеством материала по данной теме, причем материал художественный представляет куда более интересные, логичные и весьма убедительные модели, чем материал научный, технологический либо религиозно-философский. Однако ни в одном из них не содержится совершенно ясного, убедительного и доказательного ответа на основное:

1. Для чего (или во имя чего) ведется эта Игра? Какова ее цель?
2. В чем заключалось ее начало и каковым будет завершение?
3. Кто такой Главный Программист?
4. Владеет ли он Игрой, Игра владеет им либо все давно уже вышло из под контроля и развивается «само по себе»?
5. Что (кто) в конце концов важнее – Игра, Хозяин Игры, Игрок или Цель Игры?

Уже один факт постановки этих вопросов неопровержимо свидетельствует: компьютерные (как и квантовые) подходы ничего не прибавляют, но и не убавляют в нашем понимании мира. Мы просто совершаем операцию подмены понятий и делегируем материальному и механическому качества «живого и разумного».

Даже самый современный компьютер или «суперкомпьютер» - это простое «железо», а самый гениальный программист - не более, чем имитатор. Компьютерная модель мира все равно остается творением пусть и гениального, но механического разума. Поэтому она близка и понятна даже самому неразвитому уму. Как и идея Игры.

Для знающего же и посвященного это поведение страуса, прячущего голову в песок;  простое линейное движение, на одном конце которого человек, а на другом - сверхчеловек. Может быть, более развитый, более цивилизованный, более технологичный, но, в принципе, такой же как и мы с вами.

Одно из самых поразительных качеств подобных миров - это их повторяемость и воспроизводимость. В них перенесены все реальности нашего общества со всеми его недостатками и достоинствами; в них есть все, что угодно, кроме одного - ЭВОЛЮЦИИ.

Несколько лучше обстоит дело с литературой «нового откровения», литературой «третьей волны», но сильна она, скорее, превалированием вопроса над ответом.
Где-то между ними пребывает классическая фэнтези. Но и там за самыми причудливыми ликами, сущностями, фигурами и хитросплетениями сюжета легко угадывается наша обычная жизнь.

А могло ли быть иначе? Нет и еще раз нет. Во-первых, потому, что есть такая реальность, как ноосфера в самом широком смысле этого слова, за тысячи и тысячи лет создавшая и одновременно включившая в себя практически все движущие силы, все законы, все сущности и сюжеты, весь донаучный, научный и ненаучный опыт человеческого существования и строительства.

Конечно же, удирать из школы и предаваться увлекательным играм в этой всеобщей «песочнице - детской площадке» гораздо проще и интереснее, чем заниматься  повседневной, тщательно организованной и направленной на всеобщее благо работой.

Во-вторых, происходит это потому, что «зарабатывать» (что бы ни стояло за этим словом) гораздо предпочтительней, чем РАБОТАТЬ. тТворить «иные миры» гораздо легче, чем переустраивать самого себя. В-третьих, потому что быть «творческой личностью» гораздо престижней и доходней, чем личностью трудящейся и ответственной. Причем под творчеством ныне понимаются самые примитивные идеи и телодвижения, опасные судороги желания и конвульсии разума.

И последнее. Компьютерная модель - это всегда некое подобие уже существующего; в ней все взято взаймы и нет ничего, что бы она породила сама. Она лишь копирует кое-что из жизни, но не в силах создать ее. Так что дело не в «программе» и не в «игроках». Тогда в чем?

В самой Игре? Той самой, которая появилась (или была всегда) независимо от нашего желания, разума и логики, вне нашего понимания пространства и времени, вне нашего представления о себе и мире, о нашем совместном прошлом и будущем? В Игре, полностью лишенной любых признаков искусственности, придуманности, условности и несерьезности, Игре как особом универсальном действии, не противопоставляющем себя Истине Жизни и Смыслу Бытия?

Удивительно, но такому пониманию Игры уже не одна тысяча лет. Имя ее - ЛИЛА, или ИГРА БОЖЕСТВЕННАЯ. Концепция эта для формальной логики и здравого смысла выглядит как безумие, человек - как «безумный сын безумного отца», а суть еще более непостижима, чем та, которую пытался донести до людей Иисус.

О Божественной Игре написано множество книг и статей, в том числе и нашими современниками. Как и любая крупная религиозно-философская концепция, она имеет немало интерпретаций, в том числе и психологических. Одно лишь остается обязательным - Бог, Человек и Вселенная. «Лила – это состояние души, когда нет желания победить и страха проиграть. Есть лишь наслаждение жизнью». Это слова Кришны из Махабхараты.

ЛИЛА в индийской религиозно-философской традиции означает космическую игру Бога, т.е. акт творения мира, Лила – это сам Абсолют, Бог, Дух, Всеединство,  проявляющееся в человеческом теле. Каждый – часть этого Всеединства.

Обычный человек этого не осознает, поэтому он живет свою ограниченную жизнь, обусловленную прошлым опытом, опытом родителей, полученными знаниями, подсознательными установками и бессознательными страхами. Тот, кто принял Лилу, осознает себя нераздельным со Всеединством и поэтому ни о чем не беспокоится, продолжая жить обычной жизнью. Ибо все, что происходит, должно происходить, и все, чему необходимо случиться, случается.

От человека ничего не требуется – никаких планов на будущее, никаких целей, никаких накоплений – ничего из этого, только вера в Божественный промысел, что все, что происходит, правильно; осознанность и бдительность, чтобы в нужный момент включаться и совершать необходимые действия (быть инструментом Бога), и выключаться, когда ситуация не требует активного вмешательства. Тогда никакие действия не влекут за собой кармы.

Это и есть Лила – Божественная Игра, или игра свободного сознания. О том же самом, но несколько по-иному говорил и Иисус: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»

Слова эти часто неправильно понимаются. Речь идет не о здоровой жизни, здоровье тела и крепости разума. Именно о душе и для души. Психологи сказали бы: дана правильная установка…

Лила предназначена для желающих выйти за пределы ума. Лила – не детская игра, хотя так же проста и открыта. В ней нет отягощенного взрослого разума, но есть осознание вселенского потока жизни и нераздельной связи с ним. Лила за пределами обыденной логики. Лила даже за пределами чуда. Для Лилы нет ничего невозможного, но она никогда не нарушает гармонии Вселенной, потому что тот, кто играет Лилу, и есть сама Вселенная. (Это положение весьма схоже с библейским: «Будьте как дети»).

Лила — это Божественная игра, в которой Высшее «Я» является и Творцом, и Игроком, и самой Игрой, выраженной в материальной реальности. Когда мы осознаем это, наша жизнь и сознание выступают неким микрокосмом, в котором, как в голограмме, присутствует весь этот мир. Таким образом, те озарения и открытия, которые мы получаем в этой игре, автоматически переходят в макрокосм — Вселенную Вселенных. И когда мы осознаем то, что было ранее скрыто от нас, наша судьба в корне меняется.

Как отличить истинную Лилу от поддельной? Да точно так же, как мы отличаем истинного Бога от многочисленных Его отражений. И в то же время нельзя научиться никакой  игре, пока не примешь в ней участия. Пока не сможешь увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они  кажутся или как кто-то хочет их представить.

Концепция эта для формальной логики и здравого смысла выглядит как безумие,  человек - как «безумный сын безумного отца», а суть еще более непостижима, чем та, которую пытался донести до людей Иисус.

Прошли века и века, но участвовать в этой Игре, поняв и приняв ее принципы и законы, по-прежнему способны лишь немногие. И не случайно с древнейших времен понятия гениальности и безумия оказались тесно связанными. Однако каким-то странным образом мы всегда могли определить разницу между безумным гением и гениальным безумцем. Первый всегда созидатель, второй - разрушитель.

Божественное безумие - это то, что (по мнению античных философов) заставляет человека восставать против всего завершенного, определенного и закономерного. Для него нет ничего невероятного и невозможного; он интуитивно понимает: БОГ НЕ ВСЕМОГУЩ ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО ВСЕМОГУЩ.

Безумие Творца состоит лишь в том, что Он способен изменять и нарушать самые главные законы Им же созданного мира, в том числе и законы собственного существования. Его Игра - это игра вероятностей, совмещение несовместимого, случайного и закономерного.

Похоже, что принцип неопределенности заложен в самой основе Его Игры, и проходит она так, что исход неизвестен и самому Создателю. Иначе Игра была бы никому не интересна и превратилась бы в скучную механическую необходимость. Никакое умственное усилие и никакая логика здесь не сработают, а уравнение бытия не способен решить даже величайший математик и гениальный логик.

Однако в некоторые игры мы все же играем. Допустим, мы решили определить, что не есть Бог или чем не может быть Бог. Убираем почти все, и в результате вместо «Бог не есть это, и это, и это» закономерно получаем простейшее: БОГ НЕ ЕСТЬ… Простая арифметика - непрерывное вычитание неизбежно приводит к нолю. Вот и выходит, Он есть, хотя вроде бы Его нет… Или - Он везде и в то же время нигде. Тогда мы переходи к сложению и умножению. Суть Бога разрастается непомерно… Теперь он у нас ВЕЗДЕ, НО НИ В ЧЕМ КОНКРЕТНО.

Такая ситуация всегда устраивала восточный философский и религиозный ум, но никак не устраивала ум западный, куда более прагматичный, конкретный и индивидуалистический. Он не согласен даже с определением: «БОГ ЕСТЬ КОСМИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НА УРОВНЕ СВЕРХРАЗУМА». Потому что Он должен быть личностью, и все тут. И совсем не той, какой он представлен в Ветхом Завете. А поэтому Он наделяется всеми известными нам положительными качествами и самыми невероятными возможностями.

Однако если вспомнить о существовании системы координат, то на правой его половине с положительным потенциалом возникает нечто запредельное нашему пониманию, а на левой, отрицательной, формируется некая огромная ужасающая тень, начинающая создавать самое себя из всего того, что мы посчитали неправильным, «плохим», недостойным и несвойственным Богу Истинному.

Весь же ужас в том, что мы вынуждены признать, что и тот, и другой - БОГИ или один, двуликий Бог… Или Тот, кто есть «Неназываемый», «Безымянный», «Безликий», «Непостижимый». Результат закономерен и понятен: вместо «Бог есть то-то,  и то-то и то-то» мы ограничиваемся простым БОГ ЕСТЬ… Или: БОГИ ЕСТЬ… Это несет в себе немало опасностей. Иисус предупреждал именно об этом:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить двум Богам или Богу и мамоне».

И вот тот, КТО ЕСТЬ ЕДИНЫЙ, вынужден из Единого  стать Тройственным, а затем ради вразумления людей отправить в мир земной Сына Своего, дабы мы поняли, наконец, кто такой Отец Небесный и перестали играть в свои отнюдь не детские игры. И не надо все сваливать на схоластику, религиозные ошибки, ереси, крестовые походы и ужасы инквизиции. Наши небожественные и безбожные человеческие игры оказались куда ужаснее, чем ад или Страшный Суд. В этом процессе «умножения сущностей» самое главное - вовремя остановиться.

Например, на том, что «БОГ ЕСТЬ БЫТИЕ» (мировой закон, мировой порядок, высший разум, любовь, ТОТ-КТО-БЫЛ-ОТ–НАЧАЛА и т.д.). Однако это очень трудно сделать, ибо мысль человеческая не знает преград, а остановить процесс познания мира через его осмысление невозможно. Даже остановившись, мы всегда будем чувствовать, что за границей нашего познания и предельными значениями чего бы то ни было всегда будет еще что-то. Даже философия - любовь к мудрости - здесь превращается в СОФИЮ - Мудрость Любви…

Согласно законам физики, чтобы быть воспринятым, любой сигнал должен от чего-нибудь отразиться, иначе он будет безвозвратно потерян. Закон этот един для всех видов колебательного движения - от электромагнитного до гравитационного. Человеческая мысль здесь не исключение.

Добравшись до пределов разумно-мыслительной ойкумены, она вынуждена остановиться, однако в этой остановке существенно видоизменяется. У нее появляется двойное, а то и тройное звучание. Ей уже не надо слепо отталкиваться от чего-то, чтобы получить некое знание и вернуться обратно. Она сама начинает излучать нечто такое, о чем мы пока не знаем, и одновременно творит миры самосуществования. Именно так на небосклоне появляются звезды разума…

Очень интересен в этом смысле эпизод из Упанишад. Начикетас, сын Гаутамы, обращается к Варуне, одному из верховных божеств: «Варуна, Отец мой, научи меня Брахману». Варуна отвечает ему: «Распахни свой разум и познай силу мысли. Она тоже есть Брахман и путь к Брахману». Написано за три тысячи лет до Р.Х…

Снова обратимся к упоминавшейся выше компьютерной модели мира. Взяв ее за основу, можно использовать максимальные степени свободы, отменить практически все ограничения, накладываемые на нас земной действительностью. Однако такой, пусть даже и виртуальный, мир никогда не сможет выйти за пределы не только физического, но и психического мира.

Более того, творцы подобных конструкций, пусть и со «скрежетом зубовным», вынуждены будут допустить существование некого «Высшего Начала», а затем и ввести отнюдь не новый, но достаточно сильный аргумент - МАГИЮ (колдовство, чародейство, ведовство, тайное искусство и т.д.), а также обосновать их различие.

Именно так поступают творцы техномагии и «магических миров» самой разнообразной формы и направленности. Произведения эти отнюдь не просты и весьма поучительны. Однако чем более невероятными и головокружительными становятся похождения главных героев, тем быстрее падает интерес к повествованию и тем более неубедительным его «физическое» обоснование. Не спасают и объяснения  авторов: «Цель этого произведения не в том, чтобы развлечь и или чему-то научить читателя. Главное - попытка обосновать мистические и магические реальности средствами современной физики, системного  программирования, теории информации и т.д.»

Все вышеизложенное ни в коем случае не означает, что ко всем видам «измененной реальности» следует относиться как к неким безобидным играм воображения, никак не влияющим на наше общее существование. Все в точности наоборот, ибо «технологическая» и «магическая» вселенные опираются на собственные, но весьма объективные и строгие законы. Я уже не говорю об историческом, философском и религиозном аспектах, без которых, как выяснилось, обойтись невозможно.

Однако допустим, что некто решил НА САМОМ ДЕЛЕ войти в самую суть мировой паутины и стать непосредственным участником происходящей там игры. Совершенно ясно, что никакое умственное усилие, богатое воображение и немалые физические знания, как и способность «умножать сущности сверх меры», здесь не помогут.

Как минимум, необходимо умение входить в измененное состояние сознания,  т.е. использовать приемы и методы, давно известные человечеству. В основе их лежит уже знакомая нам духовная арифметика с ее вычитанием, сложением и возведением в степень, а также психологическим приемом разотождествления.

Вы мгновенно заметите, что с самого первого шага - Я НЕ ЕСТЬ ТЕЛО - для вас  самым удивительным образом перестают иметь какое-либо значение такие понятия, как «компьютер», «процессор», программа, паутина и матрица. Игра остается, но в ней уже нет привычных «бродилок», «стрелялок» и квестов.

Главным становится чувство огромного облегчения и радости от того, что вы избавились от всего этого глупого, неистинного и постороннего. Вы продолжаете ощущать пространство, время и, безусловно, движение. Но они совершенно иные и непривычные. Это нечто такое, в чем вы движетесь, но уже только мыслью и стремлением. Перед вами может проноситься череда образов, удивительные ландшафты, звучать фрагменты прекрасной музыки, как знакомой, так и совершенно неизвестной.

Шаг второй - Я НЕ ЕСТЬ РАЗУМ. Время перестает существовать, а пространство превращается в множество движущихся, пересекающихся, переходящих одна в другую плоскостей жизни и граней бытия. Радость и восторг угасают; остается лишь безмерное потрясение, удивление и преклонение, но не сконцентрированное где-то у вас внутри, а далеко выходящее за пределы бывшего «Я». Иными словами, вы сами есть это потрясение и преклонение.

И НИКАКИХ ПРИЗНАКОВ КАКОЙ-ЛИБО ИГРЫ! ЕЕ НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО ИЛИ ОНА БЫЛА ГДЕ-ТО И КОГДА-ТО.

Возможно, вы и участвовали в ней, но это были не вы. Скорее, тот, кто раньше и где-то вами был.

Третий шаг. Вычитаем мысли и эмоции. ВЫ-НЕ-ОНИ И ОНИ-НЕ-ВЫ.

Шаг четвертый. У МЕНЯ НЕТ ЖЕЛАНИЙ И Я НЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ. Старое «Я» окончательно исчезает, а новое уже невозможно как-то обозначить вообще, кроме как «АЗ ЕСМЬ». Чередование образов, ликов, световых потоков и полей сменяется почти абсолютным восприятием и пониманием физических, философских, религиозных и духовных истин, но это не знание в привычном нам понимании. В то же время ощущается направленный на тебя доброжелательный интерес, а затем и касание чего-то чистого, светлого и прекрасного.

Шаг пятый. Я НЕ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК, НЕ ЕСТЬ ТЕЛО, НЕ ЕСТЬ РАЗУМ, НЕ ЕСТЬ МЫСЛЬ И НЕ ЕСТЬ ЧУВСТВО. Теперь вы бесконечное, почти неподвижное, «пустое» пространство, где внутри этой «непустой пустоты» содержится все, что происходило, происходит и будет происходить в этой прекрасной  и вечно обновляющейся Вселенной…

Шаг шестой - и ВЫ НИЧТО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ВСЁ, И ВСЁ, КОТОРОЕ ЕСТЬ НИЧТО…

Но рано или поздно приходится возвращаться обратно. Однако в истории человечества описано немало случаев, когда ОБРАТНО не возвращались. А теперь вот не возвращаются при полном погружении в виртуальную реальность. В медицине подобное именуется «уходом в ничто» или «компьютерной комой».

К счастью, существует еще один вид ухода из привычного для человека пространства-времени с выходом в иную (иные) реальности. Это особые творческие состояния с переживанием опыта космического творения. Вот вам пример:

Сгущался мир, плотнел с секундой каждой…
Я полз, сжигаемый и иссушённый жаждой,
Как муха, влипшая в асфальт, как в янтаре паук -
Одним сознанием, лишённым ног и рук...

Я видел нечто, что росло, рвалось на волю,
Даруя жизнь огню, частице, полю...
В гигантских схватках, муках, корчах, взрывах,
Спиралях, чёрных дырах и разрывах

Плелось пространство, облекалось властью,
Дробилось, становилось чьей-то частью...
Ревел немыслимый, сияющий поток
Великой силы, умножал, крушил, берёг,

Сплавляя в горне следствий и причин
Начал начало и кончину всех кончин,
И шАбаш, где в пучине нескончаемого пира
Пылала тьма и БИЛОСЬ СЕРДЦЕ МИРА…

Безумный танец… Невозможный, дивный сон –
Ещё до Бога, до Начала, до Времён…
Взрывались звёзды, проживали, уходили,
Рождались вновь и становились горсткой пыли -

Кипел багровый атомный туман,
Трудилась вечность, воплощая дерзкий план,
Творя неистовым и яростным касаньем
СВЕРХБЫТИЕ, СВЕРХРАЗУМ, СВЕРХСОЗНАНЬЕ...

*** 

И смерти не было, и боли, и печали,
И время стало тем же, что в начале, 
И не имело смысла, было или будет,
И не было Того, Кто оправдает иль осудит…

И было тихо – очень тихо и светло -
В том мире, где рождалось и жило
Пространство, время, путник и дорога…
Я осознал себя стоящим у порога,

И на колени встал у огненной черты…
Не стало прошлого, не стало пустоты,
Не стало мыслей, разума и тела -
Лишь зов Реки… Она не обмелела,

Катилась вдаль, таинственна, ширОка,
А я был здесь – в начале, у истока,
У ног её, у древних серых скал...
Теперь я видел – или прозревал –

Как где-то в несказуемом просторе
Река терялась, растворяясь в звёздном море,
Где пролегал извечный Звёздный Путь
И падал вниз, ложась Реке на грудь...

ТОТ путь и ЭТОТ… Поле и вершина,
Неразделимость, слитая в едином -
Земля и Небо… Вечное движенье
Причин и следствий, планов и решений,

Энергий сущего, закона и игры
Великих  множеств… Старые миры
Сменялись новыми, но вечное начало
Вливалось в них, по-новому звучало,

Дарило шанс, творило вероятность,
Росло, взрослело, обретало внятность,
Меняло лики, имена и воплощенья,
Вело в иные времена и измеренья -

И плыли люди по Реке… Старели, уходили,
Рождались вновь и снова шли, искали, находили
Дороги, судьбы, имена, прожитые когда-то,
И времена, где их мечта, прекрасна и крылата,

Ждала у Ясного Огня  как истина и вера,
Как дух и синяя гора – вершина Сальватерра…

Фокас В.М. - "Красная Река".

***   

Итак, вы снова «образовались» за работающим компьютером, не то пройдя все этапы этой удивительной Игры, не то создав ее своим присутствием. А может быть, и дав начало новому миру. Или осознали себя за любимым письменным столом с лежащей на нем рукописью нового романа, научным исследованием, нотной партитурой или загрунтованным холстом… Вы ЗДЕСЬ и одновременно еще ТАМ…

Вот вы, идущий берегом Великой Красной  Реки, стоящий на пороге древнего храма; вы, спешащий  по Виа Долороза вслед за орущей и кидающей каменья в несущего крест человека… Падающий, встающий, умирающий, возрождающийся, ищущий, но ничего не забывший…

ПОЗВОЛЬТЕ! А где же «паутина»? Матрица? Система «реинкарнационных ячеек»? Где программа, админ и главный программист? Где альтернативные миры, древние  внеземные цивилизации? Где волшебные существа, священные животные, демиурги и боги? Или хотя бы некий Космический Человек, затеявший эту немыслимую Игру с вечностью и бесконечностью? Где Тот, Кто должен оправдать и осудить?  НЕТ ИХ… И лишь где-то немыслимо далеко звучат тихие слова:

«Я НЕ ОСУЖДАЮ ТЕБЯ, ИДИ И ВПРЕДЬ НЕ ГРЕШИ».

***

Спит под волнами ночная прохлада,
Волны колышат зеленое солнце,
Солнечный зайчик пригрелся в оконце,
Тихая мелодия - что еще надо?

Надо немного - берег недальний,
Шепот признаний да птица речная.
Неизъяснимое таинство рая,
Тихая мелодия - отзвук печальный.

Вверх по излучине, против теченья,
Скоро пристанем к истокам начала.
Что это было - как много, как мало, -
Тихая мелодия, сон возвращенья…

Л.Сергеев - "Тихая мелодия".

*** 

Согласитесь, пройти столь невероятным путем и встретиться с самим собой в финале игры - это не так уж и мало… И слава Богу, что вы не вступили в игру с нулевым бытием, где неуместен не только человек, но и Бог. В ту игру, об опасности которой извечно предупреждали нас религия и философия, а в последнее время и наука.

Да, и Бог, и Человек, сын Его, могут быть над нолем, вне ноля и даже внутри него, но никогда им не становятся. Ибо каждый из них - ЕДИНИЦА, хотя на самом деле двойка, стремящаяся стать тройкой. Или часть, мечтающая возвратиться в целое и общее. Еще раз вспомним данное нам откровение: «Там, где собрались двое или трое во имя Мое, там и Я посреди них». «Да будет все едино; как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино».

«Встреча человека и Бога всегда должна означать проникновение и вхождение Божественного в человеческое и слияние с Ним. Однако слияние это не означает поглощение одного другим; это не прибавление Бога за счет отмены самого человека. Великая Игра никогда не началась бы, имея столь бессмысленный и бесславный исход».

Так что используйте компьютеры, программы и увлекательные игры лишь для того, ради чего они были созданы. Не надо делать из них ни новую религию, ни новую философию, не поиск путей нравственного и духовного совершенствования. Не стройте Дом из столь недолговечного и противоречивого материала. А если и играете, то «Будьте как дети». А там, глядишь, повзрослеете и поймете, КАК, ГДЕ И ЧТО надо строить. В том числе и себе самом.

А то, что вы именуете КВЕСТОМ, безусловно, БЫЛО. Поэтому, пройдя его, непременно задумайтесь: а та ли вы единица, которая впервые вступила в игру. Или уже немного другая? Или совсем другая, оставшаяся самой собой, но вобравшая в себя множество разных образов, жизней, судеб, встреч и дорог? И если это так, то спросите себя: а что делать дальше? Стремиться к новому единству? Множеству? Или стать единством во множестве, найдя меру того и другого? Давайте поговорим и об этом…

***